Исследование и анализ рынка

В первую очередь рыночные исследования направлены на выявление се­годняшних потребителей продукции, услуг и определение потенциальных.

Желательно определить приоритеты, которыми руководствуется по­требитель при покупке: качество, цена, время и точность поставки, на­дежность поставок, сервисное обслуживание и т.п.

Необходимо провести сегментацию рынка (выделение потенциальных потребителей с одинаковыми потребительскими свойствами).

В этом разделе надо перечислить все имеющиеся заказы на продукцию.

Необходимо высказать свою точку зрения на то, как быстро продукция, услуги утвердятся на рынке, и на возможности дальнейшего расширения рынка, оценить основные факторы, влияющие на расширение рынка (на­пример, тенденции развития отрасли, региона, создание конкуренции и т.д.).

Обобщенное представление о рынках и конкурентах можно дать в форме таблицы 1.

Таблица 1Рынок и конкуренция

Наименование продукции   Сегменты рынка Конкуренты Размер рынка Емкость рынка Факторы конкуренто- способности Уровень рыночной привлекательности Платежеспособный спрос Производственная кооперация Прогноз рынка
по продукции по потреблению Тыс. шт Доля, %
                       
                       
                           

Заполнение данной таблицы осуществляется с помощью руководителя дипломного проекта и работников отдела маркетинга предприятия.

Очень важны отслеживание и оценка конкурентов. Необходимо выде­лить и проанализировать сильные и слабые стороны — свои и конкурента, а также конкурентоспособность производимой продукции или услуг. Осно­вываясь на оценке преимуществ производимого продукта (услуг), опреде­ляется возможный объем продаж в натуральном и денежном выражении.

Прогнозный объем продаж по потребительским сегментам рынка в натуральном выражении можно оформить в виде табл.2. Прогнозный объем продаж в стоимостном выражении рассчитывается в разделе «Фи­нансовый план».

Таблица 2 Прогнозные объемы продаж в натуральном выражении по потребительским сегментам рынка

Наименование продукции Еди­ница изме­рения Прогнозные объемы продаж по периодам (годам, кварталам)
        20.... г. 20.... г. 20.... г.
        1 кв. 2кв. 3кв. 4 кв. 1п/г 2п/г    
Продукция А: 1.1 Потребитель X 1.2 Потребитель У и т. д.                
ИТОГО:                
Продукция В: Потребитель Z и т. д.                
ИТОГО:                
и т. д.                

Персонал и управление

В данном разделе следует отразить характеристику главных менеджеров и ключевого персонала, отвечающих за реализацию бизнес-плана (их возраст, образование, послужной список, квалификация). Это должны быть специалисты-профессионалы, способные в условиях рынка обеспечить прибыльное ведение бизнеса.

Производственный план

В данном разделе производится расчет необходимых единовременных и текущих затрат.

2.5.1 Определение капитальных вложений

К ним относятся:

- капитальные вложения в непосредственно рассматриваемое предприятие при его расширении, новом строительстве или реконструкции;

- капитальные вложения в технологическое оборудование, которое применяется при выполнении технологических операций.

Потребные капитальные вложения на расширение или реконструкцию предприятия представляют собой сметную стоимость в действующих ценах. Данные о сметной стоимости берутся в отделе капитального строительства предприятия и представляются в таблице 3.

Таблица 3Смета стоимости расширения или реконструкции цеха (участка)

Наименование видов работ Ед. изм. Объем производства Стоимость
на ед. продукции, руб. Общая, тыс. руб.
           
  ИТОГО:        

В технической части дипломного проекта определяется потребность в технологическом оборудовании цехов и участков с учетом его производственной мощности и ожидаемых объемов производства, а стоимость, - исходя из действующих цен станков и оборудования.

При определении потребности в технологическом оборудовании необходимо учитывать все его типы и марки при выполнении каждой технологической операции, а также потребные производственные площади для организации рабочих мест по ней.

Оценка стоимости применяемого оборудования приводится в зависимости от способа его приобретения. При покупке стоимость приобретения технологического оборудования включает цену оборудования с учетом затрат на его доставку, установку и наладку.

При аренде технологического оборудования в качестве его стоимости указывается величина арендной платы за использование оборудования в течение определенного периода времени (месяц, квартал, год).

Стоимость используемого технологического оборудования приводится в таблице 4.

Таблица 4 Основные показатели технологического процесса изготовления продукции и стоимость технологического оборудования

№ п/п Наименование технологической операции Норма времени, нормо-час Технологическое оборудование Производственные помещения, кв.м
Наименование (тип, марка) Способ приобретения Стоимость, тыс. руб
             
  ИТОГО:          

Из таблицы 4 определяется стоимость технологического оборудования в целом по цеху или участку в зависимости от задания, а также стоимость производственных помещений, которая определяется как доля от стоимости зданий, сооружений, производственных помещений предприятия, используя значение графы 7, итого.

Затраты в основные фонды принимаются по стоимости аналогичных объектов базового предприятия. Стоимость производственных помещений и оборудования берется из таблицы 4.

Затраты на НИОКР примерно составляют 10% от общей суммы стоимости производственных помещений и оборудования.

В состав прочих основных средств входят транспортное оборудование, связь и др., принимаются равными 10% от общей суммы производственных помещений и оборудования.

Неучтенные затраты в основные фонды составляют 5% от общей суммы производственных помещений и оборудования.

Потребность в оборотных средствах может быть укрупненно рассчитана по формуле:

Исследование и анализ рынка - student2.ru , (1)

где Вр – выручка от реализации годового объема продукции, тыс. руб.

Коб – коэффициент оборачиваемости, принимаемый в пределах 3-4 (число оборотов оборотных средств в течение года).

Далее рассчитывается потребность в капитальных вложениях для организации производства изделий, узлов, деталей и др. с учетом транспортных расходов и оборотных средств и заносятся в таблицу 5.

Таблица 5Потребность в капитальных вложениях

Наименование капитальных вложений Сумма, тыс.руб. Структура капитальных вложений, %
Затраты в основные фонды – всего, в том числе: 1 Здания, сооружения (производственные помещения) 2 Оборудование 3 Прочие основные фонды 4 Затраты на НИОКР 5 Оборотные средства 6 Неучтенные затраты в основные фонды      

Наши рекомендации