После победы вы можете проиграть
Почему знание правил денежной игры настолько важно? Дело в том, что в один прекрасный момент все ваши предыдущие успехи могут оказаться перечеркнутыми. К примеру, все в том же американском футболе счет к середине игры может составлять 24:14. В этом случае, даже если за все оставшееся время проигрывающая команда не наберет ни одного очка, в конце игры она все равно будет иметь те 14 очков, которые у нее были к середине игры… даже если окончательный счет будет 48:14.
В денежной игре все обстоит иначе. Здесь человек может прийти к середине игры со счетом 24:14, а к концу– со счетом 24:0. Иными словами, можно достичь успеха во втором периоде, но потерять все на последнем этапе игры.
До крушения рынка ценных бумаг очень многие, как казалось, достигли финансового процветания. Большинство из этих людей стали так называемыми «бумажными миллионерами», то есть владели ценными бумагами на миллионы долларов. Некоторые из них даже перестали работать. Но последовавшее крушение рынка обнажило перед ними жестокую реальность – успех, достигнутый в одном периоде денежной игры, может быть перечеркнут в следующем.
Многие из моих сверстников сейчас вступают в четвертый период своей жизни, не имея ровным счетом никаких сбережений за всю свою трудовую жизнь. Многие продолжают слушать своих финансовых консультантов, которые по-прежнему твердят: «Делайте долгосрочные инвестиции». Но проблема в том, что они находятся уже на заключительном этапе своей денежной игры и их время истекает. Уже нельзя использовать привычные для них средства, и многие из тех, кто добился успеха в первой половине игры, терпят крах на последнем этапе… а мудрое время стремительно идет вперед, не делая никому поблажек. На днях я читал отчет, в котором говорилось, что две трети людей собираются начать жить только после выхода на пенсию.
Это «ожидание жизни» может продлиться еще бог знает сколько, потому что возраст выхода на пенсию все еще остается равным 67 годам.
Быть пилотом – это не так уж здорово
Окончив в 1969 году Морскую академию, я не сохранил верности парусам, а пошел добровольцем в американскую армию. Я поступил в корпус морской пехоты и отправился в летное училище, расположенное в городе Пенсакола, штат Флорида. Так что, вместо того чтобы стать морским офицером, в период с 1969 по 1974 год я был военным летчиком. Многие мои бывшие товарищи – офицеры морской пехоты – продолжили карьеру пилотов и состояли на службе у американских авиакомпаний «Delta», «United», «American», «Eastern», «Western», TWA, «Northwest» и «US Air». Тогда, в 1970‑х, профессия пилота пассажирских авиалиний считалась престижной и высокооплачиваемой. Но время изменилось. Сейчас многих авиакомпаний уже не существует, а иные находятся на грани банкротства. Многие из бывших летчиков не получают никакой пенсии или, в лучшем случае, получают пособие по урезанной ставке.
В 2003 году в «The Wall Street Journal» была опубликована весьма интересная статья: «Большинство наемных работников пребывают в неведении относительно состояния своих пенсионных систем».
Статья начинается так:
Миллионы подошедших к пенсионному возрасту американцев находятся в лучшем состоянии, чем их пенсионные счета. Но пока их работодатели усиленно стараются сохранить всю самую важную информацию в тайне от тех, кто в ней заинтересован.
Эта борьба происходит на фоне все возрастающей тревоги людей по поводу своей дальнейшей судьбы. Некоторые работодатели, особенно из отрасли черной металлургии, уже расправились с существовавшими на протяжении десятилетий пенсионными планами. Другие компании сократили выплаты, реструктурировав свои планы. А теперь эти наниматели оказывают давление на конгресс с целью изменения формулировок в законах, которые позволили бы им сократить размеры пенсионных вкладов и выплат для уходящих на пенсию работников.
Служащие же, как еще работающие, так и уже вышедшие на пенсию, не имеют почти никакой возможности выяснить, как в настоящее время выглядят их собственные пенсионные счета, в значительной мере из-за того, что руководство компаний очень долго оказывало сопротивление всем попыткам получить более-менее достоверную информацию по этому поводу. В результате работающие по найму подвергаются сильному давлению, пытаясь разузнать, не находятся ли в данный момент под угрозой их пенсионные планы.
Далее в статье говорится, что обычно служащий мог свободно получить исчерпывающую информацию о состоянии своего пенсионного счета. Но с 1995 года все изменилось. В этот год конгресс ввел требование, чтобы компании передавали всю информацию о состоянии пенсионных счетов в организацию, гарантирующую сохранность пенсионных выплат (PBGC). PBGC – это квазиобщественное страховое агентство, которое, как предполагается, должно обеспечивать страхование наших пенсий. В обмен на предоставление государственной организации этой информации о состоянии пенсионных счетов компании выдвинули требование, чтобы PBGC не раскрывали полученные сведения простым гражданам. Другими словами, после 1995 года наемным работникам больше не положено интересоваться состоянием своих пенсионных счетов.