Практика взимания таможенных пошлин.
К началу XVII века в Российском государстве сложился централизованный орган, в который поступали таможенные сборы и другие доходы - Приказ Большой казны. Одновременно в Москве было несколько таможенных органов: Большая таможня (оформляла товары иностранных купцов), Мытная изба, в которой происходило таможенное оформление скота, сена и др. Торговля лошадьми была сосредоточена в Конюшенной избе, сделки на сельскохозяйственные товары оформлялись в Померной избе.
Особенность деятельности таможенных учреждений в этот период состояла в том, что таможни, наряду с взиманием пошлин, осуществляли и другие сборы: сусленный, квасный и банный. На таможни также возлагалось и получение питейной прибыли. Эти функции возлагались не на все таможни. Все зависело от местных условий и традиций.
Важной особенностью таможенной службы являлось также то, что она выполняла лишь фискальные задачи. Все денежные средства поступали в Большую казну, в то время как в западных странах таможенный доход частично оставался в местных самоуправлениях и использовался на развитие городов и торговых центров.
Основным правовым документом в таможенном деле выступали грамоты, выдаваемые московским государем таможенникам. В рассматриваемый период документально подтверждено наличие большого количества таких грамот, регулирующих порядок взимания многих сборов и платежей. Здесь можно упомянуть такие грамоты, как «О сборе гостиной и полавочной пошлины в Великом Новгороде на Торговой стороне» (1577 г.), «О сборе явчей, пятенной и привязной пошлины в Великом Новгороде» (1586 г.), «О сборе померной и покоречной пошлины в Великом Новгороде» (1587 г.).
Содержание грамот конца XVI века свидетельствует о том, что осуществлялось упорядочение таможенных формальностей, складывались таможенно-правовые нормы, определяющие условия применения к субъекту мер государственно-распорядительного характера, обязательных к исполнению. В грамотах, наряду с описанием ставок пошлин и товаров, с которых брали пошлину, подробно описывался порядок действий таможенников и лиц, прибывающих на торги, и устанавливались меры наказания для тех, кто не выполнял требования грамот. В частности, обращалось внимание на возможные ухищрения со стороны торговых людей и устанавливался штраф за это. В грамотах указываются штрафы за контрабанду, хотя слово контрабанда не употребляется, речь идет о промыте.
Как свидетельствуют документы, к концу XVI в. складываются правовые нормы, регулирующие таможенные отношения с иностранными купцами. После установления торговых отношений России с англичанами Дарованной грамотой Ивана IV в 1569 г., им предоставлялось право беспошлинно провозить грузы в Персию и другие страны. Торговые люди других стран этими льготами не пользовались.
В грамотах излагалась подробная опись товаров и ставки пошлин на них. Встречаются указания на необходимость соблюдения санитарных норм при торговле животными.
Некоторые положения грамот содержали правила поведения таможенной головы и целовальников. В частности, излагались следующие требования к ним: таможенники не должны допускать волокиты, задерживать уплативших пошлину, чтобы ни таможенный голова, ни целовальники не брали взяток и не утаивали часть таможенных сборов. Положения таможенных грамот устанавливали правовые нормы регулирования отношений таможенных и торговых людей и предусматривали наказания за злоупотребление властью и превышение своих полномочий.
Таким образом, в стране складывается единое таможенное законодательство, совершенствуются правовые нормы, регулирующие продажу и перемещение товаров. Таможенники ставятся под покровительство центральной власти. Объективный ход экономического развития Московского государства требовал дальнейшего совершенствования таможенной системы, которая к середине XVII в. оставалась практически функцией удельных князей. Государственный аппарат нуждался в решении задач создания единой таможенной территории, единых таможенных правил сбора пошлин и осуществления таможенных формальностей. В содержании грамот прослеживается возрастание роли великого государя, а затем царя московского в решении таможенных дел.