Тема 5. Сравнительный подход
Сравнительный подход предполагает, что наиболее вероятной ценой бизнеса может быть реальная цена продажи сходной фирмы, зафиксированная рынком.
Условия применимости сравнительного подхода для оценки стоимости предприятия являются:
· наличие активного финансового рынка;
· открытость рынка или доступность финансовой информации, необходимой оценщику;
· наличие специальных служб, накапливающих ценовую и финансовую информацию. Формирование соответствующего банка данных облегчит работу оценщика.
При сравнительном подходе используются три основных метода, выбор которых зависит от целей, объекта и конкретных условий оценки.
Метод компании-аналога (метод рынка капитала) основан на использовании цен на акции акционерных обществ открытого типа, сформированных открытым фондовым рынком. В результате использования этого метода получается стоимость неконтрольного пакета акций.
Метод сделок (метод продаж) основан на использовании цены продажи предприятия в целом либо его контрольного пакета акций. В результате использования этого метода получается стоимость 100%-ного капитала предприятия либо контрольного пакета акций.
Метод отраслевых коэффициентов (метод отраслевых соотношений) основан на использовании соотношений между ценой продажи и финансовыми параметрами предприятия. Отраслевые коэффициенты рассчитываются специальными аналитическими организациями на базе длительных статистических наблюдений за соотношением между ценой собственного капитала предприятия и его важнейшими производственно-финансовыми показателями. Исходя из анализа накопленной информации, были выведены коэффициенты для определения стоимости предприятий.
Например, цена бензозаправочной станции находится в интервале 1,2-2,0 выручки от реализации за месяц. Цена предприятия розничной торговли определяется как 0,75-1,5 величины чистого годового дохода плюс стоимость оборудования и запасов, которыми располагает предприятие.
Метод отраслевых коэффициентов редко применяется в российской практике из-за отсутствия необходимой информации, накопленной за период достаточно длительного наблюдения в условиях стабильного рынка.
Суть сравнительного подхода заключается в следующем: выбирается предприятие, аналогичное оцениваемой фирме, которое было недавно продано. Затем рассчитывается соотношение между ценой продажи предприятия-аналога и каким-либо его финансовым показателем. Это соотношение называется «ценовой мультипликатор». Для получения рыночной стоимости собственного капитала необходимо аналогичный финансовый показатель оцениваемого предприятия умножить на мультипликатор.
Пример: необходимо оценить предприятие, получившее в последнем финансовом году чистую прибыль в размере 200 000 рублей. Оценщик располагает достоверной информацией о том, что недавно была продана сходная компания 3 000 000 рублей, ее чистая прибыль за аналогичный период составила 300 000 рублей.
Рассчитаем по компании-аналогу соотношение рыночной цены и чистой прибыли:
3 000 000 : 300 000 =10
определим стоимость оцениваемой компании:
200 000*10=2 000 000 руб.
Рассмотрим подробнее метод компании-аналога. Оценка предприятия методом компании-аналога включает семь этапов:
1. Сбор необходимой информации
2. Составление списка аналогичных предприятий
3. Финансовый анализ
4. Расчет ценовых мультипликаторов
5. Выбор величины мультипликатора, которую целесообразно применить к оцениваемой компании
6. Определение итоговой величины методом взвешивания промежуточных результатов
7. Внесение итоговых корректировок.
Сбор необходимой информации. Оценка предприятия методом компании-аналога основана на использовании двух типов информации:
· Рыночная (ценовая) информации – данные о ценах купли-продажи акций компаний, сходных с оцениваемой фирмой, а также информация о количестве акций в обращении. Число акций, на которое поделен собственный капитал компании, оказывает прямое влияние на стоимость акции. Две компании, имеющие одинаковую цену собственного капитала, могут иметь разную стоимость акции, если их число в этих компаниях различно.
· Финансовая информация – это финансовая отчетность и дополнительная информация, позволяющая найти степень сходства аналогов с оцениваемой компанией. На основе этой информации оценщик может провести необходимые корректировки, устраняющие различия в финансовых и производственных параметрах, методах учета операций, выявить излишек или недостаток собственного оборотного капитала, наличие нефункционирующих активов. Финансовая информация собирается по оцениваемому предприятию и аналогам.
Составление списка аналогичных предприятий. Отбор аналогичных предприятий осуществляется по следующим критериями:
· Отраслевое сходство. Оцениваемая и сопоставимые компании должны принадлежать одной отрасли;
· уровень диверсификации производства. Если оцениваемое предприятие выпускает один вид продукта, или какой-то товар существенно доминирует в производстве и обеспечивает 85% общей прибыли, а сравнимая компания ориентирована на широкий круг товаров и услуг, либо рассматриваемый продукт дает не более 20% прибыли, то такие компании не являются сопоставимыми;
· размеры предприятия. Сопоставимость компаний по размеру определяется по таким параметрам, как степень капитализации, объем реализованной продукции, объем прибыли, численность персонала и т. д.
· стадия экономического развития оцениваемой компании и аналогов. Фаза экономического развития предприятия отражается на соотношении дивидендных выплат и доли чистой прибыли, направляемой на развитие предприятия. Опытная компания, проработавшая не один год на рынке, имеет неоспоримые преимущества и дополнительную прибыль за счет стабильного функционирования, хорошей клиентуры, поставщиков сырья и т.д.
· Финансовый риск. Уровень финансового риска оценивается на основании следующих критериев:
- структуры капитала (соотношения собственных и заемных средств);
- уровня ликвидности или возможности оплачивать текущие обязательства текущими активами;
- кредитоспособности фирмы, или ее способности привлекать заемные средства на выгодных условиях.
· Качество менеджмента. Анализ этого фактора является наиболее сложным, так как проводится на базе косвенных данных, таких, как качество отчетной документации, возрастной состав, уровень образования, опыт, зарплата управленческого персонала, а также место компании на рынке.
Приведенный перечень критериев отбора не является исчерпывающим, оценщик может дополнять его какими-либо факторами.
Итоговый список должен включать не менее трех аналогичных компаний. При использовании зарубежных компаний в качестве аналогов необходимо трансформировать отчетность.
Финансовый анализ является важнейшим компонентом определения сопоставимости аналогичных компаний с оцениваемым предприятием. Оценщик анализирует балансы, отчеты о прибылях и убытках, дополнительную информацию, рассчитывает финансовые коэффициенты.
При сравнительном подходе отличительные черты финансового анализа проявляются в следующем:
· только по его итогам принимается окончательное решение о сопоставимости оцениваемой компании и компаний-аналогов,
· позволяет определить место (рейтинг) оцениваемой компании среди аналогов;
· служит основой для внесения необходимых корректировок, обеспечивающих нужное сходство оцениваемой компании и компаний-аналогов;
· обосновывает степень доверия оценщика к конкретному виду ценовых мультипликаторов.
По результатам финансового анализа составляется сводная таблица (табл. 5.1), содержащая по оцениваемой компании и аналогам расчетную величину наиболее важных финансовых коэффициентов, например:
· доля чистой прибыли в выручке от реализации;
· доля собственного капитала в суммарных источниках финансирования фирмы;
· коэффициенты ликвидности;
· коэффициенты оборачиваемости активов.
Таблица 5.1
Сводная таблица финансовых коэффициентов
Компания, показатель | Финансовые коэффициенты | |||
ФК1 | ФК2 | … | ФКn | |
Компания-аналог 1 | ||||
Компания-аналог 2 | ||||
Компания-аналог 3 | ||||
Оцениваемая компания | ||||
Среднеарифметическое значение | ||||
Медиана | ||||
Место оцениваемой компании |
Кроме расчетных величин финансовых показателей определяются вспомогательные показатели (среднеарифметическое значение, медиана) и место оцениваемой компании среди отобранных аналогов. Совокупность занимаемых мест служит основой для определения итогового рейтинга оцениваемой фирмы.
Расчет ценовых мультипликаторов. Ценовый мультипликатор – это соотношение между рыночной ценой предприятия и показателем, характеризующим результаты производственной или финансовой деятельности.
Для расчета ценового мультипликатора необходимо:
· Определить числитель как величину капитализации или рыночную стоимость собственного капитала компании-аналога. Для этого рыночная цена акции компании-аналога умножается на число акций в обращении.
· В качестве знаменателя использовать финансовые показатели: прибыль, выручку от реализации и т.д. (за последний отчетный год, либо средняя величина за несколько лет, предшествующих оценке).
В оценочной практике используют два типа ценовых мультипликаторов:
· Интервальные: цена/прибыль, цена/денежный поток, цена/дивиденды, цена/выручка от реализации, цена/физический объем продукции (для их расчета используется информация о состоянии за определенный отрезок времени);
· Моментные: цена/балансовая стоимость активов, цена/чистая стоимость активов (для расчета используется информация о состоянии на конкретную дату).
Деление мультипликаторов на типы важно для нахождения в расчетах числа акций в обращении. Так, при определении интервальных ценовых мультипликаторов необходимо учитывать среднее число акций в обращении за такой же период, какой использовался при расчете конкретного показателя. Например, если чистая прибыль вычислялась как средняя величина за последние три года, то необходимо определить среднее число акций за те же годы.
В процессе оценки необходимо рассчитать максимальное число мультипликаторов, поскольку применение их к соответствующим финансовым показателям оцениваемой компании повлечет за собой появление нескольких вариантов стоимости, существенно отличающихся друг от друга. Большое число мультипликаторов поможет выявить область наиболее обоснованной величины стоимости. Данное суждение базируется на математических методах. Но существуют и экономические критерии, характеризующие степень объективности того или иного мультипликатора:
· Крупные предприятия лучше оценивать по чистой прибыли;
· Мелкие компании – по прибыли до уплаты налогов для устранения влияния различий в налогообложении;
· Мультипликатор «цена/денежный поток» лучше применять при оценке предприятий, в активах которого преобладает недвижимость, при убыточности или незначительной величине прибыли;
· Если предприятие имеет высокий удельный вес активной части основных фондов, более объективный результат даст использование мультипликатора «цена/прибыль»;
· Использование мультипликатора «цена/дивиденды» целесообразно, если дивиденды выплачиваются стабильно и по аналогам и по оцениваемой компании;
· Мультипликатор «Цена/Физический объем» используется для компаний, характеризующихся натуральными показателями (физический объем производства, размер производственных площадей, количество установленного оборудования, а так же любую другую единицу измерения мощности);
· мультипликатор «цена/чистая стоимость активов» используется для оценки компаний, имеющих значительные вложения в собственность (недвижимость, ценные бумаги, газовое и нефтяное оборудование); хранение, покупка и продажа такой собственности являются основной деятельностью компании.
· Оптимальная сфера применения мультипликатора «цена/балансовая стоимость активов» - оценка холдинговых компаний либо оценка в случае необходимости срочной продажи крупного пакета акций, входящего в состав портфеля ценных бумаг оцениваемой компании;
· Мультипликатор «цена/выручка от реализации» используется при оценке предприятий сферы услуг (реклама, страхование и т. д.);
Выбор величины мультипликатора, которую целесообразно применить к оцениваемой компании. Поскольку одинаковых компаний не существует, диапазон величины одного и того же мультипликатора, рассчитанного по списку компаний-аналогов, может быть широким. Прежде всего, исключают экстремальные величины мультипликатора.
Затем в процессе оценки используют результаты финансового анализа, сосредоточенные в Сводной таблице финансовых коэффициентов. Для выбора величины конкретного вида ценового мультипликатора используют финансовые коэффициенты, наиболее тесно с ним связанные. Выбор проводят на основе анализа средних и медианных значений по каждому финансовому коэффициенту и позиции оцениваемой компании по элементу сравнения.
Определение итоговой величины методом взвешивания промежуточных результатов. При использовании нескольких видов мультипликаторов, в процессе расчетов будет получено столько же вариантов стоимости. Определение итоговой величины стоимости предприятия методом расчета среднего арифметического значения будет означать, что оценщик одинаково доверяет всем мультипликаторам. Наиболее объективным приемом будет использование метода взвешивания. В зависимости от конкретных условий, целей и объекта оценки, степени доверия к информации оценщик присваивает каждому мультипликатору и соответствующему варианту стоимости свой вес. На основе взвешивания получается итоговая величина, используемая для последующих корректировок (табл. 5.2).
Таблица 5.2