Показатели эффективности проекта и финансовой устойчивости
Содержание
Резюме……………………………………………………….......………3
Предприятие и отрасль……………………………………........………5
Продукция……………………………………………………........…….7
Анализ рынка………………………………………………….......……8
Оценка конкурентов………………………………….……….......……9
План маркетинга………………………………………………........…12
План производства……………………………………………......…..14
Организационный план……………………………………….....…...21
План риска………………………………………………………….....24
Показатели эффективности проекта и финансовой устойчивости
производственно-хозяйственной деятельности ЗАО «Carpanelli»..27
Список литературы…………………………………………….....….29
Приложение
Резюме
Фирма «Carpanelli» планирует осуществить в период 2012-2014 гг. проект «Организация производства мебели (столов, стульев, шкафов) в г. Симферополе».
Цель проекта – увеличение капитала предприятия путем получения прибыли от производства и реализации продукции по низким конкурентоспособным ценам при сохранении высоких потребительских параметров. Осуществление проекта позволит обеспечить постоянное предложение продукта, в дальнейшем – расширить ассортимент продукции и увеличить объем производства.
Краткосрочными целями проекта являются:
- запуск к началу 2012 г. производственного комплекса для производства мебели;
- закупка нового оборудования, наем работников.
Долгосрочными целями проекта являются:
- снижение издержек и повышение рентабельности продукции;
- завоевание рынка;
- расширение технических, материальных и финансовых возможностей предприятия.
Характеристиками особенностей планируемой к производству продукции являются:
- наличие определенной общественной потребности в данном виде продукции в связи с массовой компьютеризацией как производственной, так и частной жизни;
- низкая конкурентоспособная цена изделий, достигаемая за счет использования передовых технологий, снижения издержек. Возможно (особенно на первом этапе работы предприятия) намеренное занижение розничной цены продукции для получения в будущем более выгодных заказов и завоевания определенного сегмента рынка.
К негативным характеристикам, которые поддаются корректировке и устранению, можно отнести нестабильные объемы будущих продаж, поскольку спрос на продукцию будет в большой степени зависеть от общей экономической ситуации в стране (данная продукция не является предметом первой необходимости).
Рынок реализации продукции фирма определила границами Симферополя и АРК в целом.
Преимуществом выбранного направления деятельности является отсутствие проблемы нехватки трудовых ресурсов. Набор рабочей силы планируется осуществить путем заключения контрактов с работниками на заранее оговоренный срок.
Потенциальными потребителями продукции являются как юридические лица (фирмы), так и самый широкий круг населения среднего и высокого класса.
На арендуемых площадях (800 кв.м) предполагается разместить производство по выпуску мебели. С этой целью создаются 3 производственных участка: столярный, сборочный и отделочный. Планируется разместить 2 склада – для материалов и для готовой продукции.
Предприятие и отрасль
Фирма «Carpanelli» является закрытым акционерным обществом, Созданным в соответствии с законодательством Украины. Уставный капитал общества составляет 300 тыс. гривен, поделен между десятью учредителями (акционерами) в равных долях. Дочерних и зависимых предприятий не имеет. ЗАО «Carpanelli» является юридическим лицом и пользуется всеми правами, вытекающими из своего правового статуса – осуществлять хозяйственную деятельность, заключать договоры и т.д.
Предприятие «Carpanelli» намерено осуществлять свою деятельность в сфере производства мебели. В Украине в этой отрасли работают свыше тысячи предприятий. В Симферополе предприятий, производящих различные виды мебели насчитывается около 12. Мебельное производство, как и многие другие отрасли производства, за первые годы реформ сократило объем производства практически в 2 раза. Однако в последние годы здесь намечается оживление деловой активности. Трудности, переживаемые отраслью, носят во многом объективный характер. Одной из главных причин явилась либерализация внешнеэкономической деятельности, что привело к наполнению рынка большим количеством импортной продукции, конкурировать с которой отечественный производитель оказался не готов. В настоящее время импортная продукция составляет около 30% предложения на мебельном рынке страны. Но в настоящее время на рынке мебели стала наблюдаться новая тенденция: основными покупателями стали небольшие фирмы и частные лица. Время крупных клиентов (банков, бирж, фондов) почти прошло. Офисная мебель стала постепенно «превращаться» в домашнюю. Столы, стулья для дома всегда пользовались большой популярностью. Сегодня политику на рынке мебели диктуют мелкие покупатели. По данным опроса Торгово-промышленной палаты подавляющее большинство (более 80%) крупных фирм, занимающихся импортом офисной мебели, планируют в ближайшем будущем организовать собственное производство. Сдерживающим фактором здесь является «нездоровый» инвестиционный климат в стране, т.е. многие предприниматели опасаются вкладывать крупные капиталы в производство. Многие фирмы-импортеры мебели, как в Симферополе, так и в других регионах Украины, уже являются совладельцами мебельных производств в тех странах, с которыми они работают в сфере торговли мебелью. Многое говорит о том, что в скором времени ожидается значительный рост производства в тех отраслях, которые работают непосредственно на потребителя (в легкой, пищевой промышленности и других отраслях, обслуживающих потребительский рынок. Все это свидетельствует о том, что производство мебели является очень перспективной областью вложения капитала.
Продукция
Продукцией, предусмотренной к производству на период проекта, является столы, стулья, шкафы-купе.
Предполагаемая к выпуску продукция будет обладать высокими потребительскими свойствами благодаря применению высокоэффективного конверсионного оборудования. Продукцию отличает от импортных и отечественных аналогов низкая конкурентная цена. Далее приведена таблица сравнения средних цен на аналогичные импортные и отечественные изделия, имеющиеся в специализированных торговых предприятиях Симферополя и Симферопльской области:
Таблица 1 Сравнение цен на продукцию ЗАО «Carpanelli» и аналогичных товаров (стол)
Наименование товара | Планируемые цены продажи, грн. | Цены на аналогичные отечественные изделия, грн. | Цены на аналогичные импортные изделия, грн. |
Стол | |||
Величина цены в процентах |
Как видно из приведенной таблицы, существенным преимуществом планируемой продукции является ее низкая цена.
К недостаткам продукции можно отнести неизвестность торговой марки фирмы «Carpanelli» на рынке.
Анализ рынка
Потенциальными потребителями продукции фирмы являются:
- небольшие фирмы (для комплектации рабочих мест);
- широкий круг населения со средними доходами.
В результате проведенных маркетинговых исследований определено, что многие небольшие фирмы в Симферополе, не имеющие возможности приобретать престижные комплекты офисной мебели, потенциально готовы покупать нашу продукцию. Принимая во внимание то, что почти на каждом малом предприятии имеется компьютер и периферия к нему, можно с уверенностью предполагать здесь наличие весьма емкого сегмента рынка. По данным Симферопольской налоговой инспекции в Симферополе зарегистрировано 1 тыс. малых предприятий.
В отношении другого сегмента рыка – группы населения, установлено, что в настоящее время по данным статистики примерно 40% семей в Симферополе имеет дома персональный компьютер. В крупных городах этот показатель несколько выше. Несмотря на последствия кризиса, уровень продаж персональных компьютеров населению постоянно повышается, следовательно, число потенциальных покупателей столов под компьютер и стульев будет расширяться. Влияние на потенциальный спрос у населения на эту продукцию, как и сами компьютеры, являющуюся товаром с большим коэффициентом эластичности, также в большой степени будет зависеть от цены: при повышении цены потенциальный покупатель может отказаться от покупки. Таким образом, в качестве сегмента рынка здесь выступает общественная группа людей, обладающих определяющим признаком: обладание домашним персональным компьютером и средним уровнем дохода («средний класс», т.е. лица со среднедушевым доходом 150-400 долларов в месяц. Численность населения Симферополя в 2011 г. по данным текущей статистики составляет 380 тыс. чел.
Оценка конкурентов
По данным статистики в Симферополе расположены около 12 предприятий, занимающихся производством различных видов мебели. Этот массив предприятий могут быть потенциальными конкурентами в производстве данного вида продукции.
Производителями столов, стульев, шкафов-купе представленных на отечественном потребительском рынке, являются ряд зарубежных фирм и 3 отечественных предприятия. Данные приведены в таблице.
Таблица 2 Технико-экономические показатели продукции
Технико- экономические показатели Фирма | Размеры в собранном виде, мм | Количество приспособлений, шт. | Вес, кг | Сложность сборки (в баллах, от 1 до 5) | Цена, грн. |
Украина, «Дарвис» | 90/75/120 | ||||
Украина, ПО «Мебель» | 92/72/115 | ||||
Финляндия, «Юнсон» | 90/70/125 | ||||
Германия, «КОМЕТ» | 90/75/120 |
Представленные в таблице данные основаны на информации, полученной от фирм-производителей, а также от фирм, занимающихся поставкой импортных столов на рынок.
В соответствии с методикой оценки конкурентоспособности продукции был проведен анализ конкурентоспособности столов, в результате которого было определено, что столы, планируемые к производству фирмой «Carpanelli», соответствуют техническому уровню зарубежных аналогов (по некоторым позициям превосходят их) и могут быть конкурентоспособны. Расчеты анализа представлены в таблице.
Таблица3. Оценка конкурентоспособности продукции по параметричному индексу
Параметры | Вес | ||||||||||
Потребительские параметры | |||||||||||
1. Размеры | 0,5 | 2,3 | 1,45 | 1,57 | 1,6 | 1,2 | 1,8 | 0,8 | 1,5 | 0,77 | 2,5 |
2.Количество приспособлени | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | |||||||
3. Вес, кг | 0,5 | 1,49 | 1,46 | 1,4 | 1,4 | 1,1 | 1,5 | 1,07 | 1,32 | 1,14 | 1,5 |
4.Сложность сборки | 0,1 | 1,17 | 1,17 | 1,17 | 1,17 | 1,17 | 1,17 | 1,17 | 1,17 | 1,17 | 1,17 |
5. Материал | 0,1 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | ||||
6. Дизайн | 0,1 | 1,25 | 1,25 | 1,25 | 1,25 | 1,25 | 1,25 | 1,25 | 1,25 | ||
Сводный индекс по потребительским параметрам | Х | 1,51 | 1,34 | 1,32 | 1,41 | 1,12 | 1,39 | 0,99 | 1,7 | 0,98 | 1,79 |
Экономические параметры | 1,51 | 1,6 | 1,15 | 1,53 | 2,14 | 1,64 | 1,89 | 1,48 | |||
Сводный индекс по экономическим параметрам | Х | 1,51 | 1,6 | 1,15 | 1,53 | 2,14 | 1,64 | 1,89 | 1,48 | ||
Интегральный показатель относительной конкурентоспособ-ности | Х | 0,5 | 0,9 | 0,83 | 1,23 | 0,73 | 0,65 | 0,6 | 0,9 | 0,66 | 0,86 |
Исходя из данных таблицы, интегральный показатель конкурентоспособности Кинт = показателю конкурентоспособности по техническим параметрам: показатель конкурентоспособности по экономическим параметрам, в нашем случае Кинт = 1,32 : 1,7 = 0,78, таким образом этот показатель говорит о том, что продукция может быть конкурентоспособна на отечественном рынке.
План маркетинга
В результате проведения маркетингового исследования, а также используя результаты изучения деятельности фирм-производителей мебели наша фирма получила много полезной информации относительно поведения на рынке в планируемом году, которая выражена в следующих пунктах:
Ценообразование
Для проникновения на рынок необходима активная стратегия ценообразования. Поскольку распространение продукции планируется осуществлять в основном через посредников, возможна дифференциация цен в зависимости от величины партии изделий. Верхний предел цены составляет величину на 10% ниже цены изделий основного конкурента (ОАО «Дарвис»). При этом в зависимости от вида поставки (в собранном или разобранном виде) используется шлейф цен, нижним пределом которого будет установленная минимальная цена.
Исходная цена может рассчитываться на основе издержек производства с учетом получения необходимой прибыли.
Цена = переменные издержки + постоянные издержки / объем продаж + предполагаемая прибыль.
Планируемая цена на компьютерные столы составит в среднем 1200 руб.
Схема распространения товаров
Предполагается распространение продукции через посредников. Планируется заключение договоров на дилерские услуги, в которых будут оговорены условия – объем поставки, сроки, уровень цен и т.д. Это может обеспечить ритмичность производства и сбыта продукции. Со склада предприятия продукция будет отгружаться на склад посредника посредством его транспорта.
Стимулирование сбыта
Реклама
Рекламную кампанию следует проводить по нескольким направлениям. Это прежде всего реклама в тематических и специальных изданиях, посвященных мебельному рынку. Также планируется участие во всевозможных выставках, рассылка рекламных материалов с использованием современных средств связи (например, рассылка по факсу рекламных предложений в офисы малых и средних фирм, которые являются наиболее перспективными покупателями).
Организация послепродажного обслуживания
Предусматривается сервисное обслуживание продаваемых изделий – бесплатная доставка потребителю, бесплатная сборка, годовая гарантия ремонта или замены изделия в случае обнаружения дефектов, а также возврат денег (по желанию клиента в случае наличия дефекта).
Формирование общественного мнения (главная задача маркетинга)
Планируются проведение опроса клиентов или анкетирования. В опросный лист включаются вопросы о качестве продукции, приемлемости цены, потребительских свойствах, дизайне. Анкеты или опросные листы можно распространять в процессе продажи, включив этот пункт в договор с посредником на реализацию продукции. Это дает точную информацию о запросах и требованиях потребителей к продукции предприятия.
План производства
Технологический цикл производства столов состоит из трех частей: со склада материалов комплектующие поступают на солярный участок, где изготовляются составные части стола, стула и шкафа-купе. Затем они направляются на участок отделки, где производятся отделочные работы – окраска, отделка специальным покрытием и т.д. Готовые блоки поступают на участок сборки, где блоки собирают в готовые изделия. Затем продукция направляется на склад готовой продукции.
Таблица 4 Схема производственных потоков
Склад материалов и комплектующих |
Материалы и комплектующие |
Столярный участок |
Блоки столов |
Отделочный участок |
Готовые блоки |
Сборочный участок |
Готовые изделия |
Склад готовой продукции |
Производство предполагается разместить на арендованной площади величиной 800 кв.м. Стоимость аренды в месяц – 7000 грн. Таким образом, в год это составит сумму 7000х12 = 84 тыс.грн.
Стоимость всего приобретенного оборудования составляет 150 тыс.грн. Сумма амортизационных отчислений по нормам – 30 тыс.грн.
Аренда автотранспорта (трейлер) – 15 тыс.грн.
Работу предполагается организовать в двухсменном режиме (8х2=16 ч.). Производительность имеющегося оборудования позволяет выпускать за смену 9 единиц продукции или 18 единиц в сутки. При годовом фонде рабочего времени 250 суток это соответствует годовому выпуску продукции 4500 ед. Расходы на оплату труда планируются в размере 70 тыс.грн., исходя из численности работающих 11 чел. и среднемесячной зарплате на 1 работающего 1500 грн. Стоимость используемых в работе сырья, материалов и комплектующих – 600 грн. в сутки, в годовом исчислении –600х250=150 тыс.грн.
Таблица 5 Основные технико-экономические данные
производственной деятельности ЗАО «Carpanelli»
№ стр. Показатели | Данные |
1.1. А. Основное оборудование | |
Б. Амортизация | 18% |
1.2. А. Оснастка (вспомогательное оборудование) | |
Б. Амортизация | 18% |
1.3. А. Подъемно-разгрузочное оборудование | |
Б. Амортизация | 18% |
1.4. А. Транспорт, в т.ч. грузовой автомобиль | |
Б. Амортизация | 18% |
1.5. А. Сооружения и устройства (трубы, вентиляция и т.д.) | |
Б. Амортизация сооружений | 6% |
1.6. А. Вычислительная техника, средства контроля, управления | |
Б. Амортизация | 30% |
1.7.А.Производственный и хозяйственный инвентарь (инструментальные шкафы, противопожарный инвентарь и т.д.) | |
Б. Амортизация | 18% |
1.8. А. Стоимость всего приобретенного оборудования | 150 тыс. грн. |
2. Здания, производственные и подсобные помещения – аренда | |
А. Площадь арендуемых помещений | 800 кв. м |
В. Затраты на аренду помещений за год | 84 тыс. грн. |
3. Аренда трейлера в год | 15 тыс. грн. |
4. А. Руководитель предприятия имеет легковую машину, используемую для производственных нужд, мощностью в | 100 л.с. |
5. Данные по выпуску годовой программы производства и реализации продукции | |
А. Производительность основного оборудования, определяющего мощность предприятия | 1,125 ед. в час |
Б. Режим работы – двухсменный | 16 часов |
В. Максимальный выпуск продукции в сутки (мощность предприятия) (А х Б) | 18 единиц |
Г. Годовой фонд рабочего времени | 250 суток |
Д. Технологические потери от выпуска | До 10% |
Е. Цена реализации единицы продукции | 400 грн. |
Ж. Максимально возможная суточная реализация (400 руб. х 18 ед. х )100 – 10) : 100 (Е х В х (100 – Д) : 100) | 9,44 тыс. грн. |
З. Валовая выручка от реализации за год с НДС (Ж х Г) | 1250 тыс. грн. |
6. Длительность производственного цикла суточного выпуска | |
А. Срок платежа у поставщика | 1 сутки |
Б. Срок доставки и нахождения сырья на складе | 1 сутки |
В. Время производства | 4 суток |
Г. Время нахождения готовых изделий на складе | 2 суток |
Д. Срок платежей клиентов | 6 суток |
Е. Итого | 14 суток |
7.1. Численность работающих | |
А. Рабочие | 9 чел. |
Б. Административный персонал | 2 чел. |
В. Итого | 11 чел. |
7.2. Фонд оплаты труда | |
А. Среднемесячная зарплата одного работника | 1500 грн. |
Б. Годовой фонд заработной платы всех работников (1500 грн. х 11 чел. х 12 месяцев) (А х 7.1.В. х 12 мес.) | 198 тыс. грн. |
8. Стоимость используемых в производстве сырья, материалов, комплектующих изделий и др. без НДС | |
А. На суточный объем производства | 300 грн. |
Б. На годовой объем производства (8.А. х 5.Г.) | 75,5 тыс. грн. |
9. А. Годовой расход воды | 5600 куб. м |
Б. Тариф кубометра воды на год | 1,20 грн. |
В. Плата за воду в год (Б х А) | 6,720 грн. |
Г. Плата за воду в сутки (9.В. : 5.Г.) | 20 грн. |
10. Стоимость эксплуатационных расходов | |
А. На суточный объем производства | 4 грн. |
Б. На годовой объем производства (10.А. х 5.Г.) | 1 тыс. грн. |
11. Расходы по хранению и реализации готовой продукции | |
А. В сутки | 2,30 грн. |
Б. За год (11.А. х 365 дн.) | 900 грн. |
12. Стоимость услуг (охрана, телефон и др. без НДС) | |
А. На год | 10 тыс. грн. |
Б. В сутки (12.А. : 365 дн.) | 27,4 грн. |
На основе исходных данных, приведенных выше, можно рассчитать базовую себестоимость выпуска продукции на первый год освоения проекта. Себестоимость продукции (работ, услуг) это денежное выражение затрат на производство и реализацию продукции. Перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции, установлен Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. Необходимо учесть также налоги, платежи и отчисления, относимые на себестоимость в соответствии с налоговым законодательством.
Калькуляция себестоимости продукции по статьям затрат осуществляется на основании соответствующих данных, определенных в предыдущих разделах бизнес-плана.
При использовании источника инвестирования – кредитов коммерческих банков необходимо учитывать в себестоимости статью затрат по процентам за банковский кредит. Но это необходимо в том случае, если возникает необходимость в кредитах. Поэтому вначале необходимо определить себестоимость без учета процента за банковский кредит, т.е. базовую себестоимость. Расчет базовой себестоимости произведен на годовой объем планируемой реализации.
Таблица 6 Базовая себестоимость продукции на 1 год
внедрения проекта
Показатели | Данные, тыс. грн. |
1. ВАЛОВАЯ ВЫРУЧКА с НДС и учетом технологических потерь | 1250,0 |
2. НДС с валовой выручки | 81,0 |
3. ВАЛОВАЯ ВЫРУЧКА без НДС (по цене предприятия) | 1100,0 |
4.1. Стоимость использованных в процессе производства товаров (работ, услуг) сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров, топлива без НДС | 55,5 |
4.2. Стоимость эксплуатационных расходов | 1,0 |
4.3. Стоимость текущего ремонта | - |
4.4. Затраты на аренду помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности без НДС | 84,0 |
4.5. Затраты на аренду транспортных средств (аренда трейлера) без НДС | 15,0 |
4.6. Расходы на уплату процентов за пользование кредитными ресурсами банков | - |
4.7. Стоимость оказанных организации услуг (охрана, телефон и т.д.) без НДС | 24,7 |
4.8. ФОНД ОПЛАТЫ ТРУДА (ФОТ) | 70,0 |
4.9. Отчисления от ФОТ в государственные внебюджетные социальные фонды (ПФР – 28%, ФЗН – 1,5%, ФОМС – 3,6%, ФСС – 5,4%) | 103,95 |
4.10. Налог на пользователей автомобильных дорог | 23,45 |
4.11. Налог на владельцев транспортных средств | 0,13 |
4.12. Налог на приобретение транспортных средств | 5,0 |
4.13. Амортизация | 97,0 |
4.14. Расходы по хранению и реализации продукции | 1,3 |
4.15. Таможенные платежи, госпошлина и лицензионные сборы | - |
4.16. Право за право на пользование недрами и за предельные выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду | - |
4.17. Земельный налог | - |
4.18. Плата за воду | 6,7 |
4.19. ИТОГО – базовая себестоимость | 929,33 |
В том числе: | |
4.20. Стоимость сырья и материалов | 55,0 |
4.21. Прочие затраты | 74,33 |
Организационный план
Профессиональные требования, предъявляемые к руководителю предприятия: наличие высшего технического образования в области мебельного производства, опыт работы в отрасли не менее 3 лет. Для главного бухгалтера – высшее экономическое образование, стаж работы по специальности не менее 3 лет. Средняя месячная заработная плата производственного персонала составляет 1500 грн. Оклад генерального директора – 3000 грн., главного бухгалтера – 2000 грн.
Персонал предприятия состоит из администрации (2 чел.) и производственного персонала (9 чел.). Производственную структуру составляют в соответствии с технологией производства 3 производственных участка, возглавляемых руководителями участков (мастерами). Трудоемкость производственной программы (Т пп) составляет 63 чел.час. Фонд эффективного рабочего времени в смену (ФРВ эфф.) составляет 7 час. Коэффициент выполнения норм (К в.н.)= 1. Таким образом численность основных рабочих определяется по формуле:
Ч спис. = Т пп : (ФРВ эфф х К в.н.) = 63 : (7х1) = 9 чел.
Численность вспомогательных рабочих можно определить как 40% от численности основных рабочих: 9 х 0,4 = 3,6 (4 чел.)
Система оплаты труда на предприятии повременная. Численность производственного персонала и предполагаемый фонд зарплаты можно представить в виде таблицы.
Таблица 7 Численность и ФЗП производственного персонала
Специальность | Число работни-ков | Часовая тариф-ная ставка,грн. | Эффек-тивный фонд рабочего времени,час. | Прямой фонд з/п, грн. | Дополнительный фонд з/п, грн. | Общий фонд з/п, грн. |
Столяр Сборщик Грузчик ИТОГО | 9,28 9,28 8,09 х | 140 140 х |
Численность руководителей и специалистов определяется штатным расписанием, которое составляет руководитель предприятия. Необходимость наличия определенной численности управленческого персонала определяется выполняемыми им функциональными обязанностями. На предприятии «Carpanelli» администрация составляет 2 штатных единицы. Их численность и предполагаемый фонд зарплаты показан в таблице.
Таблица 8 Численность и ФЗП управленческого персонала
Наименование должности по штатному расписанию | Числ.,чел. | Месячный оклад, грн. | Число месяцев работы | Прямой фонд з/п, грн. | Допол. фонд з/п, грн. | Общий фонд з/п, грн. |
Генеральный директор Главный бухгалтер ИТОГО | х | х |
Таким образом, ФЗП производственного персонала составляет в год: 67200грн. ФЗП аппарата управления составляет 60000 грн. Всего фонд заработной платы за год на предприятии составит 67200 + 60000 = 127200 грн.
План риска
Первым риском для работы предприятия является риск, связанный с повышением цен на основные материалы и покупные изделия, используемые в производстве. Для того чтобы минимизировать возможность этого риска, необходимо снижение издержек, не связанных с материальными затратами – режим экономии, повышение производительности труда, применение более производительного оборудования.
Второй риск связан с природными стихийными бедствиями («действие неодолимой силы»). Такой риск существует всегда и везде. Для того, чтобы смягчить последствия наступления таких событий, необходимо задействовать различные виды страхования.
Третий риск связан с неустойчивостью валютного курса. Резкое повышение валютного курса может привести к удорожанию выпуска изделий и к трудностям сбыта. В этом направлении необходимо предусмотреть такое развитие технологического процесса, которое предполагает увеличение доли сырья, материалов и комплектующих отечественного производства и соответственно – снижение доли импортных. Продукция отечественных производителей в меньшей степени зависит от колебаний валютного курса, и поэтому последствия наступления такого рода событий будут менее значительными.
Финансовый план
Результаты прогнозирования производства и сбыта мебели были просчитаны и сведены в общий финансовый план. При подготовке исходных данных для расчета базового варианта финансового плана были приняты следующие условия: старт инвестиционного проекта – 01.01.2012. Предполагаемый срок реализации проекта – 3 года. Период времени от даты, на которую актуальны исходные данные до начала осуществления проекта – 6 месяцев. Налоговая среда за период реализации проекта предполагается неизменной.
Производственные мощности, имеющиеся в распоряжении предприятия, позволяют выпускать в год 2500(столов) единиц продукции по средней цене 400 грн. На протяжении первых двух лет освоения проекта этот объем выпуска планируется неизменным.. Сохранение постоянной низкой цены на изделия является важным принципом ценовой политики предприятия, поэтому на протяжении 2 лет освоения проекта она предполагается неизменной.
Таблица 9 Доходы и затраты (тыс. грн.)
Показатели | 1 год | 2 год |
Наименование продукции | Стол | Стол |
Доходы от продажи | 100,0 | 100,0 |
Издержки производства | 78,44 | 78,44 |
Суммарная прибыль | 127,56 | 127,56 |
Налог с прибыли | 45,05 | 45,05 |
Чистая прибыль | 83,49 | 83,49 |
Таблица 10 Расчет налоговой нагрузки и планируемой чистой
прибыли за 1 год освоения проекта
Показатели | Данные тыс. грн. |
1. ВАЛОВАЯ ВЫРУЧКА с НДС и учетом технологических потерь | 86,0 |
2. НДС с валовой выручки (20%) | 17,2 |
3. ВАЛОВАЯ ВЫРУЧКА без НДС (по цене предприятия) | 100,0 |
4. ЗАТРАТЫ на производство и реализацию продукции | 78,44 |
5. НДС поставщикам | 78,4 |
6. НДС, вносимый в бюджет | 31,6 |
7. БАЛАНСОВАЯ ПРИБЫЛЬ | 121,56 |
7.1. Налог на прибыль | 45,05 |
8. Налог на имущество | 9,57 |
9. Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы | 6,75 |
10. Сбор на нужды образовательных учреждений (1% от ФОТ) | 0,7 |
11. Чистая прибыль | 83,49 |
12. ИТОГО НАЛОГОВ, СБОРОВ, ОТЧИСЛЕНИЙ | 363,2 |
13. В том числе из прибыли | 88,07 |
14. Удельный вес налогов, сборов, отчислений в валовой выручке с НДС | 8,05 |
Показатели эффективности проекта и финансовой устойчивости
производственно-хозяйственной деятельности ЗАО «Carpanelli»
Срок окупаемости проекта (Ток) определяется отношением величины финансовых средств, необходимых для покрытия затрат на инвестиции (Зинв) в капитальные вложения и оборотные фонды к объему чистой прибыли (ЧП) и амортизационных начислений (АМн). Срок окупаемости исчисляется в годах или месяцах.
Ток = Зинв : (ЧП + АМн)
Прибыльность производственно-хозяйственной деятельности предприятия характеризуется показателями удельного веса чистой прибыли (дохода) в реализованной продукции, прибыли на гривну себестоимости продукции и прибыли к стоимости производственных фондов.
Прибыльность (РП) = 683,49 : 4860,0 = 14,06%
Прибыльность (с/с) = 683,49 : 2778,44 = 24,6%
Коэффициент ликвидности определяется через соотношение быстрореализуемых активов (производственных запасов, готовых товаров, денежных средств и др.) и объемов краткосрочных обязательств.
Коэффициент покрытия (платежеспособности) оборотными средствами определяется отношением оборотного капитала к краткосрочным обязательствам.
Коэффициент обеспеченности собственными средствами определяется как отношение объемов источников собственных средств к фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств.
Таблица 12 Показатели эффективности проекта и финансовой
устойчивости производственно-хозяйственной деятельности ЗАО «Carpanelli»
Показатели | Данные |
1. Срок окупаемости проекта | 1,38 года |
2. Прибыльность производственно-хозяйственной деятельности | |
2.1. К реализованной продукции | 14,06% |
2.2. К себестоимости | 24,6% |
2.3. К производственным фондам | 51,66% |
3. Коэффициент ликвидности на конец 2 года внедрения проекта | 1,17 |
4. Коэффициент покрытия (платежеспособности) | 0,164 |
5. Коэффициент обеспеченности собственными средствами | 2,438 |
Вывод:
На основании приведенных расчетов можно сделать вывод, что данный проект является достаточно эффективным и может быть осуществлен в реально существующих экономических условиях. Рынок, на котором предприятие намеревается действовать, является довольно перспективным.
Список литературы
1. Балабанов И.Т. Риск-менеджмент / И.Т.Балабанов. - М.: Финансы и статистика, 2006. – 36 с.
2. Гранатуров В.М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения: учеб. пособие / В.М. Гранатуров. - М:. Дело и сервис, 2008 – 16 с.
3. Догиль Л.Ф. Хозяйственный риск и финансовая устойчивость предприятий / Л.Ф.Догиль. - 2009. – 31 с.
4. Тэмпман Л.Н. Риски в экономике: учеб. пособие / Л.Н. Тэмпман. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 38с.
5. Устенко, О.Л. Теория экономического риска: Монография / О.Л. Устенко. – К.: МАУП, 2009. – 64с.
6. Уткин Э.А. Управление рисками предприятия / Э.А.Уткин. – М.: Теис, 2005.- 89 с.
7. Чернова, В. А. Анализ коммерческого риска / В.А.Чернова. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 39 с.
8. Шаршукова Л.Г. Риски в предпринимательской деятельности / Л.Г. Шаршукова. - М.: ИНФРА-М, 2006. –40 с.
9. Шумпетер И. Теория экономического развития / И. Шумпетер. - М.: ИНФРА-М, 2007. –60 с.
10. http://www.minfin.gov.ua/
11. http://sta.gov.ua/control/uk/index