Органы финансового контроля 4 страница
29. Сущность,функции и роль кредита
Ссудный капитал – это капитал в ден или товарной форме, предоставленный в ссуду на слуовиях возвратности, платности и срочности. Кредит – это ссуда в ден или тов форме на условиях срочности,возвратности и платности. (в переводе с лат 2 значения: «верую,доверяю» и «долг,ссуда»). Как экономическая категория кредит выражает экономические отношения,возникающие между собственниками по поводу распределения временно свободных средств на условияхх возвратности и платности. Кредитные отношения предполагают начиличе как минимум 2х субъектов:кредитора и заемщика. Кредитор – стороны кр отношений,предоставляющая ссуду. Для выдачи ссуды кредитор должен обладать ссудным капиталом. Заемщик – это сторона кр отношений,получающая кредит и обязанная вернуть полученную сумму и уплатить ссудный процент. Ссуженная стоимость – это то, что передается от кредитора заемщику и то,что возвращается от заемщика кредитору. Ссудный процент – это цена ссуженной стоимости,определяемая след.факторами: соотношением спроса и предложения средств, степень доходности на др участках рынка, проуентная политика ЦБ РФ,конкретные условия сделки о привлечении и размещении средств.
Существуют разл виды ссудного процента: по форме кредита (банковский,коммерческий,лизинговый,по гос кредиту) по видам кредитных учреждений (учетный процент ЦБ, банковский %, % по операциям ломбардов), по видам инвестиций (с привлечением кредитов банка % по кредитам в оборотные ср-ва, % по инвестициям в осн фонды, % по инвестициям в ценные бумаги) по видамопераций в кредитн. Учреждения (депозитный,вексельный,%по ссудам,%по межбанковским кредитам) по срокам кредитования (%по краткосрочным ссудам, по среднерочным и по долгосрочным).
У кредита существует 3 функции. Перераспределительная – в процессе передачи временно свободных мтер и ден ср-в во временное пользование на усл возвратности и платности посредством перераспределения, бездействующие ср-ва превращаются в функционирующие. Вопросизводственная ф-ция – кредит являясь неоъемлемой частью рыночного хоз-ва оказывает непосредственное влияние на процессы расширенного вопроизводства как на макро-,так и на микро уровне. Благодаря кредиту предприятие имеет возмомжность увеличиваться и расширять производство. Граждане воспользовавшись кредитом,получают в свое распоряжение такие вещи, предметы, которыми они могли бы владеть лишь в будущем. Симулирующая ф-ция – оказывает стимулирующее воздействие на производство или обращение, способствует исползованию средств заемщика. Кредит обязывает заемщика осуществить хозяйствование деят-ти. Т образом, чтобы улучшить свои экономические показатели, обеспечить получение доходов и прибыли достаточнго для его погашения уплаты процентов и подтв-ие своей кредитоспособности.
Кредит играет важную роль. Она проявляется при осуществлении все хформ кредита (банковского,комерческого,потребительского,международного,гос) разными путями: 1)перераспределением матер ресурсов в интересах развития про-ва и реализации продукции при предоставлении и мобилизации ср-в физ и юр лиц 2)воздействием на непрерыность процессов произвосдтваиреализации продукции. 3)участием в расширении производства,когда кредитные ресурсы используются в качестве источника увеличения основных средств,капитальных затрат 4)ускорением получения потребителем товаров,услуг,жилья за счет заемных средств. 5)регулированием наличного и безналичного ден оборота.
30. Источники ссудного фонда
Ссудный капитал есть особая историческая форма капитала, приносящего проценты, которая возникла и развилась в условиях капиталистического способа производства и пришла на смену ростовщическому капиталу. Ссудный капитал - это денежный капитал, отдаваемый капиталистами-собственниками в ссуду и приносящий проценты на основе эксплуатации наемного труда. В то время как ростовщический капитал выражал докапиталистические производственные отношения, ссудный капитал выражает капиталистические производственные отношения.
или Ссудный капитал – это капитал в ден или товарной форме, предоставленный в ссуду на слуовиях возвратности, платности и срочности. Основными источниками ссудного капитала являются:
1. Средства, освобождающиеся в процессе обороа промышленного капитала.
2. Ден суммы, предназанченные для восстановления основного капитала и накапливаемые по мере того, как его стоимость переносится в форме амортизации на создаваемый товар.
3. Временно свободные ден ср-ва, кот накапливаются для начисления з/п.
4.Часть оборотного капитала (оборотный капитал – это доля капитала предприятия, вложенная в текущие активы, фактически все оборотные ср-ва. Чистый об кап представляет собой нразницу между текущими активами и текущими обязательствами), высвобожденная в ден форме из-за несовпадения времени продажи изготавливаемых товаров и покупки нового сырья, топлива, материала, необходимых для дальнейшего.
31. Сущность кредитно-денежной политики
Денежно-кредитная (или монетарная) политика — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный банк.
Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.
Обычно денежно-кредитная политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны.
Денежно-кредитное регулирование — это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.
Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики. Государственная экономическая политика должна предусматривать меры по решению проблем в каждом блоке. Центральный банк выполняет свою часть — денежно-кредитную политику, он отвечает за её проведение.
Методы денежно-кредитной политики — совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей.
· Прямые методы — административные меры в форме различных директив Центрального Банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Реализация этих методов даёт наиболее быстрый экономический эффект с точки зрения центрального банка за максимальным объёмом или ценой депозитов и кредитов, за количественными и качественными переменными денежно-кредитной политики. При использовании прямых методов временные лаги сокращаются. Временные лаги — это определенный период времени между моментом возникновения потребности в применении той или иной меры в сфере денежно-кредитной политики и осознания такой потребности, а также между осознанием потребности, выработкой мнения и началом реализации.
· Косвенные методы регулирования денежно-кредитной политики воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют большой временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако, их применение не приводит к деформациям рынка. Соответственно, использование косвенных методов непосредственно связано со степенью развитости денежного рынка. Переход к косвенным методам характерен для общемирового процесса либерализации, повышения степени независимости центральных банков.
Так же различают общие и селективные методы:
· Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.
· Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Благодаря этим методам решаются частные задачи, как ограничение выдачи ссуды некоторым банкам, рефинансирование на льготных условиях.
Операции на открытых рынках, изменение минимальной резервной нормы, изменение учетной ставки, политика дешевых денег, политика дорогих денег.
32. Методы регулирования денежного оборота
Денежный оборот страны равен сумме всех платежей, совершаемых тремя субъектами в наличной и безналичной формах за определенный период. Деньги обслуживают обмен стоимости ВВП и НД, в том числе кругооборот капитала, обращение товаров и оказание услуг, движение ссудного и фиктивного капитала и доходов различных социальных групп.
Денежное обращение осуществляется в двух формах: наличной и безналичной.
Наличное обращение - движение наличных денег в сфере обращения при выполнении ими двух функций – средства обращения и средства платежа. Объём обращения наличных денег составляет в странах с развитой экономикой менее
10%. Налично-денежное обращение используется при кругообороте товаров и услуг, при расчетах, при выплате заработной платы, премий, пособий, страховых вознаграждений по договорам страхования, при оплате ценных бумаг и доходов по ним, при платежах населения за коммунальные услуги.Безналичное обращение - движение стоимости без участия наличных денег путем перечисления денежных средств по счетам кредитных организаций.
В странах с развитыми экономическими отношениями значительная часть денежного оборота (до 90% всего денежного обращения) осуществляется путём безналичного оборота по текущим банковским счетам. Безналичные расчёты, заменяя оборот наличных денег, уменьшают потребности в них, ускоряют оборот средств, сокращают издержки производства. Способствуют накоплению и аккумулированию денежных средств, облегчают их перераспределение через финансово-кредитную систему.
могут использоваться как прямые (административные), так и косвенные (экономические) методы воздействия на деятельность банков. Реакция рынка банковских услуг на прямые методы вмешательства в деятельность банков более оперативна, чем на косвенные. Использование косвенных методов предполагает высокую степень развития процессов саморегуляции на микроуровне, а эффект от их применения замедлен и неоднозначен.
К административным методам относятся прямые ограничения (лимиты) и запреты, устанавливаемые центральным банком в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков. При использовании административных методов воздействия наиболее широко применяются следующие инструменты: квотирование отдельных видов пассивных и активных операций; введение потолков (или лимитов) на выдачу ссуд различных категорий и на привлечение кредитных ресурсов; ограничение на открытие филиалов и отделений; лимитирование размеров комиссионного вознаграждения, тарифов за оказание различных видов услуг, процентных ставок; определение номенклатуры операций, видов обеспечения, а также перечня банков, допущенных к отдельным видам операций (так называемое контенгирование).
К экономическим методам управления совокупным денежным оборотом и регулирования банковских операций относятся мероприятия, использование которых оказывает в основном косвенное воздействие и не предполагает установление прямых запретов и лимитов. Выделяются три основные группы экономических методов управления: налоговые; нормативные, когда размеры вводимых ограничений или льгот увязываются с масштабом операций; корректирующие, которые отличаются гибкостью и оперативностью, возможностью оказывать стимулирующее либо ограничивающее воздействие в зависимости от ситуации.
33. Учетная ставка ЦБР
34. Способы увеличения и уменьшения денежной массы
35. Принципы организации наличного денежного обращения безналичные расчеты
36. Потребительский кредит
37. Ипотечный кредит
38. Ломбардный кредит
39. Необходимость и сущность государственного кредита
Государственный кредит — одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие признаки кредита: наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных субъектов кредитной сделки; аккумуляция свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности, срочности и платности (в исключительных случаях допускается беспроцентный заем ресурсов); возможность использования госкредитных операций внутри страны и в международных экономических отношениях.
При осуществлении госкредитных операций внутри страны государство является заемщиком средств, а население, предприятия и организации — кредиторами. В международных экономических отношениях государство выступает как в роли заемщика, так и кредитора.
С помощью государственного кредита государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы для финансирования общегосударственных расходов и выполнения своих функций. Объективная необходимость использования государственного кредита объясняется противоречиями между растущими потребностями общества и возможностью их удовлетворения за счет доходов бюджета.
Таким образом, в сферу бюджетного распределения не попадают значительные объемы ресурсов, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, и личные доходы граждан.
Между тем бюджетная нагрузка на расходы растет. Структурная перестройка и регулирование экономики, социальная политика государства, расходы по обороне страны, участие в международной деятельности требуют больших средств. Сегодня мы наблюдаем более быстрый рост расходов государства по сравнению с доходами.
В периоды экономического кризиса, коренных изменений в хозяйственном механизме, нарушения сбалансированности бюджета государство испытывает острый недостаток финансовых ресурсов. Главным способом получения дополнительных финансовых ресурсов становится государственный кредит. В период экономического подъема, напротив, потребность в государственном кредите сокращается и сфера его применения сужается.
Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения стоимости валового внутреннего продукта и части национального богатства. В сферу его применения попадает часть доходов и фондов, сформированных на стадии первичного распределения стоимости.
Через государственный кредит перераспределяются средства, направляемые в фонды потребления. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления. Но при определенных экономических и политических ситуациях население и хозорганы могут идти на сознательное ограничение потребления и в сферу государственного кредита втягиваются средства, предназначенные для текущих производственных или социальных нужд. В истории нашей страны были примеры, когда подобное ограничение потребностей происходило по принуждению государства (подписка на государственные займы).
Формирование посредством госкредитных отношений дополнительных финансовых ресурсов отражает одну сторону сущности государственного кредита как особой формы движения стоимости (ссудного фонда).
Второй стороной выступают отношения, обусловленные возвратностью и платностью ресурсов, мобилизуемых с помощью государственного кредита. Государство гарантирует возврат средств с уплатой кредиторам установленного дохода, как правило, в виде процентов. Выплата доходов осуществляется преимущественно за счет госбюджета. При этом госкредитные отношения и налоговые не подменяют друг друга и являются самостоятельными финансовыми инструментами. Отношения по возврату средств и выплате вознаграждения также имеют перераспределительный характер.
Итак, государственный кредит представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования государством финансовых ресурсов для финансирования бюджетных расходов и других общегосударственных программ. Государственный кредит — форма мобилизации временно свободных денежных средств населения, предприятий, организаций для удовлетворения потребностей общества на условиях возврата и платности.
Как показывает опыт стран с рыночной экономикой, использование государственного кредита для покрытия дефицита бюджета является более эффективным и разумным средством по сравнению с монетарными приемами (например, эмиссией денег). Объясняется это тем, что спрос на денежные ресурсы перемещается от юридических и физических лиц к правительственным структурам, но совокупный спрос на деньги и их количество в обращении не меняются. Государственные займы временно сокращают платежеспособный спрос населения и хозорганов, из обращения изымается избыточная денежная масса.
40. Формы государственного кредита и классификация государственных займов
Государственный кредит может быть внутренним и внешним.
Внутренний выступает в следующих формах:
обращение части вкладов населения в государственные займы, т. е. сберегательные учреждения предоставляют кредит государству за счет заемных средств, а именно депозита. Особенность этого кредита в том, что сберегательные учреждения выступают как посредники, которые действуют без ведома реальных владельцев вкладов. Сберегательные учреждения покупают у государства ценные бумаги и продают их населению;
заимствование средств общегосударственного ссудного фонда. В этом случае правительство занимает у ЦБ средства для погашения дефицита бюджета и возмещает долг, образовавшийся в прошлые годы;
казначейские ссуды, т. е. оказание финансовой помощи за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности;
государственные займы характеризуется тем, что свободные денежные средства предприятий, населения привлекаются на финансирование общегосударственныхпотребностей путем выпуска и реализации ценных бумаг;
гарантированные займы, т. е. государство гарантирует погашение займа, выпущенного региональными органами власти или отдельными субъектами хозяйствования, и выплаты процента по ним.
Государственные займы классифицируют:
По субъектам заемных отношений:
размещение центральными органами власти;
размещение местными органами власти.
В зависимости от обращения на рынке:
рыночные;
нерыночные.
Рыночные — свободно покупаются, продаются и являются основными при финансировании бюджетного дефицита.
Нерыночные — не могут свободно покупаться и продаваться, на рынке ценных бумаг не обращаются, выпускаются государством для привлечения определенных инвесторов.
От срока привлечения средств:
краткосрочные (до 1 года);
среднесрочные (от 1 до 5 лет);
долгосрочные (от 5 лет).
В зависимости от обеспеченности долговых обязательств:
закладные;
беззакладные.
Закладные выпускают местные органы власти и обеспечиваются конкретным имуществом или доходом.
Беззакладные, которые выпускаются центральным органом власти и обеспечиваются гарантией государства.
По характеру выплачиваемого дохода:
выигрышные (мало пользующиеся спросом);
процентные (доход по купонам, 1, 2, 3, 4 раза в год);
с нулевым купоном (весь доход выплачивается вместе с суммой основного долга).
В зависимости от метода определения дохода:
с твердым доходом (фиксированный процент дохода);
с плавающим доходом (процент дохода пересматривается).
В зависимости от обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа:
с правом досрочного погашения, когда заемщик имеет право выпустить и разместить новый заем и погасить старый;
без права досрочного погашения.
Внешний государственный кредит выступает в форме международного кредита. Государство выступает на мировом рынке или в роли заемщика или в роли кредитора. Государственные внешние займы могут носить денежную и товарную форму.
41. Управление государственным долгом, принципы и методы
Вопросы, касающиеся управления государственным долгом, являются одними из самых главных в экономической политике России. А связано это с тем, что в последние годы наблюдается увеличение государственного долга, а также расходов по его погашению. Отсюда и главная цель управления: сокращение задолженности и снижение расходов по ее погашению. Вот только не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Управление внутренним государственным долгом, равно, как и внешним, имеет особенности, которые связаны с характером отношений с кредиторами, урегулированием долга, текущим обслуживанием и с ограничением в выборе способов урегулирования долга. В связи с этим стоит поближе познакомиться с тем, какие бывают методы управления государственным долгом.