Исследование и анализ рынка
В первую очередь рыночные исследования направлены на выявление сегодняшних потребителей продукции, услуг и определение потенциальных.
Желательно определить приоритеты, которыми руководствуется потребитель при покупке: качество, цена, время и точность поставки, надежность поставок, сервисное обслуживание и т.п.
Необходимо провести сегментацию рынка (выделение потенциальных потребителей с одинаковыми потребительскими свойствами).
В этом разделе надо перечислить все имеющиеся заказы на продукцию.
Необходимо высказать свою точку зрения на то, как быстро продукция, услуги утвердятся на рынке, и на возможности дальнейшего расширения рынка, оценить основные факторы, влияющие на расширение рынка (например, тенденции развития отрасли, региона, создание конкуренции и т.д.).
Обобщенное представление о рынках и конкурентах можно дать в форме таблицы 1.
Таблица 1Рынок и конкуренция
Наименование продукции | Сегменты рынка | Конкуренты | Размер рынка | Емкость рынка | Факторы конкуренто- способности | Уровень рыночной привлекательности | Платежеспособный спрос | Производственная кооперация | Прогноз рынка | ||||
по продукции | по потреблению | Тыс. шт | Доля, % | ||||||||||
Заполнение данной таблицы осуществляется с помощью руководителя дипломного проекта и работников отдела маркетинга предприятия.
Очень важны отслеживание и оценка конкурентов. Необходимо выделить и проанализировать сильные и слабые стороны — свои и конкурента, а также конкурентоспособность производимой продукции или услуг. Основываясь на оценке преимуществ производимого продукта (услуг), определяется возможный объем продаж в натуральном и денежном выражении.
Прогнозный объем продаж по потребительским сегментам рынка в натуральном выражении можно оформить в виде табл.2. Прогнозный объем продаж в стоимостном выражении рассчитывается в разделе «Финансовый план».
Таблица 2 Прогнозные объемы продаж в натуральном выражении по потребительским сегментам рынка
Наименование продукции | Единица измерения | Прогнозные объемы продаж по периодам (годам, кварталам) | ||||||
20.... г. | 20.... г. | 20.... г. | ||||||
1 кв. | 2кв. | 3кв. | 4 кв. | 1п/г | 2п/г | |||
Продукция А: 1.1 Потребитель X 1.2 Потребитель У и т. д. | ||||||||
ИТОГО: | ||||||||
Продукция В: Потребитель Z и т. д. | ||||||||
ИТОГО: | ||||||||
и т. д. |
Персонал и управление
В данном разделе следует отразить характеристику главных менеджеров и ключевого персонала, отвечающих за реализацию бизнес-плана (их возраст, образование, послужной список, квалификация). Это должны быть специалисты-профессионалы, способные в условиях рынка обеспечить прибыльное ведение бизнеса.
Производственный план
В данном разделе производится расчет необходимых единовременных и текущих затрат.
2.5.1 Определение капитальных вложений
К ним относятся:
- капитальные вложения в непосредственно рассматриваемое предприятие при его расширении, новом строительстве или реконструкции;
- капитальные вложения в технологическое оборудование, которое применяется при выполнении технологических операций.
Потребные капитальные вложения на расширение или реконструкцию предприятия представляют собой сметную стоимость в действующих ценах. Данные о сметной стоимости берутся в отделе капитального строительства предприятия и представляются в таблице 3.
Таблица 3Смета стоимости расширения или реконструкции цеха (участка)
№ | Наименование видов работ | Ед. изм. | Объем производства | Стоимость | |
на ед. продукции, руб. | Общая, тыс. руб. | ||||
ИТОГО: |
В технической части дипломного проекта определяется потребность в технологическом оборудовании цехов и участков с учетом его производственной мощности и ожидаемых объемов производства, а стоимость, - исходя из действующих цен станков и оборудования.
При определении потребности в технологическом оборудовании необходимо учитывать все его типы и марки при выполнении каждой технологической операции, а также потребные производственные площади для организации рабочих мест по ней.
Оценка стоимости применяемого оборудования приводится в зависимости от способа его приобретения. При покупке стоимость приобретения технологического оборудования включает цену оборудования с учетом затрат на его доставку, установку и наладку.
При аренде технологического оборудования в качестве его стоимости указывается величина арендной платы за использование оборудования в течение определенного периода времени (месяц, квартал, год).
Стоимость используемого технологического оборудования приводится в таблице 4.
Таблица 4 Основные показатели технологического процесса изготовления продукции и стоимость технологического оборудования
№ п/п | Наименование технологической операции | Норма времени, нормо-час | Технологическое оборудование | Производственные помещения, кв.м | ||
Наименование (тип, марка) | Способ приобретения | Стоимость, тыс. руб | ||||
ИТОГО: |
Из таблицы 4 определяется стоимость технологического оборудования в целом по цеху или участку в зависимости от задания, а также стоимость производственных помещений, которая определяется как доля от стоимости зданий, сооружений, производственных помещений предприятия, используя значение графы 7, итого.
Затраты в основные фонды принимаются по стоимости аналогичных объектов базового предприятия. Стоимость производственных помещений и оборудования берется из таблицы 4.
Затраты на НИОКР примерно составляют 10% от общей суммы стоимости производственных помещений и оборудования.
В состав прочих основных средств входят транспортное оборудование, связь и др., принимаются равными 10% от общей суммы производственных помещений и оборудования.
Неучтенные затраты в основные фонды составляют 5% от общей суммы производственных помещений и оборудования.
Потребность в оборотных средствах может быть укрупненно рассчитана по формуле:
, (1)
где Вр – выручка от реализации годового объема продукции, тыс. руб.
Коб – коэффициент оборачиваемости, принимаемый в пределах 3-4 (число оборотов оборотных средств в течение года).
Далее рассчитывается потребность в капитальных вложениях для организации производства изделий, узлов, деталей и др. с учетом транспортных расходов и оборотных средств и заносятся в таблицу 5.
Таблица 5Потребность в капитальных вложениях
Наименование капитальных вложений | Сумма, тыс.руб. | Структура капитальных вложений, % |
Затраты в основные фонды – всего, в том числе: 1 Здания, сооружения (производственные помещения) 2 Оборудование 3 Прочие основные фонды 4 Затраты на НИОКР 5 Оборотные средства 6 Неучтенные затраты в основные фонды |