Оформление аудиторского заключения 2 страница
При проверке финансовых результатов аудитору необходимо также проверить правильность начисления и своевременность взносов в бюджет налога на прибыль, правильность распределения прибыли между учредителями, правильность образования специальных фондов.
Билет № 11
Вопрос 1: Стандарты аудита. Связь международных стандартов с национальными нормативными документами.
Правила (стандарты) аудита - это общие руководящие нормы и правила, формирующие единые основополагающие требования, определяющие нормы и правила по отношению к качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении.
На основании аудиторских правил (стандартов) регулируется качество профессиональной деятельности аудиторов.
Аудиторские правила (стандарты) являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов.
Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также основные принципы, которым должны следовать аудиторские организации и индивидуальные аудиторы.
Следует иметь в виду, что аудиторские стандарты определяют правильность деятельности аудитора в целом, но не конкретные действия, приемы, способы, процедуры, применяемые в ходе проведения аудита, которые могут быть различными, и рациональность которых аудитором должна быть обоснована.
Система стандартов в обобщенном виде включает в себя:
- международные стандарты;
- национальные стандарты;
- внутрифирменные стандарты.
Значение системы стандартов состоит в том, что она:
- обеспечивает качество аудиторской проверки;
- содействует внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;
- помогает пользователям понять процесс аудиторской проверки;
- обеспечивает связь отдельных элементов аудиторского процесса;
- создает общественный имидж профессии.
С развитием рыночных отношений и интеграционных процессов в экономике стран и, в связи с этим, превращением отдельных аудиторских организаций в крупные международные группы появилась необходимость в унификации аудита в международном масштабе.
Разработкой международных стандартов аудита занимается Международная федерация бухгалтеров (IFAS), являющаяся международным объединением лиц бухгалтерской профессии. Система международных стандартов включает в себя не только стандарты аудита (МСА), но и международные руководства по аудиторской практике.
Система международных стандартов аудита в настоящее время насчитывает 39 стандартов, сгруппированных в несколько разделов, и 11 положений по международной практике (ПМАП). Так, система МСА включает в себя следующие разделы: «Вводные аспекты», «Обязанности», «Планирование», «Внутренний контроль», «Аудиторские доказательства», «Использование работы третьих лиц», «Аудиторские выводы и подготовка отчетов (заключений)», «Специализированные области», «Сопутствующие услуги».
Положения по международной аудиторской практике включают одиннадцать положений, среди которых пять посвящены компьютеризации аудиторской деятельности, два - особенностям аудита малых предприятий и международных коммерческих банков и другим вопросам. Главная цель этих положений - помочь разработчикам национальных стандартов, тематика которых соответствует ПМАП.
Международные стандарты аудита (МСА) предназначены для применения при аудите финансовой (бухгалтерской) отчетности. Кроме того, МСА используются при аудите иной информации и предоставлении сопутствующих услуг.
В соответствии со ст.7 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» предусмотрена следующая классификация правил (стандартов) аудиторской деятельности:
- федеральные стандарты аудиторской деятельности;
- стандарты саморегулируемой организации аудиторов.
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита, являются обязательными для аудиторских организаций и аудиторов, саморегулируемых аудиторских объединений и их работников, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер. Данные правила определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы.
Саморегулируемые аудиторские объединения вправе разрабатывать методические материалы по применению федеральных стандартов аудиторской деятельности, которые не должны противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. При этом саморегулируемые аудиторские объединения вправе предусматривать в них дополнительные требования по проведению аудита, если это обусловливается особенностями проведения аудита.
Правила (стандарты) по большей части имеют единую структуру построения и содержат следующие разделы:
а) общие принципы правила (стандарта);
б) основные понятия и определения, используемые в стандарте;
в) сущность стандарта;
г) практические приложения.
В разделе «Общие принципы правила (стандарта)» отражаются: цель и необходимость разработки данного стандарта; объект стандартизации; сфера применения стандарта; взаимосвязь с другими стандартами.
Раздел «Основные понятия и определения, используемые в стандарте» охватывает новые термины и их краткую характеристику.
В разделе «Сущность стандарта» формулируется проблема, требующая описания, проводится ее анализ и приводятся методы решения.
Раздел «Практические приложения» включает схемы, таблицы, образцы документов и другие приложения.
Стандарт должен содержать такие обязательные реквизиты, как: номер стандарта, дата ввода в действие, цель разработки, сфера применения стандарта, анализ проблемы, возможные процедуры решения проблемы.
На основе международных стандартов аудита Правительством РФ были разработаны и утверждены 36 федеральных правила (стандарта) аудиторской деятельности.
Вопрос 2: Аудит собственного капитала. Типичные нарушения в учете собственного капитала.
Собственный капитал формируется за счет двух источников:
1) взносов учредителей (Уставный капитал);
2) хозяйственной деятельности (нераспределенный доход (непокрытый убыток)).
Собственный капитал - это активы субъекта после вычета его обязательств.
Целью аудиторской проверки собственного капитала является формирование мнения о достоверности данных показателей финансовой отчетности, отражающих состояние собственного капитала в соответствии методологии его учета нормативным актам.
Задачи аудита собственного капитала следующие:
- ознакомление с уставом аудируемого субъекта;
- проверка численности учредителей и их долей вкладов в уставном капитале субъекта;
- определение полноты и соблюдения сроков внесения вкладов в Уставный капитал;
- проверка обоснованности формирования и изменений уставного, резервного капитала, паевого фонда и др.
Задачи аудита собственного капитала следующие:
- проверка юридического статуса и права осуществления уставных видов деятельности, состава учредителей (участников), структуры и управления организации, а также финансовых возможностей для достижения поставленных целей деятельности;
- установление наличия соответствующих документов и соблюдение процедуры утверждения и государственной регистрации юридического лица;
- ознакомление с уставом аудируемого субъекта;
- проверка численности учредителей и их долей вкладов в уставном капитале субъекта;
- определение полноты и соблюдения сроков внесения вкладов в Уставный капитал;
- проверка обоснованности формирования и изменений уставного, резервного капитала, паевого фонда и др.
Информационная база аудита собственного капитала включает в себя: учетную политику предприятия; основные законодательные и инструктивные документы, регулирующие правовой статус организации, вопросы формирования и учета уставного капитала; учредительные документы; регистры синтетического и аналитического учета собственного капитала; первичные документы по формированию собственного капитала: документы, подтверждающие факты внесения вкладов в Уставный капитал (акты накладные, платежные поручения, приходные кассовые ордера и др.), документы, подтверждающие право собственности на имущество, вносимое в качестве вклада в Уставный капитал (свидетельства о праве собственности на недвижимость, земельные участки, транспортные средства, интеллектуальную собственность и т.п.); организационные документы: свидетельство о государственной регистрации; приказы и распоряжения; переписка с учредителями и акционерами; протоколы о результатах закрытой подписки, об итогах торгов, собраний учредителей, акционеров; справки о постановке на учет в налоговом органе, о регистрации в органах статистики; лицензии на виды деятельности, подлежащие лицензированию в соответствии с законодательством; независимо от формы учета открытые акционерные общества представляют на проверку реестр акционеров; финансовую отчетность.
Аудит собственного капитала рекомендуется проводить в следующей последовательности:
- ознакомление с пакетом документов, регулирующих установленные правила учета уставного капитала, резервного капитала, паевого фонда и т.д.;
- устанавливают по бухгалтерскому балансу правильность и тождественность остатков уставного, резервного капитала, паевого фонда на начало и конец года, сверяют их с данными Главной книги, регистров аналитического учета.
Билет № 12
Вопрос 1: Роль саморегулируемых организаций аудиторов в системе регламентации аудиторской деятельности. Стандарты СРО.
Саморегулируемая организация (СРО) аудиторов - это некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности.
Целями деятельности саморегулируемых организаций аудитор (СРО аудиторов) являются:
- Объединение аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов для осуществления контроля за их деятельностью.
- Повышение качества выполняемых аудиторских услуг.
Информирование профессиональных участников аудиторской деятельности.
Для достижения этих целей перед саморегулируемыми организациями (СРО) аудиторов ставятся следующие основные задачи:
- Осуществление контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации (СРО) аудиторов требований Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов.
- Установление в отношении аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, которые являются членами саморегулируемой организации (СРО) аудиторов, дополнительных требований, обеспечивающих их ответственность при осуществлении аудиторской деятельности.
- Разработка и установление дополнительных мер дисциплинарного воздействия на членов саморегулируемой организации (СРО) аудиторов за нарушение ими требований Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности.
Преимущества саморегулируемой организации (СРО) аудиторов:
Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать собственные правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам аудиторской деятельности и не могут устанавливать требования ниже определенных в федеральных стандартах. К ним могут относиться принятые и утвержденные в организации инструкции, методические разработки, пособия и другие документы, раскрывающие внутренние подходы фирмы к осуществлению аудита.
Внутренние стандарты по своему назначению могут быть объединены в следующие группы:
1. стандарты, содержащие общие положения по аудиту;
2. устанавливающие порядок проведения аудита;
3. устанавливающие порядок формирования выводов и заключений аудиторов;
4. специализированные стандарты;
5. устанавливающие порядок оказания сопутствующих аудиту услуг;
6. по образованию и подготовке кадров.
Вопрос 2: Финансовые вложения: предмет проверки и аудиторские процедуры. Типичные нарушения в учете финансовых вложений.
Основная цель аудита финансовых вложений - получение подтверждения законности деятельности экономического субъекта за проверяемый период.
Аудит финансовых вложений включает в себя следующие этапы:
- аудит первичных документов, подтверждающих операции по финансовым вложениям;
- аудит бухгалтерских записей организации в журнале хозяйственных операций;
- аудит правильности отражения результатов по операциям с финансовыми вложениями в финансовой (бухгалтерской) отчетности организации.
Результаты аудиторской проверки отражаются в аудиторском заключении.
Источники информации для проверки учета финансовых вложений можно разделить на несколько групп:
1. Первичные учетные документы по учету финансовых вложений, в том числе:
- документы приема-передачи вкладов в уставные капиталы других организаций;
- документы приема-передачи вкладов в совместную деятельность;
- свидетельства на суммы произведенных вкладов в другие предприятия;
- документы приема-передачи ценных бумаг;
- платежные поручения и выписки банка;
- приходные и расходные кассовые ордера.
2. Документы, устанавливающие обязательства сторон по сделкам, в том числе:
- учредительные документы;
- выписки из реестра акционеров;
- выписки из протоколов собраний акционеров, учредителей совета директоров и т.п.;
- сертификаты акций и другие ценные бумаги;
- договоры займа;
- договоры о совместной деятельности (договоры простого товарищества).
3. Учетные регистры, в том числе Главная книга, журналы-ордера, ведомости, машинограммы (в случае применения вычислительной техники) по счетам бухгалтерского учета 58 "Финансовые вложения", 59 "Резервы под обесценение финансовых вложений", а также 55 "Специальные счета в банках", 91 "Прочие доходы и расходы" и т.д.
Состав учетных регистров определяется формой бухгалтерского учета (журнально-ордерная, мемориально-ордерная и т.п.), а также статусом экономического субъекта (например, малое предприятие).
4. Формы учетной документации по инвентаризации:
- приказ о создании комиссии по инвентаризации;
- ведомость результатов инвентаризации;
- инвентаризационные описи ценных бумаг, бланков строгой отчетности и т.п.
5. Прочие. Книга учета ценных бумаг.
При проверке правильности ведения учета аудитор применяет следующие процедуры: пересчет, инспектирование, аналитические процедуры.
Пересчет используется для подтверждения достоверности расчетов сумм полученных доходов (дивидендов, процентов), налоговых расчетов, показателей отчетности, в частности отчета о прибылях и убытках, и др.
Инспектирование представляет собой проверку записей, документов или материальных активов и используется для проверки фактической передачи материальных ценностей в качестве вкладов в уставные капиталы других организаций, в совместную деятельность и т.д. Инспектирование может использоваться для подтверждения правильности отражения в бухгалтерском учете финансовых вложений, достоверности их оценки и т.д.
Подтверждение применяется для установления фактической передачи и приема вкладов в совместную деятельность, уставные капиталы других организаций и т.п. Прием вкладов может подтверждаться различными накладными, авизо, квитанциями к приходным ордерам и т.д.
К аналитическим процедурам относятся:
а) сравнение фактических показателей бухгалтерской отчетности с плановыми (сметными) показателями, определенными экономическим субъектом;
б) сравнение фактических показателей бухгалтерской отчетности с прогнозными показателями, самостоятельно определенными аудитором;
в) сравнение показателей бухгалтерской отчетности и связанных с ними относительных коэффициентов отчетного периода с нормативными значениями, устанавливаемыми действующим законодательством или самим экономическим субъектом;
г) сравнение показателей бухгалтерской отчетности со среднеотраслевыми данными;
д) сравнение показателей бухгалтерской отчетности с небухгалтерскими данными (данными, не входящими в состав бухгалтерской отчетности);
е) анализ изменений с течением времени показателей бухгалтерской отчетности и относительных коэффициентов, связанных с ними;
ж) другие виды аналитических процедур, в том числе учитывающие индивидуальные особенности организационной структуры экономического субъекта, в отношении которого проводится аудит.
Аудит учета финансовых вложений осуществляется по следующим направлениям:
1) аудит учета вложений в уставные капиталы других организаций;
2) аудит вложений в совместную деятельность;
3) аудит вложений в займы, предоставленные другим экономическим субъектам на срок до 12 месяцев;
4) аудит вложений в займы, предоставленные другим экономическим субъектам на срок более 12 месяцев.
Проверку вложений в уставные капиталы других организаций, вложений в совместную деятельность, в займы, предоставленные другим экономическим субъектам на срок до или более 12 месяцев, аудитор осуществляет на основании:
- первичных документов, подтверждающих операции по вложениям в уставные капиталы;
- бухгалтерских записей в журнале хозяйственных операций по вкладам в уставные капиталы других организаций;
- предоставленной аудитору бухгалтерской (финансовой) отчетности.
При проведении аудита вложений в уставные капиталы организаций аудиторам необходимо провести следующие мероприятия:
1. Проверить, в уставные капиталы каких организаций и с какой целью производились финансовые вложения. При этом используются такие первичные документы, как выписки из протоколов, учетные регистры, учредительные документы организации.
2. Проверить, в какой форме производились финансовые вложения: денежными средствами; ценными бумагами; основными средствами; материалами; нематериальными активами; продукцией (товарами, работами, услугами); иное. Аудит осуществляется на основании выписок из протоколов, учетных регистров, учредительных документов, приказов, выписок банков, расходных кассовых ордеров, накладных на отпуск материальных ценностей, других первичных документов.
3. Выяснить, как производилась оценка стоимости финансовых вложений, вносимых в неденежной форме. Аудит проводится на основании методик оценки, протоколов собраний учредителей, протоколов согласований по вкладам.
4. Определить, в какой форме организация получала (планирует получать) доход: денежными средствами (дивиденды, проценты), ценными бумагами, основными средствами, материалами, нематериальными активами, продукцией (работами, услугами), в виде увеличения доли в уставном капитале и т.д. Проверка осуществляется на основании выписок из протоколов.
5. Выяснить, в какие сроки организация планирует получать доход: ежеквартально, ежегодно и т.д. Аудит осуществляется на основании выписок из протоколов.
6. Проверить расчеты по доходам с помощью выписок банка, приходных кассовых ордеров, накладных, актов.
7. Проверить отражение в отчетности финансовых вложений в уставные капиталы других организаций с помощью форм отчетности.
При проведении аудита финансовых вложений в совместную деятельность аудитору необходимо осуществить следующие мероприятия:
1. Уточнить, на какой срок осуществлялись вложения: более 12 месяцев, до 12 месяцев. При этом используются такие первичные документы, как договоры о совместной деятельности (договоры простого товарищества).
2. Проверить, в какой форме производились вложения в совместную деятельность: денежными средствами; ценными бумагами; основными средствами; материалами; нематериальными активами; продукцией (товарами, работами, услугами); иное. Аудит осуществляется на основании договоров о совместной деятельности (договоров простого товарищества), а также на основании учетных регистров.
3. Определить, какими документами подтверждено получение вклада в совместную деятельность: авизо, накладные, квитанции к приходным ордерам и т.д. Аудит осуществляется на основании первичных документов.
4. Проверить, как производится оценка стоимости финансовых вложений, вносимых в неденежной форме. Проверка осуществляется на основании методики оценки, предусмотренной учетной политикой.
5. Определить, в какой форме организация получала (планирует получать) доход: денежными средствами (дивиденды, проценты), ценными бумагами, основными средствами, материалами, нематериальными активами, продукцией (работами, услугами), в виде увеличения доли в уставном капитале и т.д. Проверка осуществляется на основании договоров о совместной деятельности (договоров простого товарищества).
6. Выяснить, как распределяется прибыль, полученная в результате совместной деятельности. Проверка осуществляется на основании договоров о совместной деятельности (договоров простого товарищества).
7. Выяснить, в какие сроки организация планирует получать доход от совместной деятельности: ежемесячно, ежеквартально, ежегодно и т.д. Проверка осуществляется на основании договоров о совместной деятельности (договоров простого товарищества).
8. Проверить, возвращается ли переданное имущество при прекращении договора о совместной деятельности (договора простого товарищества). Проверка осуществляется на основании договоров о совместной деятельности (договоров простого товарищества).
9. Выяснить, каков порядок покрытия убытков от совместной деятельности. Проверка осуществляется на основании договоров о совместной деятельности (договоров простого товарищества).
10. Проверить отражение в отчетности финансовых вложений в совместную деятельность с помощью форм отчетности.
При проведении аудита вложений в займы, предоставленные другим экономическим субъектам на срок до 12 месяцев, необходимо осуществить следующие мероприятия:
1. Проверить, в какой форме производилась выдача займов: денежными средствами; ценными бумагами; основными средствами; материалами; нематериальными активами; продукцией (товарами, работами, услугами); иное. Аудит осуществляется на основании договоров займов, учетных регистров, выписок банка, расходных кассовых ордеров, накладных и других первичных документов.
2. Выяснить, как производилась оценка стоимости займов, выданных в неденежной форме. Аудит проводится на основании методик оценки, договоров займа.
3. Определить, в какой форме организация получала (планирует получать) доход: денежной (дивиденды, проценты), ценные бумаги, основные средства, материалы, нематериальные активы, продукция (работы, услуги), увеличение доли в уставном капитале и т.д. Проверка осуществляется на основании договоров займа.
4. Проверить отражение в отчетности вложений в займы, предоставленные другим экономическим субъектам на срок до 12 месяцев с помощью форм отчетности.
При проведении аудита вложений в займы, предоставленные другим экономическим субъектам на срок более 12 месяцев, проводят следующие мероприятия:
1. Устанавливают, в какие сроки планируется возврат займа, с помощью договоров займа.
2. Проверяют, в какой форме производилась выдача займов. Аудит осуществляется на основании договоров займов, учетных регистров, выписок банка, расходных кассовых ордеров, накладных и других первичных документов.
3. Выясняют, как производилась оценка стоимости займов, выданных в неденежной форме. Аудит проводится на основании методик оценки, договоров займа.
4. Определяют, в какой форме организация получала (планирует получать) доход. Проверка осуществляется на основании договоров займа.
5. Проверяют отражение в отчетности вложений в займы, предоставленные другим экономическим субъектам на срок более 12 месяцев, с помощью форм отчетности.
На основании проведенного аудита финансовых вложений аудитор формирует аудиторское заключение, в котором раскрывает свое мнение о достоверности финансовой отчетности, если проверялась вся финансовая отчетность или отчет аудитора, в котором отмечаются недостатки в учете по конкретному участку учета и пути их исправления.
При организации учета финансовых вложений могут возникать различные ошибки и упущения.
• отсутствуют документы, подтверждающие фактические финансовые вложения;
• документы оформляются с нарушениями установленных требований;
• исправления записей в документах проводятся без необходимых оснований;
• отсутствие подлинников или заверенных в соответствии с законодательством документов;
• фиктивные документы и операции;
• некорректная корреспонденция счетов при отражении финансовых вложений в учете;
• не соблюдается тождественность данных регистров бухгалтерского учета и показателей отчетности;
• не отражаются в учете свершившиеся операции;
• не совпадают данные синтетического и аналитического учета финансовых вложений;
• не проводится (или проводится с нарушениями) в установленных законодательством случаях инвентаризация финансовых вложений;
• неправильное исчисление налога на доходы;
• неисполнение требований законодательных и нормативных документов.
Билет № 13
Вопрос 1: Виды аудита и сопутствующих аудиторских услуг. Объекты обязательного аудита.
В зависимости от основания классификации аудит подразделяют:
1. По отношению к объекту проверки (или по виду исполнителя):
- внутренний аудит (проводимый работниками субъекта экономической деятельности и осуществляется как элемент системы внутреннего контроля на предприятии);
- внешний аудит (проводимый внешней независимой аудиторской организацией или аудитором).
2. По характеру заказа (или по степени обязательности):
- обязательный аудит - осуществляется для отдельных категорий экономических субъектов на основе требований законодательных и нормативных актов Российской Федерации;
- инициативный аудит - осуществляется при желании руководства организации с целью удостоверения в правильности ведения бухгалтерского учета и исчисления налогов.;
- аудит по поручению государственных органов.
3. По сфере деятельности (или виду деятельности):
- общий аудит;
- банковский аудит;
- аудит страховых организаций;
- аудит бирж, внебюджетных фондов, инвестиционных институтов.
4. По периодичности проведения:
- первоначальный;
- согласованный (повторяющийся).
5. По объему проверяемой документации:
- аудит годовой бухгалтерской отчетности - осуществляется независимой аудиторской фирмой или аудитором и имеет своей целью выражение профессионального мнения о достоверности проверяемой отчетности экономического субъекта;
- специальный аудит -- это проверка интересующих экономический субъект конкретных вопросов, касающихся его деятельности.
Аудиторы могут оказывать и прочие услуги, поименованные в п. 7 ст. 1 Закона № 307-ФЗ:
1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;
2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;
3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;
5) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
6) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
7) оценочную деятельность;
8) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
9) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.
Обязательному аудиту подлежат организации в организационно-правовой форме открытого акционерного общества, кредитные организации, бюро кредитных историй, страховые организации, общества взаимного страхования, товарные и фондовые биржи.
Вопрос 2: Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками. Типичные нарушения.
Основная цель проверки – установить соответствие совершенных операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками действующему законодательству и достоверность отражения этих операций в бух. отчетности.
Согласно основной цели аудитору в первую очередь необходимо проверить наличие договоров с поставщиками и подрядчиками, правильность их оформления и соответствие содержания договоров экономическому смыслу совершенных сделок. При этом все сделки можно разделить на 2 группы:
1) расчеты с поставщиками. Основные формы договоров – купли-продажи, поставки, энергоснабжения, мены;