Анализ инвестиционной привлекательности фирм (компаний)

Инвестиционная привлекательность – интегральная характеристика, достаточная, социально-экономическая, организационно-правовая, психологическая, политическая заинтересованность субъекта инвестиционной деятельности вкладывать свои средства в тот или иной объект

ИП определяется состоянием сложившегося инвестиционного климата, позитивно или негативно влияющего на инвестора

ИК – комплексная характеристика, включающая в себя 3 подсистемы:

- инвестиционный потенциал, т.е. совокупность имеющихся на территории, в стране, регионе факторов производства и сфер применения капитала

- инвестиционный риск – совокупность отдельных факторов, возможно оказывающих негативное влияние на процесс инвестирования

- законодательные условия – правовая система, обеспечивающая стабильность деятельности инвестора

Инвестиционная привлекательность организации (фирмы) - это комплексная характеристика потенциальных объектов предстоящего инвестора с точки зрения перспективного развития объема производства, возможностей сбыта, рационального использования активов, ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости. В первую очередь анализ инвестиционной привлекательности организации предполагает выявлении стадии жизненного цикла

- детство – отрицательные финансовые результаты, минимальный оборот

- юность – становление: увеличение объемов производства, появление первой прибыли., необходимость в среднесрочном и долгосрочном источниках финансирования

- зрелость – максимально постоянный объем производства, максимальная прибыль, за счет собственных средств

- старость – снижение оборота, прибыли, не предусматривает инвестирование, но исключение случай диверсификации и тогда переходит на новый жизненный цикл

Во вторую очередь проводится тщательный финансовый анализ деятельности организации:

1. анализ активов (имущественное состояние предприятия)

2. анализ пассивов (источников формирования капитала)

3. анализ абсолютных и относительных финансовых показателей

4. анализ платежеспособности (оценка ликвидности)

5. анализ финансовой устойчивости (обеспеченность СОС и ОС, оборачиваемость, деловая активность, коэффициент маневренности, автономии и независимости)

6. анализ потенциального банкротства

Финансовое состояние отличается от финансового положения на п.3.

Дополнение:

Оценка инвестиционной привлекательности компании – процесс, основанный во многом на субъективных оценках и опыте аналитиков, использующих две группы методов: коэффициентного анализа и факторной оценки инвестиционной привлекательности. Основной задачей такой оценки является выявление доходности и риска инвестирования. Большинство инвесторов стремятся к оптимизации соотношения риск/доходность. В процессе оценки рассматриваются следующие факторы, оказывающие влияние на доходность и риск, связанные с инвестированием капитала:

· привлекательность продукции;

· информационная привлекательность;

· кадровая привлекательность;

· инновационная привлекательность;

· финансовая привлекательность;

· территориальная привлекательность;

· экологическая привлекательность;

· социальная привлекательность.

Привлекательность продукции компании для любого инвестора определяется ее конкурентоспособностью на рынке – многоаспектной характеристикой, формирующейся на основе показателей, факторов, предпосылок и конечных критериев: уровня качества продукции и уровня цен на нее в соотнесении с ценами конкурентов и ценами на товары-заменители, а также уровня диверсификации продукции.

Информационная привлекательность компании определяется ее внешним имиджем, на который существенно влияют деловые и социальные коммуникации, а также репутация брендов, которыми владеет компания. Ценность информационной компоненты инвестиционной привлекательности постоянно возрастает.

Кадровая привлекательность компании характеризуется:

· деловыми качествами руководителя и его команды;

· качеством кадрового ядра;

· качеством обновления персонала в целом.

Обобщающим критерием инвестиционной привлекательности кадрового ядра компании является удельный вес и динамика роста количества высококвалифицированных рабочих и специалистов в промышленно-производственном персонале.

Инновационная привлекательность компании – важная составляющая инвестиционной привлекательности, так как многие инвесторы связывают перспективы капиталовложений именно с нововведениями. Она определяется на основе оценки эффективности среднесрочных и долгосрочных инвестиций в нововведения компании. Для оценки инновационной привлекательности необходимы:

· отбор системы показателей, прямо или косвенно характеризующих инновационную деятельность компании;

· дифференцированное ранжирование компаний на основе группировки выбранных показателей и определение места по их сумме;

· выбор общего критерия для экспресс-анализа.

Финансовая привлекательность компании – центральное звено инвестиционной привлекательности. Для любого инвестора она заключается в получении стабильного экономического эффекта от финансово-хозяйственной деятельности. Если этот эффект нестабилен, при инвестировании неизбежен финансовый риск. Критерии финансовой привлекательности – показатели, характеризующие финансовое положение компании (ликвидность, финансовая устойчивость и платежеспособность) и уровень ее деловой активности (оборачиваемость активов, рентабельность продукции и производства).

Три основные группы методик оценки инвестиционной привлекательности компаний, основанные на анализе коэффициентов:

· рыночный подход, основанный на анализе внешней информации о компании, оценивает изменения рыночной стоимости акций компании и величины выплачиваемых дивидендов. Такой подход является преобладающим у акционеров, позволяя им рассчитывать эффективность собственных инвестиций в компанию;

· бухгалтерский подход, основанный на анализе внутренней информации, использует бухгалтерские данные, такие как прибыль или поток денежных средств. Такой подход предпочитают бухгалтеры и финансовые специалисты, поскольку используемые для анализа данные могут быть легко получены из традиционной отчетности;

· комбинированный подход, основанный на анализе как внешних, так и внутренних факторов.

Территориальная привлекательность компании – система критериев выгодного для инвестора геопространственного положения и развития компании: макроэкономическое положение города или региона, где она находится, в национальном и международном рыночном хозяйстве, а также микрогеографическое положение компании внутри города. При оценке макроэкономического положения инвестор учитывает общий инвестиционный климат в регионе. Микрогеографическое положение оценивают исходя из показателей транспортного коэффициента; коэффициента удаленности от центра города; цены земли; коэффициента потенциальной интенсификации территории компании.

Экологическая привлекательность компании определяется на основе оценки экологической привлекательности:

· природной среды компании;

· производственного процесса;

· производимой продукции.

Социальная привлекательность компании является критерием конкурентоспособности компании, ее престижности для трудоустройства, привлекательности для инвестора. При анализе социального климата обращают внимание на:

· условия труда;

· организацию и оплату труда;

· развитость социальной инфраструктуры.

Наши рекомендации