Пересказать визиты и поздравления, показать контраст между внутренними побуждениями и внешним выражением.
Явл. 7
Каскад смешных моментов:
· Чихание (2-й раз – желая выслушать поздравления)
· Слияние голосов в поздравительный гул,
· Реплики в сторону,
· Комическое совпадение реплик («Чёрт тебя подери», «И вам того же желаю»)
· Подберите подпись диапозитиву в воображении «Парад лицемерия, зависти и чванства».
4.Сравним 1 и 7 явления. Как меняется настроение супругов? Если в 1 д. только мечтают о жизни в Петербурге, то в 7 явлении говорят об этом как о деле решённом. Не напоминают ли в этой сцене кого-то супруги? (В каждом тень Хлестакова)
5. Кто помог этому страшному восхождению? Чиновники с их поздравлениями уверили городничего, что его фантастическая мечта стала реальностью.
6. А как меняются гости в этих явлениях? Сначала шум поздравлений, затем голоса становятся тише, вопросительнее, как будто они боялся обеспокоить важную особу. И только злой шёпот реплик в сторону нарушает это состояние страха. Неискренни поздравления чиновников. Их истинное отношение к неожиданному счастью городничего видно в репликах «в сторону». Но упоение славой и «успехами» не дают городничему заметить это.
Явление 8
1. Чтение письма Хлестаковаразрушает все планы городничего. Лицемер. Это и есть развязка комедии.
2. Описание немой сцены.Гоголь в замечаниях для господ актёров:с.253, последний абзац. Гоголь говорит, что может исчезнуть весь эффект пьесы от несоблюдения этого эффекта всеобщего потрясения.
3. Почему так важно было для выражения смысла всей пьесы передать всеобщее мгновенное «окаменение»(Весть о приезде «по именному повелению из Петербурга» чиновника сваливается на головы всех ещё более неожиданно, нежели письмо Хлестакова к Тряпичкину. Чиновники ещё не успели оправиться от своей ошибки. Городничий весь во власти отчаяния: всё рухнуло, и теперь какой-то бумагомарака выставит его на всеобщее посмешище. «Ничего не вижу. Вижу какие-то свиные рыла вместо лиц…» - кричит городничий. А «свиные рыла» тоже опомниться не могут. Ещё не излит до конца гнев на Добчинского и Бобчинского, и и вдруг сообщение о настоящем ревизоре. Это уже катастрофа.
4. А почему городничий с такой злобой обрушивается на писак?Боится не столько того, что раскроются его плутни, которыми он даже гордится, сколько позора: ведь он сам оказался обманутым. Вот мораль чиновников: обмануть ловко – доблесть, быть обманутым – нестерпимое оскробление.
5. «Чему смеётесь? Над собою смеётесь! Эх, вы!»
6. В немой сцене обнажает сущность каждого героя. Чтение стр. 253- последнего абзаца. Круг действующих лиц в конце пьесы расширяется до предела. К Городничему собралось множество народа – чрезвычайные события, увенчавшиеся «сватовством» Хлестакова – подняли со своих мест и таких, которых давно уже «нельзя было выманить из дому» («Мёртвые души»). И вот всех их поразила страшная весть о прибытии настоящего ревизора.
Немая сценапредставляет графически верхушку пирамиды города. Удар пришёлся по её высшей точке и, теряя несколько в своей силе, распространился на более низкие «слои пирамиды». Тут множество оттенков
Городничий?
Бобчинский и Добчинский?
Что отразилось на лицах трёх дам? («самое сатирическое выражение лица» по адресу «семейства Городничего». Каково вам теперь будет, голубчики? – словно говорит их поза. Вообще, среди гостей, стремящихся (в немой позе) «заглянуть в лицо Городничего», наверняка находились и такие, которым лично бояться было нечего, Но и они застыли при страшном известии.
Вполне возможно, что немой сценой и окаменением Гоголь хотел подвести к идее возмездия, торжества государственной справедливости.
Всех оковал страх. Печать нового, высшего страха легла на физиономии и позы каждого персонажа, независимо от того, был ли он отягощён личной «виной»
7. Что произойдёт в городе после приезда ревизора? Представим, что прибывший ревизор – честный человек. Вряд ли он сумеет заметить следы злоупотреблений: они были тщательно земетены из страха перед Хлестаковым.
8. Опыт обмана ревизующих,как мы видели, достаточно велик у чиновников Обыватели города смертельно напуганы и вряд ли посмеют жаловаться 2-й раз. Если же чиновники будут разоблачены, кем же можно заменить их? Разве что сделать Добчинского почтмейстером, а Бобчинского попечителем… но это ещё более карикатурный вариант власти. Может быть, пришлют честных людей из столицы? Но в том Петербурге, который показан Гоголем и характерным представителем которого является Хлестаков, вряд ли такие найдутся.
9. Нет путей к спасению.Гоголь создал картину жестокой правды.
10. Роль эпиграфа к комедии. Дан Гоголем позже, в 1842 г. после пережитых им потрясений от потока яростных обвинений в клевете на Россию, в искажении действительности.
11. Вспоминаем, какую высокую гражданскую цель поставил Гоголь, создавая комедию(Собрать всё дурное и за одним разом над всем посмеяться). Итак, комедия не клевета, а зеркало. Не пеняйте на него, не упрекайте его в искажении, а присмотритесь к его отражению Эпиграф звучит резко и смело.
12. Значение комедии.Чернышевский: «Гоголь первый представил нас нам в настоящем нашем виде, первый научил нас знать наши недостатки и гнушаться ими…»
13. Но вот уже 175 лет комедия живёт на сценах театров. Что даёт она современному зрителю, читателю, помимо того, что мы узнаём, как это было?
Нет ли в нас самих, вокруг наскаких-то черт Хлестаковых, гоголевских дам, городничего, Земляники, Ляпкина-Тяпкина, Держиморды, Бобчинского и Добчинского?
И у нас есть люди, любящие «срывать цветы удовольствия», то есть легко получать жизненные блага, не платя за них трудом; и у нас есть пустозвоны и бахвалы, любители приврать, любители тёплых местечек, ловкачи и взяточники. Эти порочные явления противоречат морали.
Его весёлое и суровое слово борется за высокое призвание человека, за умную, честную, достойную жизнь.
Д. з. подготовка к сочинению Ляпкин-Тяпкин и Земляника.Сделать выписки из «Замечаний для господ актёров»; из содержания
Д. 1 –я. 1, 3
Д. 3 – я. 5, 6
Д. 4- я. 5, 4, 5
Д. 5 –я. 3, 7
Тема: Подготовка к сочинению типа сравнительной характеристики. (обучающее сочинение) Ляпкин-Тяпкин и Земляника
Цель урока: показать учащимся, как строится сравнительная характеристика; поработать вместе с учащимися над отбором фактического и языкового материала в соответствии с логикой анализа образов. Повторить приёмы цитирования.
Оборудование: иллюстрации Боклевского к комедии Гоголя.
Ход урока
І. Аммос Фёдорович Л.-Т. и Артемий Филиппович Земяляника –персонажи комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Между ними много сходного.
Начнём с внешнего вида Земляники, по описанию автора, - «очень толстый. Неповоротливый и неподвижный человек». Именно таким и нарисовал его художник П. М. Боклевский. Л.-Тяпкин в изображении этого иллюстратора тоже изяществом не отличается. Разве живот у него немного поменьше да лицо не предовольно-хитрое, как у Земляники, а сурово – «глубокомысленное».
Отношение к службеЛяпкин-Тяпкин и Земляника – чиновники; служат в уездном городишке, из которого, по словам городничего, «хоть 3 года скачи ни до какого государства не доедешь» (д. 1-я. 1) Л.-Т. – судья, а З. – попечитель богоугодных заведений.
К служебным обязанностям оба они относятся халатно, а точнее, преступно. Об этом красноречиво говорит состояние тех учреждений, которые им вверены.
Обстановка в суде и обстановка в больнице.В суде, в присутственном месте, «сторожа завели домашних гусей с маленькими гусёнками»; там же «высушивается… всякая дрянь», а над шкафом с бумагами висит «охотничий арапник». От заседателя постоянно такой запах, «как будто бы он сейчас вышел из винокуренного завода». Сам судья берёт взятки. И не только «борзыми щенками» (д. 1-я 1), которыми он прикрывается. Любитель охоты, Аммос Фёдорович «роскошно травит зайцев» на землях сразу 2-х помещиков, потому что они «затеяли» между собой тяжбу и попали от него, судьи, в зависимость. (д.1 – я. 2)
О ведении судебных дел знает лучше всех, конечно, сам судья. И вот он что об этом говорит: «… кто зайдёт в уездный суд? А если и заглянет в какую-нибудь бумагу, так он жизни не будет рад. Я вот уже 15 лет сижу на судейском стуле, а как загляну в докладную записку –а! только рукой махну. Сам Соломон не разрешит, что в ней правда и что неправда» (д.1-я.3). Вот так судят в суде, который возглавляет Л.-Т.
Обстановка в больнице.И так же лечат в больнице, попечитель которой – Земляника. В ней один-единственный лекарь, Христиан Иванович Гибнер, немец, «по-русски ни слова не знает». (д.1 –я. 1) Когда слышит своё имя в разговоре окружающих, то только «издаёт звук, отчасти похожий на букву И и несколько на Е». Как же он общается с больными? Как их лечит?