Законодательная основа экспертизы государственных программ.
В 2010 году постановлением Правительства Российской Федерации
от 02.08.2010 № 588 утвержден Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации. Перечень государственных программ Российской Федерации утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.11.2010
№ 1950-р. Минэкономразвития России совместно с Минфином России разработаны и утверждены приказом от 26.12.2012 № 817 Методические указания по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации.
Бюджетными посланиями Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 29.06.2011 «О бюджетной политике в 2012 - 2014 годах», от 28.06.2012 «О бюджетной политике в 2013 - 2015 годах»,от 13.06.2013 «О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах» обозначен переход на программный принцип формирования федерального бюджета и пути его реализации. Бюджетными посланиями Президента РФ определено, что в целях повышения эффективности расходов необходимо разработать и внедрить систему ежегодного анализа эффективности расходов по каждому направлению, в том числе анализа динамики показателей эффективности. Систематический анализ эффективности расходов должен дополнять систему ответственности за достижение поставленных целей взамен действующего подхода контроля суммы расходов на то или иное направление. Соответствующий анализ на основании динамики объемов расходов и значений целевых показателей необходимо проводить по государственным программам с публичным рассмотрением отчетов. Особое внимание должно быть уделено продуманности и обоснованности механизмов реализации и ресурсного обеспечения государственных программ, их корреляции с долгосрочными целями социально-экономической политики государства. Необходимо четко определить приоритеты, еще раз оценить содержание государственных программ, доработать при необходимости, предусмотреть объемы их финансирования в соответствии с реальными возможностями федерального бюджета и только после этого утвердить.
Основным инструментом достижения целей государственной политики должны стать государственные программы, требования к которым будут вытекать из документов стратегического планирования, а механизмы и объемы их финансового обеспечения устанавливаться в долгосрочной бюджетной стратегии, трехлетних бюджетах и Программе повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года.
В соответствии с пунктом 64 статьи 1 Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса» от 7мая 2013 года принята новая редакция статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в связи с переходом от формата «долгосрочные целевые программы» к формату «государственные программы».
В соответствии с пунктом 2 статьи 157 Бюджетного кодекса к полномочиям Счетной палаты РФ, контрольно-счетных органов субъекта и муниципальных образований относится осуществление экспертизы государственных программ, и соответственно муниципальных программ.
Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ (ред. от 04.03.2014) «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (статья 9) к полномочиям контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации и контрольно-счетного органа муниципального образования кроме прочего отнесено осуществление финансово-экономической экспертизы государственных программ субъекта Российской Федерации и соответственно муниципальных программ.
В результате внесения изменений в Бюджетный кодекс Федеральным законом от 07.05.2013 № 104-ФЗ были созданы условия для учета в бюджетном процессе государственных (муниципальных) программ, являющихся инструментом повышения эффективности бюджетных расходов и создающих условия для повышения качества государственного управления, бюджетного планирования, эффективности и результативности использования бюджетных средств.
Условия реализации программного бюджета и новые формы финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг потребовали комплексных изменений в организацию системы государственного (муниципального) финансового контроля.
Принятый 05.04.2013 Федеральный закон № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» стал заключительным этапом создания системы правового регулирования внешнего государственного финансового контроля, ориентированного, в первую очередь на обеспечение эффективности использования бюджетных средств.
Согласно Посланию Президента РФ Федеральному Собранию от 04.12.2014 «Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» принцип адресности и целевого характера бюджетных средств получит качественно новое развитие в период 2015 - 2017 годов за счет формирования и исполнения бюджетов на основе государственных и муниципальных программ, что предполагает увязку бюджетных ассигнований и конкретных мероприятий, направленных на достижение приоритетных целей социально-экономического развития.
Стратегические цели бюджетной политики сформулированы в Программе повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, в государственных программах «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» и «Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации», а также в проекте Долгосрочной бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года.