Почему фирмы делают пожертвования
Императив – когда невозможно не откликнуться на просьбу.
Культура филантропии. Участие в благотворительности традиционно ожидается от бизнесменов.
Привычка – некоторые фирмы делают пожертвования на регулярной основе в течение длительного времени определенным организациям или на определенные цели. Часто такие компании не имеют четкой благотворительной политики, но им нравится поддерживать отношения с избранными благотворительными организациями.
Персональное обращение одного бизнесмена, поддерживающего благотворительную организацию, к своему партнеру с просьбой сделать пожертвование. Многие благотворительные организации создают для этих целей специальные комитеты, состоящие из бизнесменов - друзей организации.
Особый (персональный) интерес к проблеме (или к конкретной НКО) руководителя корпорации (фирмы). Часто в этих случаях фирма выступает лидером (инициатором) изыскания и мобилизации ресурсов для достижения своих благотворительных целей или решения интересующих ее социальных проблем.
«Звонок из администрации» – часто используется представителями власти различного уровня.
Удовлетворение долгосрочных интересов корпорации – потенциально самый мощный стимул участия фирмы в благотворительности.
Очевидно, что если наш потенциальный инвестор еще не догадывается, что его финансовое участие в реализации проекта НКО может реально удовлетворить интересы его корпорации, мы должны ему об этом сказать! А чтобы было что сказать, еще при разработке проекта необходимо предусмотреть эту позицию и направить определенные усилия на выполнение данной задачи.
Фирма как источник ресурсов
Ресурсы фирмы состоят всего лишь из трех элементов: люди, бюджеты и возможности. Эффективный фандрайзинг с фирмами возможен тогда, когда НКО удастся вычленить эти элементы. И, независимо от того, большая ли это организация, работающая в масштабах всей страны, или крошечная районная организация, подобный подход позволит составить целый список вариантов благотворительного сотрудничества, подходящий каждой конкретной фирме.
Любая фирма — не только потенциальный источник денег для некоммерческих организаций. Здесь имеются и другие ресурсы, которые могли бы быть эффективно использованы НКО, в случае, если фирма решит поддержать ее проект.
Среди этих ресурсов — люди. Специалисты в разных областях, работающие на фирме, могут обеспечить НКО профессиональную помощь. Важно оценить ключевые элементы ее персонала, понять, за что они отвечают в фирме и как они могут помочь организации.
Продукция фирмы, подходящая по профилю проекта, может быть выделена фирмой с большей легкостью, чем финансовая поддержка. Имеющиеся у фирмы возможности в виде оборудования, помещений, информации, связей, влияния в ряде случаев могут быть более необходимы, чем деньги.
Ключевые интересы фирмы
Чем бы фирма ни занималась, какой бы продукт она ни выпускала, интересы ее всегда будут лежать на «трех китах»:
· Реализация ее товаров, услуг.
· Получение дохода и извлечение прибыли.
· Улучшение/формирование привлекательного имиджа, налаживание/поддержание хороших общественных связей со своими целевыми аудиториями.
Что благотворительность и спонсорство могут дать фирме в долгосрочном плане?
1. Формирование позитивного имиджа и эффективный PR на местном или более широком уровне через вовлечение в социальную деятельность:
· известность/освещение с помощью средств массовой информации;
· демонстрация социальной ответственности фирмы;
· получение дополнительных возможностей для рекламы (товара, услуг) и общественных связей (в частности, за счет ассоциирования в глазах общественности продукта фирмы с поддерживаемой ею организацией и ее программами);
· ассоциирование фирмы или ее продукта с высококачественным или престижным мероприятием, организацией, проектом;
· создание или улучшение благоприятного и узнаваемого имиджа фирмы на местном или национальном уровне; (составить о компании представление как о заботливой, доброй и честной, установить добрососедские отношения в регионе, где она работает, откуда черпает свои трудовые ресурсы);
· улучшение взаимоотношений с инвесторами;
· развлечение / дополнительные возможности для сотрудников фирмы, для ее клиентов, покупателей, партнеров.
2. Доступ к определенному рынку (в плане географии или состава клиентов).
3. Привлечение новых клиентов и партнеров (в частности – расширяя целевые контактные группы фирмы за счет контактных групп некоммерческой организации).
4. Обеспечение доступа к определенным людям (в частности, к ключевым фигурам общества) на местном или на федеральном уровне, поддерживая проекты или мероприятия, привлекающие внимание политиков, влиятельных общественных деятелей. Спонсор может обеспечить развлечение клиентов и потенциальных потребителей (легче пригласить крупного потенциального клиента или другое влиятельное лицо на престижное мероприятие, чем напроситься к ним на прием).
5. Уменьшение отрицательного воздействия фирмы на общество (от решения экологических проблем, вызываемых деятельностью фирмы, до подходов к решению социальных проблем, вызванных экономическими переменами в целом, — расслоение общества, социальная напряженность и уменьшение взаимного доверия).
6. Воздействие на социальные проблемы или ответ на социальные нужды, сказывающиеся на деятельности фирмы: создание благополучного и здорового окружения (лучшее экономическое окружение создается благодаря поддержке малого бизнеса, трудового обучения, особенно молодых людей, переподготовки безработных; оздоровление окружающей обстановки достигается через поддержку экологических проектов, программ, направленных на работу с бездомными, осуществление жилищного строительства, организацию досуга, укрепление правопорядка).
7. Привлечение новых работников.
8. Улучшение взаимоотношений внутри фирмы, благополучия и удовлетворенности сотрудников:
· информированность персонала об участии фирмы в социальных проектах способствует улучшению морали сотрудников, укреплению чувства принадлежности к фирме;
· непосредственное участие сотрудников в работе некоммерческих организаций расширяет их кругозор, обогащает их опыт, умения и знания, создает новые связи, генерирует чувство собственной значимости и необходимости.
Возможные формы помощи
Финансовая помощь
Однократное дарение, когда фирма не имеет особых видов на оказание дальнейшей поддержки — наиболее частый вид финансовой помощи
Регулярные пожертвования — устанавливаются некоторыми фирмами для регулярной поддержки благотворительной организации
Пожертвования посредникам — выдаются фирмой, не имеющей возможности самостоятельно активно проводить свою социальную политику благотворительной организации-посреднику (фонду), чтобы эта организация распорядилась пожертвованием от имени фирмы.
Поощрительные пожертвования — фирма делает пожертвование в сумме равной той, которую собрали люди (организации) на какую-либо благотворительную программу или в какую-либо благотворительную организацию.
Пожертвования-«рычаги». Первая форма — пожертвование в определенной пропорции от требуемой суммы, поощряя организацию обращаться к другим дарителям. Вторая форма — пожертвование денег, которые могут быть использованы для организации кампаний сбора пожертвований (призы для благотворительных лотерей, спонсирование мероприятия по сбору пожертвований, финансирование изготовления качественной печатной продукции благотворительной организации, которая может быть использована для сбора пожертвований).
Развитие системы пожертвований от персонала (определенный процент от зарплаты по заявлению работника централизованно направляется в НГО через бухгалтерию фирмы)
Низкопроцентные или беспроцентные кредиты — позволяют благотворительным организациям начать деятельность, которая будет приносить доход.
Человеческие ресурсы
«Долгосрочное представительство» — длительность от нескольких месяцев до нескольких лет. Работник фирмы работая в благотворительной организации, получает новый опыт, расширяет свой кругозор, развивает свой потенциал.
«Краткосрочное представительство» длится от 2 до 4 недель. Здесь часто используются практиканты фирмы (под контролем опытных специалистов фирмы). Они должны иметь четкие цели и задачи, которые должны быть выполнены к концу периода работы. Цель — отработка практических навыков без “ущерба для фирмы”.
Специальная помощь — специалисты фирмы помогают в решении конкретной задачи (бухгалтерский отчет, проведение аудита, программирование, разработка макетов печатной продукции и рекламных текстов, юридические консультации и т.д.)
Организация тренингов для работников благотворительных организаций.
Участие в попечительских советах, правлениях и комитетах благотворительных организаций.
Поощрение работников фирмы на участие в благотворительных программах в качестве добровольцев.
Помощь натурой
Товары или услуги, которые производит фирма (в том числе неликвидные запасы и т.д.)
Мебель и оборудование (в частности, списываемые или заменяемые на новые).
Материалы, канцелярские принадлежности, одежда и многое другое (хлам для одного может быть роскошью для другого!)
Информация, которой располагает фирма и которая может быть полезна благотворительной организацией (например, разработки по работе с персоналом, организации управления, планирования и т.д.; информация о партнерах фирмы и их благотворительной политике).