Цветного дисплея, разъемов для внешних устройств и сетевого
кабеля».
На обсуждение этих вопросов с командой у вас могут уйти часы. Прийти к согласию будет непросто, ведь здесь нет однозначно верного или неверного ответа. Есть, впрочем, еще один способ решить эту дилемму. Спросите себя: «Хотел бы я, чтобы мои родители пользовались моей продукцией в ее нынешнем виде?», и если ответ — «Да», выводите продукцию на рынок.
Также можно задать вопрос: «Не заканчиваются ли у нас деньги?». Ничто не способно сплотить коллектив больше, чем страх скорой смерти.
ЗАБУДЬТЕ О ЗАСЛУЖЕННЫХ ИГРОКАХ
Опыт — это имя, которое каждый дает
своим ошибкам. Оскар Уайльд
Если вы встали на путь бутстрэппинга — забудьте идею нанять именитых ветеранов индустрии и собрать команду мечты. Сосредоточьтесь лучше на доступных ресурсах — то есть молодых специалистах без опыта, зато с тоннами свежего таланта и бьющей через край энергией.
I
Generated by Foxit PDF Creator© Foxit Software http://www.foxitsoftware.com For evaluation only.
Как стать бутстрэппером
Да, так вы на первое время понижаете свои шансы собрать венчурный капитал, но стоять на дне бассейна — в любом случае невеликое удовольствие. Вот эта таблица показывает, насколько выгоднее нанимать людей без опыта:
ЛЮДИ С ОПЫТОМ ЛЮДИ БЕЗ ОПЫТА
Высокая; при этом ты Низкая; при этом ты почти
Зарплатане всегда получаешь то, всегда получаешь по мень-
за что платишь шей мере то, за что платишь
Секретари, хорошие отели, Самообслуживание, мотели,
Другиеперелеты первым классом, перелеты эконом-классом,
запросы лимузины и новейшее обору- подержанные автомобили
дование и оборудование
_ В идеале — еще на высоком п
ЭнергичностьВ идеале - контролируемая
уровне
Не упоминают о том, чего не Не знают, чего они не знают,
Знаниязнают; но вы предполагаете, а потому готовы взяться за
что они знают все что угодно
1
Из всех перечисленных факторов наиболее важен последний: неведение не только блаженно, но и могущественно. Тогда, в 80-е (времена моей молодости), я еще не знал, насколько трудно быть евангелистом, «проповедующим» новую операционную систему; так что когда Apple предложила мне работу, я был на седьмом небе от счастья — ведь для меня это было все равно, что каждый день посещать Диснейленд и еще получать за это зарплату. Теперь-то я знаю, что за ад подобная работенка, и никогда больше, ни за какие коврижки, не стану ей заниматься. Кабы не великая сила неосведомленности о «невыполнимости» моей миссии, я бы и тогда за нее не взялся.
УПРАЖНЕНИЕ
Посмотрите в Интернете биографии следующих предпринимателей:
Билл Гейтс Дэвид Фило Пьер Омидьяр
Стив Джобе Ларри Пейдж ОпраУинфри
Майкл Делл Сергей Брин Анита Родцик
Джерри Янг
Generated by Foxit PDF Creator© Foxit Software http://www.foxitsoftware.com For evaluation only.
Г
Мастер-класс №5
Вы увидите, что никто из них не может похвастаться биографией, «подобающей» основателю мультимиллиардной компании.
НАЧНИТЕ С ПРОДАЖИ УСЛУГ
Одно из преимуществ продажи услуг — мгновенный приток наличности. Классический пример этой формы бутстрэппинга — компания по производству ПО. Сюжет сказки таков:
• Несколько программистов объединяются для продажи своих
услуг на нишевом рынке. Вначале они работают как консультан
ты, общаясь с клиентом напрямую. Счета выставляются на по
часовой основе, с оплатой в течение трех дней.
• В процессе оказания этих услуг они начинают разрабатывать
специализированную программу-приложение. С ростом кли
ентской базы они продолжают расширять и совершенствовать
свое приложение. Вскоре они видят, что у их приложения —
широкий круг потенциальных пользователей и оно пользуется
спросом.
• Доход от консультаций идет на финансирование дальнейшей раз
работки приложения. На этом этапе консультационная практика
расширилась настолько, что уже приносит устойчивую прогно
зируемую прибыль.
• Они завершают разработку приложения и пробуют продавать
его отдельно от консультационных услуг. Продажи идут как по
маслу. Компания прекращает консультации, поскольку они ста
новятся менее выгодными.
• Компания выставляет свои акции на публичную продажу либо
ее приобретает Microsoft. Ее основатели покупают себе «пор
ше», «ауди» или «мерседесы», женятся на супермоделях и жи
вут себе дальше долго и счастливо.
Generated by Foxit PDF Creator© Foxit Software http://www.foxitsoftware.com For evaluation only.
Как стать бутстрэппером
Есть и другой сюжет, чуть более мрачноватый:
• Двое парней в гараже решают создать компанию по производству
ПО. Они намерены разорить Oracle, Microsoft или Symantec.
• Они начинают разработку продукта. Возможно, собирают вен
чурный капитал. Возможно, находят себе спонсоров. Возможно,
просто голодают.
• В первый раз за всю историю человечества разработка продукта
затягивается на более долгий срок, чем рассчитывали предприни
матели. К тому лее клиенты не горят желанием покупать продукт
у двоих парней из гаража. Деньги у компании заканчиваются.
• Чтобы обеспечить хоть какой-то приток наличных, парни реша
ют подзаработать консультациями. Они берут свой наполовину
законченный продукт и начинают обивать пороги в поисках хоть
какого-то клиента. Они адаптируют свою программу под кон
кретные запросы потребителя.
• И тут — о чудо! — оказывается, что их продукт и правда пользу
ется спросом. Завершив разработку, предприниматели начинают
продавать его. Продажи идут как по маслу, и компания прекраща
ет консультации, поскольку они становятся менее выгодными.
• Компания выставляет свои акции на публичную продажу либо
ее приобретает Microsoft. Ее основатели покупают себе «порше»,
«ауди» или «мерседесы» и живут себе дальше долго и счастливо.
Какой путь выберет ваша компания — сказку или мрачную сказку, не так уж важно; главное, чтобы вы сумели пройти его до конца. Суть в том, что продажа услуг как первый этап запуска предприятия (сделанный добровольно или вынужденно) — бесценный инструмент бутстрэппера.
Однако, освоив эту технику, вы должны понимать, что она хороша лишь на начальной стадии, но не всегда подходит в качестве долгосрочной стратегии. Финансирование собственных разработок
Generated by Foxit PDF Creator© Foxit Software http://www.foxitsoftware.com For evaluation only.
Г
Мастер-класс №5
и развития из денег потребителей услуг должно быть лишь временной мерой для производственной компании.
Поставщик услуг фундаментально отличается от производителя программных продуктов. Первый выполняет рабский труд и довольствуется почасовой либо попроектной оплатой. Второй занимается разработками и изобретательством, поставками и отгрузками и продает тысячи коробок с ПО на выходе.