Как пользоваться дневником
Дневник удобно проходить с помощью опытного в духовной жизни руководителя
«И проповедану быть во имя Его покаянию
и прощению грехов во всех народах…»
(Лк.24, 47)
Святоотеческий опыт разделяет все грехи на восемь групп – страстей. Каждая страсть имеет своё название, и проявляется особым образом. Всякое проявление страсти мы должны признавать грехом, враждой против Бога, служением сатане. Таким образом, повторяя безбоязненно грехи, мы растим страсти - этим более и более продаём себя в рабство дьяволу.
О страстях советуем прочитать следующее:
1) Писания преподобного отца Иоанна Кассиана римлянина – собеседование 4, 5;
2) Святитель Игнатий Брянчанинов: т. 1 «Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями»; т. 3 «Смертный грех», «Страсть»;
3) Преподобный Никодим Святогорец «Невидимая брань» - часть 1 глава 24;
4) Основы духовной жизни по славянскому «Добротолюбию» - «Борьба со страстями и стяжание добродетелей»;
5) «Добротолюбие», т. 2.
В дневнике восемь глав, каждая из которых посвящена отдельной страсти. Внутри каждой страсти грехи разделены на три группы:
1) жирным шрифтом выделены грехи смертные, и даже один, любой из них, отрывает нас от Церкви, отлучает от Христа, лишает Божественной Благодати и отправляет на вечные муки в ад - такова их тяжесть, если они остаются нераскаянными.
2) обычным шрифтом написаны грехи тяжкие, которые нужно обязательно замечать и регулярно с сокрушением сердца исповедовать. Нельзя их «копить» - от этого враг укрепляется в сердце, помрачает ум и лишает его способности замечать грехи.
3) курсивом выделеныгрехи «условно» простительные.«Условно» потому, что в разных ситуациях у разных людей степень их опасности может меняться - они могут переходить и в разряд тяжких. Простительные грехи в виде помыслов и чувств не оставляли даже святых, но они при этом сокрушались так, как мы не можем сокрушаться даже от смертных грехов. Опасность простительных грехов в том, что если их не признавать за грехи и оставлять без раскаяния, то можно набрать целый «мешок песчинок», который по весу будет не меньше тяжелого камня (смертного греха), и так же утянет на дно ада.
С детских лет сатана развивает в нас страсти: сначала приучая ко «грешкам», потом дальше и дальше, желая подвести нас ко грехам смертным, чтобы гарантировано заполучить свою добычу. По этой причине не только смертный грех, но и любая из страстей, оставленная без борьбы, развитая, да ещё и любимая, точно так же отрывает нас от Христа и лишает Вечной Жизни.
Исследуем себя! Проверим, на сколько крючков (страстей) поймал нас враг? А ведь для рыбы достаточно проглотить и один, чтобы быть пойманной! Но точно так и для души - и одной страсти, оставленной без борьбы, достаточно для погибели. К ужасу своему, обнаружим при честном рассмотрении - все восемь!
Если имеем заботу о своей будущей вечной участи, то незамедлительно начнём борьбу. Дерево (страсть), которое долго растили, и выкорчевать нелегко, но с помощью Божьей всё возможно.
Любой из грехов может быть прощён христианину в таинстве Исповеди при выполнении трёх условий:
1. грех должен быть признан грехом (раньше мы могли не считать то или иное дело греховным и спокойно его совершали, не волнуясь о последствиях);
2.человек должен раскаяться во грехе, причём степень покаяния должна соответствовать степени греха, чего у нас обычно не получается из-за отсутствия Страха Божьего. Как следствие, грехи с лёгкостью повторяются до тех пор, пока человек по-настоящему не сокрушится сердцем. Требуется борьба до «кровавого пота». В прежние века для этого назначали епитимии.
3.кающийся не должен хотеть впредь повторять этот грех, в сердце должен произойти разрыв со грехом, должна родиться к нему ненависть и брезгливость. При одном воспоминании о грехе должна закипать вражда против него.
В левой части каждой страницы дневника оставлено три колонки. В первой колонке нужно отметить грехи, совершенные за всю прошедшую жизнь. Во второй колонке отметить грехи, совершаемые в настоящее время. В третьей колонке отмечается частота повторения нынешних грехов, например, за неделю. Если грех повторяется многократно, то необходимо найти адекватные меры для его устранения – в этом поможет священник.
Пример заполнения дневника:
Наименование греха | |||
˚ ˚ ˚ ˚ | + | + | Привязанность к лакомствам |
Всё, что будет намечено для исправления (периодичность исповеди, молитвенное правило, режим поста и прочее), можно отметить на последних страницах дневника, специально оставленных пустыми.
Надеемся, что большой перечень грехов, приведённый по каждой страсти, не толкнёт никого в отчаяние, а, наоборот, поможет родиться в сердце сокрушению, без которого спасение не начинается.
В заключение хочется напомнить об ответственности христианина в Причастии: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьёт от Чаши сей. Ибо кто ест и пьёт недостойно, тот ест и пьёт осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор.II, 28 - 30). Нераскаянный соответствующей степенью покаяния смертный грех, и страсть, оставленная в сердце без борьбы, разлучают нас со Христом, следовательно, Причастие в таком состоянии пока невозможно - обернётся в осуждение. Сначала необходимо исправить свою жизнь, то есть обрести Покаяние.
Да умудрит Вас Бог.