Правовое регулирование социального обслуживания

Система социального обслуживания - одна из самых динамичных в социальной сфере. Ее уровень является важнейшим критерием и характери­стикой современного общества. Деятельность вхо­дящих в нее учреждений позволяет корректировать социально-психологическое состояние наи­более уязвимых слоев населения, стабилизировать социальное состояние общества в целом, воздействовать на эти факторы с целью снижения уровня социальной напряженности, ее прогнозирования в будущем.

Социальное обслуживание становится полноценным инструментом общества тогда, когда каждый человек может удовлетворить свои потребно­сти в сервисных социальных услугах. К сожалению, пока в России преобладает другой подход, при котором средства социального обслуживания направляются в основном на социальную помощь и реабилитацию категорий населения, находящихся в трудной жизненной ситуации. Не оспаривая актуальность такого рода помощи, следует признать, что необходимо расширять спектр и качество сервисных услуг, удовлетворяя потребности представителей различных социальных слоев общества, т.к. социальное обслуживание является одним из способов оптимизации социальных взаимодействий и отношений в обществе, что связано с целями социальной политики и управления.

Социальное обслуживание большинством исследователей рассматривается как определенный вид деятельности в сфере услуг, как социальное действие, направленное на воспроизводство на новом, более высоком, уровне непосредственной жизнедеятельности социальных объектов и регулирование социальных отношений между субъектами и объектами данной деятельности в определенной социальной среде.

Существенным моментом в концептуальном плане является то, что социальное обслуживание рассматривается как процесс, имеющий времен­ную протяженность, которая определяется рядом факторов: субъективной потребностью индивида в соответствии с показателями здоровья, степенью утраты способности к самообслуживанию и передвижению; объективной оценкой специалистов, работников социальных служб, которые дают за­ключение не только об ограничениях жизнедеятельности, но и определяют виды социальной помощи, сроки ее оказания, дают рекомендации для организации процесса социального обслуживания[6].

Следует отметить, что с 1 января 2015 года согласно ст.19 Федерального закона от 28.12.2013 №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» социальные услуги будут предоставляться их получателям только в трех формах: стационарное, полустационарное и социальное обслуживание на дому.

При этом, как указано в ч.2 ст.19 указанного Закона, социальные услуги будут предоставляться организацией социального обслуживания в полустационарной форме - в определенное время суток; в стационарной форме - при постоянном, временном или пятидневном круглосуточном прожива­нии в организации социального обслуживания.

Федеральный закон от 28.12.2013 №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» предусматривает обяза­тельность обеспечения получателям социального обслуживания в стационарной или полустационарной форме следующих прав и возможностей: сопровождение получателя социальных услуг при передвижении по территории организации социального обслуживания, а также при пользовании услугами, предоставляемыми такой организацией; возможность для самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания, входа, выхода и перемещения внутри такой организации, для отдыха в сидячем положении, а также доступное размещение оборудования и носителей информации; дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение организации социального обслуживания знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, ознакомление с их помощью с надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией на территории такой организации, а также допуск тифлосурдопереводчика, допуск собак-проводников; дублирование голосовой информации текстовой информацией, надписями и (или) световыми сигналами, информирование о предос­тавляемых социальных услугах с использованием русского жестового языка (сурдоперевода), допуск сурдопереводчика.

Необходимо также отметить, что ст.20 Федерального закона от 28.12.2013 №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» закрепляет точный перечень видов социальных услуг, предоставление которых с учетом индивидуальных потребностей будет возможно получателями этих услуг: социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту; социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья; социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде; социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг; социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией; социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг по защите прав и законных интересов получателей социальных услуг.

Социальное обслуживание, как и любая другая профессиональная, правовая деятельность и общественные отношения, основывается на определенных принципах, то есть на основополагающих идеях, на которых функционирует данный общественный институт . Законодателем установле­но семь основных принципов социального обслуживания и каждый из них играет определенную роль. В соответствии со ст.5 «Закона об основах социального обслуживания» социальное обслуживание основывается на принципах: адресности; доступности; добровольности; гуманности; при­оритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальности; про­филактической направленности.

Таким образом, под социальное обслуживание подпадает обширный и разнообразный спектр правоотношений: медицинское обслуживание не­трудоспособных граждан, их направление и проживание в социальных учреждениях, в том числе в домах-интернатах; оказание патронажной помо­щи, трудоустройство, обучение, переобучение, переквалификация и многие другие составляющие социально-трудовой реабилитации. Вместе с тем обособление данной понятийной категории от категорий «предоставление услуг», «социально-трудовая реабилитация» и др. неверно. На наш взгляд, это взаимосвязанные, взаимозависимые категории, представляющие части единого целостного правового института.

ГЛАВА 2.:КОЛЛИЗИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРВОАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Наши рекомендации