Заемный капитал и источники его формирования. Оценка экономической целесообразности привлечения заемных средств
Заемный капитал- совокупность заемных денежных средств и материальных ценностей, которые авансированы в деятельность предприятия с целью генерирования прибыли.
Возможны разные его классификации:
1. по периоду привлечения:
-долгосрочные финансовые обязательства - все разновидности заемного капитала, если срок использования превышает год.
- Краткосрочные финансовые обязательства - привлечение заемного капитала с меньшим сроком использования.
2. по форме привлечения:
- заемные средства в денежной форме, т.е. банковский кредит.
- заемные средства в товарной форме, т.е. коммерческий кредит.
- заемные средства, полученные в соответствии с договором финансового лизинга.
Недостатки использования З.К.:
1. появление рисков для предприятия.
2. появление дополнительных расходов на обслуживание долга вследствие чего, образованные за счет З.К. активы формируют более низкую норму прибыли на капитал.
3. сравнивая сложность самой процедуры по привлечению заемных средств в особенности долгосрочных займов.
Преимущества использования З.К.:
1. наличие больших возможностей по привлечению З.К. прежде всего в том случае, когда заемщик обладает высоким кредитным рейтингом.
2. возможность избежать необходимости расширять число учредителей, акционеров для привлечения средств.
3. наличие эффекта «финансового рычага» т.е. появление дополнительной рентабельности собственного капитала предприятия благодаря пользованию заемными средствами. Этот феномен позволяет оценивать соотношение собственных и заемных средств с точки зрения его эффективности на основе этого показателя рассчитывается максимальный лимит банковского кредитования превышение, которого угрожает финансовой устойчивости предприятия.
30. Облигационный заём
Облигация - долговая ЦБ удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию в предусмотренный срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента это ГК РФ ст. 816 Держатель облигации обладает правом получения фиксированного в ней % от номинальной стоимости облигации, либо др. имущественным правом.
Правом на выкуп облигации обладают:
1. государство и его субъекты, выпускают государственные или муниципальные облигации.
2. корпорации или АО, они выпускают долговые частные ЦБ.
Классификации облигаций:
А) по сроку действия:
- краткосрочные до 3 лет.
- среднесрочные до 7 лет.
- долгосрочные до 30 лет.
- бессрочные.
Б) по способам выплаты купонного дохода.
В) по способу обеспечения займа.
Г) по характеру обращения.
- обычные
- конвертируемые.
Любая облигация имеет номинальную стоимость недопустимое превышение суммарной номинальной стоимости всех облигаций выпущенных АО над размером его уставного капитала или величиной того обеспечения, которые предоставили обществу для выпуска облигаций 3 лицам.
Виды облигаций выпущенных АО с точки зрения их обеспечения.
1. обеспечение залогом определенного имущества, принадлежащего обществу.
2. обеспечение имуществом или иным средствами предоставляется специально для этих целей каким-либо 3 лицам.
3. без обеспечения этот вариант возможен по истечении 2 лет деятельности общества.
Преимущества выпуска облигаций для предприятия эмитента:
1. увеличение денежных средств предприятия, расширение возможностей для инвестиционных проектов.
2. предсказуемость расходов по обслуживанию данного источника финансовых ресурсов, связанная с тем, что ставки, по которым производятся выплаты держателям облигаций обычно стабильные.
3. сравнительно невысокая стоимость источника финансирования.
4. сравнительно небольшая трудоемкость этого способа привлечения средств.