Выдвижение предположений и оценка качественных факторов
В результате предшествующих расчетов был получен ряд показателей, которые дают представление о том, что произойдет при реализации принятого инвестиционного решения. В реальном мире могут возникнуть факторы, влияющие на финансовый результат, влияние которых изучают посредством анализа чувственности.
Анализ чувствительности – это целенаправленный процесс варьирования ключевых предположений при прогнозировании денежных потоков с целью определения влияния, которое они могут оказать на планируемый доход.
К таким предположениям относятся: появление на рынке новых конкурентов и снижение цены на товар или сокращение объема продаж; увеличение затрат, вызванное инфляцией на материальные и трудовые ресурсы; повышение затрат на приобретение оборудования, невозможность продать устаревшее оборудование и т.п.
Рассмотрим влияние факторов, касающихся объема продаж и цен:
1) отсутствие реакции конкурентов;
2) повышение средних переменных издержек под влиянием инфляционных процессов (на 15%);
3) снижение прогнозируемого объема реализации. В этом случае для достижения прогнозируемого уровня продаж предприятию придется либо:
а) снизить цену на 10%;
б) принять меры по стимулированию продаж (вложить дополнительные единовременные средства до 20% от ВР);
в) снизить цену на 5% и вкладывать ежегодно дополнительные средства в рекламу (4% от ВР);
Чтобы исключить бесчисленное множество результатов в зависимости от инвестиционных предположений, используют вероятностное оценивание каждого из возможных факторов.
Используем следующие рекомендации для определения вероятностных оценок влияния различных факторов [3 c. 436]:
1. Отсутствие реакции конкурентов – 0,1.
2. Методы стимулирования продаж – 0,3.
3. Снижение цены и методы стимулирования продаж – 0,4.
4. Снижение цены – 0,2.
На рис. 3 покажем перечисленные сценарии и их вероятностные оценки.
рис. 3 Возможные сценарии с учетом вероятности
Для сравнения сценариев необходимо подготовить полный прогноз их денежных потоков. При отсутствии ПЭВМ исследуют как минимум три варианта – оптимистический, пессимистический, наиболее вероятный. В нашем случае, пессимистический вариант – снижение цены на 10%, т.к. он обеспечивает наименьшую выручку от реализации. Оптимистический – отсутствие реакции у конкурентов, однако он является наименее вероятным. Наиболее вероятный вариант – снижение цены и реклама. Рассчитаем для этих сценариев показатели, характеризующие результат, и ниже проведем их сравнение.
Качественные факторы принимаются во внимание при инвестировании объектов социальной сферы, охраны окружающей среды и т.п., когда традиционные оценки инвестиции не могут полностью охарактеризовать инвестиционные проекты. Для таких случаев разработан специальный метод оценки капитальных вложений, позволяющий определить степень влияния затрат и результатов на различные секторы общества.
Этап № 6