Раздел 1. Теоретические основы финансов 9 страница

Государственная компания не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной компании, если федеральным законом, предусматривающим создание государственной компании, не предусмотрено иное. Государственная компания может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует таким целям.

Некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 Федерального закона « О некоммерческих организациях».

Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства. Члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов, если иное не установлено федеральным законом.

Некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации.

Члены некоммерческого партнерства вправе:

· участвовать в управлении делами некоммерческого партнерства;

· получать информацию о деятельности некоммерческого партнерства в установленном учредительными документами порядке;

· по своему усмотрению выходить из некоммерческого партнерства;

· если иное не установлено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства, получать при выходе из некоммерческого партнерства часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов, в порядке, предусмотренном учредительными документами некоммерческого партнерства;

· получать в случае ликвидации некоммерческого партнерства часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность.

Член некоммерческого партнерства может быть исключен из него по решению остающихся членов в случаях и в порядке, которые предусмотрены учредительными документами некоммерческого партнерства, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации.

Частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Имущество частного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Порядок финансового обеспечения деятельности частного учреждения и права частного учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное частным учреждением, определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.

Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации. Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей. Автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация. Надзор за деятельностью осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном ее учредительными документами.

Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.

Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе. Некоммерческие организации могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) некоммерческих организаций. Ассоциация (союз) некоммерческих организаций является некоммерческой организацией.

Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Они несут субсидиарную ответственность по обязательствам этой ассоциации (союза) в размере и в порядке, предусмотренных ее учредительными документами. Наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предмет деятельности членов этой ассоциации (союза) с включением слов "ассоциация" или "союз".

Члены ассоциации (союза) вправе безвозмездно пользоваться ее услугами. Член вправе по своему усмотрению выйти из ассоциации (союза) по окончании финансового года. В этом случае он несет субсидиарную ответственность по ее обязательствам пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода. С согласия членов ассоциации (союза) в нее может войти новый член. Вступление в ассоциацию (союз) нового члена может быть обусловлено его субсидиарной ответственностью по обязательствам ассоциации (союза), возникшим до его вступления.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что понимают под некоммерческими организациями

2. Каковы источники формирования имущества некоммерческих организаций

3. Назовите основные виды некоммерческих организаций

4. Какова роль кредитных кооперативов в экономике

5. Назовите особенности функционирования кредитных кооперативов

6. Какова роль саморегулируемых организаций

7. Назовите особенности функционирования саморегулируемых организаций

Тема 12. Основы функционирования финансов домашних хозяйств

1.Эволюция теоретических взглядов на сущность финансов домашних хозяйств.

2.Современные подходы к содержанию финансов домашнего хозяйства.

3. Доходы и расходы домашних хозяйств, их динамика.

Домашнее хозяйство - это хозяйство, которое ведется одним или несколькими совместно проживающими и имеющими общий бюджет людьми. Домохозяйство объединяет всех наемных работников, владельцев крупных и мелких капиталов, земли, ценных бумаг, которые заняты и не заняты в общественном производстве.

Ведение домашнего хозяйства представляет собой форму производственной деятельности семьи. В домашнем хозяйстве производятся услуги и продукция, предназначенные для удовлетворения потребностей данной семьи. Систематическое производство продукции в домашнем хозяйстве для продажи или реализации услуг на рынке характеризуют семью, занимающуюся индивидуальной трудовой деятельностью, а производство сельскохозяйственной продукции – личное подсобное хозяйство с товарной направленностью.

Часто термин «домашнее хозяйство» в экономической лите­ратуре используется как аналогичный термину «семья». Но в отличие от семьи домохозяйства включают не только родственников и могут состоять из одного, двух и более членов.

В домашнем хозяйстве могут осуществляться любые виды деятельности, в результате которых создаются и используются финансовые ресурсы.

Финансы домашнего хозяйства - это совокупность экономических денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных средств, создаваемых в результате индивидуальной трудовой деятельности.

Являясь звеном в финансовой системе на уровне отдельной семьи, они выступают первичным элементом социально-экономической структуры общества. В отличие от финансов коммерческих организаций, имеющих решающие значение в создании, первичном распределении и использовании стоимости валового внутреннего продукта и национального дохода, финансы домохозяйства не стали приоритетным звеном финансовой системы и играют подчиненную, хотя и важную роль в общей совокупности финансовых отношений.

Домашнее хозяйство наиболее тесно связано с региональной экономикой. Финансовые ресурсы, создаваемые в этой сфере дея­тельности, почти полностью используются в регионе. Поэтому фи­нансы домашнего хозяйства в наибольшей степени могут быть от­несены к территориальным финансам.

Сущность финансов домохозяйств находит свое проявление в функциях. Важнейшей функцией финансов домашних хозяйств является распределительная функция. Финансы домашних хозяйств, как и общественные финансы, являются объективно обусловленным инструментом стоимостного распределения. Но если специфическое назначение общественных финансов состоит в том, чтобы распределять и перераспределять стоимость ва­лового общественного продукта, выраженную в денежной форме, между различными хозяйствующими субъектами, то финансы домашних хозяйств обеспе­чивают дальнейшее распределение этой стоимости между всеми участниками домашнего хозяйства. Таким образом, они играют главенствующую роль на по­следней ступени распределительного процесса.

Объектом действия распределительной функции является располагаемый доход домашнего хозяйства - часть совокупного дохода, которая осталась в распоряже­нии домашнего хозяйства после выплаты налогов и других обязательных платежей. К субъектам распределения относятся все участники домашнего хозяйства.

Еще одной функцией финансов домашних хозяйств является контрольная функция. Имея целью поддержание обычного уровня потребления, домашнее хозяйство не может обойтись без контроля за распределением полученного дохода по различным фондам, а также за целевым использованием этих средств.

Финансы домаш­него хозяйства выполняют еще одну важную функцию - регулирующую, кото­рая поддерживает сбалансированное развитие домашнего хозяйства как единого целого, что достигается это путем перераспределения финансовых ресурсов. Важно подчеркнуть, что на уровне домашнего хозяйства регулирование его развития происходит в основном посредством саморегулирования, так как свобода участников до­машнего хозяйства в этом процессе не может быть ограничена государством.

Важной функцией финансов домашних хозяйств является инвестиционная, суть которойзаключается в том, что домашние хозяйства являются одними из основных поставщиков финансовых ресурсов для экономики. Рост доходов домашних хозяйств является материаль­ной основой для выполнения данной функции.

Существует вторая классификация, согласно которой финансы домашних хозяйств выполняют две основные функции:

1) функцию обеспечения людей материальными и социально-культурными благами и услугами. В условиях развития рыноч­ных отношений в стране и сокращения общественных фондов потребления роль этой функции значительно возросла;

2) распределительную функцию, в рамках которой распределя­ется стоимость ВВП и созданного национального дохода между людьми и государством, людьми и предприятиями, между индивидуумами внутри семьи.

Изначальная и главная функция - функция обеспечения жизненных потребностей семьи. Она создает реальные условия существования членов данной семьи. Развитие рыночных отношений существенно повлияло на форму проявления этой функции. В период натурального хозяйства продукция, создаваемая членами, удовлетворяла их потребности, и обмен излишками возникал редко, в небольшом количестве и, как правило, по соседству.

Существуют также производственные и непроизводственные функции домашних хозяйств. В ходе осуществления людьми в рамках домашнего хозяйства производственной и экономической деятельности домашнее хозяйство выполняет две группы функций.

1. Производственные функции домашнего хозяйства. В эту группу входит ряд функций:

- Ведение личных подсобных хозяйств (ЛПХ). При этом использу­ются все виды земельных участков для производства сельскохозяй­ственной продукции. Произведенная продукция может использо­ваться как для внутреннего потребления, так и для внешней реали­зации. На современном этапе развития рыночной экономики и в условиях экономического кризиса значение ЛПХ в жизнеобеспече­ние населения выросло. ЛПХ стали важной базой доходов населе­ния и территориальных финансов.

- Индивидуально-трудовая и предпринимательская деятельность (ИТД). С ней связано в основном производство в домашних условиях товаров повседневного спроса для населения и выполнение ряда работ. В ходе индивидуально-трудовой деятельности выполня­ются следующие работы:

• пошив одежды, изготовление обуви;

• изготовление и продажа инструментов, материалов, исполь­зуемых при ремонте квартир, строительстве дач и т.д.;

• изготовление и продажа изделий кустарного промысла;

• заготовка продуктов питания;

• приготовление кулинарных изделий;

• организация и содержание семейных предприятий (магази­нов, кафе, мастерских и т.д.).

Индивидуально-семейная торговля. Это такие виды деятельности, как перепродажа товаров по более высоким ценам; продажа накоп­ленного мелкого ненужного имущества; торговля импортными то­варами в результате «челночных операций».

2. Экономические непроизводственные функции. В их числе:

- сдача в аренду, в наем жилплощади, дач, земли, предметов длительного пользования, автомобилей, гаражей, сараев и т.д.;

- приобретение и использование ценных бумаг, осуществление операций со вкладами в банки.

Финансовые ресурсы домохозяйства – это совокупный фонд денежных средств, находящийся в распоряжении семьи. Соз­данный в результате производственной деятельности членов до­мохозяйства, он выступает частью национального дохода обще­ства. Объем денежного фонда домохозяйства зависит от усилий каждого в хозяйстве.

Финансовые ресурсы домохозяйства выступают в виде обо­собленных денежных фондов, имеющих, как правило, целевое назначение. Создаются два основных фонда:

• фонд потребления, предназначенный для удовлетворения
личных потребностей данного коллектива - семьи (при­обретение продуктов питания, товаров промышленного производства, оплата различных платных услуг и др.);

• фонд сбережений (отложенных потребностей), который бу­дет использован в будущем для приобретения дорогостоя­щих товаров либо как капитал для получения прибыли.

Фондовая форма финансовых ресурсов позволяет увязать по­требности домохозяйства с возможностью коллектива хозяйства в целом, а также проконтролировать, как удовлетворяются по­требности каждого в семье.

Состав финансовых ресурсов домохозяйств включает:

1) собственные средства, т.е. заработанные каждым членом семьи - зарплата, доход от подсобного хозяйства, прибыль от коммерческой деятельности;

2) средства, мобилизованные на рынке, в форме полученного кредита у кредитных организаций, дивиденды, проценты;

3) средства, поступившие в порядке перераспределения, - пенсии, пособия, ссуды из бюджетов и внебюджетных социальных фондов.

Финансы домохозяйства взаимодействуют с централизованными финансами (бюджетами - федеральным, региональными, местными и внебюджетными социальными фондами) и децентрализованными финансами предприятиями разных форм собственности, а также с финансовым рынком. Между ними возникают непрерывные денежные потоки - односторонние, двух- и многосторонние. Между домохозяйством и государством осуществляется постоянно движение денежных потоков. Члены домохозяйств предоставляют труд работников для государственного сектора, продают государству товары и услуги собственного производства. За это семья получает оплату труда и доход. Кроме того, финансовые отношения возникают и при оплате налогов, сборов, пошлин и отчислений в казну и социальные внебюджетные фонды. Вместе с тем домохозяйства получают от правительства различные денежные трансферты, а также общественные блага и услуги в натуральной форме.

Финансовые ресурсы формируют бюджет домашнего хозяйства. По своему материальному содержанию бюджет домохозяйства - это форма образования и использования фонда денежных средств домохозяйства. Он объединяет совокупные доходы членов домохозяйства и расходы, обеспечивающие их личные потребности.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В чем роль и значение домашних хозяйств?

2. Что понимают под финансами домашнего хозяйства?

3. Назовите важнейшие функции финансов домашних хозяйств?

4. В чем состоит сущность производственной и непроизводственной функции домашних хозяйств?

5. Каков состав финансовых ресурсов домашних хозяйств?

6. Что понимают под бюджетом домашнего хозяйства?

7. Дайте характеристику составу и структуре доходов домашних хозяйств.

Раздел 4. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ

Тема 13. Основы функционирования государственных И муниципальных финансов

1. Содержание и значение государственных и муниципальных финансов.

2. Государственные финансы, их организация на федеральном и регио­нальном уровне.

3. Особенности организации муниципальных финансов.

4. Доходы и расходы бюджета муниципального образования: состав, структура, тенденции.

5. Территориальные налоги: перечень и ставки региональных налогов, нормативы зачисления в бюджеты муниципальных образований; местные налоги.

6. Доходы федерального бюджета РФ: состав, структура.

7. Доходы бюджета субъекта Российской Федерации: состав, структура, тенденции.

8. Расходные обязательства РФ: условия возникновения, состав, структура расходов.

9. Расходные обязательства субъекта РФ: условия возникновения, состав и структура.

Государственные и муниципальные финансы - это денежные отношения, возникающие в распределительном процессе в связи с формированием денежных средств у органов государственной власти и местного самоуправления и их использованием на удовлетворение социальных потребностей граждан, регулирование экономики, финансирование национальной обороны и правоохранительной деятельности, управления и других расходов государства и муниципальных образований.

На организацию государственных и муниципальных финансов оказывают влияние следующие факторы:

1) форма государственного устройства. Для унитарных государств в целом характерна более высокая степень концентрации финансовых ресурсов в распоряжении центральных органов государственной власти по сравнению с федеративными государствами. Основу финансовых ресурсов органов власти административно-территориальных единиц унитарных государств составляют отчисления от регулирующих доходов и средства финансовой помощи центральных органов государственной власти.

2) особенности административно-территориального устройства государства, что проявляется в функционировании одних субъектов федерации в составе других субъектов федерации либо в формировании муниципальных образований различного территориального уровня.

3) особый статус отдельных территориальных образований. Придание территориальному образованию особого статуса является эффективным механизмом учета геополитических, этнографических, демографических и иных характеристик такого образования, выработанным международной практикой.

Формирование и использование финансовых ресурсов ор­ганов государственной власти и местного самоуправления осуществляется в форме различных фондов денежных средств: бюджетов разных уровней бюджетной системы страны и внебюджетных фондов.

Бюджеты формируются органами государственной власти разного уровня и органами местного самоуправления для финансового обеспечения всех возложенных на них задач и функций. С помощью средств бюджетов осуществляется регулирование экономических и социальных процессов, развитие научно-технического прогресса, формирование инвестиционного потенциала и др. Таким образом, бюджет выступает формой образования и использования финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления, направляемых ими на удовлетворение разнообразных потребностей общества.

Формирование внебюджетных фондов связано с появлением потребности у органов государственной власти и местного самоуправления в значительных объемах финансовых ресурсов для проведения ряда важных социально-экономических мероприятий. Внебюджетные фонды позволяют осуществить финансирование таких мероприятий за счет специальных источников, используемых по целевому назначению. За счет средств внебюджетных фондов обеспечиваются социальные выплаты (пенсии, пособия и др.), финансируются различные природоохранные ме­роприятия, реализуются научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и т. п. Таким образом, внебюджетные фонды выступают формой образования и использования финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления, предусматривающей целевое направление средств на финансирование отдельных социальных, экономических, экологических потребностей общества.

Образуемые в форме бюджетов и внебюджетных фондов финансовые ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления - это доходы, поступления и денежные накопления, находящиеся в государственной и муниципальной собственности и предназначенные для решения органами государственной власти и местного самоуправления вопросов, отнесенных к их компетенции.

Формирование основного объема финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления осуществляется посредством мобилизации государственных и муниципальных доходов.

Государственные доходы представляют собой денежные средства, зачисляёмые в соответствии с действующим законодательством в бюджеты органов государственной власти разных уровней, а также в государственные внебюджетные фонды.

Муниципальные доходы - денежные средства, зачисляемые в соответствии с законодательством органов государственной власти и решениями органов местного самоуправления в бюджеты муниципальных образований.

Финансирование расходов бюджетов в части превышения их объема над величиной доходов осуществляется за счет поступлений из источников финансирования дефицита бюджетов. Финансирование дефицита бюджетов органов государственной власти обеспечивается посредством привлечения денежных средств в формах займов, осуществляемых путем размещения государственных ценных бумаг, и кредитов, полученных от кредитных организаций; получения бюджетных ссуд и бюджетных кредитов из бюджетов других уровней; поступления средств от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, и др. При этом органы государственной власти РФ имеют право на привлечение как внутренних, так и внешних источников финан­сирования дефицита бюджета, а органы государственной власти субъектов РФ - только внутренних источников. В соответствии с действующим законодательством РФ финансирование дефицита бюджетов государственных внебюджетных фондов обеспечивается только за счет изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджетов соответствующих внебюджетных фондов.

Денежные накопления органов государственной власти и местного самоуправления образуются за счет доходов и поступлений текущего финансового года, не использованных в ходе исполнения соответствующего бюджета или государственного внебюджетного фонда и предназначенных для финансирования расходов в последующие периоды. Денежные накопления органов государственной власти и местного самоуправления проявляются в форме остатков средств на счетах бюджетов или государственных внебюджетных фондов на начало финансового года, учитываемых после завершения операций по принятым денежным обязательствам прошедшего года.

Источниками формирования государственных финансовых ресурсов являются валовой внутренний продукт, поступления от внешнеэкономической деятельности, часть национального богатства (например, поступления от продажи земли, доходы от продажи нематериальных активов, доходы от реализации конфискованного и т. п.). В случае наступления чрезвычайных обстоятельств (стихийных бедствий, вооруженных конфликтов и военных действий и т. п.), в период экономической нестабильности часть национального богатства может выступать в качестве источника государственных финансовых ресурсов при продаже золотого запаса, валютных резервов и др. В свою очередь, источниками финансовых ресурсов органов местного самоуправления являются валовой региональный продукт.

Использование финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления осуществляется в виде государственных и муниципальных расходов.

Государственные расходы - это денежные средства, направляемые органами государственной власти из бюджетов соответствующих уровней и государственных внебюджетных фондов на финансовое обеспечение возложенных на них задач и функций. Государственные расходы состоят из расходов бюджетов органов государственной власти разных уровней и расходов государственных внебюджетных фондов, при этом основной объем государственных расходов осуществляется за счет средств бюджетов разных уровней.

Муниципальные расходы - это денежные средства, направляемые органами местного самоуправления из бюджетов муниципальных образований на решение вопросов местного значения.

Государственные расходы предназначены для удовлетворения потребностей общества в области развития экономики и социальной сферы, управления государством, укрепления его обороноспособности и национальной безопасности и др. При этом конкретные направления государственных расходов определяются различными функциями (экономической, социальной, управленческой, оборонной, политической), выполняемыми государством.

Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах. Доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными БК РФ, законом о бюджете между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов.

Органы Федерального казначейства осуществляют учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет.

Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.

К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.

К неналоговым доходам бюджетов относятся:

1. доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

2. доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов;

3. доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов;

4. средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

5. средства самообложения граждан;

6. иные неналоговые доходы.

К безвозмездным поступлениям относятся:

1. дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

2. субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);

3. субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;

4. иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

5. безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Наши рекомендации