Основные принципы (методы) учета.
1.Принцип себестоимости требует, чтобы все объекты учитывались по стоимости приобретения, либо аналогичной. Однако применение этого принципа сталкивается с многочисленными препятствиями, так как рыночная стоимость активов, особенно долгосрочных, должна равняться себестоимости его приобретения, особенно в период высокой инфляции.
2.Принцип начислений подразумевает отражение прибылей и убытков в учете и отчетности в момент получения дохода (понесения убытков), а не в момент реализации. Например, продажи учитываются обычно после того, как товары отгружены потребителю и доход можно измерить с достаточной степенью вероятности.
3.Принцип соответствия соотнесения требует соотнесение доходов и порождающих их расходов по времени.
4.Принцип полного раскрытия информации требует раскрытия всей существенной информации, в том числе и не относящейся к данному отчетному периоду, если обладание данной информацией существенно влияет на возможное поведение пользователя. Этот принцип, с одной стороны, требует раскрытия всех экстраординарных происшествий, имевших место после конца учетного периода, но перед опубликованием (представлением в официальный орган, получением заключения аудитора) финансовой отчетности, и, с другой стороны, требует раскрытия существенных планов менеджмента и другой прогнозной и прочей информации, которая может быть существенной для пользователя.
Требования (Constraints)
1.Определение соотношения издержки-выгоды требует соотнесения издержек по получению информации с вероятной или действительной полезностью этой информации. Однако точно определить полезность данной информации крайне затруднительно, да и издержки ее получения не всегда можно точно определить. Тем не менее, этот принцип находит определенное применение обычно в случаях, когда учитывается информация, связанная с неопределенностью.
2.Требование существенности требует раскрытия только той информации, которая является существенной для пользователя при принятии решений на основе данных отчетности. Соответственно, изменение или нераскрытие существенной информации влечет за собой принятие пользователем неправильного решения. Этот принцип тесно связан с принципом полного раскрытия: информация может считаться полностью раскрытой, когда раскрыты все существенные детали этой информации.
3.Требование консерватизма или осторожности имеет своей целью защиту пользователей от чрезмерного, порою неоправданного оптимизма управляющих. Это требование подразумевает большую готовность к учету вероятных убытков и потерь, чем возможных доходов. В соответствии с ним убытки должны по мере возможности учитываться в момент понесения, даже если они еще не реализованы, а вот прибыли должны учитываться только в момент реализации. С этим принципом связан способ оценки по меньшей из себестоимости и рыночной стоимости.
Помимо вышеперечисленных выделяются также принцип преобладания содержания над формой, принцип двойной записи и ряд других.
19). Документооборот и ведение учетных регистров в США.
Американская система предоставляет предприятиям большие свободы в ведении учета. В США фирма обязана раскрывать только те методы учета, которые существенно влияют на финансовые результаты, представленные в отчетности, и могут повлиять на решения пользователей, принимаемые на основе этой информации. Сам порядок ведения учета не важен, если он устойчиво приводит к правильным результатам в отчетности и поддается проверке.
Документооборот в США вообще не воспринимается как часть финансового учета, а скорее как часть управленческого. Единственное, что должны обеспечивать исходные документы - соблюдение принципов учета, то есть финансовая отчетность должна иметь основание в виде достаточно полных, правильных и своевременно оформленных документов. Все остальные характеристики первичных документов и порядка их оформления относятся к компетенции менеджмента. То же самое относится к порядку хранения документов. Их хранение требуется лишь в той мере, в которой они могут способствовать проверке в отчетном периоде. Также требуется предоставление документов при изменении учетной политики для обоснования допустимости такого изменения (например, применение другого метода амортизации объекта основных средств в связи с пересмотром срока его использования). Однако американская традиция значительно более либеральна в признании допустимости некоторых видов исходных документов. Так, основанием для начисления резервов по сомнительным долгам может служить просто обоснованное экспертное мнение бухгалтера, причем если источник этого мнения (решения) очевиден, то исходные документы могут вообще не оформляться. В США документооборот фирмы является внутренним делом самой фирмы, а количество предъявляемых требований минимально.
Отсутствует также в США регламентация перечня и видов учетных регистров. Она существовала некоторое время в железнодорожной отрасли, где план счетов определялся Межштатной комиссией по торговле. Для своего времени это был достаточно прогрессивный шаг, но потом требования плана счетов разошлись с требованиями экономики и какое-то время препятствовали нормальному развитию отрасли. В настоящее время отношение к возможности регулирования структуры плана счетов в США в основном негативное. Активное использование вычислительной техники для обработки учетной информации позволяет отказаться даже от иерархической структуры плана счетов. Соответственно, из-за отсутствия типичной структуры плана счетов, процесс формирования отчетности определяется самой фирмой.
Помимо перечня учетных регистров важную роль играет методика их ведения, то есть отражения на каких-то материальных носителях (бухгалтерских книгах, карточках или ведомостях). В США наибольшей популярностью среди немашинных видов носителей пользуются бухгалтерские книги.
Самой распространенной формой учета является журнальная. В этой системе предусматривается регистрация исходных документов в журналах, из которых операции переносятся в главную книгу или отдельные книги для специальных видов операций. Обычно создается общий журнал плюс несколько журналов для часто производимых операций. Эта система проще мемориально-ордерной системы и более гибкая, чем журнально-ордерная, так как позволяет составление сложных проводок.В США принцип двойной записи рассматривается как чисто технический прием, соответственно, в ней существенно меньшее внимание уделяется корреспонденции счетов, по крайней мере за ней не признается особого экономического смысла. Отказ от понятия корреспонденции несколько обедняет аналитические возможности, но зато позволяет составлять сложные проводки, когда кредитуется и дебетуется несколько счетов одновременно.
Процедура исправления учетных ошибок в целом аналогична. Такое понятие, как «красное сторно», практически не находит применения в практике учета, а при неправильном составлении проводки (неправильной корреспонденции) просто составляется проводка, переносящая неправильно разнесенную сумму на правильный счет.
Для проверки правильности технической стороны учета, отсутствия арифметических ошибок, производится сверка конечных сальдо в каждом отчетном периоде при помощи пробного баланса. В пробный баланс входят сальдо по всем незакрытым счетам. Естественно, что сумма кредитовых сальдо должна равняться дебетовым, неравенство указывает на ошибку. Процедуры закрытия отчетного периода производятся в трансформационной таблице. Эта таблица содержит пробный баланс как свою непосредственную часть. В ней же оформляются корректирующие и закрывающие проводки, и, наконец, оформляется новый пробный баланс, который носит название трансформированного пробного баланса. Сосредоточение всей необходимой информации в обозримом объеме улучшает качество принимаемых решений, снимает проблему соблюдения определенного порядка закрытия и позволяет бухгалтеру увидеть результаты закрытия периода до того, как они окажутся в Главной книге. Хотя последней возможностью иногда злоупотребляют для подгонки финансовых результатов, она позволяет получить результаты лучше соответствующие реальной экономической картине. Трансформационная таблица обладает еще и тем преимуществом, что непосредственно из нее можно получать данные для баланса и отчета о прибылях и убытках. Применение трансформационной таблицы не ограничивается только закрытием периода, ее применяют и просто при необходимости произведения большого числа взаимосвязанных проводок, например, при отражении эффектов изменения учетной политики.
20). Финансовая отчетность предприятий в США.
В США нет нормативного документа, устанавливающего формат отчетности. Вместе для всех коммерческих и промышленных предприятий установлены единые требования по расшифровке финансовых показателей, включаемых в баланс и приложения к нему.
В состав финансовой отчетности коммерческих и промышленных предприятий США входит:
- баланс;
- отчет о результатах хозяйственной деятельности (отчет о прибылях и убытках);
- отчет о движении денежных средств;
- отчет о движении акционерного капитала;
- приложения к балансу (пять анкет, отчет о внутреннем контроле, письма, сопровождающие аудиторское заключение, пояснительная записка);
- заключение аудитора.
Бухгалтерский баланс отображает пассивы и активы компании, капитал акционеров, а также финансовое состояние предприятия в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета (GAAP). Бухгалтерский баланс дает информацию об общем состоянии компании на конкретный момент времени.
При отсутствии баланса применяется принцип учета и отражения активов и обязательств в отчетности по «исторической стоимости», то есть по цене приобретения. Также применяется принцип существенности, который заключается в том, что отдельными строками в балансе отражаются все суммы, составляющие пять и более процентов от суммы по соответствующей статье баланса (таблица 14).
Как известно, в пассиве баланса находят свое отражение источники средств предприятия в денежной оценке на определенную дату. При этом каждому виду источников средств соответствует отдельная статья пассива баланса. И эта детализация во многом зависит от принятой классификации источников средств предприятия, то есть тех капиталов, которые предприятия используют для своей деятельности. Последовательность же записи отдельных статей в балансовую таблицу определяется в большинстве случаев сложившимися традициями.
Однако классификация источников средств предприятия, с достаточной подробностью рассмотренная в курсе бухгалтерского учета, определяет и их соответствующую группировку в балансе. Такими группами являются: краткосрочная задолженность, долгосрочный заемный капитал, акционерный капитал, дополнительный капитал и резервный капитал, включающий накопленную прибыль, то есть прибыль, оставленную после ее распределения в распоряжении предприятия. Но для удобства анализа баланса эта группировка его пассива укрупняется, и тогда могут выступать два вида аналитических группировок. С одной стороны, в основу группировки положена принадлежность используемых предприятием капиталов. И с этой точки зрения их подразделяют на собственные средства и заемные. С другой стороны, важную роль играет продолжительность использования капитала в обороте предприятия. По этой причине средства, используемые предприятием, подразделяют на капиталы длительного использования и капиталы краткосрочного использования. Естественно, что с капиталами краткосрочного использования необходима постоянная оперативная работа, направленная на контроль за своевременным возвратом этих капиталов и на мобилизацию (вовлечение в оборот предприятия) взамен возвращенных владельцам сумм других необходимых на короткое время капиталов.
Капиталы длительного использования в практике работы предприятий США принято называть постоянным капиталом. Однако и эта часть источников средств у них не лишена подвижности. Во-первых, по той причине, что постоянный капитал состоит из двух групп: долгосрочного заемного капитала и собственного капитала. А всякий заемный капитал имеет срок возврата и, следовательно, подлежит возобновлению. Во-вторых, в состав собственного капитала входит акционерный капитал, дополнительный капитал и резервный капитал. Резервный капитал составляет наиболее подвижную часть собственного капитала.
При анализе структуры пассива баланса выявляются и оцениваются удельный вес каждой группы пассива в общем итоге баланса, а также соотношения между отдельными группами.
Следует отметить, что многие акционерные компании США при публикации своих балансов стремятся сгруппировать статьи пассива в указанные выше группы и для удобства чтения и анализа баланса вывести по ним итоги. Однако субъективные действия составителей отчетов и ряд других причин способствуют отступлению от рассмотренной нами структуры.
Часто из собственного капитала исключают все начисленные резервы кроме накопленной прибыли. В этом случае резервы вместе с долгосрочным заемным капиталом образуют одну общую группу долгосрочных обязательств. Сюда же включают статью «Доля меньшинства», которая появляется в составе пассива баланса, когда материнская компания публикует консолидированный баланс, то есть сводный баланс материнской и дочерних компаний. Данная статья отражает долю сторонних акционеров в капитале дочерних компаний после вычета доли капитала, принадлежащего материнской компании в лице ее акционеров (большинства), и по своей природе представляет часть собственного капитала акционеров дочерних компаний.
За пределами рассмотренных аналитических группировок пассива баланса составители отчетов нередко показывают пассивные статьи распределения доходов и расходов между смежными отчетными периодами. Их следует включать в состав группы краткосрочной задолженности.
Так как анализ показателей баланса будет выполняться исходя из рассмотренной выше структуры его пассива, то в случае отклонений в конкретных публикациях группировок пассива от этой структуры необходимо выполнять перегруппировку статей его пассива в соответствии с рекомендованной схемой группировки.
Актив баланса содержит сведения на определенную дату о размещении имеющихся в распоряжении предприятия капиталов, то есть о их вложениях в конкретное имущество и материальные ценности, необходимые для производства, о расходах, обеспечивающих предприятию соответствующие условия для экономического процветания и продажи его продукции, о вложениях капитала, связанных с финансовыми операциями, и об остатках свободной денежной наличности. Каждому виду помещения капитала соответствует отдельная статья актива баланса. Обычно степень детализации активов предприятия по статьям определяется их классификацией. Эта классификация и последовательность записи статей актива в балансовую таблицу рассматривалась в курсе бухгалтерского учета.
Но для выполнения аналитических исследований и оценок структуры актива баланса его статьи, так же как и статьи пассива, подлежат группировке. Главными признаками группировки статей актива считают степень их ликвидности и направление использования в хозяйстве предприятия. В зависимости от степени ликвидности активы предприятия разделяют на две большие группы: оборотные активы (мобильные средства) и необоротные активы (иммобилизованные средства). Средства предприятий США могут использоваться во внутреннем обороте и за его пределами, будучи иммобилизованными в дебиторскую задолженность, вложенными в ценные бумаги или инвестированными в оборот других предприятий.
В состав оборотных активов входят: наличные деньги, ценные бумаги, дебиторская задолженность и запасы товарно-материальных ценностей. В эту же группу активов следует включать активные статьи распределения доходов и расходов между смежными расчетными периодами - «Расходы будущих периодов» и «Предстоящие доходы». Однако названные статьи составителями балансов часто записываются в его актив за итогом оборотных и необоротных активов.
Мобильные средства предприятий США во многом отличаются от оборотных средств предприятий России как по характеру образования, так и по структуре. Они образуются не только за счет собственных средств предприятия, но и за счет заемных. При этом заемные средства занимают значительный удельный вес в их общем итоге. Они не нормируются. В их состав входят значительные запасы денежной наличности и обладающие большой ликвидностью краткосрочные инвестиции (ценные бумаги). При этом весь амортизационный фонд до его вложения в новые объекты амортизируемых средств также пополняет денежную наличность или вкладывается в быстрореализуемые ценные бумаги. Эта часть мобильных средств образует своеобразный «избыток» капитала, наличие которого действует успокаивающе на кредиторов предприятия и массы акционеров. В то же время значительных размеров может достигать дебиторская задолженность в силу развитости в капиталистическом хозяйстве коммерческого кредита.
Запасы товарно-материальных ценностей включают производственные запасы, запасы товаров, реализуемых без переработки, и остатки готовой продукции. Они могут быть сведены в одну балансовую статью или показываться раздельно. В целом мобильные средства предназначаются не только для обеспечения производственной деятельности предприятия, но и для других сторон его деятельности, а поэтому потребность в них капиталистических предприятий будет рассмотрена детально в следующем параграфе.
К необоротным активам относят: долгосрочные инвестиции, реальный основной капитал и нематериальные активы. Долгосрочные инвестиции показывают суммы, отвлеченные из оборота предприятия и переданные в распоряжение других предприятий и учреждений либо для получения стабильных доходов в виде процента на займы и долгосрочные кредиты, либо с целью распространения влияния инвестора на другие предприятия, акции которых приобретает инвестор. Когда предприятие, в акционерном капитале которого доля участия другого предприятия становится преобладающей, теряет свою самостоятельность, то предприятие-инвестор показывает его балансовые сведения в составе своего консолидированного баланса, распределив ранее инвестированную сумму между соответствующими статьями актива.
Реальный основной капитал состоит из действующего амортизируемого имущества и незавершенных затрат на строительство и приобретение этого имущества. В его состав входят обычные амортизируемые средства производства: здания, сооружения, транспортные средства, машины, оборудование, специальные приспособления, инструмент длительного пользования, инвентарь и пр., а также «недвижность», невоплощающая стоимость, но способная стать объектом рыночного оборота: земельные участки, недра, содержащие полезные ископаемые, лесные массивы и водные угодья. Все эти объекты в условиях рынка даже без приложения труда человека для их видоизменения имеют балансовую оценку и подлежат амортизации по мере исчерпания своих полезных свойств. Незавершенные затраты на строительство и приобретение амортизируемого имущества подлежат амортизации лишь после вступления в строй действующих объектов.
Реальный основной капитал, включая и оценку «недвижности», принято считать ориентиром в оценке масштабов предприятия. Его размеры обычно составляют не менее 50 % всей суммы актива баланса.
Нематериальные (бестелесные) активы в балансе могут быть представлены статьями расходов, выполненных либо в организационных целях (они получили название расходов по устройству), либо с целью обеспечения предприятию получения дохода, превышающего среднюю норму прибыли. Такие активы называют также «неосязаемыми» средствами.
Расходы по устройству связаны с организацией предприятия, выпуском акций и облигаций, освоением новой технологии производства и др. Эти расходы подлежат амортизации, то есть относятся на текущие расходы предприятия в течение ряда лет. В балансе они учитываются по остаточной стоимости.
В состав «неосязаемых» средств входят: «цена предприятия», патенты, лицензии, товарные знаки, концессии. Они оцениваются различными способами: либо по себестоимости, либо по чистой стоимости, то есть за вычетом уценки или амортизации, а то и просто в символической оценке, равной одной денежной единице.
Нематериальные активы и реальный основной капитал часто объединяют в одну группу основного капитала.
Следующая форма отчета - это отчет о результатах хозяйственной деятельности.
В отчете о результатах хозяйственной деятельности отражаются, источники дохода по видам деятельности. Если источники дохода не превышают 10 % общей суммы дохода, то их разрешается объединять друг с другом. При объединении аналогичным образом должны суммироваться также связанные с ними издержки. В США наиболее распространены краткая многоступенчатая и краткая одноступенчатая формы отчета (таблицы 15,16).
В составе доходов выделяются:
1) чистая выручка от продажи продукции и услуг (валовая выручка с продажи за вычетом скидок, возмещения возвращенной продукции, компенсаций и проч.);
2) доход от основной деятельности предприятий коммунального обслуживания;
3) доход от аренды;
4) доход от услуг;
5) доход из иных источников.
В составе расходов отдельно указываются:
1) себестоимость реализованной продукции;
2) эксплуатационные расходы предприятий коммунального обслуживания;
3) расходы, связанные с арендой;
4) себестоимость услуг;
5) расходы, отнесенные на другие статьи доходов.
Таблица 15