Онтролируемыми субъектами являются налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты и банки.
Главной целью налогового контроля является создание совершенной системы налогообложения и достижение такого уровня исполнительности (налоговой дисциплины) среди налогоплательщиков, налоговых агентов и иных лиц, при которых исключаются нарушения налогового законодательства или их число незначительно.
К числу задач налогового контроля относятся:
— неотвратимое наказание нарушителей законодательства о налогах и сборах;
— обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет (государственные внебюджетные фонды);
— предупреждение нарушений законодательства о налогах и сборах, а также возмещение ущерба причиняемого государству в результате неисполнения налогоплательщиками (налоговыми агентами) и иными лицами своих обязанностей.
Содержание налогового контроля включает:
— проверку выполнения физическими лицами и организациями обязанностей по исчислению и уплате налогов;
— проверку постановки на налоговый учет и исполнение налогоплательщиками связанных с ним обязанностей;
— проверку правильности ведения бухгалтерского (налогового) учета, своевременности представления налоговых декларации и достоверности содержащихся в них сведений;
— проверку исполнения налоговыми агентами обязанностей по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в соответствующий бюджет (государственный внебюджетный фонд) налогов и сборов;
— проверку соблюдения налогоплательщиками и иными лицами процессуального порядка, предусмотренного налоговым законодательством;
— проверку соблюдения банками обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством;
—предупреждение и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;
— выявление проблемных категорий налогоплательщиков;
— выявление нарушителей налогового законодательства и привлечение их к ответственности;
— возмещение материального ущерба, причиненного государству в результате неисполнения налогоплательщиками (налоговыми агентами) и иными лицами обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством.
I. Специалисты в сфере налогового права используют следующий подход к определению форм и методов налогового контроля.
Под формой финансового (налогового) контроляпонимаются способы конкретного выражения и организации контрольных действий. Выделяются такие основные формы финансового контроля, как ревизия, проверка и надзор. Отличие между ними заключается в том, что ревизия охватывает все (или почти все) стороны деятельности объекта контроля, проверка проводится по определенному кругу вопросов или теме путем ознакомления с определенными сторонами деятельности. Надзор же производится контролирующими органами за хозяйствующими субъектами на предмет соблюдения последними установленных правил и нормативов'.
Основной формой осуществления налогового контроля является проверка. Налоговый надзор фактически осуществляется органами прокуратуры. Использованиетакой формы, как ревизия в рамках контрольной деятельности налоговых органов или иных контролирующих органов также не исключается.
од методами налогового контроля понимаются приемы, способы или средства его осуществления. Методы налогового контроля различаются в зависимости от того, является он документальным или фактическим.
Применительно к документальномуналоговому контролю выделяются следующие приемы:
— формальная, логическая и арифметическая проверка документов;
— юридическая оценка хозяйственных операций, отраженных в документах;
— встречная проверка, основывающаяся на том, что проверяемая операция находит отражение в аналогичных документах организации-контрагента и в других документах и учетных записях;
— экономический анализ'.
Фактический же налоговый контроль предусматривает использование таких методов, какучет налогоплательщиков, исследование документов, получение объяснений (допрос свидетелей), осмотр помещений (территорий) и предметов, инвентаризация, привлечение специалиста, сопоставление данных о расходах физических лиц их доходам, экспертиза и экстраполяция. Последний из названных методов основывается на праве налоговых органов определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках (п. 7 ст. 31 НК РФ).
Эффективность налогового контроля зависит от правильного выбора форм, методов, способов (приемов) и видов налогового контроля. Оптимальные же их сочетания, которые позволяют с наименьшими усилиями и в кратчайшие сроки достигать наилучших результатов при осуществлении налогового контроля, как правило, находят свое закрепление в соответствующих методиках. В совокупности они и составляют методическую основу налогового контроля.
II. Специалисты в сфере финансового права используют другой подход при определении форм и методов контроля
Формы контроля
Понимая под формой внешнее выражение контрольных действий компетентных органов, представители финансовой правовой науки нередко в организационном смыслеотносят к формам осуществление этих действий во времени.[1] В этом случае внешнее выражение во времени проявляется в предварительном, текущем и последующем контроле.
Вместе с тем внешний образ контрольных действийможет просматриваться и в других организационных аспектах их выражения. Например, в подписании финансовых документов, выездах на контролируемый объект, обобщении судебной практики, обзоре жалоб и заявленийи т. п.
Но в финансовом праве основным выражением во вне являются правовые формы финансового контроля.
Как функция финансовой деятельности, финансовый контрольюридическими формами имеет правовые акты, 1.определяющие условия и порядок работы контрольных органов и 2. фиксирующие результаты проводимых действий.
В отличие от самой финансовой деятельности юридическая форма контроля не представлена финансово-плановыми актами. Таким образом, речь может идти только о правотворчестве и правоприменении, порождающихнекоторые виды юридических актов в сфере финансового контроля.
Правоприменительные акты (2 разновидности)
1. Юридическими формами, отражающими результаты финансового контроляи составляющими основания для возникновения, изменения или прекращения юридических последствий для подконтрольного объекта, являются акты, справки, протоколы, заключения, отчеты, составляемые на основе или в процессе контрольных действий.
По своей природе это правоприменительные акты, фиксирующие результат исполнения нормфинансового права, регламентирующих контроль.
К ним относятся: акт ревизии или проверки, справка о результатах обследования, заключение по представленным документам и проектам финансовых планов, протокол о выявленных нарушениях, заключение аудитора и другие виды актов, допускаемые законодательством в качестве юридической формы закрепления выявленных результатов.
2. Другой разновидностью правоприменительных формв контрольной сфере являются акты должностных лиц об организации финансового контроля того или иноговида, объекта. Например, для реализации требований ст. 89 Налогового кодекса РФ по выездным проверкам руководителями налоговых органов должны быть приняты решения о проведении выездной налоговой проверки.
Самыми распространенными правоприменительнымиюридическими формами являются акты проверок.