Сущность и структура денежного обращения. Формы безналичных расчетов и инструменты платежа.(ДКБ)Схема 13 страница

В целом ряде нормативно – методических документов предложен еще один показатель: степень платежеспособности по текущим обязательствам= КСО/среднемесячную выручку (показывает за сколько месяцев можно погасить текущие обязательства).

Для оценки состояния платежеспособности за весь период рекомендуется использовать данные о движении денежных средств

Коп = (ДСнп + ДСпоступившие)/ДСвыбывшие ≥1

Этот показатель дает возможность сделать вывод о состоянии платежеспособности организации за весь изучаемый период.

Группы показателей рентабельности:

1.Показатели рентабельности основной деятельности:

- рентабельность затрат Rз = Ппр : З (Этот показатель можно рассчитывать как по всему объему продукции, так и по ее отдельным видам).

- рентабельность производственных фондов Rпф = Ппр : (ОФ + МОС)(ОФ- оборотные фонды, МОС – материальные оборотные средства)

- рентабельность продаж Rпр = Ппр : Впр (Показывает сколько денежных единиц прибыли принесла каждая денежная единица выручки).

2.Показатели рентабельности эк.ресурсов:

- обобщающие – эк.рентабельность Rа = ЧП : А(А- сумма активов) (Показывает сколько денежных единиц потребовалось для получения 1 денежной единицы прибыли независимо от источника привлечения средств. Это важный показатель конкурентоспособности предприятия)

- частные: рент-ть ВОА, ОС, ОА.

3.Показатели рентабельности финансовых ресурсов (пассивов)

- рентабельность СК – финансовая рентабельность Rск = ЧП : СК(СК – собственный капитал)

- рентабельность заемного капитала Rзк = ЧП : ЗК(ЗК – заемный капитал)

Анализ причин изменения этих показателей.

Показатели рентабельности основной деятельности формируются и изменяются под влиянием: объема продукции, ее структуры, цен на продукцию, с/с продукции, цен и тарифов по элементам и статьям затрат.

Поэтому для проведения факторного анализа показателей используются варианты факторных моделей.

Факторные модели для анализа рентабельности основной деятельности:

1.Рентабельность продаж Rпр = Rз · Зр(Зр – затраты на 1 рубль)

2.Рентабельность производственных фондов Rпф = Rпр : (Фем + Мем)

Факторные модели для анализа рентабельности экономических и финансовых ресурсов:

1.Экономическая рентабельностьRа = Rпр · Коб ∙ dоа(dоа – удельный вес оборотных активов)

2.Финансовая рентабельность Rск = Rпр · Кот(ск)(Кот(ск) – коэф.отдачи собственного капитала)

Майорова:

Прибыль –основной показатель безубыточности работы предприятия, но прибыль относится к показателям эк. эффекта, а не эффективности, т.к. сумма прибыли не позволяет судить об отдаче вложенных средств. Прибыль должна быть не только максимальна, но и достаточной для покрытия производственных затрат.

Эффективность = эффект /затраты.

Существуют производные от прибыли относительные показатели, позволяющие оценивать результативность вложенных средств в те или иные активы, т.е. эк эффективность. Это показатели рентабельности, которые используются в эк расчетах и финн планировании. Т.обр., рентабельность – это показатель, определяющий доходность, прибыльность и эффективность производства. В общем случае определение рентабельности предусматривает оценку соотношения эффекта – результата и затрат ресурсов, требующихся для достижения данного эффекта.

73.Виды, формы и методы финансового планирования (финансы предприятий 7.4.)

Планирование - одна из функций управления. В настоящее время предприятия самостоятельно планируют свою деятельность и определяют перспективы развития. В современных условиях планирование имеет следующие черты: не является обязательным, определяет не только целевые показатели, но и учитывает меняющиеся внешние условия.

Фин планирование - составная часть планирования предприятия. Сущность: определить необходимый объем финансовых ресурсов, их оптимальное распределение и использование с целью обеспечения финн устойчивости предприятия.

Задачи:

-Обеспечение финн ресурсами производственной, коммерческой и фин деятельности.

-Выявление резервов финн ресурсов,

-Соблюдение интересов собственников и инвесторов,

-Выполнение обязательств перед бюджетом, кредитными, страховыми и вышестоящими организациями.

ЭТАПЫ:

1.Стратегическое долгосрочное планирование. Разрабатывается план стратегического развития бизнеса и долгосрочной структуры организации. Фин часть стратегического плана определяет важные финн показатели и пропорции производства, инвестиционные стратегии, возможности накопления и реинвестирования, т.е. такой план определяет объем и структуру финн ресурсов, необходимых для сохранения предприятия, как бизнес единицы. Роль стратегического плана может выполнять бизнес план, если он разрабатывается как инструмент стратегического развития фирмы.

2.Текущее планирование – проводится на основе стратегического плана путем его детализации. Проводится взаимоувязка каждого вида инвестиций с источниками финансирования, т.е. текущий план характеризует эффективность каждого из источника финансирования. Рассчитывается стоимость капитала, проводится финн оценка основных направлений деятельности и способов получения дохода.

3.Оперативное финн планирование – разрабатываются оперативные финн задания и доводятся до их исполнения. Это краткосрочный тактический план, непосредственно связанный с достижением конкретной цели. Например, план закупки материалов, план производства, платежный календарь.

Основные методы финн планирования:

1)Планирование от достигнутого уровня (коэффициентный метод). Анализируется формирование и использование финн ресурсов за отчетный период, выявляются основные тенденции и закономерности изменения показателей, на основе чего рассчитываются предполагаемые доходы и расходы, платежи планового периода.

2)Балансовый – соизмерение предстоящих доходов и расходов. Поступившие средств + остаток на начало периода = расходы + остаток на конец периода. Метод основан в плановой экономике. Сейчас может быть использован при формировании и распределении денежных фондов, прибыли.

3)Нормативный –потребность предприятия в финн ресурсах и их источниках рассчитывается на основе установленных нормативов. В условиях плановой экономики таким образом распределялась ЧП – чист приб. В настоящее время метод используют для расчета налогов и обязательных отчислений.

4)Метод планирования финн потоков –позволяет создать целостную картину работы предприятия, поэтому он считается наиболее эффективным, связанным с увеличением качества управления. Фин поток – поток доходов и расходов предприятия за рассматриваемый период, как и любой поток он имеет измеряемые характеристики, например объем, плотность. В рамках метода все хоз процессы рассматриваются как взаимосвязанные потоки сырьевых и товарных финн и других ресурсов. Использование этого метода предусматривает использование специальных компьютерных программ.

5)Метод экономико-математического моделирования. Его суть – разработка эк-мат модели, количественно выражающей взаимосвязи между финн показателями и влияющими на них факторами. На его основе может применяться потоковый метод.

Подробнее по тетрадки продолжение:

1.Стратегическое финн планирование. Бизнес план. Стратегического финн планирование - исследование и разработка возможных путей развития финансов предприятия на 3,5 и более лет. Такая работа требует полит и эк стабильности в стране.Долгосрочный финн план должен охватывать следующие вопросы:*потребность предприятия в инвестициях,* способы финансирования необходимых инвестиций, *влияние выбранной инвестиционной стратегии на стоимость предприятия.

Кроме того, стратегический план должен включать прогнозную финн отчетность, прогнозный баланс, план прибылей и убытков, прогноз движения денежных средств. 1 из видов перспективных планов предприятия – бизнес план. Кроме стратегического планирования, он может разрабатываться в случае открытия нового производства, внедрения новых технологий, реализации инвестиционного проекта, обращения в банк за кредитом, финн оздоровления предприятия. В зависимости от целей составления бизнес плана меняется его структура, содержание и объем. Он может разрабатываться руководством предприятия или спец консалтинговыми фирмами. В любом случае, бизнес план должен быть составлен так, чтобы он мог быть ориентиром для руководителей всех уровней и одновременно должен позволять инвесторам оценить целесообразность участия в данном бизнесе. Примерная структура бизнес плана:

-Титульный лист – название предприятия, наименование проекта, дата разработки, отметка о конфиденциальности.

-Вводная часть – основные сведения о предприятии –сфера деятельности, стратегические цели, концепция бизнеса, миссия, а также предполагаемая рентабельность и срок окупаемости проекта.

-Сущность рассматриваемого проекта – подробное описание проекта, описание выбранной стратегии, ассортимент, качества продукции/услуг и т.п.

-Анализ рынка – обоснование рыночной стратегии, ожидаемый объем сбыта, политика ценообразования.

-План производства – технология, сертификация производства, производственные площади, оборудование, сырье, материалы, с/с, кадровое обеспечение.

-Организационный план - управление, правовое обеспечение, график реализации проекта.

-Анализ рисков и методы их уменьшения – типы рисков, их источники, вероятность, способы уменьшения потерь.

-Фин план – размеры и сроки инвестиций, расчет ожидаемой прибыли по годам, кварталам, месяцам, прогнозная отчетность.

-Стратегия финансирования – расчет объема необходимых средств, форма, динамика финансирования, показатели эффективность проекта. Может быть объединен с 8.

2.Текущее финн планирование. Фин план предприятия. 1 из методов текущего (годового) финн планирования – составление фин плана, который представляет собой заключительный раздел общего плана. Базой для финн плана служит план производства и продаж, план расхода материальных ресурсов, план по труду и з/пл, с/с, Прибыли. Кроме того, используются отчетные данные за предыдущие периоды и нормативные данные: ставки налогов, норма амортизации и пр. Составление финн плана – традиционный метод планирования. Составляется на год с разбивкой по кварталам. По сути является планом финансирования предприятия по различным направлениям деятельности.Структура финн плана:

1 раздел - Доходы и поступления средств: Прибыль, амортизация, %, дивиденды, Выручка от реализации имущества, прирост устойчивых пассивов (СК 3 раздел баланса) и пр.

2 раздел – Расходы и отчисления средств: капитальные вложения, отчисления в фонды потребления, расходы на приобретение ЦБ, благотворительные взносы и т.п.

3 раздел – Кредитные взаимоотношения с банковскими учреждениями: в доходной части раздела: сумма кредитов, в расходной: их возврат и уплата %. Данный раздел иногда отсутствует, его доходная часть отражается в 1 разделе, расходная – во 2.

4 раздел – Взаимоотношения с бюджетом и внебюджетными фондами: в расходной части: платежи, в доходной: ассигнования.

3 и 4 разделы – балансирующие: платежи в бюджет и внебюджетные фонды за минусом полученных ассигнований должен быть = разнице 1 и 2 раздела с учетом сальдо раздела 3.

Т.обр, такая структура финн плана дает возможность охватить все направления деятельности, весь оборот денежных средств предприятия. К годовому финн плану должны прилагаться: плановый отчет о Прибылях и Убытках, Плановый бух баланс на конец планового периода.

Эти документы используются для выявления отклонений отчетных показателей от плановых и соответствующей корректировки деятельности предприятия.

3.Бюджетирование – основа текущего финн планирования. Данная форма появилась в США в сер.20в. бюджет – количественное воплощение плана, характеризующий доходы и расходы на определенный период, капитал, который необходимо привлечь для достижения запланированных целей. Понятие бюджета сходно с понятием плана, но бюджетирование имеет особенности, которые выражаются в основных принципах:

-Принцип согласованности – процесс начинается снизу вверх, далее руководители подразделений согласовывают бюджеты различных уровней с целями предприятия и процесс меняет направление, реализуясь сверху вниз.

-Приоритетности – означает использование дефицитных средств в наиболее значимых целях, т.е. в бюджете сознательно формируется самое выгодное направление использования средств, при этом расходы на другие направления уменьшаются.

-Соответствия – каждое структурное подразделение планирует и отвечает только за те процессы, на которые оно может влиять.

-Ответственности – каждое подразделение передает ответственность за исполнение его части бюджета и права, в случае необходимости, корректирует свою деятельность.

-Постоянства целей – цели, определенные данным бюджетом, принципиально не меняются в течении планового периода.

Т.обр., в разработке бюджета предприятия участвуют руководители подразделений всех уровней и финн служба предприятия. однако количественная ответственность за составление и исполнение бюджета возлагается на 1 лицо, которым может быть директор иди другой руководитель высшего уровня.

Бюджет может основываться на твердых цифрах объемов производства, если сбыт не ограничен или быть многовариантным. С помощью бюджетирования предприятие может достичь целей:

-Увеличение финн обоснованности применяемых управленческих решений на всех уровнях управления,

-Более эффективное использование имеющихся ресурсов, увеличение ответственности руководителей за представленные в их распоряжение активы.

-Увеличение инвестиционной привлекательности отдельных видов деятельности, более точное формирование инвестиционной политики.

-Превращение компании в финансово-прозрачную для собственников и инвесторов.

-Укрепление финн дисциплины.

-Увеличение финн устойчивости и улучшение финн состояния предприятия.

Кроме того, в каждой копании бюджетирование может преследовать свои цели, а также использовать свои институты и структуру.

Бюджеты могут иметь несколько форм, например бюджет производства, бюджет доходов и расходов, денежных средств. Конкретную форму бюджета каждое предприятие разрабатывает самостоятельно.

Виды бюджета (наиболее частые):

-С постатейным учетом – в этом случае нельзя превышать расход по какой-либо статье, даже если есть экономия по другой статье, т.е. к концу периода может сформироваться остаток, который менеджеры стремятся израсходовать, чтобы будущий бюджет не был урезан.

-Статичный – в нем цифры не зависят от объема производства.

-Гибкий – цифры привязаны к объему производства.

-Преимственный – составляется по шаблону на основе предыдущего.

-С нулевым уровнем – каждый раз разрабатывается заново.

Основные принципы формирования бюджета предприятия.

Основой планирования, в т.ч. бюджетирования, является прогнозирование. Для разработки общего бюджета предприятия прогнозируются следующие показатели:

-Выручка от реализации – отправная точка планирования,

-Постоянный расход по видам продукции,

-Размер взаимозачетов,

-Налоговые выплты, потребности в заемных средствах,

-Отчисления в фонды потребления и накопления.

Общий (основной) бюджет предприятия - скоординированный по всем подразделениям и функциям план работы предприятия в целом, объединенные блоки отдельных бюджетов, характеризует информационный поток для принятия и контроля управленческих решений в области финн планирования.

Общий бюджет предприятия включает 2 укрупненные части:

1.Операционный бюджет – это система бюджетов, характеризующих доходы и расходы по операциям, планируемым на предстоящий период для сегментов имеющих отдельный финн орган. Составление общего бюджета начинается с него. 1 шан: бюджет продаж. На базе бюджета продаж формируются бюджеты различных расходов – на закупку сырья, материалов, на оплату труда, на коммерческие, административные расходы, в процессе составления таких бюджетов формируется бюджет с/с реализованной продукции. Цель и заключительный этап: бюджетный отчет о прибылях и убытках.

Т.обр, оперативное бюджетирование заключается в установлении связи общего бюджета предприятия с бюджетами подразделений – центров финн ответственности, которые формируют итоговый фин результат.

Полученные в рамках каждого раздела операционного бюджета показатели используют как плановые и контрольные ориентиры, а также как исходные данные для построения финн бюджета.

2.Финн бюджет – это прогнозная финн отчетность в укрупненной номенклатуре статей.

Включает: прогнозный отчет о прибылях и убытках, о движении денежных средств (бюджет поступлений и платежей), прогнозный баланс (бюджет формирования и распределения финн ресурсов)

На заключительном этапе планирования иногда составляют шахматную таблицу расчетов, в которой окончательно проверяются и балансируются все источники поступлений и направления использования средств на конкретном периоде.

74.Управление дебиторской задолженностью. Кредитная политика предприятия. (Финансовый менеджмент 4 раздел 4 тема)

В настоящее время в активах многих российских предприятий достаточно высок удельный вес дебиторской задолженности из-за перебоев в платежеспособном обороте. Управление дебиторской задолженностью – часть общего управления оборотным капиталом и 1 из важнейших задач финансового менеджмента. Для решения этой задачи на предприятии разрабатывается и реализуется финансовая политика управления дебиторской задолженностью или кредитная политика предприятия.

В процессе формирования этой политики выделяют 4 этапа:

1этап: Анализ Дебиторской задолженности предприятия в предшествующем периоде. В ходе него оцениваются: величина Дебиторской задолженности, ее динамика, период оборота, проводится оценка реального состояния с различными сроками возникновения. При этом используют накопленную на предприятии статистику и экспертные оценки. Оценка состояния дебиторской задолженности может проводится в табличной форме: 1 столбец: классификация дебиторской задолженности по срокам возникновения (от 0 до 30, от 30 до 60…более года). 2 столбец: сумма дебиторской задолженности в рублях, 3 столбец: удельный вес дебиторской задолженности в общей сумме в %, 4 столбец-вероятность безнадежных долгов в %, 5 столбец- сумма безнадежных долгов и 6 столбец - реальная величина дебиторской задолженности. На данном этапе также оценивается эффект от инвестирования средств в дебиторскую задолженность., т.е. сравнивается дополнительная прибыль, полученная в результате предоставления каких-либо отсрочек платежа с затратами и потерями.

2 этап: разработка основных принципов кредитной политики предприятия. Прежде всего, решается вопрос о том, какие формы реализации продукции в кредит приемлемы для фирмы:

1.Коммерческий (товарный) кредит – поставка продукции оптом на условиях отсрочки платежа.

2.Потребительский кредит – розничная реализация товаров с отсрочкой платежа.

Выбор зависит от специфики выпускаемой продукции и отраслевой принадлежности. Затем определяются основные принципы реализации кредитной политики. Предприятие выбирает для себя определенный тип кредитной политики, который обусловлен отношением предприятия к кредитному риску. Приоритетной целью кредитной политики может стать:

-Минимизация кредитного риска: это приведет к значительному уменьшению круга дебиторов, сроков и размера предоставляемого кредита, увеличению его стоимости.

-Максимизация дополнительной прибыли, полученной за счет наращивания объемов реализации в кредит. При этом смягчаются условия предоставления кредита, уменьшается его стоимость.

-Удержание кредитного риска на среднем уровне.

3 этап: определение необходимой суммы средств, инвестируемой в дебиторскую задолженность в соответствии с выбранной формой кредита

ДТ зад-ть = (РПк*С/Сц*(Пк + Пп)) / 360.

Дт зад-ть - дебиторская задолженность,

РПк - реализуемая продукция в кредит,

С/Сц- планируемый удельный вес себестоимости продукции в ее цене в десятичных дробях(не в %),

Пк – средний период предоставления кредита покупателям (отсрочка платежа в днях)

Пп - средний период просрочки платежей по предоставленному кредиту по результатам анализа в днях.

Если предприятие из-за ограниченных возможностей не в состоянии инвестировать в дебиторскую задолженность рассчитанную таким образом сумму и не собирается менять условия кредитования, то его следует уменьшить в планируемом объеме реализации продукции в кредит до соответствующих размеров.

4 этап: разработка условий кредитования

Элементы:

1.Срок кредита / предельная длительность отсрочки платежа за реализованную продукцию. Увеличивая этот срок предприятие стимулирует реализацию продукции, но в тоже время увеличивает сумму средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность, увеличивается длительность финансового и операционного циклов, поэтому данная задача требует комплексного подхода.

2.Размер кредита – максимальный предел суммы задолженности покупателей. При этом учитывается ряд факторов, в т.ч. выбранный тип кредитной политики, финансовое состояние предприятия и пр.

3.Стоимость кредита – она определяется величиной скидки, которую предприятие предлагает своим покупателям при условии немедленного расчета за приобретенную продукцию. Стоимость предоставленного кредита сопоставляется с величиной % ставки по краткосрочному банковскому кредиту. Если стоимость предоставляемого кредита окажется больше, то покупатель предпочтет воспользоваться банковским кредитом.

4.Система штрафных санкций за невыполнение покупателем условий пользования кредитом. Размер соответствующих штрафов должен полностью возмещать предприятию кредитору все потери, в том числе от инфляции.

Формируя систему кредитных условий, целесообразно предусмотреть их дифференциацию. В зависимости от уровня платежеспособности покупателей, истории кредитных отношений с ними.

75.Денежные средства и финансовые ресурсы п\п, источники, инструменты их формирования.(финансы п/п)

Фин ресурсы – это совокупность денежных доходов и поступлений. Предназначенных для выполнения финн обязательств, финансирования затрат по расширенному воспроизводству и эк стимулированию персонала хоз субъекта. Можно сказать, что финн ресурсы занимают промежуточное значение между денежными средства и денежными фондами п/п в цепочке превращения части денежных средств в денежные фондов.

Денежные средства стрелочка финн ресурсы стрелочка денежные фонды.

Все финн ресурсы п/п можно подразделить на группы:

1)по степени централизации: централизованные и децентрализованные, они рассматриваются на разном уровнях: государства, субъектов, муниципалитетов, отраслей, п/п и их структурных подразделений.

2)по структуре источников финансирования: собственные и заемный. Источники финн ресурсов отражены в пассиве баланса. Первоначально финн ресурсы формируются в момент учреждения п/п, когда образуется УК п/п. В процессе функционирования п/п наращивает финн ресурсы. Источники собственных финн ресурсов: УК, прибыль, Ам отчисления, добавочный капитал, целевые поступления, рендная плата, доходы от реализации имущества, от эмиссии акций. Источники заемных ресурсов: от продажи облигаций, банковские кредиты, факторинговые операции, Кт задолженность. Заемный источники увеличиваются в тенденции.

3)по направлению использования:

-финансирование затрат на производство и реализацию продукции.

-инвестирование в кап вложения, инновации.

-инвестирование в ЦБ.

-образование фондов поощрительного и соц характера.

-благотворительные цели, спонсорство и тд.

4)по форме приобретения:

-платные финн ресурсы,

-бесплатные (в природе нет).

5)по времени нахождения в распоряжении п/п:

-краткосрочные до года и долгосрочные более года.

Управление финансами п/п осуществляется через финн механизм, который связан с хоз механизмом п/п, представляет собой комплекс финн норм и методов управления хоз процессами, происходящими на п/п. Хоз механизм действует в основном в сфере в производства, а финн механизм включает сферы обмена, потребления и распределения. Фин механизм состоит из 5 элементов, действие которых выражается в планировании и стимулировании использования финн ресурсов:

1.фин методы-способы воздействия финн отношений на хоз процесс (например планирование, кредитование, инвестирование, лизинг, налогообложение, факторинг, страхование и тд)

2.фин рычаги – приемы, действия финн методов, например прибыль, цена, дивиденд, валютный курс.

3.правовое обеспечение –указы президента, законы, уставы, законодательные акты.

4.Нормативное обеспечение – тарифные ставки, нормы, инструкции.

5.информационное обеспечение – информация самого различного рода, она может вноситься в УК.

76.Рабочий капитал и ФЭП – финансово - эксплуатационные потребности. Политика финансирования оборотного капитала. ТАБЛИЦА(финансовый менеджмент 4 раздел)

Оборотные активы баланса часто называют текущими активами, а краткосрочные пассивы -текущими пассивами. Финансирование текущей деятельности – это по сути комплексное управление текущими а, оно сводится к решению 3 задач:

-Превращение ФЭП в отрицательную величину

-Ускорение оборачиваемости средств, уменьшение времени их оборота

-Выбор подходящего для фирмы типа комплексного оперативного управления текущим Активами и Пассивами

В широком смысле ФЭП – это разница между текущими Активами и Пассивами. Эту величину также называют рабочим капиталом предприятия. Практическую значимость имеет более узкая трактовка ФЭП, как разницы между текущими Активами за вычетом денежных средств и кредиторской задолженности.

ФЭП= Запасы(производственные запасы и ГП)+Дебеторская задолженность – Кредиторская задолженность.

Т.е в узкой трактовке ФЭП рассматриваются величины, непосредственно связанные с финансовым механизмом предприятия:

1) Запасы, т.е. средства, не участвующие непосредственно в формировании финансовых результатов, это произведенная, но не реализованная продукция, а также необходимый норматив оборотных средств, делающий маловероятным простой в производстве.

2)Дебеторская задолженность –та часть капитала предприятия, которая формально принадлежит ему, но не участвует в хоз обороте.

3) Кредиторская задолженность –средства, участвующие в хоз обороте, но не принадлежащие предприятию.

Для эффективного финансирования текущей деятельности предприятия необходимо стремиться к превращению ФЭП в отрицательную величину. Такая ситуация возможна, когда запасы и Дебеторская задолженность минимальна, а кредиторская задолженность достаточна велика, т.е. необходимо стремиться к уменьшению 2х первых величин и увеличению 3ей. Действительно для предприятия благоприятно получение отсрочки платежа от своих кредиторов и неблагоприятно предоставление отсрочек свои покупателям, а также замораживание части средств в запасах.

Если Кредиторская задолженность больше Дебеторской и при этом величина запасов минимальна, то это означает, что фирма в большей степени использует чужие ресурсы для достижения своих целей, чем другое предприятие использует ее ресурсы. С точки зрения финансового менеджмента это идеальная ситуация, к которой должна стремиться каждая фирма.

Отрицательная величина ФЭП означает и то, что фирма имеет избыточный оборотные средства, т.е. у нее есть денежные средства. Тогда предприятие может рассматривать вопрос о непроизводительном использовании этих денежных средств, например с помощью спекулятивных операций, вкладывая деньги в ЦБ, депозиты, краткосрочные вложения и прочее.

Если ФЭП больше 0, то это означает нехватку средств.

Величина ФЭП зависит не только от грамотного управления Кредиторской и дебеторской задолженностью, но и от ряда объективных факторов:

-Длительности производственного и сбытового цикла, чем они меньше, тем меньше средств заморожено

-Темпы увеличения производства – наращение объема выпуска потребует наращивание объема запасов сырья и материалов

-Сезонность производства и реализации ГП, а также снабжение сырьем и материалами. Предприятие вынужденно к определенному сроку наращивать запасы сырья или запасы ГП.

-Состояние конкурентности на рынке: чтобы не потерять своих позиций, предприятию необходимо всегда поддерживать запасы ГП на разумном уровне.

-Величина добавленной стоимости предприятия: чем она меньше, тем в большей степени кредиторская задолженность способна компенсировать дебиторскую. Предприятие, работающее с высокой величиной добавленной стоимости часто прихоиться идти на увеличение кредиторской задолженности, привлечение краткосрочных заемных средств. Такое предприятие обладает меньшей финансовой устойчивостью.

Наши рекомендации