Анализ инвестиционной привлекательности фирм (компаний)
Инвестиционная привлекательность – интегральная характеристика, достаточная, социально-экономическая, организационно-правовая, психологическая, политическая заинтересованность субъекта инвестиционной деятельности вкладывать свои средства в тот или иной объект
ИП определяется состоянием сложившегося инвестиционного климата, позитивно или негативно влияющего на инвестора
ИК – комплексная характеристика, включающая в себя 3 подсистемы:
- инвестиционный потенциал, т.е. совокупность имеющихся на территории, в стране, регионе факторов производства и сфер применения капитала
- инвестиционный риск – совокупность отдельных факторов, возможно оказывающих негативное влияние на процесс инвестирования
- законодательные условия – правовая система, обеспечивающая стабильность деятельности инвестора
Инвестиционная привлекательность организации (фирмы) - это комплексная характеристика потенциальных объектов предстоящего инвестора с точки зрения перспективного развития объема производства, возможностей сбыта, рационального использования активов, ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости. В первую очередь анализ инвестиционной привлекательности организации предполагает выявлении стадии жизненного цикла
- детство – отрицательные финансовые результаты, минимальный оборот
- юность – становление: увеличение объемов производства, появление первой прибыли., необходимость в среднесрочном и долгосрочном источниках финансирования
- зрелость – максимально постоянный объем производства, максимальная прибыль, за счет собственных средств
- старость – снижение оборота, прибыли, не предусматривает инвестирование, но исключение случай диверсификации и тогда переходит на новый жизненный цикл
Во вторую очередь проводится тщательный финансовый анализ деятельности организации:
1. анализ активов (имущественное состояние предприятия)
2. анализ пассивов (источников формирования капитала)
3. анализ абсолютных и относительных финансовых показателей
4. анализ платежеспособности (оценка ликвидности)
5. анализ финансовой устойчивости (обеспеченность СОС и ОС, оборачиваемость, деловая активность, коэффициент маневренности, автономии и независимости)
6. анализ потенциального банкротства
Финансовое состояние отличается от финансового положения на п.3.
Дополнение:
Оценка инвестиционной привлекательности компании – процесс, основанный во многом на субъективных оценках и опыте аналитиков, использующих две группы методов: коэффициентного анализа и факторной оценки инвестиционной привлекательности. Основной задачей такой оценки является выявление доходности и риска инвестирования. Большинство инвесторов стремятся к оптимизации соотношения риск/доходность. В процессе оценки рассматриваются следующие факторы, оказывающие влияние на доходность и риск, связанные с инвестированием капитала:
· привлекательность продукции;
· информационная привлекательность;
· кадровая привлекательность;
· инновационная привлекательность;
· финансовая привлекательность;
· территориальная привлекательность;
· экологическая привлекательность;
· социальная привлекательность.
Привлекательность продукции компании для любого инвестора определяется ее конкурентоспособностью на рынке – многоаспектной характеристикой, формирующейся на основе показателей, факторов, предпосылок и конечных критериев: уровня качества продукции и уровня цен на нее в соотнесении с ценами конкурентов и ценами на товары-заменители, а также уровня диверсификации продукции.
Информационная привлекательность компании определяется ее внешним имиджем, на который существенно влияют деловые и социальные коммуникации, а также репутация брендов, которыми владеет компания. Ценность информационной компоненты инвестиционной привлекательности постоянно возрастает.
Кадровая привлекательность компании характеризуется:
· деловыми качествами руководителя и его команды;
· качеством кадрового ядра;
· качеством обновления персонала в целом.
Обобщающим критерием инвестиционной привлекательности кадрового ядра компании является удельный вес и динамика роста количества высококвалифицированных рабочих и специалистов в промышленно-производственном персонале.
Инновационная привлекательность компании – важная составляющая инвестиционной привлекательности, так как многие инвесторы связывают перспективы капиталовложений именно с нововведениями. Она определяется на основе оценки эффективности среднесрочных и долгосрочных инвестиций в нововведения компании. Для оценки инновационной привлекательности необходимы:
· отбор системы показателей, прямо или косвенно характеризующих инновационную деятельность компании;
· дифференцированное ранжирование компаний на основе группировки выбранных показателей и определение места по их сумме;
· выбор общего критерия для экспресс-анализа.
Финансовая привлекательность компании – центральное звено инвестиционной привлекательности. Для любого инвестора она заключается в получении стабильного экономического эффекта от финансово-хозяйственной деятельности. Если этот эффект нестабилен, при инвестировании неизбежен финансовый риск. Критерии финансовой привлекательности – показатели, характеризующие финансовое положение компании (ликвидность, финансовая устойчивость и платежеспособность) и уровень ее деловой активности (оборачиваемость активов, рентабельность продукции и производства).
Три основные группы методик оценки инвестиционной привлекательности компаний, основанные на анализе коэффициентов:
· рыночный подход, основанный на анализе внешней информации о компании, оценивает изменения рыночной стоимости акций компании и величины выплачиваемых дивидендов. Такой подход является преобладающим у акционеров, позволяя им рассчитывать эффективность собственных инвестиций в компанию;
· бухгалтерский подход, основанный на анализе внутренней информации, использует бухгалтерские данные, такие как прибыль или поток денежных средств. Такой подход предпочитают бухгалтеры и финансовые специалисты, поскольку используемые для анализа данные могут быть легко получены из традиционной отчетности;
· комбинированный подход, основанный на анализе как внешних, так и внутренних факторов.
Территориальная привлекательность компании – система критериев выгодного для инвестора геопространственного положения и развития компании: макроэкономическое положение города или региона, где она находится, в национальном и международном рыночном хозяйстве, а также микрогеографическое положение компании внутри города. При оценке макроэкономического положения инвестор учитывает общий инвестиционный климат в регионе. Микрогеографическое положение оценивают исходя из показателей транспортного коэффициента; коэффициента удаленности от центра города; цены земли; коэффициента потенциальной интенсификации территории компании.
Экологическая привлекательность компании определяется на основе оценки экологической привлекательности:
· природной среды компании;
· производственного процесса;
· производимой продукции.
Социальная привлекательность компании является критерием конкурентоспособности компании, ее престижности для трудоустройства, привлекательности для инвестора. При анализе социального климата обращают внимание на:
· условия труда;
· организацию и оплату труда;
· развитость социальной инфраструктуры.