Статья 4. Требования к контрольно-кассовой технике, порядок и условия ее регистрации и применения
1. Требования к контрольно-кассовой технике, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством Российской Федерации.
При этом контрольно-кассовая техника (за исключением контрольно-кассовой техники в составе платежных терминалов, применяемых платежными агентами и банковскими платежными агентами, субагентами, и банкоматов, применяемых банковскими платежными агентами), применяемая организациями (за исключением кредитных организаций) и индивидуальными предпринимателями, должна:
быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика;
51.Правовое регулирование расчетов наличными деньгами
Правовое регулирование расчетов наличными деньгами
В соответствии с п. 1 ст. 861 ГК РФ расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими ПД, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке. А вот применительно к юридическим лицам п. 2 этой статьи допускает введение ограничений.
На основании ст. ст. 4 и 29 ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)" Банк России установил следующие ограничения для расчетов наличными между юридическими лицами:
1) по размеру - в виде предельного размера расчетов по одному договору в сумме 60 тыс. руб.
При этом применительно к некоторым конкретным ситуациям расчеты наличными запрещаются полностью, например, при выдаче банками кредитов юридическим лицам, при осуществлении выплат по аккредитиву;
2) по порядку расчетов - в виде обязательности внесения наличных средств в кассу юридического лица - получателя, а не в обслуживающий его банк для зачисления на банковский счет.
В отличие от юридических лиц физические лица могут осуществлять переводы денежных средств через банки без открытия в них банковских счетов, т.е. банки вправе принимать от них наличные деньги для зачисление (перечисления) на счет получателя, что является самостоятельной банковской операцией15.
Что касается граждан-предпринимателей, то, хотя п. 2 ст. 861 ГК РФ предусматривает возможность введения подобных ограничений и в отношении них, Банк России таких ограничений не устанавливает. Это связано с тем, что имущество граждан-предпринимателей не разграничивается на то, которое они используют для осуществления ПД, и на то, которое они используют для личного потребления. Соответственно, юридически разграничить их платежи на личные и предпринимательские в большинстве случаев невозможно.
Пункт 3 ст. 23 ГК РФ, согласно которому к ПД граждан применяются правила ГК РФ о коммерческих организациях, в данном случае неприменим, поскольку речь идет не о нормах ГК РФ, а о публично-правовом регулировании, осуществляемом Банком России.
Перечисление налогов и сборов через банки без открытия в них банковских счетов могут производить только физические лица. Юридические лица такой операции производить не вправе16.
Уплату налогов и сборов наличными деньгами, т.е. в кассу уполномоченного органа или через организацию почтовой связи, по действующему НК РФ могут производить только физические лица и только при отсутствии в данной местности банка (п. 3 ст. 58). Однако применительно к конкретным региональным и местным налогам и сборам существует возможность закрепления такой возможности соответственно, в законах субъектов РФ или в нормативных правовых актах представительных органов местного самоуправления (п. 4 ст. 58). Выводы
Порядок осуществления расчетов наличными деньгами, помимо существа денежного обязательства (частноправовое или публично-правовое), во исполнение которого производятся расчеты, зависит также и от субъективного состава расчетного правоотношения. Если получателем денег является гражданин, платеж во всех случаях может осуществляться путем личного вручения. При осуществлении расчетов по обязательствам с участием физических лиц наличные деньги возможно перечислить получателю через предприятие связи. Если наличные расчеты осуществляются между юридическими лицами, то деньги должны вноситься непосредственно в кассу юридического лица - получателя средств или в строго ограниченных законом случаях - в депозит нотариуса или суда (ст. 327 ГК).
52.Правовое регулирование безналичных расчетов
1. Порядок осуществления денежных расчетов
Расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими ПД, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке (п. 1 ст. 861 ГК РФ) - никаких ограничений на такие расчеты закон не устанавливает.
Однако порядок денежных расчетов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей законом регламентируется весьма жестко.
Все организации и индивидуальные предприниматели обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков.
Расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими ПД, производятся в безналичном порядке. Расчеты между ними могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 861 ГК РФ).
2. Безналичные расчеты
В настоящее время порядок осуществления безналичных расчетов регламентируется Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации N 2-П, утвержденным Центральным банком РФ 3 октября 2002 г. (с изменениями от 3 марта 2003 г.) (далее - Положение о безналичных расчетах).
Это Положение регулирует осуществление безналичных расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в валюте РФ (т.е. в рублях) и на ее территории и не распространяется на порядок осуществления безналичных расчетов с участием физических лиц.
Безналичные расчеты осуществляются через кредитные организации (филиалы) и/или Банк России по счетам (далее - банки), открытым на основании договора банковского счета или договора корреспондентского счета (субсчета), если иное не установлено законодательством и не обусловлено используемой формой расчетов.
Формы безналичных расчетов
а) расчеты платежными поручениями;
б) расчеты по аккредитиву;
в) расчеты чеками;
г) расчеты по инкассо.
Формы безналичных расчетов избираются клиентами банков самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами (далее по тексту - основной договор).
53.Понятие и виды цен
Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара.
В юридической литературе цена рассматривается как экономическая и правовая категория. Цена как экономическая категория формируется с учетом:
- уровня потребительского спроса на продукцию;
- эластичности спроса, сложившегося на рынке этой продукции;
– возможности реакции рынка на изменение выпуска предприятием этой продукции;
- мер государственного регулирования ценообразования;
- уровня цен на аналогичную продукцию предприятий-конкурентов и др.
В качестве юридической категории цена выступает существенным условием ряда договоров, базой для формирования налога на добавленную стоимость, акцизов, снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, а также имеет ряд других значений. Деятельность организаций по формированию цен подчинена определенным нормативным актам и правилам. Эти правила различаются в зависимости от того, с ценой какого вида мы имеем дело. Можно выделить несколько видов цен.
1. В зависимости от роли в ценообразовании гос-ва цены могут быть свободными и регулируемыми. Под свободной ценой понимают цену, складывающуюся на товарном рынке без государственного воздействия на нее. Свободная цена колеблется вокруг стоимости товара в зависимости от спроса и предложения и,
2. . По территории действия цены можно классифицировать на внутригосударственные и мировые
3. . Объективные экономические законы развития хозяйства позволяют провести деление цен на оптовые и розничные
54.Правовые основы государственного регулирования цен. Способы регулирования цен
Данными актами определена государственная ценовая политика (государственная политика цен), представляющая собой совокупность целей, принципов и задач государственного регулирования цен. Она направлена на дальнейшую либерализацию ценообразования при сохранении государственного регулирования цен в сфере естественных монополий, государственных закупок и на ряд социально значимых товаров и услуг.
ПП РФ утверждает перечни товаров (работ, услуг), цены на которые на внутреннем рынке подлежат гос. регулированию. В настоящее время утверждены три перечня:
· Перечень продукции, товаров, услуг, гос. регулирование цен на которые осуществляют ПП РФ и федеральные органы исполнительной власти (например, продукция ядерно-топливного цикла, оборонного значения, транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам и другие);
· Перечень продукции, товаров и услуг, гос. регулирование цен на которые осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ (например, газ, реализуемый населению; твердое топливо, керосин, реализуемые населению, перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта и другие);
· Перечень товаров и услуг, по которым органам исполнительному власти субъектов РФ предоставлено право вводить гос. регулирование тарифов и надбавок (например, тарифы на перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях, речным транспортом в местном сообщении и на переправах, наценки на продукцию, реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях и другие).
Гос. регулирование цен по каждой из групп товаров и услуг, включенных в указанные перечни, осуществляется специальными нормативными актами.
Способы государственного регулирования цен можно подразделить на:
· Способы директивного (прямого) регулирования – установление:
· фиксированных цен (фиксированные тарифы на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта);
· предельных (максимальных и минимальных) цен (предельные уровни тарифов на электроэнергию, потребляемую населением);
· базовых цен и предельных коэффициентов их изменения (при расчете тарифов за услуги связи, в зависимости от категории потребителей, времени суток, дня недели);
· индексации цен (при регулировании тарифов на ж/д перевозки грузов);
· предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок (регулируются торговые надбавки к ценам на лекарственные средства, продукты питания первой необходимости);
· предельного уровня рентабельности;
· гарантированных цен (предусматривается возможность применения гарантированных закупочных цен при реализации непосредственно государству с/х продукции, сырья и продовольствия).
· Меры экономического (косвенного) регулирования:
· Бюджетные дотации,
· Компенсации затрат производителям,
· Льготное кредитование и налоговые льготы (что позволяет снизить себестоимость выпускаемой продукции и, следовательно, уровень цен).
Нормативными актами предусмотрена необходимость преобладания мер экономического управления ценами над директивными и максимального увязывания прав субъектов РФ по регулированию цен с возможностями их бюджетов.
ПП РФ от 30.06.2004 №332 (в редакции от 27.07.2007) «Об утверждении положения о Федеральной службе по тарифам (ФСТ)»:
ФСТ является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством РФ и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий. Руководство деятельностью ФСТ осуществляет Правительство РФ.
ФСТ в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, ФКЗ, ФЗ, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, а также настоящим Положением.
ФСТ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами МСУ, общественными объединениями и иными организациями.
55.Понятие и правовое регулирование торговой деятельности
Основы законодательного регулирования торговой деятельности. Под торговой деятельностью (или торговлей) понимается вид ПД, связанный с приобретением и продажей товаров и направленный на удовлетворение покупательского спроса путем реализации товаров потребительского назначения и предоставления услуг общественного (массового) питания. Торговая политика включает в себя совокупность организационных, правовых, экономических, контрольных и иных мер, проводимых органами государственной власти совместно с общественными организациями и предпринимателями для реализации целей и принципов торговой деятельности.
Среди видов торговли выделяют:
1) оптовую (мелкооптовую) торговлю как разновидность торговой деятельности, связанную с приобретением и продажей товаров для использования их в ПД (в том числе для перепродажи). Сюда также относится любая продажа в иных целях, не связанная с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием объектов торговой деятельности. Мелкооптовая торговля – разновидность оптовой торговли, связанная с реализацией партий товаров производителями и торговыми посредниками для последующей перепродажи в розничной торговле и ином коммерческом обороте. Минимальная партия товара при мелкооптовой торговле не может быть меньше, чем количество единиц соответствующего товара в одной упаковке производителя для розничной реализации;
2) розничную (мелкорозничную) торговлю как разновидность торговой деятельности, связанную с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях. Такого рода операции не должны быть связаны с осуществлением ПД. Мелкорозничная торговля представляет собой разновидность розничной торговли, связанную с реализацией товаров, не требующих особых условий продажи, через объекты мелкорозничной сети.
Специальными субъектами, ведущими торговлю и специализирующимися в данной сфере, выступают юридические лица и индивидуальные предприниматели. Среди них следует особо выделить:
– хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность;
– хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в ПД, в том числе для продажи или перепродажи.
Указанные выше субъекты могут вступать в отношения по поводу организации и осуществления торговой деятельности с органами государственной власти и органами местного самоуправления, которые специальными субъектами, ведущими торговлю, не являются.
По видам товаров выделяют: нематериальные товары (например, информационные продукты) и материальные товары (например, твердые, жидкие и др.); потребительские товары (служат для удовлетворения нужд основных групп населения) и товары производственного назначения (предназначенные для продажи с целью их использования во внутрихозяйственной деятельности организаций). Для конечного потребителя наибольшее значение имеют продовольственные товары, т.е. продукты в натуральном или переработанном виде, находящиеся в обороте и употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, безалкогольные напитки, жевательная резинка, пищевые добавки и биологически активные добавки и др.
Таким образом, предметом торговли могут выступать материальные вещи, готовая продукция, здания и оборудование, продовольственные товары и услуги, а также объекты интеллектуальной деятельности. Итак, международная и национальная торговля включает торговлю товарами, услугами, интеллектуальной собственностью. Многие товары продаются через магазины розничной торговли, а также через торговые сети, которые представляют собой совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.
Правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется ГК РФ, Законом о защите прав потребителей, а также законодательными актами субъектов РФ. Отношения, связанные с организацией розничных рынков, осуществлением деятельности по продаже товаров на розничных рынках, регулируются Федеральным законом от 30.12.2006 № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации". Кроме того, в рамках собственных полномочий органы местного самоуправления также вправе издавать правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
Вместе с тем базовым законодательным актом, который определяет принципы государственного регулирования торговой деятельности в нашей стране, выступает Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Следует отметить, что положения данного закона не применяются к отношениям, связанным с организацией и осуществлением:
– внешнеторговой деятельности;
– деятельности по проведению организованных торгов;
– деятельности по продаже товаров на розничных рынках;
– купли-продажи ценных бумаг, объектов недвижимости, продукции производственно-технического назначения, в том числе электрической энергии (мощности), тепловой энергии и мощности, а также иных видов энергетических ресурсов.
Отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговли товарами, ограниченными в обороте, порядок и условия их продажи регулируются федеральными законами об обороте таких товаров. Подобные ограничения первоначально были установлены указом Президента РФ от 22.02.1992 № 179 "О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена". Затем перечень таких товаров был расширен рядом законов, например Законами РФ от 20.08.1993 № 5663-1 "О космической деятельности", от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах", Федеральными законами от 13.12.1996 № 150-ФЗ "Об оружии", от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и др.
Среди целей правового регулирования отношений в сфере торговли можно выделить:
1) обеспечение единства экономического пространства страны путем установления единых требований к организации и осуществлению торговой деятельности;
2) развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров;
3) обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность;
4) разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной
власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.
Статья 4 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ устанавливает методы государственного регулирования в данной сфере. Гос. регулирование торговой деятельности осуществляется посредством:
1) установления требований к ее организации и осуществлению;
2) антимонопольного регулирования торговой деятельности;
3) информационного обеспечения сферы торговли;
4) государственного контроля (надзора), муниципального контроля в этой области.
В торговом праве к основным направлениям реализации государственной политики в сфере торговли можно отнести:
– развитие и совершенствование нормативно-правового обеспечения деятельности отрасли;
– лицензирование отдельных видов торговой деятельности в установленном порядке;
– сертификацию продукции потребительского назначения, услуг торговли и общественного (массового) питания в установленном порядке;
– реализацию государственной монополии на отдельные виды товаров и (или) отдельные виды торговой деятельности, установленной Российской Федерацией, и введение отдельных ограничений на осуществление торговой деятельности в пределах, установленных законодательством;
– поддержку отечественных товаропроизводителей в сфере торговой деятельности и социально значимых видов торговой деятельности;
– финансирование в установленном порядке инвестиционных и инновационных проектов за счет бюджетных, внебюджетных источников, городских заимствований на конкурсной основе;
– государственный контроль за соблюдением требований нормативных правовых актов РФ в сфере торговли;
– разработку и реализацию комплексной программы развития отрасли, а также региональных целевых программ в сфере потребительского рынка.
Среди принципов торговой деятельности, закрепляемых на международном и внутригосударственном уровне, можно особо выделить: принцип свободы торговли, принцип добросовестности, принцип недискриминации, принцип взаимной выгоды, принцип наибольшего благоприятствования, принцип национального режима, принцип свободы транзита и др.
Анализ законодательства показывает, что в Российской Федерации управление потребительским рынком поднято на самый высокий уровень государственного регулирования и, несмотря на то что полномочия в данной сфере разделены, де-факто здесь наблюдается централизованное регулирование торговых отношений по сравнению с другими странами. В связи с этим следует особо отметить механизмы распределения полномочий Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления, а также некоммерческих организаций в области регулирования торговой деятельности.
Так, Правительство РФ в исследуемой области осуществляет:
1) проведение собственной государственной политики в области торговой деятельности;
2) утверждение методики расчета и порядка установления субъектами РФ нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
3) утверждение методики расчета объема всех реализованных продовольственных товаров в границах субъекта РФ, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа в денежном выражении за финансовый год и определения доли объема всех реализованных таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю такими товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации), в границах соответствующего административно-территориального образования в денежном выражении за финансовый год и др.
56.Субъекты и объекты торговой деятельности
Торговая деятельность - инициативная самостоятельная деятельность юридических лиц и граждан по осуществлению покупки и продажи товаров с целью получения прибыли.
Субъекты торговой деятельности. Ими являются предприниматели, занимающиеся продвижением товарной массы от производителей к потребителям. К предпринимателям относятся как индивидуальные предприниматели, так и коммерческие организации.
К коммерческим организациям относятся: полные товарищества; коммандитные товарищества (товарищества на вере); ООО, ОДО, ОАО, ЗАО; производственные кооперативы; гос.и мун.унитарные предприятия.
Указанные организации можно классифицировать не только по организационно-правовой форме, но и по функциональному признаку. Так, по выполняемым функциям различают торговые дома, дилеров, трейдеров, дистрибьюторов, брокеров, стокистов, экспортно-импортные фирмы, торговые агентства. Перечисленных субъектов называют независимыми посредниками.
К специальным субъектам коммерческой деятельности относятся оптовые ярмарки, оптово-продовольственные рынки, товарные биржи. Основная цель этих участников торгового оборота заключается в создании условий для купли-продажи, в организации товарного рынка.
Некоммерческие организации м/б субъектами коммерческого права лишь постольку, поскольку вправе в соответствии со своими уставами заниматься торговой деятельностью (потребительские кооперативы, общественные организации, некоммерческие партнерства, фонды).
Помимо названных субъектов, в торговом обороте могут также участвовать РФ, ее субъекты, мун.образования.
Объекты торгового оборота – это ценности, по поводу которых возникают отношения, регулируемые коммерческим правом. Таковыми являются товары и товарораспорядительные документы (складские свидетельства, коносаменты, накладные), поскольку продажа последних влечет и переход права на эти товары.
Под товаром понимается любой продукт производственно-экономической деятельности, существующий в материально-вещественной форме и предназначенный для реализации.
Складские свидетельства. Различают двойное складское свидетельство и простое складское свидетельство. С их помощью оформляется заключение договора хранения на товарном складе.
Двойное складское свидетельство позволяет заложить товар. Оно состоит из двух частей – складского свидетельства и залогового свидетельства (варранта), которые могут быть отделены одно от другого, при этом каждая из частей также является ценной бумагой. Все они относятся к ордерным ценным бумагам, то есть передаются вместе или порознь по передаточным надписям (индоссаментам).
Коносамент – товарораспорядительный документ в морской перевозке грузов, на основании которого перевозчик получает товар и передает его грузополучателю. В результате купли-продажи коносамента возможна передача имущественных прав на груз, в отношении которого выдан коносамент. Коносамент является ценной бумагой с обязательными реквизитами. Различают три вида коносамента: 1) именной коносамент – выдается на имя определенного получателя; 2) ордерный коносамент – выдается согласно приказу отправителя или получателя; 3) коносамент на предъявителя.
Накладные используется для оформления перевозки грузов на всех видах транспорта, кроме морского. Она содержит сведения о перевозимом грузе, характеристику транспортного средства (тип вагона, его грузоподъемность, степень загрузки и т. д.) и иных условий перевозки (скорость перевозки, время принятия груза и т. д.).
Накладная является именным документом.
Соответственно, не включаются в число товаров нематериальные объекты, и в частности имущественные права (права требования, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и др.), действия (оказание услуг, выполнение работ), личные права (честь, деловая репутация, связи, личные авторские права и др.), информация. Не признаются объектами ценные бумаги, кроме товарораспорядительных документов, передача которых приравнивается к передаче самого товара.
В силу своей специфики не включаются в число объектов - электроэнергия, тепло, вода, газ и недвижимость, а также товары, изъятые из торгового оборота и ограниченные в торговом обороте.
57.Торговые договоры
Важнейшим средством правового регулирования торговой деятельности является договор. Гражданский кодекс РФ определяет договор как соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Торговый договор является разновидностью гражданского и подчиняется общим требованиям гражданско-правового регулирования. Законодательство РФ не дает определения торгового договора. В литературе выделяют следующие его признаки:
цель заключения – осуществление коммерческой деятельности;
особый субъектный состав участников;
возмездный характер договора.
При определении объектов таких договоров следует исходить из их коммерческого хар-раи особенностей оборота товаров. Следовательно объектом торгового может быть имущество, за исключением тех его видов, которые по своей природе не могут быть товаром в коммерческих отношениях (недвижимое имущество, ценные бумаги, нематериальные блага), а также тех объектов, которые принято исключать из коммерческого оборота в силу особенностей содержания и порядка исполнения обязательств, связанных с ними (тепло, электроэнергия, вода).
Таким образом, торговый договор можно определить как соглашение, сторонами которого являются субъекты коммерческой деятельности об установлении, изменении или прекращении прав и обязанностей по перемещению объектов коммерческого оборота от изготовителей к потребителям.
В юридической литературе торговые договоры в зависимости от их значения в торговом обороте условно подразделяются на четыре группы:
- реализационные;
- посреднические;
- договоры, содействующие торговле;
- организационные.
Ядро торгового оборота составляют реализационные договоры, которые оформляют отношения по возмездной реализации товара для предпринимательских и хозяйственных нужд. К числу реализационных относятся договоры поставки, оптовой купли-продажи, контрактации сельскохозяйственной продукции, закупок для государственных нужд, товарный кредит.
Посреднические договоры способствуют совершению лицом действий по поводу товара в интересах какого-либо участника торгового оборота.
К данной группе относятся, прежде всего, договоры поручения, комиссии, агентирования, коммерческой концессии (франшизы), внешнеторговой комиссии (консигнации), дистрибьюторские договоры.
По характеру деятельности и особенностям отношений с предпринимателями посредники подразделяются на следующие виды.
Коммерческие представители - посредники, постоянно и самостоятельно представительствующие от имени предпринимателей при заключении ими договоров в сфере товарного обращения.
Поверенные - посредники, которые по поручениям участников товарного рынка содействуют совершению коммерческих операций, в том числе по сбыту или приобретению товаров путем заключения договоров от имени и за счет доверителей.
Комиссионеры - посредники, содействующие по поручениям участников товарного рынка (комитентов) сбыту и приобретению товаров в рамках комиссионных договоров путем заключения от своего имени и за счет комитентов контрактов с третьими лицами.
Агенты - посредники, совершающие по поручению участника товарного рынка (принципала) юридические и иные действия, в том числе по сбыту и приобретению товаров, путем заключения договоров от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
Дистрибьюторы - оптовые торговцы, которые в рамках дистрибьюторских договоров сбывают импортные товары продавцам, заключая контракты купли-продажи.
Содействующие договоры могут иметь как торговое, так и общегражданское применение. К их числу относятся договоры на выполнение маркетинговых исследований, оказание рекламных и информационных услуг, хранение товаров, страхование товаров и коммерческих рисков, транспортной экспедиции.
К организационным договорам относят соглашения об исключительной продаже товаров, договоры об организации взаимосвязанной деятельности по реализации товаров, договоры органов исполнительной власти о межрегиональных поставках товаров, договоры органов власти и местного самоуправления с производственными и торговыми фирмами по вопросам торговли.
58.Понятие деятельности по оказанию услуг. Договоры на оказание услуг
Предмет договора возмездного оказания услуг - нематериальные услуги. В разделе подробно описан предмет договора возмездного оказания услуг согласно действующему законодательству РФ и приведены примеры.
Предметом договора возмездного оказания услуг являются нематериальные услуги. Если конкретизировать данное понятие, то можно сказать, что это в понятие предмета договора оказания услуг входит деятельность, основная цель которой не направлена на создание овеществленного результата. И хотя материальный результат может являться сопутствующим "продуктом" выполнения услуг, его создание в договоре возмездного оказания услуг никогда не является самостоятельным предметом договора оказания услуг и всегда подчинено основной его цели.
Это следует из понятия договора оказания услуг, приведенного в ГК РФ. Следует различать результат деятельности исполнителя, то есть собственно "услугу", оказываемую по договору оказания услуг, и тот результат, которого желает достичь заказчик посредством услуги. Например, гражданин желает получить работу маркетолога и нанимает специалиста в данной области, чтобы тот подготовил гражданина к собеседованию. Гражданин (заказчик) заключает со специалистов (исполнителем) договор о возмездном оказании услуг, а значит предметом договора оказания услуг является подготовка гражданина к собеседованию. В этом случае, результатом, которого хочет достичь заказчик является получение работы. Однако этот результат не охватывается деятельностью исполнителя. Исполнитель (специалист) может лишь предоставить возможность заказчику овладеть набором знаний, однако гарантировать получение работы никак не может. Это связано с прошлым рабочим опытом заказчика, его личными качествами, количеством соискателей на эту должность и т.д. Таким образом, неотъемлемым условием обязательств по оказанию услуг является невозможность гарантировать достижение полезного эффекта деятельности исполнителя. Такой результат лежит вне пределов договора возмездного оказания услуг.
Виды услуг, то есть предмета договора оказания услуг на которые распространяется действие договора возмездного оказания услуг, перечислены в п.2 ст.779 ГК РФ. К ним относятся услуги связи, медицинские, ветеринарные, аудиторские, консультационные, информационные, услуги по обучению, туристическому обслуживанию. Данный перечень не является исчерпывающим. К понятию предмета договора возмездного оказания услуг могут быть отнесены и иные услуги при условии, что они носят нематериальный характер и не подпадают под действие норм, регламентирующих отдельные договоры об оказании услуг (подряд, доверительное управление, банковский счет, поручение, комиссия и т.п.).
59.Понятие деятельности по выполнению работ. Договоры на выполнение работ
Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц (п. 4 ст. 38 НК РФ). Таким образом, в качестве объекта налогообложения НК РФ рассматривает овеществленный результат, полученный от деятельности и имеющий стоимостную оценку, что согласуется с новой редакцией ст. 128 и ст. 702, 703 ГК РФ.
Для правового регулирования строительной и проектно-изыскательской деятельности характерно сочетание публично-правовых и частноправовых норм. Так, ГрК РФ, принятый 29 декабря 2004 г., регулирует отношения по архитектурно-строительному проектированию, строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, определяет основные понятия в данной области - объект капитального строительства, строительство, реконструкция, изыскательские работы и др., устанавливает требования к производству проектных, изыскательских работ, строительной деятельности, а также устанавливает ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности. Ряд требований к участникам градостроительной деятельности предъявляет Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации». Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» рассматривает выполнение строительных работ как один из этапов инвестиционной деятельности. Требования по безопасности производимых работ содержатся в СНИПах, которые действуют до принятия соответствующих технических регламентов. ГК РФ регулирует договорные отношения участников проектно-изыскательских и строительных работ. В отношении предназначенных для строительства, реконструкции земельных участков производится подготовка градостроительного плана земельного участка, в котором содержится информация о видах разрешенного использования данного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства, о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и др. (ст. 44 ГрК РФ). Необходимым этапом строительной деятельности является проведение инженерных изыскательских работ, выполняемых для подготовки проектной документации. Инженерные изыскания выполняются в целях получения материалов о природных условиях территории, на которой будет осуществляться строительство, и факторах техногенного воздействия на окружающую среду, материалов, необходимых для принятия конструктивных и объемно-планировочных решений, материалов, необходимых для проведения расчетов зданий, строений, сооружений, и др. (ст. 47 ГрК РФ). На следующем этапе осуществляется архитектурно-строительное проектирование путем подготовки проектной документации по объектам строительства (реконструкции) и капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов (ст. 48 ГрК РФ). Состав материалов, составляющих проектную документацию, определяется ГрК РФ. В нем предусмотрено проведение государственной экспертизы проектной документации. Договорные отношения по выполнению проектно-изыскательских работ опосредуются договором подряда на выполнение проектных и изыскательских работ (параграф 4 главы 37 ГК РФ). Правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, проектная документация, лицензия на осуществление соответствующего вида деятельности являются основаниями возникновения обязательств по производству строительных работ. Кроме того, для осуществления строительства (реконструкции, капитального ремонта) необходимо получение разрешения на строительство. Разрешение является документом, подтверждающим соответствие проектной документации установленным требованиям и дающим право застройщику на осуществление строительства. Перечень документов, необходимых для получения разрешения, установлен в ГрК РФ (ст. 51). Выполнение строительных работ осуществляется на основании заключенного договора строительного подряда подрядчика с заказчиком, регулируемого параграфом 3 главы 37 ГК РФ. При этом публично-правовые требования к осуществлению строительной деятельности содержатся в ГрК РФ, который во многом дополняет и развивает положения ГК РФ, связанные с необходимостью осуществления всестороннего контроля за безопасностью производства строительных работ и соответствия выполненных работ установленным законом требованиям. В ГК РФ предусмотрено осуществление контроля и надзора заказчика за ходом и качеством работ, соблюдением сроков строительства, а также право заказчика привлечения на договорной основе специального лица (инженера или инженерной организации) для осуществления контрольных функций (ст. 748). ГрК РФ предусматривает также необходимость проведения строительного контроля лицом, осуществляющим строительство, т.е. подрядчиком, и возможность привлечения заказчиком проектанта для проверки соответствия выполненных работ проектной документации (ст. 53). Усиление государственного контроля за строительной деятельностью, обусловленное необходимостью обеспечения публичных интересов, выражается и в требовании получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, представляющего собой документ, удостоверяющий выполнение строительства (реконструкции, капитального ремонта) объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного (реконструируемого, отремонтированного) объекта градостроительному плану земельного участка и проектной документации. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта. Подрядные работы для государственных нужд производятся по гос. контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд, регулируемому параграфом 5 главы 37 ГК РФ. Выделение в ГК РФ данного договора обусловлено участием в таких обязательственных правоотношениях особого субъекта - гос-ва, выражающего публичные интересы в строительстве соответствующих объектов и проведении иных подрядных работ. По гос. контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного хар-раработы и передать их гос. заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (ст. 763 ГК РФ). Правовое регулирование подрядных работ для государственных нужд в ГК РФ ограничено всего шестью статьями, две из которых носят отсылочный характер: основания и порядок заключения государственного контракта определяются соответствующими правилами о поставке товаров для государственных нужд (ст. 527 и 528 ГК РФ). К данным отношениям в части, не урегулированной ГК РФ, применяется закон о подрядах для государственных нужд, Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Наличие специального законодательства, применяемого к рассматриваемым отношениям, не свидетельствует о самостоятельности предмета государственного контракта. Предметом его могут быть как подрядные строительные работы (ст. 740 ГК РФ), так и проектные и изыскательские работы (ст. 758 ГК РФ), предназначенные для удовлетворения государственных нужд и финансируемые за счет средств соответствующих государственных бюджетов и внебюджетных источников. В связи с этим представляется необходимым привести определение данного договора в соответствие с определениями договоров строительного подряда и подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и указать в нем на передачу подрядчиком гос. заказчику не работ, а результатов соответствующих работ.
60.Понятие рекламы. Общие требования, предъявляемые к рекламе.
Основным законодательным актом, регулирующим отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, является Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ (в ред. от 28.09.2010 г.). Он регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг Российской Федерации, включая рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами граждан (физических лиц) и юридических лиц, а также рынки ценных бумаг.
Действие указанного Федерального закона не распространяется на политическую рекламу, а также на объявления физических лиц, в том числе в средствах массовой информации, не связанные с осуществлением ПД.
Слово «реклама» происходит от латинского reclamer («выкрикивать») и употребляется а значении информации о товарах и услугах с целью оповещения потребителей и создания спроса на эти товары и услуги, а также в значении распространения сведений о чем-либо (ком-нибудь) с целью создания популярности.
В Федеральном законе «О рекламе» реклама определена как информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопредеделённому кругу лиц и направленная на привлечения внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Понятие рекламы раскрывается как информация, характеризующаяся совокупностью признаков. Реклама - это информация:
- распространяемая в любой форме (устной, письменной, с помощью рисунков, графиков и т.п.);
- распространяемая с помощью любых средств (средств массовой информации, транспортных средств и др.);
- о физическом или юридическом лице, товарах, идеях, начинаниях;
- предназначенная для неопределенного круга лиц;
- целью которой является формирование или поддержание интереса к физическому, юридическому лицу, товарам, идеям, начинаниям;
- которая в результате повышенного интереса к товарам, идеям, начинаниям способствует их реализации.
Общие требования к рекламе состоят в следующем.
1. Реклама должна быть понятна потребителю, не обладающему специальными знаниями.
2. Реклама должна быть распознаваема без применения технических средств именно как реклама в момент ее представления.
3. Поскольку реклама обращена к неопределенному кругу лиц, на территории Российской Федерации она должна распространяться на русском языке. На государственных языках республик и родных языках народов РФ реклама может распространяться дополнительно, по усмотрению рекламодателей.
4. Если деятельность рекламодателя является лицензируемой, в рекламе должен быть указан номер лицензии и орган, ее выдавший.
5. Реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации, должна сопровождаться соответствующей пометкой.
6. Не допускается реклама товаров, запрещенных к производству и реализации на территории РФ.
7. Использование в рекламе объектов исключительных прав допускается только в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
8. Реклама не должна побуждать к насилию, агрессии, возбуждать панику, побуждать к опасным действиям.
9. Не допускается реклама, нарушающая интересы несовершеннолетних. Кроме того, в соответствии с нормами Закона о рекламе не допускается ненадлежащая реклама, то есть реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, в частности недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная, скрытая реклама.
61.Понятие рекламной деятельности. Участники рекламных правоотношений
Основным законодательным актом, регулирующим отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, является Федеральный закон от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе». Он регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг Российской Федерации, включая рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами граждан (физических лиц) и юридических лиц, а также рынки ценных бумаг.
Действие Закона о рекламе не распространяется на политическую рекламу, а также на объявления физических лиц, в том числе в средствах массовой информации, не связанные с осуществлением ПД (пп. 4, 5 Федерального закона от 18 июля 1995 г. «О рекламе»)
Требования к рекламе некоторых видов товаров и услуг содержатся также в специальном законодательстве. Так, реклама лекарственных средств осуществляется в соответствии со ст. 16 Закона о рекламе и ст. 44 Федерального закона от 22 июня 1998 г. «О лекарственных средствах» Реклама пестицидов и агрохимикатов осуществляется в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 19 июля 1997 г. «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» и т. д.
Слово «реклама» происходит от латинского слова «reclamer» («выкрикивать») и употребляется а значении информации о товарах м услугах с целью оповещения потребителей и создания спроса на эти товары и услуги, а также в значении распространения сведений о чем-либо (ком-нибудь) с целью создания популярности.[17]
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 18 июля 1995 г. «О рекламе» реклама определена как распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
Понятие рекламы раскрывается как информация, характеризующаяся совокупностью признаков. Реклама – это информация:
а) распространяемая в любой форме (устной, письменной, с помощью рисунков, графиков и т. п.);
б) распространяемая с помощью любых средств (средств массовой информации, транспортных средств и др.);
в) о физическом или юридическом лице, товарах, идеях, начинаниях;
г) которая предназначена для неопределенного круга лиц;
д) целью которой является формирование или поддержание интереса к физическому, юридическому лицу, товарам, идеям, начинаниям;
е) которая в результате повышенного интереса к товарам, идеям, начинаниям способствует их реализации.[18]
Субъекты рекламных отношений перечислены в ст. 2 Федерального закона «О рекламе»:
5) рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;
6) рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;
7) рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;
8) потребители рекламы - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама;
9) спонсор - лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности;
62.Особенности отдельных способов распространения рекламы