Реподаватель: Звучит красиво. Я соглашусь с тобой. Возможно, ты когда-нибудь захочешь дать советы младшим детям, совершившим подобные проступки?

Ученик: Это было бы здорово, если Вы доверите мне делать это.

Окончательная цель шагов ответственности - развитие чувства ответственности в ситуациях, где «молоко уже пролито», и ученик уже сделал что-то не так. Тот факт, что ученик проходит все ступени ответственности, описанные выше, вплоть до настоящей (признает то, что он сделал, демонстрирует, что он понимает последствия своих действий, приносит извинения, компенсирует некоторым способом причиненный ущерб, дает обещание не совершать подобных проступков снова) не гарантирует, что его чувство ответственности вырастет. Ученик может, в конце концов, подчиняться только поверхностно и расценивать все это как просто неизбежное обязательство.

О чувстве ответственности можно говорить только тогда, когда ученик искренне думает, что он поступил неправильно. И это значит, что он не будет делать ничего подобного снова. Истинное чувство ответственности также включает заботу о других, готовность внести свой вклад в предотвращение совершения подобных проступков другими.

Признаком истинного изменения является то, что ученик желает вносить вклад в работу, ведущуюся в школе, для предотвращения проступков подобного вида. По этой причине ученику нужно предложить возможность играть некоторую роль в этой работе.

Таким образом, его проступок и принятие им ответственности становятся капиталом, который может быть выгоден не только ему и другим ученикам, но и, в конечном счете, всей школе.

Когда новости относительно того, что ученик нашел способ внести свой вклад в предотвращение подобных проступков становятся известны людям – это хороший шанс для повышения его репутации, для того, чтобы люди снова начали доверять ему.

Пример

Подросток обозвал своего преподавателя "гомиком". По этому поводу была организована встреча. На ней был директор школы, сам ученик, преподаватель, и оба родителя подростка. Когда обсудили все, что случилось, стало очевидно для каждого, что, мальчик хорошо осознал свой проступок и что он искренне сожалел о том, что сказал. Он ясно заявил, что готов на любые действия, чтобы компенсировать свой проступок, и что он не будет стесняться делать это. После относительно короткого обсуждения директор школы сказал мальчику: "Если ты думаешь так, как говоришь, то, возможно, ты хотел бы внести свой вклад в ту работу, которая ведется в нашей школе, чтобы избавиться от сквернословия?» Мальчик сказал, что согласен включиться в такую работу. На уроках Английского языка он в течение месяца написал эссе, которое было связано с предметом его проступка. Это была история о компьютере, который полюбил четыре непечатных слова, и возникших в связи с этим трудностях его перепрограммирования. Эссе было настолько забавно, что оно было издано в школьном ежегодном журнале. Это вызвало много разговоров не только среди родителей и преподавателей, но и среди учеников.

реподаватель: Звучит красиво. Я соглашусь с тобой. Возможно, ты когда-нибудь захочешь дать советы младшим детям, совершившим подобные проступки? - student2.ru

Вы можете закрепить полученные в результате знакомства с нашей программой знания, прочитав диалог, который ведет учитель с подростком, разбившим пивную бутылку на детской площадке.

РАЗБИТАЯ БУТЫЛКА

ПРИНЯТИЕ

Тимми поймали в воскресенье, когда он бросил пустую бутылку из под пива на школьной детской площадке. Бутылка разбилась на много мелких осколков. Сначала Тимми пробовал отрицать, то, что он сделал это, но когда для него стало очевидным, что были свидетели его поступка, он с неохотой сказал:

- Ну, возможно это мог быть и я. Я не помню.

- Так, ты это сделал или нет? – продолжал учитель.

- Хорошо, я предполагаю, что разбившаяся бутылка могла быть именно той, что я бросил, – угрюмо признал Тимми.

- Очень хорошо, что ты признал это. Это пойдет на пользу именно тебе. Ты будешь оценен по достоинству, за то, что ты взял ответственность за свой проступок, – похвалил Тимми преподаватель.

- Что это означает? Теперь в наказание я должен остаться после школы, так что хорошего в этом для меня? – отозвался Тимми с кислой миной на лице.

- Может быть, тебе и не придется оставаться после школы, если ты возьмешь на себя ответственность за то, что совершил, – предложил преподаватель.

- Что это означает? "Возьмешь ответственность»? Вы имеете в виду то, что я только что сообщил? Но я уже сделал это! Не так ли? – возразил Тимми.

- Не совсем, но это – хорошее начало. Ты должен быть способным объяснить, почему, то, что ты совершил - неправильно, и затем принести извинения за это, – спокойно объяснил преподаватель.

ПОНИМАНИЕ

- Я хорошо знаю, черт возьми, почему это неправильно, – пробормотал Тимми мрачно, – и я могу объяснять это в любое время.

- Очень хорошо. Я думаю, что ты на верном пути. Потом ты можешь и ещё об этом поговорить, но теперь назови мне только одну причину, которая свидетельствует, что ты поступил неправильно, – одобрил Тимми преподаватель.

- Потому что кто-нибудь мог поранить ногу об осколки стекла, – немного подумав, предположил Тимми.

- Правильно! Или руку, если бы кто-нибудь упал на стекло. Если ты по настоящему хочешь сделать это, ты бы мог написать список этих трагических возможностей и тем самым показать, что ты действительно понимаешь, почему битое стекло на школьной детской площадке опасно. После этого, мы могли бы подумать вместе, кому ты должен адресовать свое извинение, – ответил преподаватель.

ИЗВИНЕНИЕ

- Вы предлагаете принести извинения директору? – спросил Тимми сомнительно.

- Я не уверен, что это был бы именно тот человек, так как он не будет бегать на детской площадке. Возможно, ты должны адресовать свое извинение одноклассникам? – побуждал Тимми преподаватель.

- Каждому? Вы с ума сошли? – воскликнул Тимми в раздражении.

- Чтобы работать учителем нужно быть немного сумасшедшим, – мягко, но серьезно ответил преподаватель. – Как ты смотришь на то, чтобы разместить твое извинение на школьном информационном табло, если ты не хочешь произнести извинения по школьному радио?

- Дайте мне перерыв! Да чтобы я извинялся по школьному радио – никогда! Я бы считал достаточным написать что-нибудь для информационного табло. Я мог бы даже нарисовать разбитую бутылку и ниже подписать: «Извините», – предложил Тимми.

КОМПЕНСАЦИЯ

- Звучит обнадеживающе, мне нравится. Но я думаю, что извинения не достаточно. Ты и так должен это сделать.

- Я могу убрать стекла. Этого достаточно? – спросил Тимми, с надеждой.

- Это не плохая идея. Фактически это то, что ты мог бы сделать прямо после этого разговора, но я думаю, что этого тоже не достаточно. Также ты мог бы поговорить с нашим дворником о том, как помочь ему с уборкой школьного двора. Неплохо было бы, если бы ты помогал ему каждый день в течение недели. Если хочешь, я могу пойти с тобой и помочь договориться с дворником.

- И все?

ОБ ЕЩАНИЕ

- Я думаю, что ты должен пообещать не делать подобное снова.

- Я обещаю.

- Очень хорошо. Я ценю это, но как мы можем быть уверены, что ты сдержишь свое обещание? Я знаю, что ты и раньше многое обещал, но не сдержал свое слово.

- В этот раз я сдержу мое обещание.

- Будем считать, что ты говоришь то, что думаешь. Но если ты хочешь действительно убедить всех в своей искренности, я думаю, что мы должны договориться о том, что должно произойти, если по той или иной причине ты опять не сдержишь своего обещания.

- Я сделаю это. Мне все равно.

- Хорошо, так на чем мы остановимся? Что должно случиться, если ты вновь будешь заниматься вандализмом, или создашь опасную ситуацию для своих одноклассников?

- Я останусь после школы.

- Это мне не нравится. Тебя так часто оставляют после школы, что это не приносит пользы для тебя. Давай придумаем наказание, которое больше соответствует проступку. Спроси одноклассников, что они думают?

(Он идет спрашивать их, и возвращается позже):

- У большинства из них были идиотские предложения, но один из них сказал, что, если я сделаю что-то подобное, мне снова придется приходить в школу на час раньше, и помогать дворнику убирать снег с тротуаров. Я согласен на это.

- Прекрасно, но есть кое-что, что мы должны согласовать с твоими родителями, потому что ты наверняка проспишь утром, когда придет время, идти убирать снег. Давай поговорим с дворником и твоими родителями, составим письменное соглашение, и каждый его подпишет – тогда это будет официальный документ.

- Все это так, я согласен, но я не намерен, когда-либо появится ранним утром на уборке снега. Никогда! Снег – это не мое дело. Пусть дворник это делает. За то ему деньги платят!

- Хорошо, но есть еще одна вещь, которую нужно обсудить.

- Что! Этого не достаточно? Что же еще Вы хотите, чтобы я делал?

ЗАБОТА О ДРУГИХ

- Этого - достаточно, но если ты хочешь восстановить свою репутацию, я предлагаю, чтобы ты также кое-что сделал для того, чтобы объяснить другим детям, что бросать бутылки и совершать другие проступки выходит за рамки поведения школьников.

- Что я могу делать? Я же не могу дежурить на школьном дворе день и ночь и стрелять каждого, кто что-нибудь ломает или распыляет граффити на школьных стенах?

- Что-то вроде этого, но ради безопасности ты бы мог использовать водный пистолет вместо настоящего оружия.

- Я меня есть воздушное ружье.

- Когда я был подростком, у меня тоже было такое ружье, но мы не говорим об оружии. Мы говорим о том, что ты можешь сделать, чтобы остановить других от совершения подобных проступков.

- Я могу сообщить Вам, или какому-нибудь другому преподавателю, если я поймаю кого-то, кто ломает что-нибудь или делает что-то плохое.

- Это - хорошее предложение, но на самом деле – ты ведь не сделаешь так? Я предлагаю, чтобы мы поговорили об этом со всем классом, и начали бы выполнять проект по улучшению духа нашего класса. Ты мог бы стать волонтером, чтобы работать в комитете планирования или еще где-нибудь. Что ты думаешь?

- Это было бы клево! - воскликнул Тимми.

Конспект программы «Ступени Ответственности», или

Как помочь ребенку и подростку брать на себя ответственность за свои поступки.

реподаватель: Звучит красиво. Я соглашусь с тобой. Возможно, ты когда-нибудь захочешь дать советы младшим детям, совершившим подобные проступки? - student2.ru

 
 
  Составлено по материалам лекции Харри Хирвихухта, прочитанной им для волонтеров-специалистов проекта «Кандалакша: Стоп наркотик!» 3 декабря 2003 года в университете «Политехник», г. Рованиеми, Финляндия  

Ответственность:

реподаватель: Звучит красиво. Я соглашусь с тобой. Возможно, ты когда-нибудь захочешь дать советы младшим детям, совершившим подобные проступки? - student2.ru

Польза от выяснения вопросов:

 
  реподаватель: Звучит красиво. Я соглашусь с тобой. Возможно, ты когда-нибудь захочешь дать советы младшим детям, совершившим подобные проступки? - student2.ru

Последствия невыясненных вопросов:

реподаватель: Звучит красиво. Я соглашусь с тобой. Возможно, ты когда-нибудь захочешь дать советы младшим детям, совершившим подобные проступки? - student2.ru

Относительно воспитания чувства ответственности:

 
  реподаватель: Звучит красиво. Я соглашусь с тобой. Возможно, ты когда-нибудь захочешь дать советы младшим детям, совершившим подобные проступки? - student2.ru

Выяснение ситуации:

 
  реподаватель: Звучит красиво. Я соглашусь с тобой. Возможно, ты когда-нибудь захочешь дать советы младшим детям, совершившим подобные проступки? - student2.ru

Ступени ответственности:

       
    реподаватель: Звучит красиво. Я соглашусь с тобой. Возможно, ты когда-нибудь захочешь дать советы младшим детям, совершившим подобные проступки? - student2.ru
 
  реподаватель: Звучит красиво. Я соглашусь с тобой. Возможно, ты когда-нибудь захочешь дать советы младшим детям, совершившим подобные проступки? - student2.ru

Взаимодействие семьи и школы:

 
  реподаватель: Звучит красиво. Я соглашусь с тобой. Возможно, ты когда-нибудь захочешь дать советы младшим детям, совершившим подобные проступки? - student2.ru

Проекты взаимоответственности

реподаватель: Звучит красиво. Я соглашусь с тобой. Возможно, ты когда-нибудь захочешь дать советы младшим детям, совершившим подобные проступки? - student2.ru

Наши рекомендации