Федеральные целевые программы - основные результаты
С 2000 года Правительством Российской Федерации осуществлен ряд мероприятий по реформированию процедур формирования и реализации федеральных целевых программ и закреплению сложившихся позитивных тенденций. Недостаточно регламентированный до 2000 года институт федеральных целевых программ приобрел форму более эффективной модели, обеспечивающей реализацию поставленных целей.
С целью упорядочения процесса управления федеральными целевыми программами Правительством Российской Федерации одобрены и приняты к реализации приоритеты и критерии формирования федеральных целевых программ (протокол заседания Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2000г. № 31). Это позволило придать всей совокупности программ большую целевую направленность, обеспечить жесткие условия их формирования.
Правительство Российской Федерации (протокол заседания от 26 июня 2003г. № 23) одобрило приоритетные направления государственного инвестирования и принципы формирования и реализации федеральных целевых программ на 2004 год и на период до 2006 года.
Согласно одобренным Правительством Российской Федерации приоритетам и критериям отбора программ, предлагаемых к финансированию из федерального бюджета, реализация утвержденных в установленном порядке Правительством Российской Федерации федеральных целевых программ направлена прежде всего на развитие социальной инфраструктуры, рациональной системы экономического регулирования, обеспечение внутренней и внешней безопасности, активизацию инструментов стимулирования инновационной активности.
Ограничение количества федеральных целевых программ и их проектов позволило приблизить потребности в финансировании программ к реальным возможностям федерального бюджета, на деле начать осуществлять принцип полного финансирования программ в установленные сроки.
В результате проделанной за этот период работы оптимизирована структура федеральных целевых программ и подпрограмм, исключены программы, не отвечающие приоритетам, одобренным Правительством Российской Федерации, что позволило сконцентрировать выделяемые средства на решение приоритетных задач.
В проекте федерального закона “О федеральном бюджете на 2004 год” предусмотрены к финансированию из федерального бюджета 52 утвержденные в установленном порядке федеральные целевые программы и мероприятия одного проекта федеральной целевой программы. Количество подпрограмм сократилось до 96 (из них 34 подпрограммы уже реализовывались до 2000 года в федеральных целевых программах “Мировой океан” и “Ядерная и радиационная безопасность России”).
При этом обеспечен троекратный рост объемов финансирования федеральных целевых программ из федерального бюджета в абсолютном выражении (в 2000 году — 60,7 млрд. рублей, в 2004 году (проект) - 179 млрд. рублей). В том числе почти в 3,7 раза возросли объемы государственных капитальных вложений (в 2000 году - 9,47 млрд. рублей, в 2004 году - 37,2 млрд. рублей), направляемых на реализацию инвестиционных проектов этих программ.
С целью усиления ответственности и контроля за реализацией программных мероприятий программы теперь являются официальными приложениями к постановлениям Правительства Российской Федерации об их утверждении. При этом исключается внесение каких-либо изменений в программы, включая изменения программных мероприятий и ресурсной части, без соответствующего решения Правительства Российской Федерации.
С 2002 года федеральным целевым программам присвоены коды Бюджетной классификации (целевые статьи расходов). Это решение позволило обеспечить открытость и прозрачность процедур выделения средств федерального бюджета конкретным бюджетополучателям на реализацию программных мероприятий и возможность осуществления адресного контроля за выделяемыми средствами.
В целях оптимизации структуры управления федеральными целевыми программами введена персональная ответственность за их реализацию. Руководитель федерального органа исполнительной власти - государственный заказчик федеральной целевой программы, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2002 г. № 263, является руководителем программы и несет в установленном порядке персональную ответственность за ее реализацию, конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых финансовых средств.
Также указанным выше постановлением определен порядок и механизм финансирования дирекций федеральных целевых программ, что позволило регламентировать и упорядочить текущее управление реализацией программ посредством дирекций, создаваемых в установленном порядке государственным заказчиком в форме государственного учреждения.
Уточнены функции государственного заказчика-координатора в части его ответственности за подготовку и реализацию федеральных целевых программ, их финансирование, координацию деятельности государственных заказчиков, представление отчетности о ходе реализации программ (постановления Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2002 г. № 263 и от 20 марта 2003 г. № 165).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2003 года № 165 внесены изменения в порядок разработки и реализации федеральных целевых программ, предоставляющие право Минэкономразвития России, Минфину России и Минпромнауки России вносить в Правительство Российской Федерации предложения о корректировке целей программы и сроков их реализации, о целесообразности дальнейшей реализации программы, а также о сокращении доли финансирования программных мероприятий за счет средств федерального бюджета, если государственный заказчик не принял мер по обеспечению полного и своевременного финансирования мероприятий программы в соответствии с показателями, установленными Правительством Российской Федерации при утверждении программы за счет средств внебюджетных источников и бюджетов субъектов Российской Федерации. Основой для подготовки таких предложений должны стать ежегодные отчеты о ходе реализации федеральных целевых программ и экспертные проверки хода их реализации.
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации Минэкономразвития России подготовлено Положение о порядке проведения ежегодных экспертных проверок хода реализации федеральных целевых программ, которое утверждено приказом Министерства. Данное Положение обеспечивает методическое и организационное единство в работе по проведению ежегодных экспертных проверок. В Положении с учетом специфики целей и задач программ приведен базовый состав анализируемых показателей, а также организационный механизм проведения экспертных проверок.
Экспертные проверки, являющиеся важным инструментом текущего контроля за ходом выполнения федеральных целевых программ, сроками их реализации, целевым и эффективным использованием средств, выделяемых на реализацию целевых программ, привлечением внебюджетных источников и средств из бюджетов субъектов Российской Федерации, должны способствовать выявлению и устранению недостатков, обеспечивать повышение эффективности реализации федеральных целевых программ, упорядочение расходования средств из федерального бюджета и концентрацию имеющихся ресурсов на решении ключевых проблем, стоящих перед страной.