Оформление аудиторского заключения 4 страница
- своевременность отражения в регистрах синтетического учета операций по движению денежных средств на расчетном счете; производятся ли записи в учетные регистры по каждой выписке банка;
- тождественность записей в учетных регистрах и в выписке банка.
Проверяя полноту зачисления денежных средств, перечисленных покупателями и заказчиками в оплату поставленных МПЗ , выполненных работ и оказанных услуг, необходимо сверить записи по дебету счета 51 «Расчетный счет» с кредитовыми записями учетных регистров по счетам 46 «Реализация продукции (работ, услуг)» или 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Поступление денежных средств от финансово-кредитных организаций в виде кредитов , зачисление средств с других расчетных счетов проверяют путем встречной сверки записей по регистрам бухгалтерского учета по счетам 90 «Краткосрочные кредиты банков», 92 «Долгосрочные кредиты банков», субсчетам к счету 51 «Расчетный счет», 55 «Специальные счета в банках», а также сверки выписок и приложенных к ним документов.
Проверка законности списания денежных средств с расчетного счета
Перечисление денежных средств с расчетного счета в погашение задолженности поставщикам следует анализировать в разделе аудита расчетных операций по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», чтобы установить, насколько реально и обоснованно они использованы.
Выявленные в ходе проверки операций по расчетному счету нарушения аудитор фиксирует в рабочей документации и отражает в отчете по результатам данного раздела аудиторской проверки.
Проверка операций по валютным счетам
Порядок открытия валютных счетов и проведения операций по ним регулируется валютным законодательством и нормативными актами Центрального банка РФ.
В соответствии с действующими нормативными актами юридические лица – резиденты могут иметь следующие валютные счета:
- транзитный – зачисления в полном объеме поступлений экспортной валютной выручки;
- специальный транзитный – для учета операций по покупке иностранной валюты за рубли на валютном рынке РФ и ее обратной продаже;
- текущий – для учета средств, остающихся в распоряжении юридического лица после обязательной продажи экспортной выручки и совершения иных операций по счету в соответствии с валютным законодательством;
- валютный счет за рубежом, который открывают по специальному разрешению Центрального банка РФ организации, имеющие представительства за границей. При осуществлении внешнеэкономической деятельности организации получают выручку от экспорта продукции (работ, услуг), производят платежи по импорту товаров, оплачивают расходы по загранкомандировкам и другие операции в иностранной валюте через валютные счета, открываемые в банках РФ, а также за границей.
При отражении операций на текущих и транзитных валютных счетах необходимо руководствоваться Инструкцией Центрального банка РФ от 29.06.1992 № 02-104А «О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации».
Следует обратить внимание на то, что транзитный валютный счет выполняет в основном функции счета, аккумулирующего поступающие в пользу организации средства в иностранной валюте и контролирующего эти поступления в части осуществления организацией обязательной продажи валютной выручки. Функции счета расчетов транзитный валютный счет выполняет очень ограниченно.
Резиденты могут иметь счета в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации на условиях, устанавливаемых Центральным банком РФ. Движение средств по этим счетам отражается по счету 52 , субсчет «Валютные счета за рубежом».
Аудит операций на валютных счетах осуществляется отдельно по каждому валютному счету, открытому в банке, в том числе и за рубежом. При этом следует иметь в виду, что если российская организация имеет в зарубежном банке счет, открытый по лицензии Центрального банка РФ, то эта лицензия не служит основанием для зачисления на него валютной выручки, поэтому в Центральном банке РФ должно быть получено специальное разрешение на каждое зачисление валюты на счет в зарубежном банке.
Продажа валюты согласно валютному законодательству может быть классифицирована как обязательная, обратная или добровольная.
Обязательная продажа включает продажу валютной выручки резидентов от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), зачисленной на транзитный валютный счет, а также поступлений в качестве авансов и предварительной оплаты.
Операции по продаже валюты могут быть осуществлены с транзитного валютного счета, со специального транзитного валютного счета и с текущего валютного счета.
Если на счет организации поступила валютная выручка, то еще совсем недавно к этим операциям следовало применить распоряжение на обязательную продажу 10 % валютной выручки, однако на сегодняшний день обязательная продажа валютной выручки отменена (Указание Банка России от 29.03.2006 № 1676-У). В добровольном порядке валюта может быть продана в любые сроки, удобные фирме. Типового бланка распоряжения на добровольную продажу валюты нет, поэтому форму этого бланка каждый банк разрабатывает самостоятельно. Денежные средства (рубли), полученные от продажи валюты, банк зачисляет на рублевый расчетный счет фирмы.
Аудит операций по прочим счетам в банках
Бухгалтерский учет операций, связанных с расчетами по аккредитиву, по чекам , иным платежным документам ведется на счете 55 «Специальные счета в банках». К нему могут быть открыты следующие субсчета: 55-1 «Аккредитивы», 55-2 «Чековые книжки», 55-3 «Депозитные счета» и др.
Если на предприятии ведутся подобные расчеты, то аудитору необходимо провести проверку по следующим направлениям:
- правильность и законность применения аккредитивной формы расчетов;
- правильность документального оформления операций, оплаченных чеками из лимитированных и нелимитированных чековых книжек;
- наличие депозитных сертификатов, приобретенных у банка (если были такие операции);
- полнота и правильность документального оформления операций по движению средств целевого финансирования, поступивших на содержание социальных учреждений (детского сада, яслей и т. д.) от родителей и прочих источников;
- предоставление балансов и других необходимых документов от структурных подразделений, выделенных на самостоятельный баланс;
- правильность составления бухгалтерских проводок.
Соответствие записей в выписках банка по операциям счета 55 сверяется с главной книгой и журналом-ордером № 3 или соответствующей карточкой счета (машинограммой).
Для подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности нужно проверить соответствие ее показателей данным синтетического и аналитического учета и выпискам банка. Данная процедура проверки оформляется рабочими документами аудитора. При выявлении расхождений необходимо показать сумму отклонений и выявить их причины.
В Отчете о движении денежных средств используются записи на счетах бухгалтерского учета денежных средств счета 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути».
Статья бухгалтерского баланса «Денежные средства» должна отражать остатки денежных средств по счетам 50, 51, 52, 55, 57.
Билет № 18
Вопрос 1: Планирование аудита и составление программы аудиторской проверки.
При планировании аудита следует выделить следующие основные этапы:
-- предварительное планирование;
-- подготовка и составление общего плана;
На этапе предварительного планирования аудитор должен ознакомится с финансово - хозяйственной деятельностью экономического субъекта и иметь информацию о:
-- внешних факторах, влияющих на деятельность экономического субъекта, отражающих экономическую ситуацию в стране (регионе) в целом и ее отраслевые особенности;
-- внутренних факторах, влияющих на деятельность экономического субъекта, связанными с его индивидуальными особенностями.
Аудитору также следует ознакомится с:
-- организационно-управленческой структурой экономического субъекта;
--видами производственной деятельности, номенклатурой выпускаемой продукции;
-- структурами капитала и курсом акций (в случае если акции экономического субъекта подлежат котировке);
-- технологическими особенностями производства продукции;
-- уровнем рентабельности;
-- основными покупателями и поставщиками экономического субъекта;
-- порядком распределения прибыли, остающейся в распоряжении организации;
-- существованием дочерних и зависимых организаций;
-- системой внутреннего контроля;
-- принципами формирования оплаты труда персонала.
Источниками получения информации об организации для аудитора должны являться:
-- устав экономического субъекта;
-- документы о регистрации экономического субъекта;
-- протоколы заседаний Совета директоров, собраний акционеров либо других аналогичных органов управления экономического субъекта;
-- документы, регламентирующие учетную политику экономического субъекта и внесении изменений в нее;
-- бухгалтерская отчетность;
-- статистическая отчетность;
-- документы планирования деятельности экономического субъекта (планы, сметы, проекты);
--контракты, договоры, соглашения экономического субъекта;
-- внутренние отчеты аудиторов, консультантов;
-- внутрифирменные инструкции;
-- материалы налоговых проверок;
-- материалы судебных и арбитражных исков;
-- документы, регламентирующие производственную и организационную структуру экономического субъекта, список его филиалов и дочерних компаний;
-- сведения, полученные из бесед с руководством и исполнительным персоналом экономического субъекта;
-- информация, полученная при осмотре экономического субъекта, его основных участков, складов.
На этапе предварительного планирования организация оценивает возможность проведения аудита. В случае если аудиторская организация считает возможным проведение аудита, она переходит к формированию штата для проведения аудита и заключает договор с экономическим субъектом.
Принципы подготовки общего плана и программы аудита
Начиная разработку общего плана и программы, аудиторская организация должна основываться на предварительных знаниях об экономическом субъекте, а также на результатах проведенных аналитических процедур.
С помощью проведения аналитических процедур аудиторская организация должна выявить области , значимые для аудита. Сложность, объем и сроки проведения аналитических процедур следует варьировать в зависимости от объема и сложности данных бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
В процессе подготовки общего плана и программы аудиторская организация оценивает эффективность системы внутреннего контроля и производит оценку ее риска (контрольного риска). Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации, а также выявляет такую информацию. Оценивая эффективность системы внутреннего контроля, аудиторская организация должна собрать достаточное количество доказательств. Если аудиторская организация решает положиться на систему внутреннего контроля и систему бухгалтерского учета для получения достаточной степени уверенности в достоверности бухгалтерской отчетности, она должна соответствующим образом скорректировать объем предстоящего аудита.
При подготовке общего плана и программы аудиторской организации следует установить приемлемые для нее уровень существенности и аудиторский риск, позволяющие считать бухгалтерскую отчетность достоверной. Планируя риск, аудиторская организация определяет внутрихозяйственный риск бухгалтерской отчетности и риск контроля, которые присущи этой отчетности независимо от аудита экономического субъекта. С помощью установленных рисков и уровня существенности аудиторская организация выявляет значимые для аудита области и планирует необходимые процедуры. В процессе аудита могут возникнуть обстоятельства, влияющие на изменение риска и уровня существенности, установленные при планировании.
Составляя общий план и программу, аудиторской организации следует учитывать степень автоматизации обработки учетной информации, что также позволит ей точнее определить объем и характер процедур.
Аудиторская организация может согласовать с руководством проверяемого экономического субъекта отдельные положения общего плана и программы аудита. При этом она является независимой в выборе приемов и методов аудита, отраженных в общем плане и программе , но несет полную ответственность за результаты своей работы в соответствии с общим планом и программой.
Результаты проводимых организацией процедур при подготовке общего плана и программы следует детально документировать, так как данные результаты являются основанием для планирования аудита и могут использоваться в течение всего процесса проверки.
Подготовка и составление общего плана аудита
Общий план должен служить руководством в осуществлении программы аудита. В процессе аудита могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего плана. Вносимые в план изменения, а также их причины следует подробно документировать.
В общем плане организация должна предусмотреть сроки и составить график проведения аудита, подготовки отчета и аудиторского заключения. В процессе планирования затрат времени аудитору необходимо учесть:
-- реальные трудозатраты;
-- расчет затрат времени в предыдущем периоде (в случае проведения повторного аудита) и его связь с текущим расчетом;
-- уровень существенности;
-- проведенные оценки рисков аудита.
В общем плане аудиторская организация определяет способ проведения аудита на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля, оценки рисков. В случае решения провести выборочный аудит формируется выборка в соответствии с Правилом (Стандартом) « Аудиторская выборка».
Составной частью общего плана являются положения по планированию управления и контроля качества выполняемого аудита. В общем плане рекомендуется предусмотреть:
а) формирование группы, численность и квалификацию аудиторов, привлекаемых к проведению работы;
б) распределение аудиторов в соответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам;
в) инструктирование всех членов команды об их обязанностях, ознакомление их с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта, а также с положениями общего плана аудита;
г) контроль руководителя за выполнением плана и качеством работы ассистентов аудитора, за ведением ими рабочей документации и надлежащим оформлением результатов аудита;
д) разъяснение руководителем методических вопросов, связанных с практической реализацией аудиторских процедур;
е) документальное оформление особого мнения члена аудиторской группы (исполнителя) при возникновении разногласий в оценке того или иного факта между руководителем группы и ее рядовым членом.
Программа аудита
Программа является развитием общего плана аудита и представляет детальный перечень содержания процедур, необходимых для практической реализации плана. Она служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно является для руководителей средством контроля качества работы.
Аудитору следует документально оформить программу аудита, обозначить номером или кодом каждую проводимую процедуру, чтобы аудитор в процессе работы имел возможность делать ссылки на них в своих рабочих документах.
Аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу.
Программа тестов средств контроля представляет перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Назначение тестов средств контроля состоит в том, что они помогают выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта.
Аудиторские процедуры по существу включают детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Программа процедур по существу представляет перечень действий аудитора для таких детальных конкретных проверок. Для процедур по существу аудитору следует определить, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и составить программу аудита по каждому разделу учета.
В зависимости от изменений условий проведения проверки и результатов процедур программа аудита может пересматриваться. Причины и результаты изменений следует документировать.
Выводы аудитора по каждому разделу программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета и аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
Вопрос 2:Аудит выпуска и реализации готовой продукции.
Цель аудита выпуска готовой продукции и ее реализации – формирование мнения о достоверности статей финансовой (бухгалтерской) отчетности в части правильности отражения выпуска и движения готовой продукции, ее оценки и исчисления выручки от реализации продукции, а также соответствии операций по выпуску, отгрузке и продаже продукции (работ, услуг) действующему законодательству РФ.
Ознакомительный этап.
В процессе аудита решается комплекс взаимосвязанных задач:
– анализируется учетная политика предприятия в части, регулирующей порядок организации учета выпуска и продажи готовой продукции согласно действующему законодательству и отраслевым особенностям;
– подтверждается первоначальная оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
– контролируется договорная дисциплина в соответствии с законодательством;
– проверяется правильность документального оформления операций по выпуску и продаже продукции;
– изучается порядок учета и списания затрат на производство и продажу готовой продукции;
– проверяется правильность расчетов и списания сумм отклонений фактической себестоимости от плановой;
– оценивается полнота, своевременность и достоверность оприходования готовой продукции на склад, отпуска и продажи её покупателям;
– анализируется правильность и законность организации аналитического и синтетического учета операций, связанных с движением готовой продукции;
– контролируется соблюдение налогового законодательства в части налогообложения операций по продаже готовой продукции.
Основной этап
На этом этапе аудитор должен убедиться, что при использовании счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» готовая продукция относится в дебет счета 43 «Готовая продукция» по нормативной или плановой себестоимости с кредита счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». Соблюдение конкретного варианта оценки готовой продукции и соответствующего ему порядка отражения операций по ее выпуску в учете устанавливается путем анализа применяемых схем корреспонденции счетов.
После того как записи на счете 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» произведены, необходимо проверить, как организация определяет разницу между дебетовыми и кредитовыми оборотами.
Далее проверяется правильность распределения сумм полученных отклонений между отгруженной (проданной) продукцией за месяц и ее остатками на конец отчетного периода на складе (в отгрузке).
При отражении операций по реализации готовой продукции необходимо детально изучить договоры на реализацию. При этом особое внимание необходимо уделить моменту перехода права собственности. Так, право собственности на отгруженный товар может переходить от поставщика к покупателю не в момент отгрузки, а в момент его оплаты.
Типичные нарушения, которые выявляются в ходе проверки выпуска готовой продукции и ее реализации, являются следующие:
– включение в состав готовой продукции части незавершенного производства;
– применение различных методов оценки продукции в квартальных отчетах;
– ведение бухгалтерского учета реализации продукции «по оплате»;
– неправильное исчисление фактической себестоимости реализованной продукции;
– несоблюдение установленного учетной политикой метода определения выручки для целей налогообложения;
– некорректная корреспонденция счетов;
– наличие сальдо на счете 90 «Продажи» на конец отчетного периода.
Выявленные нарушения в процессе аудита учета выпуска и реализации готовой продукции фиксируются в рабочих документах аудитора, и определяется их количественное влияние на показатели отчетности.
Билет № 19
Вопрос 1: Принципы аудита.
К таким принципам относятся:
1) независимость;
2) честность, объективность, добросовестность;
3) профессиональная компетентность;
4) конфиденциальность;
5) профессионализм поведения.
Независимость – основной принцип. Соблюдение именно этого принципа является необходимым условием аудита. Очевидно, что аудит теряет всякий смысл, если пользователи информации не будут доверять мнению аудитора. Не вызывает доверия аудитор зависимый, формирующий свое мнение под чьим-то влиянием. Независимость предполагает свободу аудитора от влияния, давления, контроля, как со стороны проверяемого субъекта, так и со стороны любых третьих лиц.
Независимость обеспечивается рядом законодательно установленных ограничений в аудиторской деятельности:
а) аудиторы и аудиторские фирмы не имеют права заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской и связанной с ней;
б) аудиторы и аудиторские фирмы не имеют права проверять организации, с которыми они связаны финансовыми или иными имущественными интересами, с руководством которых они находятся в служебных отношениях, в родстве или свойстве.
Объективность предполагает беспристрастность аудитора при рассмотрении любых профессиональных вопросов и формировании суждений, выводов, заключений. Честность аудитора заключается в приверженности профессиональному долгу, добросовестность – в выполнении аудитором своих профессиональных услуг с должной тщательностью, усердием, вниманием, надлежащим использованием своих способностей. Принцип объективности отчасти обеспечивается законодательно установленным ограничением на аудиторскую деятельность: аудиторы и аудиторские фирмы не имеют права проверять организации, на которых они восстанавливали или вели учет, составляли бухгалтерскую отчетность.
Профессиональная компетентность. Аудитор должен быть профессионально подготовлен лучше, чем главный бухгалтер, составляющий отчетность проверяемой организации. Аудитор должен обладать достаточным объемом знаний, умением квалифицированно применять эти знания при рассмотрении конкретных ситуации. Профессиональная компетентность аудитора обеспечивается законодательно установленными требованиями к образованию и стажу работы специалиста, решившего стать аудитором, системой подготовки и повышения квалификации аудиторов, системой аттестации и лицензирования.
При проведении аудиторской проверки аудитору может стать известна информация, содержащаяся практически в любом документе организации, в том числе и в тех, содержание которых составляет коммерческую тайну.
Принцип конфиденциальности заключается в том, что аудиторы обязаны обеспечивать сохранность документов, как получаемых, так и составляемых в ходе аудита, обязаны не передавать эти документы каким-либо третьим лицам, не разглашать содержащуюся в них информацию без согласия проверяемого субъекта. Этот принцип может быть нарушен только в случае, прямо предусмотренном действующим законодательством. Принцип конфиденциальности не имеет ограничения во времени, т. е. он должен соблюдаться аудитором независимо от того, продолжаются или прекращены отношения с клиентом.
Профессионализм поведения – принцип аудита, заключающийся в том, что аудитор должен поддерживать высокую репутацию профессии, воздерживаться от совершения поступков, способных (особенно в глазах потенциальных клиентов и пользователей аудиторской информации) подорвать доверие и уважение к аудитору, доверие и уважение к аудиторской профессии.
Вопрос 2: Аудит финансовой отчетности предприятий.
Цель аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности - является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Это мнение может способствовать большему доверию к отчетности со стороны пользователей, заинтересованных в информации о данном экономическом субъекте.
Для формирования профессионального мнения аудиторы должны решить задачи:
- проверить соответствие отчетности предприятия требованиям нормативных актов РФ, предъявляемых к ее составлению и представлению;
- проверить состав и содержание форм бухгалтерской отчетности;
- проанализировать увязку основных показателей отчетности между собой;
- проверить правильность оценки статей отчетности;
- подтвердить достоверность показателей отчетности;
- подтвердить полноту раскрытия в отчетности всех существенных показателей деятельности предприятия за проверяемый период.
Объектом аудиторской проверки является бухгалтерская отчетность, представляющая единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составленная на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Все отчетные формы, входящие в состав бухгалтерской отчетности, взаимосвязаны, поскольку отражают одни и те же хозяйственные операции и события в деятельности организации в разных аспектах.
Этапы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности - это мероприятие, заключающееся в сборе, оценке и анализе аудиторских доказательств, касающихся финансового положения аудирумого лица, и имеющее своим результатом выражение мнения аудитора о правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности финансовой отчетности.
К основным этапам аудиторской проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности относятся:
Первый этап. Организация и планирование:
1. Официальное предложение клиента о проведении аудита - официальное именное письмо-предложение о проведении аудита, которое направляется аудиторской фирме организацией заинтересованной в оказании аудиторских услуг.
2. Знакомство с финансово-хозяйственной деятельностью: изучение внешних, внутренних факторов, влияющих на деятельность аудируемого лица, получение предоставления о системе внутреннего контроля, оценка существенности, аудирского риск и т.д.
3. Разработка и согласование общего плана и программы аудита, где описывается предполагаемый объем и порядок проведения аудиторской проверки.
4. Составление письма о проведении аудита - документ, регламентирующий обязательства и отвественность экономического субъекта - клиента и аудитора на этапе заключения соглашения о проведение аудиторской проверки.
5. Подписание договора на проведение аудита. В тексте договора необходимо раскрыть следующие основные аспекты и существенные условия, такие, как: предмет договора на оказание аудиторских услуг; условия оказания аудиторских услуг; права и обязанности аудиторской организации и экономического субъекта; стоимость и порядок оплаты аудиторских услуг; ответственность сторон и порядок разрешения споров.
Второй этап. Сбор аудиторских доказательств:
1. Тестирование средств контроля означают проверки, проводимые с целью получения аудиторских доказательств в отношении надлежащей организации и эффективности функционирования систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.
2. Проведение процедур проверки по существу проводиться с целью получения аудиторских доказательств существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Указанные процедуры проводятся в следующих формах: детальные тесты и аналитические процедуры.
Третий этап. Завершение аудита:
1. Обобщение, систематизация аудиторских доказательств заключается в четкой группировки и классификации полученных сведений.
2. Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудирумого лица и представителям его собственника.
3. Составление аудиторского заключения - мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности и никто не может практиковать его как-либо иначе.
Билет № 20
Вопрос 1: Аудиторские доказательства, виды, условия и методы получения.
Аудиторские доказательства - это сведения, полученные в ходе осуществления аудита для достижения поставленной цели.
Аудиторские доказательства должны быть достаточными (по количеству) и надлежащими (по качеству). По источнику представления их подразделяют на внешние и внутренние, а по форме представления — на визуальные, документальные и устные.
Источниками получения аудиторских доказательств могут быть: первичные документы, регистры бухгалтерского учета; письменные разъяснения уполномоченных сотрудников аудируемого лица; информация, полученная из различных источников (от третьих лиц).