№ п.п. | Мероприятие | Результат | НПА |
| I. Жилищная сфера | | |
1. | Усовершенствован порядок расчета платы за коммунальные услуги с применением повышающего коэффициента (обеспечена возможность его применения непосредственно при расчете платы за коммунальную услугу) | Создание дополнительного механизма стимулирования потребителей коммунальных услуг (покупателей коммунальных ресурсов) к установке приборов учета потребления коммунальных услуг (ресурсов) в целях точного определения объема ресурса, подлежащего оплате | Постановление Правительства РФ от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" |
2. | Оплата коммунальных ресурсов, выставляемых гражданам и израсходованных на общедомовые нужды, ограничена нормативом потребления коммунальных услуг вне зависимости от способа управления многоквартирными домами (далее – МКД) и того, кто является исполнителем коммунальных услуг (РСО, УО, ТСЖ и т.д.) | 1. Защита граждан от выставления «сверх-нормативных» потерь коммунальных ресурсов, потребляемых на общедомовые нужды. 2. Создание механизма стимулирования лиц, управляющих МКД, РСО к выявлению причин потерь коммунального ресурса в МКД и выработке и реализации мероприятий, направленных на сокращение таких потерь и реализацию мероприятий по повышению энергетической эффективности МКД. | Постановление Правительства РФ от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" |
3. | Совместно с Минкомсвязью России запущена работа государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ), призванная стать единым информационным источником эталонных сведений в сфере ЖКХ | Обеспечение открытости на едином информационном ресурсе всей ключевой информации в сфере ЖКХ: - управление многоквартирными домами; - оказание жилищно-коммунальных услуг; - проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. | 1. Приказ Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016 "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (зарегистрирован Минюстом России от 30.05.2016 № 42350). 2. Приказ Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016 «Об утверждении состава, порядка, сроков и периодичности размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства информации о предоставлении субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры, а также о выполнении условий предоставления такой финансовой поддержки» (зарегистрировано Минюстом России 08.04.2016 № 41722). 3. Приказ Минкомсвязи России N 18, Минстроя России N 34/пр от 18.01.2016 "Об утверждении состава, порядка, способов, сроков и периодичности размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства информации о количестве зарегистрированных в жилых помещениях по месту пребывания и по месту жительства граждан» (зарегистрировано Минюстом России 18.02.2016 № 41136). 4. Приказ Минкомсвязи России N 589, Минстроя России N 944/пр от 28.12.2015 "Об утверждении порядка и способа размещения информации, ведения реестров в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, доступа к системе и к информации, размещенной в ней» (зарегистрировано Минюстом России 19.02.2016 № 41149). |
4. | Органы государственного жилищного надзора наделены полномочиями по контролю за размерами устанавливаемых органами государственной власти нормативами потребления коммунальных услуг | Создание системы контроля за установлением нормативов потребления коммунальных услуг, позволяющей защитить права заинтересованных лиц по установлению объективного и подтвержденного фактическими данными о потреблении норматива | Федеральный закон от 28.12.2016 N 469-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" |
5. | Законодательно предусмотрены дополнительные меры, стимулирующие установку приборов учета потребляемых коммунальных ресурсов и повышение ответственности потребителей за соблюдение условий их эксплуатации, а также направленные на создание условий по борьбе с воровством коммунального ресурса в доме, в том числе: - предоставлена возможность для лиц, управляющих МКД, устанавливать «антивандальные» пломбы на приборах учета, АСУ на общем имуществе; - упрощен порядок выявления и оформления не санкционированно проживающих жильцов, что особенно актуально для помещений, в которых отсутствуют приборы учета потребления коммунальных ресурсов; - предоставлена возможность перерасчета при выявлении не санкционировано проживающих жильцов сразу после оформления соответствующего акта лицом, управляющим МКД, без обязательного доказывания факта наличия нарушения со стороны ФМС России. | Создание дополнительных механизмов борьбы с воровством коммунальных ресурсов и злоупотреблений при определении объема ресурса, подлежащего оплате | Постановление Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" |
6. | Реализован механизм взыскания штрафов в пользу потребителей при оказании коммунальных услуг: - с 1 января 2017 года при расчете платы с нарушением установленного порядка исполнитель будет обязан выплатить потребителю штраф в размере 50% от излишне начисленной платы не позднее 2 месяцев со дня обращения заявителя путем снижения размера платы (или размера задолженности) за коммунальную услугу, до уплаты штрафа в полном объеме | Обеспечена защита потребителей от некачественных услуг и злоупотреблений со стороны поставщиков коммунальных услуг (ресурсов) | Постановление Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" |
7. | Субъектам Российской Федерации в целях определения размера компенсации расходов на оплату коммунальных услуг инвалидам I и II групп и семьям, имеющим детей-инвалидов, при наличии индивидуальных и общедомовых приборов учета, предоставлено право нормативы потребления коммунальных услуг, в том числе потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливать с применением повышающего коэффициента в размере от 1,1 до 1,8 к соответствующему нормативу потребления | Обеспечивается социальная защита инвалидов I и II групп и семьям, имеющим детей-инвалидов | Постановление Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" |
8. | Упрощена процедура оплаты за жилищно-коммунальные услуги за счет включения в платежку штриховых кодов (при этом предусматривается право отказаться от выполнения этого требования для МКД, управляемых ТСЖ, ЖК и при непосредственном управлении, то есть небольшие дома, фактически управляемые собственниками помещений самостоятельно) | Упрощен порядок обработки платежных документов и за счет этого сокращаются время проведения платежей за ЖКУ | Постановление Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" |
9. | Утвержден перечень целевых показателей и индикаторов деятельности органов государственного жилищного надзора субъектов Российской Федерации, а также методика определения целевых показателей и проведения оценки | Создана система мониторинга и контроля деятельности органов жилищного надзора субъектов РФ функций по лицензионному контролю и жилищному надзору в сфере деятельности управления многоквартирными домами, а также мониторинга открытости, доступности, понимания деятельности органов ГЖН для граждан России | Решение заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации - Главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации об утверждении перечня целевых показателей и индикаторов в целях осуществления мониторинга и исполнения органами исполнительной власти субъектов РФ функций по лицензионному контролю в сфере деятельности по управлению МКД от 30.05.2016 |
10. | Разработан порядок осуществления общественного жилищного контроля, в том числе определены формы общественного жилищного контроля, описан порядок взаимодействия органов общественного жилищного контроля с органами местного самоуправления, органами государственной власти | Повышение открытости и стимулирование развития институтов гражданского общества, создание дополнительных инструментов и механизмов, способствующих защите и восстановлению прав и законных интересов граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства | Постановление Правительства РФ от 26.12.2016 N 1491 "О порядке осуществления общественного жилищного контроля" (вместе с "Правилами осуществления общественного жилищного контроля") |
11. | Внесены изменения в Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и МКД аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», направленные на уточнение порядка принятия решений о признании домов (помещений) непригодными для проживания (аварийными и т.п.) в части: - федерального имущества, - частных жилых помещений, - обязательного уведомления собственников (уполномоченных ими лиц) о времени и месте заседания комиссии, что позволит собственникам (уполномоченным ими лицам) участвовать в заседании комиссии с правом совещательного голоса и заявлять ходатайства, в том числе о привлечении квалифицированной экспертной помощи на стадии принятия решения, - устранения конфликта интересов должностных лиц органов местного самоуправления, возникающего в случае обследования межведомственной комиссией жилых помещений в домах, введенных в эксплуатацию в течение 5 лет до подачи заявления на проведение обследования | Создан механизм принятия решений о признании МКД (помещений) непригодными для проживания (аварийными и т.п.), особенно в части федерального имущества, в условиях, когда уполномоченный федеральный собственник своевременно не принимает таких решений | Постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» от 09.06.2016 г. № 649, от 02.08.2016 г. № 746 |
12. | Утверждены правила определения класса энергетической эффективности МКД: - система классов приведена к применяемой в Европе и других странах; - установлен базовый уровень удельного годового расхода энергетических ресурсов в МКД, отражающий суммарный удельный годовой расход тепловой энергии на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение, а также электрической энергии на общедомовые нужды, МКД | Класс энергетической эффективности многоквартирного дома дает информацию собственникам помещений многоквартирного дома об объеме энергетических ресурсов, потребляемым многоквартирным домом | Приказ Минстроя России от 6.06.2016 № 399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов» (зарегистрировано Минюстом России от 08.08.2016 № 43169) |
13. | Разработан законопроект, предусматривающий, изменение системы отношений по снабжению МКД коммунальными ресурсами и обеспечения потребителей коммунальными услугами. У потребителей возникают прямые договорные отношения с РСО, плата вносится напрямую РСО, которая вправе взыскивать задолженность с потребителей, УК не копят задолженность по долгам населения. Средства, поступившие в счет оплаты коммунальных услуг должны быть «расщеплены» банком в соответствии с информацией, предоставленной РСО (через информационно-расчетный центр). Ни на какие иные цели, кроме оплаты поставленных коммунальных ресурсов средства, уплаченные потребителями, направлены быть не могут. | Создается механизм совершенствования существующей системы расчетов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а именно – на ликвидацию недобросовестных посредников в лице лиц, осуществляющих управление МКД, между РСО и потребителем коммунальных ресурсов, защиту средств потребителей, уплачиваемых за коммунальные ресурсы от нецелевого использования, сокращение задолженности в сфере ЖКХ, в том числе безнадежных долгов За счет исключения из выручки УК платежей за коммунальные услуги (до 70% платежа) с рынка уйдут недобросовестные участники, заинтересованные только собирании денег населения. | Проект федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» (о переходе к новой системе договорных отношений между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями) (Справочно: законопроект внесен в Правительство РФ и готовится к внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации) |
14. | Разработаны единые требования к деятельности по осуществлению расчетов в ЖКХ через Информационно-расчетные центры, в том числе требования к таким центрам, порядку их деятельности, созданию, отбору и контролю. | Создаются условия, при которых расчетами в сфере ЖКХ, в том числе приему средств от граждан и их распределение будет осуществляться организациями, деятельность которых будет подконтрольна органам власти, но которые при этом не будут иметь доступа к средствам, направляемым гражданами в качестве оплаты за ЖКУ (указанные средства будут перечисляться непосредственно поставщикам ресурсов - РСО) | Проект федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» (о переходе к новой системе договорных отношений между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями) |
15. | Разработаны предложения по упрощению порядка заключения и исполнения энергосервисных договоров (контрактов) в многоквартирных домах (правом принятия решения о заключении такого договора наделяется общее собрание собственников помещений в МКД), а также более четко формулируются права и обязанности сторон по таким договорам (для собственников помещений в МКД и для энергосервисных компаний), который позволит более широко применять институт энергосервиса в жилищном фонде | Создаются условия для привлечения энергосервисных компаний к реализации энергосервисных мероприятий в жилищном фонде | Проект федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме)» (Справочно: законопроект внесен в Правительство РФ и готовится к внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации) |
16. | Разработаны предложения по введению понятия грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований, в том числе предусматривающих, что в случае неоднократного в течение календарного года грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований в отношении многоквартирного дома из реестра лицензий субъекта Российской Федерации исключаются сведения о таком доме или домах | Введение более сбалансированной административной ответственности за нарушения, допускаемые при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами за счет дифференциации нарушений и мер ответственности за них на грубые и нет. Сокращение финансовой нагрузки на субъектов предпринимательской деятельности в сфере управления МКД при совершении ими незначительных нарушений. | Проект федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (Справочно: законопроект внесен в Правительство РФ и готовится к внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации) |
17. | Разработаны предложения, предусматривающие аннулирование лицензии по решению лицензионной комиссии на основании представления органа государственного жилищного надзора, в случае если в течение двенадцати месяцев с момента выдачи лицензии либо с момента исключения из реестра лицензий всех многоквартирных домов, которыми управлял лицензиат, в реестр лицензий не было включено ни одного многоквартирного дома (ликвидация «нулевых лицензий») | Исключение появление на рынке управления МКД «пустых» и «запасных» управляющих компаний, используемых действующими участниками рынка на случаи потери последними лицензий на управление МКД | Проект федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (Справочно: законопроект внесен в Правительство РФ и готовится к внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации) |
18. | Разработаны предложения по установлению в отношении товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов (далее соответственно – товарищество, кооператив) обязанности по передаче технической документации на многоквартирный дом, аналогично требованиям к управляющим организациям, установленным частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе с установлением административной ответственности за неисполнение указанного требования ответственность, предусмотренной статьей 7.232 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях | Повышение эффективности деятельности товариществ и кооперативов в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг населению. Борьба со злоупотреблениями с их стороны при решении вопросов о передаче технической документации на МКД. | Проект федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» (в части совершенствования правоотношений в сфере управления многоквартирными домами) (Справочно: законопроект внесен в Правительство РФ и готовится к внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации) |
19. | Разработаны предложения по введению судебного порядка предоставления органам государственного жилищного надзора доступа в помещения в многоквартирном доме с целью проверки фактов возникновения угрозы нарушения прав на безопасные условия проживания (пребывания) собственников (пользователей) помещений в многоквартирном доме | Совершенствование процедуры выявления фактов незаконной перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирных домах. Защита прав и законных интересов добросовестных собственников помещений в МКД в части обеспечения безопасного и комфортного проживания в доме. | Проект поправок к проекту федерального закона № 659948-6 «О внесении изменений статью 721 Кодекса Российской Федерации (Справочно: проект поправок внесен в Правительство РФ и готовится к внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации) |
20. | Подготовлены предложения по совершенствованию порядка осуществления государственного учета жилищного фонда с использованием ГИС ЖКХ и проведение технического обследования многоквартирных и жилых домов и помещений в них | Создается механизм получения и использования достоверной и актуальной информации об объектах жилищного фонда, на основании которой должны приниматься решения по вопросам эксплуатации жилищного фонда | Проект федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» (Справочно: законопроект внесен в Правительство РФ и готовится к внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации) |
| II. Коммунальная инфраструктура и привлечение частных инвестиций | | |
21. | Разработаны предложения, направленные на совершенствование привлечения частных инвесторов в сферу ЖКХ и предусматривающий в том числе: - обязательное участие субъекта Российской Федерации в качестве стороны концессионного соглашения; - возможность передачи в концессию имущественного комплекса в случае, когда только часть имущества зарегистрирована в установленном порядке и учет затрат на регистрацию имущества в тарифах концессионера; - возможность учета при установлении концессионной платы долговых денежных обязательств государственных и муниципальных предприятий, имущество которых передается в концессию, возникших не позднее, чем за 2 года до решения о заключении концессионного соглашения - возможность трансформации договоров аренды объектов коммунального комплекса в концессионные соглашения в случае, если у арендатора права владения или пользования возникли в срок с 1 января 2010 года до 1 января 2015 года | Устранены отдельные проблемные вопросы реализации механизма передачи частным инвесторам объектов коммунальной инфраструктуры в рамках концессионных соглашений. Усилены гарантии для концессионеров в части вопросов тарифного регулирования. Созданы дополнительные условия для привлечения частных инвестиций в рамках ранее заключенных договоров аренды. | Федеральный закон от 03.07.2016 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» |
22. | Созданы условия для снижения финансовой и контрольной нагрузки на абонентов организаций водопроводно-канализационного хозяйства при осуществлении контроля за составом и свойствами сточных вод абонентов и расчете платы за негативное воздействие сточных вод на работу централизованной системы водоотведения. | 1.Устранены отдельные проблемные вопросы взаимоотношений организаций водопроводно-канализационного хозяйства и их абонентов 2. Выполнены международные обязательства России, данные в рамках взаимодействия с КСИИ. | Постановление Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 №1134 «О вопросах осуществления холодного водоснабжения и водоотведения» |
23. | Подготовлены предложения, предусматривающие введение федерального мониторинга наличия согласованных планов мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями (далее – планов качества), порядок которого будет определен Минстроем России. Субъекты Российской Федерации наделяются полномочиями по осуществлению мониторинга наличия и исполнения организацией, осуществляющей холодное водоснабжение (далее – организация ВКХ), планов качества. Устанавливается обязанность организации ВКХ представлять информацию уполномоченному в сфере водоснабжения и водоотведения органу субъекта Российской Федерации о разработанных и согласованных планах качества. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях ужесточает штрафные санкции для должностных и юридических лиц за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства по разработке и согласованию плана качества, а также неисполнение плана качества, а также неучет в техническом задании на разработку или корректировку инвестиционной программы организации, осуществляющей холодное водоснабжение, мероприятий плана качества | Законопроект позволит: 1. Усилить контроль, в том числе на федеральном уровне, за выполнением мероприятий по приведению питьевой воды, стоков в соответствие с установленными требованиями. 2. Ввести ответственность организаций за несоблюдение законодательства по созданию и исполнению планов доведения воды, стоков до установленных требований. 3. Повысить качество водоснабжения населения, в том числе со перспективой снижения случаев заболеваемости связанных с некачественным водоснабжением. 4. Улучшить состояние водных объектов. | Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» Справочно: (Законопроект внесен в Правительство РФ и готовится к внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации |
24. | Подготовлены предложения, направленные на совершенствование: - порядка нормирования организаций водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ), абонентов при осуществлении ими сброса вредных веществ в водные объекты (введение принципа нормирования на основе НДТ); - и более четкое распределение ответственности за нарушения, связанные с загрязнением водных объектов между организациями ВКХ и абонентами (реализация принципа «загрязнитель платит). | 1.Введение механизма более четкого распределения ответственности между ВКХ и абонентами за причинение вреда водным объектам в результате сброса сточных ввод, исключающего привлечение ВКХ к финансовой ответственности за причинение вреда окружающей среде в тех случаях, когда они по объективным причинам не могли его предотвратить со стороны абонентов. 2. Введение механизма расчета платы за вред, причиненный водному объекту, исходя из возможности очистки вредных веществ с применением НДТ (а не рыбохозяйственных требований с учетом которых этот вред рассчитывается в настоящее время). | Проект поправок Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона № 386179-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» и некоторые законодательные акты Российской Федерации» (Справочно: проект поправок внесен в Правительство РФ и готовится к внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации) |
25. | Введен порядок определения абонентов, обязанных предоставить обеспечение исполнения обязательств (банковскую гарантию или иные способы) по оплате питьевой и (или) технической воды, подаваемой по договорам холодного водоснабжения, единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения, по оплате водоотведения, и порядок предоставления такого обеспечения | Создан дополнительный механизм борьбы с недобросовестными злостными абонентами (имеющие двухмесячную и более задолженность), направленный на борьбу с долгами в сфере ЖКХ и стабилизацию финансового состояния поставщиков коммунальных ресурсов (РСО) | Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. № 1455 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения исполнения обязательств по оплате энергоресурсов». |
26. | Установлены требования к антитеррористической защищенности объектов водоснабжения и водоотведения, к форме паспорта безопасности объекта водоснабжения и водоотведения | Создан порядок и условия осуществления антитеррористической защищенности объектов водоснабжения и водоотведения, что обеспечит качественное и безопасное предоставление соответствующих услуг потребителям | Постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 № 1467 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов водоснабжения и водоотведения, формы паспорта безопасности объекта водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» |
27. | Установлены особенности содержания и требований к Единой схеме водоснабжения и водоотведения Республики Крым | Создан механизм реализации законодательства, предусматривающего разработку Единой схемы водоснабжения и водоотведения Республики Крым, что позволяет учитывать специфику организации водоснабжения и водоотведения на территории региона | Постановление Правительства Российской Федерации от 13.12.2016 № 1346 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 782 в части уточнения требований к содержанию схемы водоснабжения и водоотведения Республики Крым и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2015 г. № 1230» |
| III. Расселение аварийного жилья | | |
28. | Дополнительно упрощены условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ, в том числе: - отменена норма о приостановлении предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации на реализацию региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (далее – программы переселения) при нарушении параметров и сроков завершения предыдущих этапов программ переселения, что позволит обеспечивать бесперебойное предоставление средств Фонда ЖКХ не зависимо от фактического срока завершения этапов программы и не сдерживать реализацию последующих этапов. - уточнен порядок оценки выполнения обязательств по переселению, в том числе достижения целевых показателей, предусматривающее учет причин невыполнения, связанных с личностью гражданина | 1. Создан механизм более сбалансированной ответственности региона за неисполнение обязательств в тех случаях, когда неисполнение вызвано действиями отдельных муниципалитетов. 2. Создан механизм оценки исполнения обязательств региона по реализации программы расселения, учитывающий возможные ситуации, связанные с личностью гражданина (наличие спорных ситуаций в судах, отказы от переселения, неполучение ключей и т.д.) | Федеральный закон от 2 июня 2016 года № 175-ФЗ «О внесении изменений в статьи 26 и 154 Жилищного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» |
29. | Председатель Правительства РФ наделен полномочием принимать решение об оказании дополнительной финансовой поддержки субъектам Российской Федерации за счет средств Фонда ЖКХ с учетом конкретной ситуации, складывающейся в субъекте РФ | Создан механизм оперативного оказания дополнительной поддержки субъектам Российской Федерации за счет средств Фонда ЖКХ, учитывающий конкретную ситуацию, складывающуюся в субъекте РФ. | Постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» от 21.07.2016 №704 |
30. | Председатель Правительства РФ наделен полномочием принимать решение (на основании предложений Минстроя России, согласованного с Минфином России) о распределении средств Фонда ЖКХ по основным направлениям его использования (расселение аварийного жилищного фонда, капитальный ремонт многоквартирных домов) | Оптимизирован порядок принятия решений о распределении средств Фонда ЖКХ, направляемых на финансирование программ расселения аварийного жилищного фонда, проведение капитального ремонта и за счет этого сокращены сроки реализации таких решений | Постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2013 г. № 147» от 13.09.2016 №912 |
31. | Разработаны меры, направленные на отмену обязательности нотариального удостоверения соглашений об изъятии в государственную или муниципальную собственность тех помещений в аварийных многоквартирных домах, которые находятся в общей долевой собственности нескольких переселяемых граждан и наличие которого влечет необходимость несения гражданами расходов на нотариальные действия. | Исключение необходимости несения переселяемыми гражданами расходов при оформлении перехода прав собственности к органам местного самоуправления при изъятии жилого помещения, находящегося в аварийном многоквартирном доме. | Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» |
| IV. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах | | |
32. | Закрепление на федеральном уровне принципов формирования краткосрочных планов реализации региональной программы капремонта, исходя из необходимости: 1) использования на цели капитального ремонта остатков средств на счете регионального оператора, не использованных в предшествующем году, и прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году; 2) корректировки объема работ по капитальному ремонту, исходя из фактического уровня собираемости средств на капитальный ремонт на счете, счетах регионального оператора. | Предложенные подходы к формированию краткосрочных планов позволяют обеспечить проведение капитального ремонта на весь объем средств, собираемых с граждан в качестве взносов на капитальный ремонт (с учетом условия о финансовой устойчивости регионального оператора) | Федеральный закон от 03.07.2016 № 355-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» |
33. | Введен механизм обеспечения сохранности фондов капитального ремонта, размещаемых на специальных счетах – по решению собственников средства спец счетов могут быть размещены на специальных депозитах (на определенный срок под ставку, применяемую для депозитов) | Создан механизм защиты средств граждан, размещаемых на специальных счета от инфляции и возможность получения на указанные средства рыночной ставки, используемой для банковских депозитов | Федеральный закон от 03.07.2016 № 355-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» |
34. | Правительство РФ наделено полномочиями по установлению дополнительных требований к банкам, в которых региональные операторы могут быть открыты счета | Создаются дополнительные условия, гарантирующие надежность кредитных организаций, в которых размещаются средства фондов капитального ремонта | Федеральный закон от 03.07.2016 № 355-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» |
35. | Введение единых для всей страны требований к руководителям региональных операторов капремонта, а также обязательности прохождения квалификационного экзамена для кандидатов на должность руководителей региональных оператора (в момент проведения конкурса) и руководителей региональных операторов (не реже 1 раза в 3 года после назначения) | Создаются условия для привлечения к работе в качестве руководителей региональных операторов квалифицированных специалистов, что обеспечит эффективную работу региональных систем капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах | Федеральный закон от 03.07.2016 № 355-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» |
36. | Утверждены правила размещения временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах | Установлен механизм размещения временно свободных средств регоператора в целях обеспечения сохранности средств фондов капитального ремонта | Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2016 № 453 «Об утверждении Правил размещения временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» |
37. | Установлен порядок проведения конкурса по отбору российских кредитных организаций для открытия счетов региональным оператором | Создан механизм открытой и понятной процедуры привлечения кредитных организаций для работы со средствами, собираемыми региональными операторами в качестве взносов на капитальный ремонт | Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2016 № 454 «Об утверждении Положения о проведении конкурса по отбору российских кредитных организаций для открытия счетов региональным оператором» |
38. | Утвержден порядок привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах и о порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах | Установлен механизм привлечения квалифицированных подрядных организаций для проведения капитального ремонта общего имущества в МКД | Постановление Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах и о порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» |
39. | Актуализированы методические рекомендации по созданию специализированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и обеспечению их деятельности | Совершенствование методического обеспечения деятельности региональных операторов | Приказ Минстроя России от 28.01.2016 № 41/пр «Об утверждении методических рекомендаций по созданию специализированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и обеспечению их деятельности» |
40. | Актуализированы методические рекомендации по установлению минимального размера взноса на капитальный ремонт | Совершенствование методического обеспечения функционирования региональных систем капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах | Приказ Минстроя России от 27.06.2016 454/пр «Об утверждении методических рекомендаций по установлению минимального размера взноса на капитальный ремонт» |
41. | Установлены рекомендации по деятельности комиссии по проведению предварительного отбора подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории субъектов Российской Федерации | Совершенствование методического обеспечения функционирования региональных систем капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах с учетом требований нового законодательства | Приказ Минстроя России от 07.09.2016 № 624/пр «Об утверждении методических указаний о порядке деятельности комиссии по проведению предварительного отбора подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории субъектов Российской Федерации» Справочно: приказ проходит государственную регистрацию в Минюсте России |
42. | Определен порядок проведения квалификационного экзамена руководителя, кандидата на должность руководителя регионального оператора капитального ремонта в многоквартирных домах, перечня вопросов, предлагаемых на квалификационном экзамене руководителю, кандидату на должность руководителя регионального оператора капитального ремонта в многоквартирных домах | 1. Создаются условия для привлечения к работе в качестве руководителей региональных операторов квалифицированных специалистов, что обеспечит эффективную работу региональных систем капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. 2. Реализуется механизм федерального контроля за кандидатами, предлагаемыми к назначению руководителей региональных операторов за счет их тестирования в рамках проведения конкурса на назначение на должность руководителя регионального оператора. | Приказ Минстроя России от 26.10.2016 № 743/пр «Об утверждении порядка проведения квалификационного экзамена руководителя, кандидата на должность руководителя регионального оператора капитального ремонта в многоквартирных домах, перечня вопросов, предлагаемых на квалификационном экзамене руководителю, кандидату на должность руководителя регионального оператора капитального ремонта в многоквартирных домах» Справочно: приказ проходит государственную регистрацию в Минюсте России |
| V. Обращение с ТКО и похоронная деятельность | | |
43. | В 2015-2016 гг. проведена работа по формированию нормативной правовой базы в части нового регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами во исполнение Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» | Устанавливается четкий порядок по определению нормативов накопления ТКО для разных категорий образователей: населения, торговых, бытовых объектов, объектов общественного назначения и иных | Постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов». Приказ Минстроя России от 28 июля 2016 г. № 524/пр «Об утверждении Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов» |
44. | Вводится процедура разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных и производственных программ операторов по обращению с ТКО, осуществляющих регулируемые виды деятельности, требований к составу и содержанию таких программ, порядок рассмотрения разногласий при утверждении программ и порядок осуществления контроля за их выполнением. Устанавливается порядок определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения ТКО, что позволяет оценить эффективность реализуемых мероприятий инвестиционной программы регулируемой организации | Постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 г. № 424 «Об утверждении порядка разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных и производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе порядка определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов» |
45. | Устанавливаются требования в отношении измерения объема и (или) массы ТКО в целях расчетов по договорам в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, а также способы осуществления коммерческого учета ТКО: а) расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления; б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения. | Постановление Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальными отходов» |
46. | Определяется процедура конкурсного отбора региональных операторов по обращению с ТКО (далее – региональный оператор ТКО), требования к участникам конкурсного отбора, критерии конкурсного отбора, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсном отборе. Субъекты Российской Федерации реализуют свои полномочия по организации обращения с ТКО в части отбора региональных операторов по обращению с ТКО | Постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2016 г. № 881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами» (вместе с «Правилами проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами») |
47. | Установлен порядок проведения торгов на оказание услуг по сбору и транспортированию ТКО, направленный в том числе на сохранение конкуренции на рынке транспортирования ТКО после выбора региональных операторов ТКО | Постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2016 г. № 1133 «Об утверждении Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора» |
48. | Устанавливаются требования в отношении сбора и транспортирования, обработки, обезвреживания и захоронения ТКО, порядка заключения договоров в сфере обращения с ТКО и определяются существенные условия таких договоров. Правила обращения с ТКО имеют целью стимулирование предотвращения образования ТКО, максимизацию объема утилизации отходов, снижение опасности отходов для окружающей среды и здоровья людей и уменьшение массы размещаемых отходов. | Постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об утверждении правил обращения с твердыми коммунальными отходами и формы типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами» |
49. | | Возможность по решению органа государственной власти субъекта РФ осуществлять расчет платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения в многоквартирном доме либо исходя из количества проживающих в жилом помещении. Создан механизм, позволяющий определить объемы, образуемых на территории субъектов твердых коммунальных отходов, провести конкурсный отбор регионального оператора по обращению с ТКО и перейти в полном объеме на новую систему обращения с ТКО, а также с учетом гарантированного потока ТКО и долгосрочного тарифного регулирования привлечь частных инвесторов в отрасль для создания коммунальной инфраструктуры по обращению с ТКО | Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации» (Справочно: проект постановления внесен в Правительство РФ и готовится к выпуску) |
50. | Разработаны новые подходы к правому регулированию сферы похоронного дела, предусматривающие: - установление единообразного понятийного аппарата; - чёткое распределение полномочий между Минстроем России, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; - Регулирование отрасли с муниципального уровня частично переходит на федеральный и региональный: на федеральном уровне – закрепляются общие положения и требования функционирования отрасли, на уровне субъектов – дополнительные с учетом особенностей региона; - введение административной ответственности должностных лиц за незаконное распространение информации об умершем и его родственниках, нарушение порядка предоставления земельного участка для захоронения, лицензионных требований и иных норм в сфере похоронного дела (справочно: от 30 000 до 300 000 тысяч рублей в зависимости от нарушения, а также от субъекта административного правонарушения); - введение специального регулирования вопросов создания и содержания вероисповедальных кладбищ и вероисповедальных участков на кладбищах, проведения религиозных обрядов и церемоний, сопровождающих погребение, осуществление захоронения останков, праха умерших на вероисповедальных кладбищах и участках; - введение института лица, ответственного за место захоронения, что закрепляет обязанность такого лица по уходу и содержанию места захоронения в надлежащем состоянии и упорядочивает последующие захоронения в это место захоронения; - введение понятия «частные кладбища», что позволит повысить уровень и качество оказания ритуальных услуг для населения с учетом пожелания умершего или его родственников, а также простимулирует привлечение в отрасль инвестиций; - четкое формулирование положения о создании семейных (родовых) захоронений; - создание единой автоматизированной системы учета умерших и мест захоронений, а также объектов похоронного назначения; - разграничение ритуальных услуг, медицинских услуг и религиозных услуг, что исключает возможность существующих в настоящее время злоупотреблений и «навязывания» родственникам умерших, прежде всего со стороны медицинских учреждений, различного рода услуг, не свойственных медицинским учреждениям (например, подготовка тел умерших к захоронению (бальзамирование, облачение и т.п.); - устранение отдельных противоречий и пробелов в действующем законодательстве, регулирующем вопросы похоронного дела: определен источник финансирования захоронения лиц, чья личность не определена; сформулировано чёткое указание на возможность создания частного крематория, в том числе на условиях ГЧП; - определение видов ритуальных услуг и требований | Создание качественно новой системы правового регулирования отрасли похоронного дела, которая обеспечит защиты прав и законных интересов граждан в указанной сфере, исключит злоупотребления и повысит качество предоставляемых услуг | Проект федерального закона «О похоронном деле в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Справочно: законопроект проходит согласование с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти) |