Приложения и дополнительные материалы по проекту
Форма ТЗ должна быть только бумажная. Помимо пресловутых юридических моментов, это просто удобнее. Все равно многие проекты не обходятся без дополнительных бумажных материалов, которые должны каким-то образом систематизироваться. В это случае ТЗ становится шапкой для таких материалов, оберегая их от потери или перемешивания с материалами по другим проектам.
Приложения должны подкалываться к ТЗ, а их наличие упоминаться в соответствующем разделе. Местоположение электронных материалов, необходимых для проекта также должно описываться в соответствующем разделе ТЗ.
Пример технического задания
Ниже в качестве примера приведена форма ТЗ на разработку логотипа, которой я пользуюсь. Данная форма является моей разработкой, поэтому вы можете ее использовать, не боясь нарушить чьи-либо авторские права: дорабатывать, править и создавать на ее основе формы для других видов услуг.
Форма (как и вся статья) не претендует на полноту, а является лишь образцом, цель которого — показать основные разделы ТЗ необходимые для получения исчерпывающей информации по проекту.
Техническое задание на разработку логотипа
Служебная информация
- Дата оформления заказа
- ФИО оформляющего заказ
- Подпись
- ФИО представителя Компании
- Должность представителя Компании
- Координаты представителя Компании
- Подпись
- Deadline
Приложения
- Адрес Интернет сайта Компании
— другие ссылки - Брэндбук или элементы фирменного стиля, использующиеся в настоящий момент
— имена приложенных файлов - Приложениях к ТЗ
— отметки о бумажных приложениях
— имена файлов электронных приложений
Эти два раздела являются общими для любого вида услуг и присутствуют в каждом ТЗ. Все пункты первого раздела обязательны для заполнения.
Информация о Компании
- Название
- Род деятельности
- Конкурентные преимущества
- Потребители
- Партнеры, поставщики
- Конкуренты
- Цели и задачи (перспективы развития Компании в обозримом будущем)
- Дополнительная информация о Компании (не вошедшая по каким-то причинам в предыдущие пункты)
Информация о продукте (услугах)
- Название
- Описание
- Конкурентные преимущества
— уникальное торговое предложение - Ценовой сегмент рынка
- Целевая аудитория
- Конкуренты
- Дополнительная информация
Разделы необходимы для составления общей картины о клиенте. Они должны присутствовать, если к вам обращается новый клиент или старый клиент с новым продуктом.
Информация о существующем фирменном стиле
- Логотип
— пометка о прилагаемом файле - Фирменные цвета
— в Pantone или CMYK - Фирменные шрифты
— пометка о прилагаемых файлах шрифтов - Графические элементы, образы, персонажи
— пометка о прилагаемых файлах - Модульная сетка
— пометка о прилагаемых файлах - Другие элементы фирменного стиля
— пометка о прилагаемых файлах
Как и прошлый раздел, этот должен присутствовать, если к вам обращается новый клиент или вы уже длительное время не работали со старым. Но в данном виде работ он еще и необходим, если логотип не разрабатывается с нуля: в случае редизайна или корректировки фирменного стиля.
Информация по дизайну логотипа
- Название
- Строка статуса в логотипе
- Пожелания по цветовому решению
- Пожелания по стилистике дизайна (классический, модернистский, гранжевый, юмористический и т.д.)
- Примеры удачных логотипов (по мнению клиента)
- Использование логотипа (отметить наиболее частые области использования)
— Деловая документация
— Полиграфия
— Интернет
— Наружная реклама
— Транспорт
— ТВ
— Упаковка
— Другое__________ - Дополнительная информация полезная для разработки логотипа
Ядро ТЗ. Все пункты крайне желательно заполнить. Реально необходим только один — название.
Заключение
Дизайн — это порядок. Дизайнер только тогда будет носителем этого порядка, когда порядок будет у него в голове. Если в голове у дизайнера хаос и бардак, вызванный неграмотной организацией производственного процесса, это во многом скажется на результате работы. Поэтому прежде чем браться за глобальное улучшение окружающего пространства — начните со своего рабочего стола.
14 сентября 2004
http://eldesign.ru/write/designer/article02
ехническое задание для дизайнера II. Документ с юридической силой
Следующий момент, которым я плотно занимался: интеграция ТЗ в юридически-правовые взаимоотношения с Заказчиком. Если раньше ТЗ для меня было больше источником информации, то теперь его роль сместилась в сторону вещественных доказательств в случае конфликта. Учитывая сказанное в предыдущей части, это не удивительно. Чем крупнее заказ, тем менее организован Заказчик, тем больше вероятность, что Исполнитель допустит ошибку, которая повлечёт за собой серьёзную финансовую ответственность.
В этих агрессивных условиях необходимо построить взаимоотношения с Заказчиком таким образом, чтобы минимизация информации на стадии предпроектной подготовки, минимизировала ответственность Исполнителя. Другими словами, если какая-то информация была сообщена вербально, но при этом не была зафиксирована в ТЗ, значит эта информация не была сообщена.
Во-первых, ТЗ должно идти как приложение к Договору, как его неотъемлемая часть. Соответствующие упоминание должно присутствовать в разделе «Предмет договора». ТЗ должно быть правильно оформлено и подписано Сторонами в двух экземплярах. Подписи должны стоять на каждой странице ТЗ.
Во-вторых, в Договоре должны присутствовать пункты, регламентирующие конфликтные ситуации и роль ТЗ в их разрешении. Например, такие:
Если в процессе создания Произведения по инициативе Заказчика изменяется Техническое задание, а корректировки Произведения повлекут за собой дополнительные расходы со стороны Исполнителя, то Стороны по взаимному согласию составляют Заказ на дополнительные работы. <…>
Если у Заказчика есть претензии к качеству и/или содержимому Произведения, то Заказчик может:
— Обязать Исполнителя исправить Произведение за счет Исполнителя в соответствии с пожеланиями Заказчика, если эти пожелания не вступают в конфликт с требованиями Технического задания или условиями Заказа. <…>
— Обязать Исполнителя исправить Произведение за дополнительное вознаграждение, если Произведение выполнено в соответствии с Заказом и Техническим заданием. <…>
— Направить Исполнителю отказ от приемки работ в письменном виде. Если работы выполнены в соответствии с Заказом и Техническим заданием, то Исполнитель не возвращает предоплату за выполненный этап, а Заказчик дополнительно оплачивает <…>
Однако, на Исполнителе даже в этом случае лежит немалый груз ответственности. Исполнителю теперь не достаточно просто ознакомиться с ТЗ, он должен внимательно его изучить и уточнить информацию, которая может толковаться двояко. Если какой-то информации нет вообще, то Исполнитель оставляет за собой право выбора: выбивать эту информацию из Заказчика или оставить всё как есть. Чем меньше информации, тем больше свободы у Исполнителя, но тем больше вероятность, что результат не удовлетворит Заказчика.
Безграмотно составленное большое ТЗ ударяет одинаково больно по Заказчику и Исполнителю. Если в одном месте написано, что результат должен быть круглым и тёплым, а в другом — квадратным и синим, то результат работы будет зависеть скорее от субъективных ощущений Исполнителя. Такими же размытыми критериями будет руководствоваться и Заказчик, оценивая работу. Вероятность того, что ощущения Сторон не совпадут, очень высокая.
Скрупулёзно прописанное ТЗ — палка о двух концах. С одной стороны, сильно ограничивается вариативность решения. Исполнитель доверяется информации Заказчика и его видению, а оно, вполне вероятно, может быть ошибочным. Условный пример: Заказчик по каким-то соображениям считает, что использовать красный недопустимо, а Исполнитель считает, что красный для его идеи пришёлся бы как нельзя кстати. Но нарушить ТЗ, значит подставить себя под удар. Если Заказчик заставит переделывать работу, то будет абсолютно прав. С другой стороны, если Заказчик грамотный, и чётко знает, какие цели преследует, информация в ТЗ сократит трудозатраты Исполнителя. Ему не придётся нащупывать идею в потёмках, полагаясь только на интуицию, самостоятельно собранные данные и субъективное видение ситуации.
23 января 2008
Техническое задание для дизайнера II. Размер имеет значение Наполнение этого сайта полезной информацией началось с двух статей, которые поднимали важные для меня темы: «Битва за гармонию или как дизайнеру общаться с клиентом» и «Техническое задание для дизайнера». Статьи тут же разлетелись по сети, никому неизвестный до этого сайтик посетили тысячи человек, а я понял, что эти темы важны не только для меня. Прошло 3,5 года, а моё мнение по этим вопросам практически не изменилось. Лишь появились новые интересные нюансы, о которых стоит поговорить. Размер имеет значение Опубликованный в статье пример технического задания практически сразу морально устарел для меня. Я занимался совершенствованием этого документа постоянно. На сайте «Мелехова и Филюрина» я нашёл очень неплохие образцы технического задания, да ещё и заточенные под разные творческие работы. Одно время я пользовался ими практически в неизменном виде, пока не понял, что это не совсем то, что мне надо. После того, как появился «Редбренд», я занялся серьёзным упорядочиванием проектной документации. Потратив несколько дней, я сотворил техническое задание мой мечты (как я тогда думал). Это был документ, который в незаполненном виде занимал 10(!) листов. Там было всё: описание задачи, подробное описание компании, общие сведения, сведение о диверсификации, ценовая политика, национальные симпатии, традиции, подробный портрет потребителя, его объективные и имиджевые потребности, эмоциональная составляющая, ситуация, в которой принимается решение о покупке, ассоциативные ряды, описания дистрибуции и продвижения, точки контакта, обзор рынка, конкуренты и конкурентные преимущества, технологические ограничения, приоритеты и критерии, которыми будут руководствоваться при оценке работы. Каждый пункт был разбит на подпункты, снабжён подробными комментариями и наводящими вопросами. Оформлен документ был таким образом, чтобы клиенту оставалось только вбивать необходимую информацию. Я гордился этой формой техзадания безмерно. Однако, искренне стремясь к идеалу, я упустил некоторые особенности национального бизнеса. Возможно, где-нибудь в педантичной Германии или аккуратной Японии документация на десяти листах считается нормальной частью рабочего процесса, но только не в России. Тут действуют несколько иные законы взаимодействия дизайнера и заказчика, когда дизайнер представляется заказчику этаким тамадой с баяном: я тебе заплатил, а ты меня развлекай. Чем крупнее компания, тем меньше желания у ответственных лиц тратить время на подробное обсуждение причин, по которым заказываются те или иные творческие работы. Почему-то считается, что дизайнер — телепат и сам должен догадаться, что нужно заказчику. При этом никому не придёт в голову обратиться к незнакомому парикмахеру, кинуть на стол деньги и сказать: «Сделайте мне что-нибудь…». Для меня до сих пор остаются непонятными эти ментальные особенности, которые присущи, в том числе, и очень, очень крупным российским компаниям. Ещё несколько интересных особенностей: заказчик готов вести многоэтапные многочасовые переговоры, но не готов потратить час на оформление документа, в котором можно изложить то же самое, но по существу; заказчику удобно обсуждать готовую работу и приходить к неожиданным открытиям, как не надо было делать, но не удобно думать об этом заранее, и ещё сложнее излагать свои мысли на бумаге; заказчик с лёгким сердцем отдает работу на судилище фокус-групп, но при этом скупится провести минимальные исследования рынка и целевой аудитории до начала работы над проектом. Как следствие всего этого, первая реакция на полноценную форму технического задания — неприятие и негатив. Затем появляются два вероятных сценария: либо будут длительные переговоры, на которых Исполнителю предоставляется возможность судорожно заполнять техническое задание под диктовку, либо техническое задание отдадут какому-то менеджеру, и под диктовку будет заполнять он. В первом случае документ будет заполнен мучительно, но с душой, во втором случае будет стандартная отписка в духе «ну придумайте нам что-нибудь». Очень редко я получал подробное техническое задание, в котором меж строк сквозила искренняя заинтересованность в результате и желание помочь. Это, как правило, были небольшие компании. И всегда в этих случаях документ заполнялся руководителем. Продолжение следует... 16 января 2008 |
При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна. Недопустима перепечатка материалов без разрешения автора. Хостинг: docker.ru. Программирование: АртВизио |