Тема 7. Преступления против интересов потребителей
Обман потребителей (ст. 257). Диспозиция ч.1 данной статьи сформулирована следующим образом: «Обман покупателей, заказчиков или иных потребителей работником индивидуального предпринимателя или юридического лица, осуществляющих реализацию товаров, выполнение работ или оказание услуг, либо обман потребителей индивидуальным предпринимателем, осуществляющим такую же деятельность (обман потребителей), совершённый в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение либо в значительном размере».
Непосредственным объектом обмана потребителей являются общественные отношения между гражданами – потребителями товаров, работ или услуг и предприятиями, организациями, учреждениями независимо от форм собственности, условий хозяйствования, индивидуальными предпринимателями, которые осуществляют реализацию товаров, выполняют работы или оказывают услуги населению. В качестве потерпевших от совершения данного преступления выступают потребители, к которым следует относить граждан, приобретающих товары (работы, услуги) для личного потребления, но не для осуществления предпринимательской деятельности.
Обман потребителей – это занижение качественных или количественных характеристик реализуемых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг либо завышение их стоимости. Целью обмана потребителей является получение с потребителей больших сумм денег, чем они должны были бы заплатить за приобретённые товары, полученные услуги или выполненные для них работы.
Способы обмана не влияют на квалификацию и могут быть различными, но наиболее типичными из них являются обмеривание, обвешивание, обсчёт, превышение установленных цен и тарифов. Обман может также выражаться в совершении таких действий, как продажа фальсифицированных товаров, товаров низшего сорта по цене высшего, уценённых товаров по ценам, существовавшим до уценки, искусственное увеличение веса или объёма товара в момент продажи, закладка в приготавливаемые блюда, подлежащие реализации, меньшего количества продуктов, чем предусмотрено нормами, исполнение заказов более низкого качества, завышение количества израсходованных материалов и т.п. Обман может осуществляться как непосредственно в момент отпуска товара потребителю, так и при его предварительной расфасовке, упаковке, развешивании и т.п. При обмане одного клиента может быть использован как один способ, например обмеривание, так и одновременно могут быть использованы несколько различных способов, например обвешивание при реализации фальсифицированного товара и обсчёт.
При обмане потребителей осуществляется неэквивалентный обмен товаров, услуг или работ, когда их реальная стоимость ниже фактически полученного возмещения. Отчуждение товаров может быть осуществлено по различным видам сделок: купли-продажи, мены, займа и т.п. При этом не имеет значения, в какой форме будет получено возмещение, в виде ли денег, имущества, услуг или работ. Сам по себе факт получения большей, чем причиталось, суммы денег не является основанием для привлечения к ответственности, если это не связано с обманом.
Оконченным обман потребителей будет считаться в момент совершения соответствующих действий.
Однако для признания обмана потребителей преступлением необходимо наличие предусмотренных в ст. 257 УК следующих признаков:
Ø совершение обмана потребителей в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, т.е. наличие административной преюдиции (ч.1 ст. 257 УК);
Ø совершение обмана в значительном размере, когда размер наживы превышает половину размера минимальной заработной платы, установленного на день совершения преступления (ч.1 ст. 257 УК);
Ø совершение обмана группой лиц по предварительному сговору (ч.2 ст.257 УК);
Ø совершение обмана лицом, ранее судимым за обман потребителей (ч.2 ст.257 УК);
Ø совершение обмана в крупном размере, когда размер наживы в пять и более раз превышает размер минимальной заработной платы, установленный на день совершения преступления (ч.2 ст.257 УК).
При определении размера полученной наживы осуществляется суммирование денежных средств или стоимости имущественных выгод, полученных от всех обманутых потребителей.
Для ответственности за обман потребителей, совершённый в значительном размере, группой лиц по предварительному сговору либо в крупном размере наличие административной преюдиции не требуется.
Место совершения обмана потребителей для квалификации преступления значения не имеет.
Субъектами обмана потребителей могут быть работники индивидуального предпринимателя или юридического лица, осуществляющих реализацию товаров, выполнение работ или оказание услуг, либо индивидуальные предприниматели, осуществляющие такую же деятельность.
Для привлечения к ответственности по данной статье не имеет значения, какую конкретно должность занимал или какую работу выполнял виновный. Однако необходимо учитывать, что субъектом является лишь то лицо, которое официально выступает от имени юридического лица или индивидуального предпринимателя в силу нахождения у них на службе либо по их специальной доверенности (работники предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, коммунального хозяйства, кооперативов и иных предприятий, деятельность которых непосредственно связана с реализацией товаров, выполнением заказов и оказанием других услуг населению в указанных предприятиях). При этом работники юридического лица или индивидуального предпринимателя подлежат ответственности по данной статье и в том случае, когда продажа товара, выполнение работ или оказание услуг не входили в их прямые обязанности и они лишь временно замещали соответствующих работников.
Должностные лица, совершившие обман потребителей или соучаствовавшие в его совершении, дополнительно подлежат ответственности за злоупотребление служебными полномочиями по ст. 424 УК. Если же обман совершается гражданами при продаже своих товаров, то они могут быть привлечены к ответственности только за мошенничество. Однако не обладающие признаками специального субъекта граждане могут выступать в качестве соучастников обмана потребителей.
Субъективная сторона данного преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. При установлении умысла на обман в крупном размере, если нажива не была получена, ответственность должна наступать за покушение на обман потребителей в крупном размере.
Мотивом обмана, как правило, являются корыстные побуждения (получение наживы), однако, ответственность за обман потребителей будет наступать и при наличии у виновного любого иного мотива, например, стремления покрыть недостачу или улучшить показатели работы.
Если для обмана потребителей используются предметы, изготовление или использование которых образует самостоятельное преступление, то ответственность должна наступать по совокупности преступлений.
См. также: О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил торговли, обманом потребителей и заказчиков: Постановление № 5 Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 14 июня 1991 г.
Тема 8. Преступления против порядка сохранения коммерческой или банковской тайны и несения коммерческой службы
Коммерческий подкуп (ст. 252) образуют получение работником индивидуального предпринимателя или юридического лица, не являющимся должностным лицом, денег, ценных бумаг, иного имущества или услуг имущественного характера за действие (бездействие) в интересах дающего, связанное с выполняемой этим лицом работой и заведомо способное причинить вред интересам собственника или его клиентам, либо предоставление такого вознаграждения.
Непосредственным объектом данного преступления является порядок осуществления своих функций не являющимися должностными лицами работниками индивидуальных предпринимателей или юридических лиц.
Коммерческий подкуп включает в себя два состава преступления:
получение незаконного вознаграждения;
предоставление незаконного вознаграждения.
Предметом незаконного вознаграждения являются деньги, ценные бумаги, иное имущество, а также услуги имущественного характера (оказываемые бесплатно, но подлежащие оплате). Услуги нематериального характера предметом незаконного вознаграждения не являются.
Незаконность вознаграждения презюмируется самим фактом его назначения – оно является оплатой незаконных и вредоносных действий, связанных с выполняемой работой. Если имущество или услуги были оплачены эквивалентным количеством денег, имущества или труда, то получение имущества не является незаконным вознаграждением даже в том случае, когда по просьбе лица, предоставившего имущество на условиях возмездности, совершаются какие-либо вредоносные деяния. Если незаконность получения имущества обусловлена нарушением порядка его получения, то сам по себе этот факт не является основанием для признания имущества незаконным вознаграждением, что, однако, не исключает ответственности за допущенное нарушение порядка приобретения имущества (например, за нарушение правил о сделках с драгоценными металлами и камнями).
Незаконность вознаграждения всегда в равной мере сознаётся как его получателем, так и лицом, его передающим, поскольку вознаграждается противоправное поведение.
Получателем вознаграждения может быть только работник индивидуального предпринимателя или юридического лица, не являющийся должностным лицом. Получение незаконного вознаграждения должностным лицом является получением взятки и влечёт ответственность за взяточничество.
Вознаграждение передаётся за деяние, которое одновременно обладает следующими признаками:
Ø совершается в интересах дающего вознаграждение (для него лично или по его указанию в интересах любого иного физического или юридического лица);
Ø совершается в связи с выполняемой получающим вознаграждение лицом работой (входящее в круг его служебных прав и обязанностей);
Ø заведомо способно причинить вред интересам собственника или его клиентам (срыв заключения контракта или выполнения производственного задания, дезорганизация деятельности и т.п.). Получение недолжностным лицом вознаграждения за правомерное поведение ответственности по данной статье не влечёт.
Деяние, за которое вручается вознаграждение, должно находиться в компетенции соответствующего работника, в противном случае ответственность может наступать по другим статьям УК. Так, если секретарь задерживает передачу важной корреспонденции руководителю, то он совершает неправомерные действия, которые связаны с его прямыми служебными обязанностями. Если же секретарь, например, подделает запись в трудовой книжке, заполнение которой находится в ведении инспектора по кадрам, то секретарь совершает действие, не входящее в круг его обязанностей, и подлежит ответственности за подделку документов.
Деяние может совершаться как в форме действия, так и в форме бездействия, выражаться в совершении ряда деяний, направленных к достижению результата, обусловленного незаконным вознаграждением. Если совершённое за вознаграждение деяние содержит состав какого-либо иного преступления, то ответственность должна наступать по совокупности преступлений.
Для ответственности за коммерческий подкуп не имеет значения до или после совершения обусловленных деяний передаётся вознаграждение и было ли оно обусловлено заранее.
Размер вознаграждения не влияет на признание вознаграждения коммерческим подкупом, и положения о подарке (ст. 546 ГК) к данному преступлению не применяются. Однако это не исключает возможности постановки вопроса о малозначительности деяния.
Получение незаконного вознаграждения означает его принятие лично или через посредников, переводом денег на счёт или в любой иной явной или завуалированной форме. Оконченным данное преступление является с момента получения хотя бы части вознаграждения независимо от того, были ли выполнены обусловленные вознаграждением деяния.
Субъективная сторона получения незаконного вознаграждения характеризуется прямым умыслом. Виновный сознаёт, что принимает незаконное материальное вознаграждение за совершение в интересах дающего какого-либо деяния, связанного с работой и заведомо способное причинить вред интересам собственника или его клиентам. Мотивы и цели совершения этого преступления не влияют на квалификацию.
Субъектом получения незаконного вознаграждения, как уже отмечалось, может быть только работник индивидуального предпринимателя или юридического лица, не являющийся должностным лицом. Иные лица могут нести ответственность по данной статье только за участие в совершении преступления в качестве организатора, подстрекателя или пособника. Посредничество в коммерческом подкупе всегда рассматривается как соучастие.
Предоставление незаконного вознаграждения означает его вручение получателю независимо от способов вручения. Оконченным данное преступление считается в момент принятия хотя бы части вознаграждения его получателем.
Субъективная сторона получения незаконного вознаграждения также характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновный сознаёт, что передаёт незаконное материальное вознаграждение работнику, не являющемуся должностным лицом, за совершение связанного с работой деяния, которое может причинить ущерб интересам собственника или его клиентов. Мотивы и цели подкупа работника не имеют квалифицирующего значения и учитываются при назначении наказания.
Субъектом предоставления незаконного вознаграждения может быть любое лицо, достигшее 16 лет. К ответственности должны в равной мере привлекаться и лица, работающие на том же предприятии, что и лицо, получающее незаконное вознаграждение.
Если предоставление незаконного вознаграждения преследовало цель побудить работника к совершению какого-либо преступления, то ответственность должна наступать по совокупности преступлений за коммерческий подкуп и приготовление к совершению задуманного преступления, а если оно было совершено, то за соучастие в этом преступлении.
Квалифицированный состав коммерческого подкупа содержит один квалифицирующий признак – повторность. Коммерческий подкуп будет считаться совершённым повторно, если ранее лицо получало или предоставляло незаконное вознаграждение (в любой последовательности и в любом сочетании). При этом последующие действия должны быть совершены в течение сроков давности привлечения к уголовной ответственности или погашения судимости за предшествующее преступление. Более подробно содержание признака повторности см. в теме взяточничество. Отличие повторного получения или дачи взятки от повторного коммерческого подкупа состоит в том, что при взяточничестве повторность является тождественной и не сопряжена с предшествующим осуждением, а при наличии судимости за взяточничество повторность дачи или получения взятки является однородной.