Иисус на первом месте всегда
В евангелии от Луки (14:16 - 24) Иисус рассказал историю о человеке, который приготовил ужен и послал своего слугу за его друзьями. Слуга вернулся и сказал, что все из его друзей нашли предлог, чтобы не прийти. Один купил землю, которую теперь хотел осмотреть, другой купил волов, которых надо было испытать, а третий женился и не хотел оставлять жену одну.
В 26-м стихе приводится основная мысль этой притчи:
"Если кто приходит ко мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником"
Иисус не говорит нам, что ненависть по отношению ко всем, кого мы знаем, является необходимым условием для того, чтобы стать Его учеником! Он говорит, что и до, и после того, как мы получаем естественные благословения, Он должен неизменно занимать самое главное место в нашей жизни.
Без сомнения, все эти люди были обычными гостями в доме этого человека, когда молились и верили Богу, что смогут купить поле, волов или найти жену. Но, подобно многим верующим сегодня, они забыли о делах Божьих, когда наконец получили желаемое.
Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее. (Луки 14:28)
Если мы рассмотрим это утверждение в свете рассказа, представленного Иисусом, мы увидим великую мудрость. Он говорит, что если вы с целью найти супруга ищете помощи в Божьем Слове, а найдя его, оставляете Слово, вы не рассчитали издержек. Благополучный брак требует духовного основания в виде общения с Богом и другими верующими.
Если в то время, пока вы не имели семьи, вашим основным делом не являлось установление такие взаимоотношений с Господом и Церковью, которые длятся всю жизнь, и вы просто "играли в игры", чтобы найти супруга, вы создаете предпосылки к поражению! Вы не просчитали издержек.
Однако если вы заранее решили, что вы с вашим будущим супругом будете постоянными гостями за столом у Господа, что есть поместная церковь, Его Слово и молитва, можно сказать, что вы просчитали издержки и будете счастливы в вашем браке.
Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие. (1 Коринфянам 7:29)
Павел в буквальном смысле говорит, что осталось мало времени до пришествия Господа. Если он тогда говорил, что времени осталось мало, то насколько меньше его у нас сегодня! Даже неверующие чувствуют, что скоро произойдет что-то невероятное.
Он продолжает: "…так что имеющие жен должны быть, как не имеющие", что не означает, что мужчины должны игнорировать своих жен! Это еще один призыв привести наши приоритеты в должный порядок. Наши взаимоотношения и наша преданность Господу должны занимать первое место и тогда, когда мы создаем семью.
И плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие. (1 Коринфянам 7:30)
Независимо от того, хороший у вас брак или нет, доставляет он вам радость или заставляет плакать, Господь неизменно должен оставаться на первом месте в вашей жизни. Хватает вам денег или нет, Господь должен быть вашим наивысшим приоритетом.
Часто верующие следуют за Господом, когда их финансовое состояние не из лучших, и оставляют Его, когда начинают процветать. Если они позже снова сталкиваются с финансовой проблемой или сложностями в браке, они возвращаются в церковь за советом.
Приоритеты не должны меняться из-за того, что меняются обстоятельства или мы теряем что-то (Филиппийцам 4:11).
Пока вы живете один, пока вы имеете больше времени для Господа, посвятите это время тому, чтобы на всю жизнь утвердить в себе любовь к Нему и верность Ему. Это пора вашей жизни, которую нужно посвятить изучению Божьего Слова и общению со Святым Духом. Заложите твердое основание изучения Слова, молитвы и благочестивых взаимоотношений в церкви, которые станут вашей поддержкой в трудное время. Позже, если вы создадите семьи, это будет поддержкой и в вашем браке.
И пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего. (1 Коринфянам 7:31)
Этот стих Писания адресован тем, кто не является служителем, а имеет мирскую работу. Когда вы отправляетесь в мир, чтобы заработать себе на жизнь, вы должны делать это в соответствии с законами государства и этики. Но Павел предупреждает также о том, что вы не должны заниматься только бизнесом, забыв при этом о Господе.
Для несемейных людей чрезвычайная озабоченность продвижением по служебной лестнице и достижением успехов на работе являются обычным искушением. Не имея супруга и семьи и, следовательно, связанных с этим забот, человек концентрирует всю энергию и внимание на своей профессии, что отвлекает его от дел Божьих и церкви.
Стабильность и радость в жизни достигаются не путем продвижения по служебной лестнице или через успех в бизнесе, но через общение с Господом и Его Церковью.
Национальная и мировая экономика проходит фазы подъема и спада, мировой рынок также неустойчив. Более того, мир постоянно меняется. Вы можете пойти в колледж и получить профессию, которая через десять лет перестанет существовать! Ваша работа может проходить разные фазы, а Иисус всегда постоянен.
Более того, ваш бизнес обеспечивает финансами не только вас, но и поддерживает дело служения. Вы трудитесь по двум причинам: во-первых, Бог дал вам дары - способности исполнять работу, и, во-вторых, ваше высокое мастерство и стабильность на работе должны быть свидетельством о Господе для тех, с кем вы трудитесь.
Вы можете полностью доверять только Даятелю ваших способностей и Даятелю вашей работы, а не способностям и работе самим по себе.
А я хочу, чтоб вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу. (1 Коринфянам 7:32)
Павел обращается к несемейным: "Не беспокойтесь ни о чем, потому что Иисус есть ваша доля в каждой области вашей жизни". Независимо от того, решили ли вы пока не создавать семью или вообще не вступать в брак, вы будете совершенными через взаимоотношения с Ним. Если вы будете желать угодить Ему, Он наполнит вашу жизнь смыслом и радостью.
Павел решил остаться один
Можно предположить, что везде, где Павел служил, супружеские пары задавали ему один и тот же вопрос: "Слушай, Павел, а когда ты намерен жениться?"
Иногда счастливым супругам сложно понять, как неженатый человек может быть довольным и жить полноценной жизнью во Христе, всю любовь, которую обычно изливают на супруга, отдавая Господу, родным, друзьям и тем, кому он служит. Жизнь без супруга, но с Господом может быть такой же полноценной, как жизнь в браке и с Господом.
Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа? (1 Коринфянам 9:5)
Приводя этот стих еще раз, я хочу подчеркнуть тот факт, что Павел заявил о том, что он может иметь жену, как все другие апостолы. Однако он решил не обзаводиться семьей, наверное, потому, что знал будущее своего призвания. Он хотел быть свободным от необходимости считаться с женой, чтобы идти туда, куда Господь посылает его. С его знанием Божьего Слова и с его посвящением жить по Слову он бы стал великолепным мужем, но для него объектом его всеобъемлющей страсти стало главное Лицо его жизни.
А женатый заботится о мирском, как угодить жене. (1 Коринфянам 7:33)
Основное преимущество жизни несемейного человека состоит в том, что у него имеется больше времени для Господа. Оставаясь холостым, Павел исключил из своей жизни необходимость заботиться о мирском. Однако я хочу обратить ваше внимание на то, что Библия не называет грехом то, что мы удовлетворяем наши ежедневные практические нужды. Делая это, вы проявляете свою заботу о родных и близких.
Муж, например, должен думать о том, как обеспечить свою семью, где они будут жить, в какую школу отправить детей, он должен принимать во внимание множество других деталей семейной жизни. Надо заметить, что в 1-м послании к Тимофею (5:8) говорится, что если муж этого не делает, он хуже неверующего.
Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного.
Помимо желания материально обеспечивать свою семью женатый мужчина имеет желание угодить своей жене. Он хочет сделать ее более счастливой! Видите, что брак добавляет в жизни множество трудностей, которые мешают проводить время с Господом. Именно поэтому вам необходимо установить стабильные взаимоотношения с Господом, пока вы еще не женаты или незамужем.
Павел говорит то же о женщине в следующем стихе:
Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтоб быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. (1 Коринфянам 7:33, 34)
Незамужняя женщина может сосредоточить все свое внимание на том, чтобы угодить Господу, возрастая и укрепляясь в Божьем Слове и сохраняя сексуальную чистоту как акт поклонения Господу. Если она выйдет замуж, она должна будет прибавить к своим прежним обязанностям необходимость угождать мужу, вести домашние дела и позже воспитывать детей.
Основная мысль 1-го послания к Коринфянам (7:29 - 34) состоит в следующем: думай перед тем, как жениться.
Не бросайтесь в брак без того, чтобы серьезно все продумать, молиться об этом и иметь мир в сердце. То, что вы живете верой, не означает, что вы не должны просчитать издержки и спланировать свое будущее. Независимо от того, как долго вы жили один, брак изменит всю вашу жизнь!
Мы живем в обществе, где распространено такое мнение: делай то, что доставляет тебе удовольствие и облегчает жизнь, что не заставляет тебя думать. Мы также живем в обществе, которое одержимо сексом. В сумме это дает несчастные браки.
Очень важно для несемейного человека воспользоваться предоставленной ему возможностью и утвердить себя в Божьих принципах. Если он научится думать так, как думает Бог, и делать все так, как требует Бог, это все окупится в моменты кризиса. Потом, если он обретет семью, что перевернет его мир с ног на голову, его твердое жизненное основание будет для него точкой опоры.
Наконец Павел говорит:
Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения. (1 Коринфянам 7:35)
Святой Дух велел написать эти строки не для того, чтобы пугать людей браком, но чтобы уведомить о том, чего им следует ожидать. И тогда, понимая, как брак может изменить нашу жизнь, нас не будет мучить мысль: "Интересно, а как это - быть женатым?" Вместо этого мы можем легче сконцентрировать свое внимание на Господе, зная, что время до замужества или женитьбы предназначено для того, чтобы возрастать и мужать в Господе.
Эти стихи дают всем верующим возможность по-новому оценить преимущества несемейной жизни. Прочитав их, каждый из нас вдохновляет на то, чтобы отдать Иисусу главное место в нашей жизни. Однако в этих стихах сокрыта особая сила для несемейных людей. Если одинокий человек всем сердцем принимает истину и старается жить в согласии с ней, как это делал Павел, настанет день, когда и его душа придет в такое состояние, о каком говорится в послании к Филиппийцам (4:11):
Ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть.
Глава 7. ТРУД ЛЮБВИ
Мы часто слышим такие слова: самым дорогим в жизни становится то, над чем больше всего приходится трудиться. Я как христианин принимаю это как истину. Иисус заплатил невероятную цену за мою свободу, надеясь, что однажды я приму решение ответить на Его любовь и стану Его слугой и другом. Жертва, которую Он принес ради того, чтобы иметь взаимоотношения со мной, делает эти взаимоотношения еще более изумительными и ставит их на первое место в моей жизни.
Но то же самое я могу сказать о своих взаимоотношениях с Лореттой. Она моя жена, моя любимая и мой лучший друг, занимающая самое важное место после Иисуса. Ее самопожертвование и желание сохранить верность мне, любить меня и заботиться обо мне - даже в то время, когда я причиняю ей боль - не остаются незамеченными. Библия лучше всего выражает это: она дороже для меня, чем жемчуга (Притчи 31:10)!
Более того, самые трудные минуты моей жизни были связаны с тем, что я изо всех сил пытался выполнить обещания, данные Лоретте. Я тоже должен был чем-то жертвовать и меняться. Если бы мог, я бы с радостью избежал этого! Бывают дни, когда я стискиваю зубы, заставляя себя сделать то, что верно, или измениться для того, чтобы любить ее и заботиться о ней так, как повелевает Божье Слово.
Мы сегодня живем в обществе, моральным стандартом которого стал лозунг: "Правильно то, что подходит тебе". Концепция самопожертвования приравнена к идее "потери личности" или "отказа от будущего". Это совершенно очевидно противоречит библейским принципам, которые провозглашают, что личная жертва, которая приносится в послушании Богу, исполнит желания вашего сердца, а не лишит вас их.
Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее. (Матфея 10:39)
Но бывают минуты, когда даже самые зрелые христиане, в муках пытающиеся "положить свою жизнь" за супруга, задаются вопросом: "А стоит ли это таких жертв?" Несомненно! Точно так же, как Иисус посчитал, что стоит заплатить эту высокую цену за то, чтобы обрести взаимоотношения с нами, Лоретта и я обнаружили, что стоит заплатить цену за наш брак. И благословения, которые приходят как результат нашей обоюдной верности и стойкости, превыше того, что мы могли себе представить. Мы действительно "сберегли" свои жизни!
В первой главе этой книги мы рассматривали стих Писания, написанный Соломоном, в котором он делится своим наблюдением о том, что мужчины, которые сохранили себя для своей жены и остались ей верны, обретают великие благословения и процветают - даже если они не знают Бога ("…во все дни суетной жизни твоей").
Наслаждайся жизнию с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои; потому что это - доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем. (Екклесиаста 9:9)
Последняя фраза этого стиха "…в трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем" будет предметом рассмотрения в этой главе. В этом стихе представлен неопровержимый факт, что благополучный брак доступен каждому, но для достижения его требуется вложить очень много труда.
Чтобы обрести благословения для супружеской жизни, вам придется немало потрудиться!
Сложности коринфян
Коринфянам, как никому другому, пришлось усвоить этот принцип. Когда Евангелие пришло в Коринф, этот город представлял собой Лас Вегас того времени. Там было дозволено абсолютно все, и сексуальный грех был общепринятым явлением в их жизни.
Население Коринфа было также одним из самых интеллектуально развитых в древней Греции. Исторически так сложилось, что народы, которые концентрируют все внимание на человеческом разуме, не имея при этом знаний о духовных истинах, обычно полностью погружены в разврат.
Проституция в Коринфе была не просто разрешена законом, она была частью поклонения греческим богам. Чтобы поклоняться Венере, богине любви, люди вступали в сексуальную связь с жрицами и жрецами храма Венеры. В Коринфе было широко распространено мнение, что сексуальное удовольствие должно достигаться вне брака. Сексуальные отношения в браке существовали только для зачатия детей.
Более того, город Коринф был разделен на племена, и традиционно не допускалось слияние этих племен. Поэтому родители договаривались между собой о женитьбе задолго до того, как вырастали дети. Было строго запрещено иметь внебрачных детей.
При заключении брачного договора никто не принимал во внимание желание молодых людей, и после заключения брака между ними не было по сути никакого контакта. Жена должна была рожать детей и заниматься домашними делами, а муж занимался своими делами. Сексуальную связь они имели только с целью завести детей. Остальное время каждый из них шел в храм, чтобы там получить сексуальное удовольствие. Так как гомосексуализм был легальным и общепринятым явлением, многие мужчины и женщины также практиковали это в храме.
Эта языческая религия Коринфа отвергала почти все принципы Божьего Слова! И Павел, что отражено в 1-м послании к Коринфянам, должен был заложить основание морали, доктрины и церковного этикета.
Коринфяне не верили в воскресение, и поэтому в 15-й главе он говорил о необходимости и силе воскресения Иисуса. Они так злоупотребляли духовными дарами, что он уделил три главы, с 12-й по 14-ю, тому, чтобы объяснить им, как действуют духовные дары.
Они не понимали хлебопреломления, превращая его в бурную пьянку. Поэтому в 11-й главе Павел повелел им не напиваться при хлебопреломлении, говоря им о святости этого ритуала.
Когда Павел оставил Коринф, молодые верующие обнаружили, что Бог запрещает сексуальные отношения вне брака, что муж и жена, помимо зачатия, должны доставлять друг другу сексуальное удовольствие. Сама идея верности супругу была совершенно новой и противоположной их прежнему образу жизни и прежнему мышлению.
Они были настолько потрясены этим, что написали Павлу письмо, в котором просили дать пояснения по этому вопросу. Павел в 7-й главе говорил на тему секса и брака:
А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но, в избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. (1 Коринфянам 7:1, 2)
Так как в Коринфе все, что приносило удовольствие, было легальным, простые повеления Павла шокировали этих новообращенных. Как многим молодым христианам, им необходимо было узнать, что Бог провозглашает грехом. Пребывая в неведении, они внесли сексуальные извращения в церковь.
В 1-м стихе Павел говорит им, что до брака или вне брака они не должны иметь никаких сексуальных связей. Несемейные начали жаловаться: "Ты хочешь сказать, что я должен жениться, чтобы иметь секс?" Во 2-м стихе Павел идет дальше, говоря, что Бог предназначил одну женщину для одного мужчины и что в глазах Бога секс возможен только в рамках брака. Нет сомнений, у всех женатых людей в церкви отвисла челюсть, и что они обратили долгий и пристальный взгляд на того, который был его супругом! Вся их жизнь принимала совсем неожиданный оборот.
В коринфской церкви наверняка было множество верующих, супруги которых были неверующими, развратниками или гомосексуалистами. Но что еще хуже, многие из этих верующих сами погрязли в сексуальных грехах! В этой церкви налицо были все возможные причины для разводов. Тем не менее Павел объявил им: "Бог способен все уладить!"