Пояснительная записка и учетная политика.
Тема № 10 Порядок подготовки финансовой отчетности
Цель- дать представление о важнейших формах финансово отчетности, ее составе, требованиях, предъявляемых к ее подготовке, составлению и представлению.
Структура лекции:
1.Отчетность как система показателей, характеризующих финансовое положение предприятия.
2.Формы финансовой отчетности и их содержание.
3. Пояснительная записка и учетная политика.
Отчетность как система показателей, характеризующих финансовое положение предприятия.
Под отчетностью понимают систему итоговых показателей, комплексно характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия за истекший период.
Составление отчетности является завершающим этапом учетной работы. Целью финансовой отчетности является представление пользователям полезной, значимой и достоверной информации о реальном финансовом положении юридического лица, результатах его деятельности и изменениях в финансовом положении за отчетный период.
Основными требованиями, которые предъявляются к отчетности, являются объективное и точное отражение действительных результатов деятельности предприятия, строгая увязка всех показателей, согласованность бухгалтерской и оперативно-статистической отчетности, соблюдение методологических и других положений. Ответственность за составление отчетности несут руководитель предприятия и главный бухгалтер.
Финансовая отчетность составляется в соответствии с принципами, отраженными в Стандартах бухгалтерского учета. Отчетность составляется на основе первичных документов, обобщенных в соответствующих накопительных документах и учетных регистрах. Отчетным годом для всех организаций является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно. Организации, кроме бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней налоговым органам, а также по окончании года в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества (не ранее 60 дней по окончании отчетного года), территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации.
Формы финансовой отчетности и их содержание.
Финансовая отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денег, отчета об изменениях в собственном капитале и пояснительной записки. Годовая отчетность представляется: собственникам предприятия; органам налоговой службы; местному финансовому органу; органам государственной статистики.
Бухгалтерский баланс - основная форма финансовой отчетности предприятия. Для его составления необходимо сверить обороты и остатки по всем синтетическим счетам в учетных регистрах с данными аналитического учета. Баланс составляется на основании остатков по счетам, показанным в Главной книге. Он состоит из следующих разделов: активы, собственный капитал и обязательства. Данные статей баланса на конец отчетного года должны быть подтверждены инвентаризацией, проведенной в установленном порядке.
Отчет о доходах расходах является основной формой, обобщенно раскрывающей счета доходов и расходов. Он должен содержать следующие показатели финансово-хозяйственной деятельности:
- доход от реализации продукции, работ, услуг, который отражается за минусом НДС, акцизов и других налогов, а также стоимости возвратов товара и скидок:
- себестоимость реализованной продукции, которая включает фактические затраты предприятия, непосредственно связанные с производством:
- валовый доход - финансовый результат от реализации, определяемый как разница между доходом от реализации и себестоимостью реализованной продукции
- расходы периода - расходы, не включаемые в производственную себестоимость продукции - расходы по реализации продукции, административные расходы, расходы по вознаграждениям.
- доход (убыток) от основной деятельности - разница между валовым доходом и расходами периода;
- доход (убыток) от прочей деятельности (реализация основных средств, ценных бумаг, субсидии и т.д.);
- доход от основной деятельности до налогообложения - результат от объединения доходов от основной и прочей деятельности:
- расходы по подоходному налогу;
- доход от основной деятельности после налогообложения:
- чистый доход (убыток) -финансовый результат, полученный за отчетный период.
Отчет о доходах и расходах составляется на основании данных, отраженных на счетах подраздела 6 «Доходы» и 7 «Расходы.
Отчет о движении денег составляется в соответствии с требованиями МСФО 7. Его необходимость состоит в полученной информации о поступлении и выбытии денежных средств за отчетный период, которая позволяет оценить изменения в финансовом положении предприятия.
Движение денег показывается в разрезе:
- операционной деятельности - основной деятельности предприятия по получению
дохода;
- инвестиционной деятельности деятельность по приобретению и продаже долгосрочных активов, выдача и погашение кредитов:
- финансовой деятельности - деятельность, результатом которой является изменение в размере и составе собственного капитала и заемных средств.
Движение денежных средств от операционной деятельности показывают, используя прямой метод и косвенный.
Прямой метод предполагает раскрытие основных видов денежных поступлений и выплат. Поступление денежных средств в результате операционной деятельности состоит из выручки от реализации, авансов полученных, процентов, роялти и других доходов; выбытие - выплаты заработной платы, оплаты счетов поставщикам, оплаты процентов за кредит, налог и т.д.
Косвенный метод - при этом методе корректируется чистый доход или убыток на изменения текущих активов и обязательств, неденежных операций, а также доходы и убытки, являющиеся результатом инвестиционной и финансовой деятельности, в сравнении с предыдущим отчетным периодом. Этот метод основан на информации, содержащейся в балансе и отчетах о доходах и расходах.
Движение денежных средств от финансовой и инвестиционной деятельности определяется по прямому методу.
Пояснительная записка и учетная политика.
Пояснительная записка к финансовой отчетности основной аналитический документ, составляемый на предприятии. В ней, в первую очередь, должна быть дана краткая оценка выполнения бизнес-плана по всем его раздела, с раскрытием основных причин, положительно или отрицательно повлиявшим не работу предприятия в отчетном году.
Пояснительная записка должна раскрывать следующие основные вопросы:
- основные положения, заложенные в учетной политике субъекта (варианты организации учета)
- по балансу: долгосрочные и текущие активы, собственный капитал и обязательства (виды активов, обязательств, методы начисления амортизации, сроки погашения долгосрочной задолженности и др.)
- по отчету о доходах и расходах: факторы, повлиявшие на снижение дохода, пояснения по убыткам от чрезвычайных ситуаций, факторы, повлиявшие на рост себестоимости продукции и др.
- по отчету о движении денежных средств: метод раскрытия движения денежных средств, ограничения по движению денежных средств и др.
- общая оценка финансового положения предприятия Формы бухгалтерской отчетности взаимоувязаны информационно и логически, что обеспечивает разностороннюю информацию в динамике о финансово-хозяйственном положении предприятия и позволяет использовать финансовую отчетность как полноценную базу для финансового анализа.
Вопросы для закрепления пройденного материала
1 Что представляет собой финансовая отчетность хозяйствующего субъекта?
2. Что называют бухгалтерским балансом?
3. Расскажите об основных правилах составления и предоставления бухгалтерского баланса.
4. Охарактеризуете порядок составления и предоставления отчета о доходах и расходах.
5. В чем заключается порядок составления и предоставления отчета о движении денег?
6. Расскажите об известных методах составления отчета о движении денег.