Равовые основы нотариальной деятельности.
Введение
Отношения собственности - наиболее фундаментальные, наиболее значимые для развития общества. Успешное развитие институтов различных форм собственности, установление экономически обоснованного и эффективного взаимодействия между ними невозможно без органов и организаций, удостоверяющих и подтверждающих имущественные и иные права.
Нотариат – это одна из основ для свершения правосудия, основа правопорядка, основа правового государства.
Нотариальная деятельность является одним из важнейших регуляторов жизни гражданского общества. Нотариус – удостоверитель наиболее значимых в гражданском обществе юридических фактов и действий, и в этом качестве нотариальная деятельность затрагивает интересы и жизнь многих людей и организаций.
Нотариус на практике является наиболее доступным защитником прав и законных интересов граждан. Новые законы Российской Федерации, принятые в 90-х гг., такие как о собственности, об аренде, о земле, об акционерных обществах, о ценных бумагах и другие, связанные с переходом страны к рыночным отношениям, позволили значительно усилить влияние нотариата на укрепление гражданско-правовых отношений, расширить круг совершаемых нотариальных действий, увеличить количество удостоверяемых договоров, сделок, ввести в гражданский оборот неизвестные ранее виды юридических документов. Российский нотариат стал испытывать к себе новый интерес, как со стороны государственной власти, так и со стороны обывателей. Отныне в одном пространстве существует два нотариуса, государственный и частный, разница между ними лишь в том, что государственный нотариус передает всю пошлину за совершение нотариальных действий – государству, и получает от него гарантированную заработную плату, нотариус занимающийся частной практикой взимает нотариальный тариф, с которого платит налоги и другие выплаты предусмотренные законом.
Актуальность рассмотрения организации нотариальной деятельности в Российской Федерации с моей точки зрения обусловлена следующим:
Основы законодательства о нотариате действуют в России уже чуть более одиннадцати лет – с 11 февраля 1993 года. Это небольшой срок для крупного кодифицированного акта, однако, в теории нотариального права, и на практике большинство исследователей сходятся во мнении о необходимости кардинального совершенствования Основ.
За десятилетие существования Основ о нотариате, поменялось как материальное так и процессуальное законодательство . Это говорит о том, что кардинально поменялись экономическо-правовые условия, а значит, требуется реформирование законодательства о нотариате.
Нотариат в России долгое время не занимал должного места в юриспруденции. В целом подобная ситуация сохраняется и в настоящее время. Так, до сих пор не существует обязательной учебной дисциплины, изучающей систему нотариата (Органы нотариата отчасти изучаются в программе курса «Правоохранительные органы», отдельные моменты посвящены ему и в Административном праве России). Лишь недавно в России появился жур-нал «Нотариус», заслуга в организации которого принадлежит не сообществу нотариусов - нотариальной палате, а Молодёжному союзу юристов.
Следует констатировать и тот факт, что какой-либо значимой научной работы, посвящённой конституционным основам нотариальной деятельности в Российской Федерации, до сих пор не существует. Все исследования по данной проблематике сводятся лишь к комментарию норм Основ законодательства РФ о нотариате. Нет и работы, представляющей целостный подход к проблеме государственного воздействия на данный институт. Причин этому, по-видимому, много. В частности, общие, характерные для российской науки в целом, отсутствие достаточного финансирования высшей школы, отвлечение учёных на «добывание хлеба насущного». Тем не менее, постоянная полемика на страницах периодической печати показывает острую необходимость именно в комплексном изучении проблемы, основанном на её общетеоретическом понимании.
Нерешенность целого ряда вопросов на Федеральном уровне заставляет субъекты Федерации принимать свои законы о нотариате. Но и региональное правотворчество не меняет общей картины. Разнообразные вопросы нотариальной деятельности остро нуждаются в четкой законодательной регламентации. Многие проблемные вопросы, связанные с организацией нотариата в Российской Федерации требуют немедленного и детального разрешения. Цель и задачи моей дипломной работы в том, что бы проанализировать основы организации нотариата в Российской Федерации и некоторые вопросы правового регулирования его деятельности, раскрыть и показать роль нотариата в нашей жизни его развитие на современном этапе, его место в системе государственных органов. Исходя из поставленной цели я ставлю перед собой следующие задачи: рассмотреть историю становления нотариата, его организацию на современном этапе, выявить основы нотариальной деятельности, формы осуществления нотариальной деятельности, правовой статус нотариуса, рассмотреть контроль за нотариальной деятельностью в России, и сделать выводы по исследуемой теме.
Организационно-правовые основы нотариальной деятельности
Место нотариата в системе правосудия. Принципы нотариальной деятельности. / Организационно-правовые основы нотариальной деятельности
Нотариат как правовой институт наиболее близок по своим целям и принципам деятельности к суду. Суд и нотариат объединяет единство цели - обеспечение защиты прав граждан и юридических лиц. Выражаясь образно, нотариат - это орган предупредительного, превентивного правосудия. Нотариат существует для того, чтобы не доводить дело до суда. Миссия нотариата - предупреждать гражданско-правовые споры.
Нотариат не является ветвью государственной власти, в отличие от суда. Однако, как и суд, он действует от имени государства, что предопределяет его публично-правовой статус.
Сегодня, при четкой реализации принципа разделении властей, нотариат занял иное место в правовой системе - он служит инструментом предупредительного правосудия. Суды осуществляют свою деятельность (правосудие) в рамках конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, нотариат - обеспечивает защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.
Нотариат играет большую роль в защите прав граждан без обращения к правосудию, и облегчает осуществление правосудия тогда, когда возникает потребность обратиться за такой защитой в суд.
Нотариальная деятельность базируется на определенных принципах, которые можно определить как «основы нотариального права, общие для различных видов нотариальных процедур и актов, имеющие определяющее системообразующее значение».
Общепринято относить к основным принципам, на которых основывается нотариальная деятельность, следующие:
Законность. Это общеправовой принцип, который распространяет свое действие на всех участников правоотношений. Законность - это основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, равенства граждан перед законом, неукоснительного следования букве закона. Признаками законности можно назвать всеобщность, неразрывную связь с правом. Нотариус в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Конституциями республик в составе Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, законодательными актами РФ и республик в составе Российской Федерации, правовыми актами органов государственной власти автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, принятыми в пределах их компетенции, а также международными договорами. Кроме этого, нотариус требует соблюдения законности и от всех граждан и юридических лиц, обращающихся к нему. Нотариус отказывает в совершении нотариальных действий, противоречащих закону или влекущих незаконные последствия.
Таким образом, принцип законности применительно к организации и деятельности нотариата содержит следующие положения:
- нотариальные органы создаются в строгом соответствии с действующим законодательством;
- нотариусы в своей деятельности обязаны неукоснительно соблюдать требования законов, правомерные требования государственных органов и должностных лиц, осуществляющих правоприменение;
- за нарушение положений действующего законодательства нотариусы несут установленную законом ответственность. В зависимости от характера и вида нарушений адвокат может быть подвергнут дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.
Специальной нотариальной законностью, в дополнение к принципиальной общеправовой законности, называет Э.М.Мурадьян то состояние деятельности нотариуса, когда соблюдены условия:
- нотариальные действия выполняет компетентный полномочный нотариус;
- надлежащим образом выполняются все нотариальные формальности и процедуры;
- нотариальные акты (промежуточный и итоговый (единичный нотариальный акт)) полностью отвечают как требованиям материального права, так и процедурным;
- реализуется свобода выбора нотариальных процедур в соответствии с диспозитивными законами, волеизъявлениями субъекта права или соглашениями субъектов права;
- обязательность выполнения императивных и предписывающих материальных и нотариально-процедурных правил.
Объективность (беспристрастность). Нотариальные действия должны быть обоснованными, взвешенными. Если для совершения законного и обоснованного нотариального действия недостаточно данных, представленных заинтересованными лицами, то нотариус должен сам затребовать от соответствующих лиц все нужные ему сведения. Представленные материалы нотариус оценивает с точки зрения их достоверности, а при необходимости направляет документы на экспертизу.
В целях сохранения объективности нотариальных действий, ст. 47 Основ устанавливает ограничения, согласно которым нотариус не вправе совершать нотариальные действия на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своих супругов, их и своих родственников (родителей, детей, внуков).
Беспристрастность означает также, что удостоверяя гражданско-правовые сделки, выступает представителем государства, осуществляет от его имени контроль за законностью этих сделок, обеспечивает права и законные интересы сторон.
Независимость. Организация и функционирование нотариальных органов, а также профессиональная деятельность нотариата не связаны с мнениями, решениями или действиями органов и должностных лиц, не входящих в систему нотариата. Независимость обеспечивается запретом вмешательства в деятельность нотариуса, установленным порядком назначения и прекращения полномочий нотариуса и другими мерами его правовой защиты.
Согласно принципу независимости нотариус самостоятельно принимает решения и осуществляет действия, входящие в круг его профессиональных полномочий. Недопустимы попытки вмешательства в деятельность нотариуса со стороны любых лиц. Соответственно, любые органы и должностные лица не вправе давать нотариусу указания о необходимости совершения каких-либо действий иначе как в порядке, установленном законом, а также обсуждать действия нотариуса и давать им оценку как правильным или неправильным.
Независимость нотариуса обеспечивается и особым установленным законом порядком наделения полномочиями нотариуса и прекращения этих полномочий. Такой порядок гарантирует допуск к профессиональной нотариальной деятельности только специально подготовленных лиц, обладающих знаниями в области права, и предусматривает возможность прекращения полномочий нотариуса в случае нарушения последим законодательства, а также по иным основаниям.
Язык нотариального делопроизводства. Конституционные нормы о равенстве наций нашли свое воплощение в том, что нотариальное делопроизводство ведется на языке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, автономной области и автономных округов. Если обратившееся за совершением нотариального действия лицо не владеет языком, на котором ведется нотариальное делопроизводство, тексты оформленных документов должны быть переведены ему нотариусом или переводчиком.
Кроме этого, в своей деятельности нотариус руководствуется принципом соблюдения тайны совершаемых нотариальных действий. «Тайна совершения нотариального действия обеспечивает на законодательном уровне возможность и право человека реализовать свою автономию, свою независимость, оградить себя от других окружающих его людей, органов, организаций, которые проявляют к нему слишком стесняющий его интерес» - таким образом, право на нотариальную тайну может рассматриваться как одно из проявлений конституционного права личности на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23 Конституции РФ).
По своему содержанию принцип нотариальной тайны находит выражение в особых требованиях к организации осуществления нотариусом своих полномочий, соответственно, нотариальная тайна по своему содержанию имеет характер и значение организационного принципа нотариата, характеризует должность нотариуса.
Нотариусу при исполнении служебных обязанностей, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны ввиду совершения нотариальных действий, в том числе и после сложения полномочий или увольнения, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством. Сведения (документы) о совершенных нотариальных действий могут выдаваться только лицам, от имени или по поручению которых совершены эти действия. Справки о совершенных нотариальных действиях выдаются по требованию судебных органов, прокуратуры, органов следствия, а также по требованию арбитражного суда, когда в их производстве находятся уголовные, гражданские дела либо разрешаются споры. Справки о стоимости имущества, которое переходит в собственность граждан, предоставляются в налоговый орган в случаях, предусмотренных ст. 16 Основ законодательства РФ о нотариате. Необходимы эти справки для исчисления налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. Что касается справок о завещании, то они выдаются только после смерти завещателя.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 мая 1998 г. №15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» устанавливается, на каких принципах не может основываться деятельность нотариата. Так, в силу публичного предназначения нотариальных палат для их организации неприемлем принцип добровольности, характерный для членства в других объединениях, которые создаются в целях удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан исключительно на основе общности их интересов (статья 30 Конституции Российской Федерации, статья 117 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 3 Федерального закона «Об общественных объединениях»).
Обязательное членство занимающихся частной практикой нотариусов в нотариальной палате как условие занятия указанной профессией не затрагивает ни конституционный принцип равенства, ни конституционные права на свободу объединения и свободный выбор рода деятельности и профессии (статьи 19, 30 и 37 Конституции Российской Федерации), поскольку государство вправе устанавливать для всех граждан, желающих осуществлять публичную (нотариальную) деятельность, обязательные условия назначения на должность и пребывания в должности.
Считаем необходимым не обойти вниманием и вопрос взаимоотношения нотариата с иными органами.
Нотариат традиционно принято относить к правоохранительным, юрисдикционным органам, которые призваны осуществлять защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Легальное определение понятий «правоохранительные органы» и «правоохранительная деятельность» отсутствует, поэтому многие авторы включают в систему правоохранительных органов и органы, оказывающие юридическую помощь, в частности - нотариат.
В силу публично-правового предназначения нотариат действительно имеет ряд отдельных признаков, которые можно сопоставить с иными формами организации и деятельности так называемых правоохранительных структур. Однако нотариат как правозащитный институт имеет принципиально отличительные от иных правоохранительных органов черты. Во-первых, это организационная структура и способ финансирования: публичность, корпоративность по профессиональному признаку, самоуправление и самофинансирование. Во-вторых, у нотариата отсутствует главный признак правоохранительных государственных органов - метод принуждения. Нотариус не может применять к обратившемуся лицу дисциплинарные, уголовные или административные меры воздействия.
Как мы уже отмечали выше, нотариат наиболее тесно связан с судом, поскольку выполняет сходные с обязанностями суда задачи - охрану субъективных прав граждан и организаций. Главное различие между судом и нотариатом состоит в том, что суды в основном разрешают споры о праве, а предметом нотариальной деятельности являются бесспорные дела. Кроме того, органы нотариата не используют состязательную форму процесса, а удостоверяют права и юридические факты, как правило, на основании письменных доказательств.
Если следовать понятийному ряду Конституции РФ (п.«л» ст.72), то становится очевидным, что все органы, так или иначе охраняющие права граждан и юридических лиц, разделены на 4 группы: судебные и правоохранительные органы; адвокатура, нотариат. То есть нотариат, равно как и суды не включены в правоохранительные органы. При этом все указанные органы рассматриваются в учебном курсе «правоохранительные органы», и в связи с этим часто происходит путаница.
Тем не менее, для себя мы определили следующий перечень правоохранительных органов, данный авторами О.А.Галустьяном и А.П.Кизлык:
Итак, к правоохранительным относятся семь государственных органов:
- судебные;
- прокуратура;
- органы безопасности;
- органы внутренних дел;
- органы по контролю за оборотом наркотиков;
- таможенные органы;
- органы юстиции.
Этот перечень, по мнению авторов, является исчерпывающим.
Все иные государственные и негосударственные органы, занимаются скорее не правоохраной, а правоприменением. Правоприменительные органы (содействующие правоохране) разделяются на две подгруппы: государственные и негосударственные. К первым относятся налоговые и иные финансовые органы, судебно-экспертные учреждения, нотариальные органы, органы записи актов гражданского состояния. Ко вторым - органы судейского сообщества, третейские суды, товарищеские суды, адвокатура, частный нотариат, частные детективные и охранные службы, негосударственные судебно-экспертные учреждения.
Итак, нотариат не является одним из правоохранительных органов. Нотариат применяет право, тем самым содействует правоохране.
В настоящее время отмечается недостаточный уровень двустороннего взаимодействия между нотариатом и иными правоохранительными органами государства. Между тем, как отмечают специалисты центра нотариальных исследований, от совершенствования его форм и методов не в последнюю очередь зависит снижение общей криминальности гражданского оборота и их основы - отношений собственности. В целом, обязанность нотариусов контролировать соблюдение некоторых административных правил не противоречит нотариальной функции, когда они обеспечивают «прозрачность» и юридическую чистоту, совершаемых юридических действий или направлены на защиту более слабой стороны в правоотношении.
В качестве одной из перспективных форм сотрудничества между нотариатом и правоохранительными органами можно назвать борьбу с легализацией доходов, полученных преступным путем. Представляется, что позитивной является распространенная мировая практика вменения нотариусу в обязанность сообщать компетентным органам государства о юридических операциях, относительно которых имеются обоснованные подозрения считать, что они направлены на отмывание преступных доходов. В то же время, государству не стоит переоценивать возможности нотариусов в данной сфере: в силу природы нотариальной деятельности нотариусу сложно знать происхождение денежных средств, которые используются в легализуемых им сделках и иных юридических действиях[9].
Не вызывает сомнений, что нотариальная профессия чрезвычайно важна для гражданского оборота и интереса государств в нем. Однако некоторые компетентные органы государственной власти не осознают в должной мере публично-правовую сторону нотариальной профессии. В частности, такому положению вещей способствуют взаимные обиды и непонимание в двух системах - нотариата и государственной системы органов регистрации юридических фактов. Между тем, следует исходить из принципиально различных функций нотариата и таких органов. Если первый предназначен гарантировать правомерность гражданского оборота, то вторые обеспечивают режим публичности осуществления гражданских прав и связанную с этим возможность противопоставления зарегистрированного права третьим лицам, не являющимися сторонами юридического действия. Говорить о перекрещивании компетенции в такой ситуации вообще не приходится. Другое дело критиковать законодателя за выбор им модели, в которой гарантии правомерности наиболее значимых юридических действий на стадии их совершения полностью отсутствуют.
Интересны взаимоотношения нотариата с иными юридическими профессиями, в частности с лицами, оказывающими представительские услуги. В настоящее время рынок юридических услуг явно несимметричен, во всяком случае, с точки зрения признаваемой в России континентальной правовой системы. Сегодня адвокаты и иные представители оказывают юридические услуги не только в связи с возникшим спором о праве и судебным процессом, но и в обычных условиях гражданского оборота. Ввиду отсутствия у таких профессий специального правового статуса (качеств публичности) и особой системы контроля за профессиональной деятельностью, а равно исключительного режима имущественной ответственности, говорить о приоритетности обеспечения объективной правомерности правовых связей для таких лиц не приходится. При этом, естественно, не может быть и речи о каком-либо принудительном, административном вытеснении других юридических профессий из данного сектора рынка. Однако известное разграничение «компетенций» возможно как на условиях межкорпоративных соглашений, так и элементарного выхода нотариальной профессии из «тени» на рынок представительских услуг.