Вознесенский район, село Суморьево
Записано от Шониной Марии Алексеевны, 1926 г.р.
Запись: Харлов А.В. 1993 года.
Расшифровка: Тихомирова Е.В.
Как у нашива двара
Разливалыся вода.
Как на этый ны ваде
Расстилалася трава.
Как на этый ны траве
стаит дров кастёр.
Все нирублиныя,
Нипаленишныя.
Нам зачем эти драва ?
Нам пива варить,
Нам сына жинить,
сынка Ванюшку.
Уж нам взять-та ни взять
Красну девицу,
Душу Машен(и)ку.
Он как вьюн, ишь,.над вадой
Увива(и)лыси,
А как Ванька с мыладой
Цылава(ые)лыси.
Как на речки дьве дащечки,
Па им нихто ни прайдёт.
Адин Ванька пиришёл,
Он и Машку пиривёл.
- Когда пелось?
- Пелось перед Новым годом. Это таусенька, это как колядуют. Вот подходют ко двору девки. И кричат: «Спеть что ли вам? Припеть невесту?» «Припойтя!» Уж там все знают и готовютца. И начинают под окном девки петь. Спели эту, заходют дьве. Там им либо пирог подают, ай какие блины, или што ещё там. Ты песни не поёшь, хотя нарядишь!
В Нижегородской области встречаются и другие формы колядования.
Так, например, на юге области в селе Лапша Первомайского района зарегистрирован единственный случай пения виноградья («Как не ягодка красна») – вида святочных величальных песен, характерных для русского Севера (Архангельской, Вологодской и других областей).
(Записано от Галкиной Е.В. (1920 г.р.), Галкиной Т.Г. (1922 г.р.), Михайловой А.А. (1926 г.р.) в с. Лапша Первомайского района)
Отмечены случаи, когда, по словам информаторов, традиции колядования в селе не было: «Не ходили по домам, нет. И песен не пели. Это сейчас молодые колядуют.» (с. Безводное Кстовского района, п. Княгинино, Кулебакский район). Однако святки всё равно отмечались. Когда не пелось специальных святочных песен, исполнялись «всякие песни, больше плясовые, частушки пели, чей…, ходили с гармонью» (Бутурлинский район и другие). Говорили, что «ходили, поздравляли с праздником, со святками» или «говорили какие-то всё присказенья» (приговорки).
Летом 2005 года в экспедиции в село Ильинское Красно-Баковского района записан не зафиксированный ранее вариант святочного поздравительного обряда, называемый информаторами «посулёнова просить».Выпрашивание «посулёнова» (т.е. угощения у хозяев домов) своими корнями уходит, по видимому, к древнему обряду требования обещанной жертвы в праздник Нового года, при этом выпрашивающие мыслились посланниками божества, его «представителями». В этом же селе на святки «наряжались ряженым и пели баракушешные (безобразные, хулиганские) песни».
Таким образом, по нашим сведениям, на Нижегородской земле представлены практически все виды святочных поздравительных песен, встречающихся в России, исключая южнорусские щедровки. Эта ситуация совмещения на территории одной области колядок, таусеней, виноградий и других непесенных видов зимних обрядовых поздравлений является уникальной, не соответствующей общепринятому мнению о региональной «закреплённости» каждого вида (таусени – Юг России, виноградья – Север ).*
Тихомирова Е.В. музыковед-фольклорист
* Цит. по книге И.И.Земцовского «Поэзия крестьянских праздников» Лен., 1970, с. 11.
* «(колядовщики) с собой всё это заберут (угощение), вечером гуляют!» - сведения о дневном времени колядования, а также о сразу следующей за этим вечорке почепнуты из с. Чересь Больше-Болдинского р-на.
* «Если названия «коляда» могло смешиваться со всеми другими, то «овсень» и «виноградья» на одной территории обычно не встречаются» - Земцовский («Поэзия крестьянских праздников» Лен. 1970, с.11)