Реформирование банковской системы

Повышение функциональной роли банковского сектора в экономике при обеспеченииего надежности является неотложной задачей Правительства РоссийскойФедерации. В соответствии со среднесрочной стратегией развития банковскогосектора Российской Федерации в этих целях необходимы:вывод с рынка проблемных банков, повышение капитализации банковской системы икачества капитала (собственных средств) кредитных организаций;совершенствование деятельности банков, доли участия в которых принадлежатгосударству, в части реализации их целей и задач;введение в действие системы страхования вкладов граждан в коммерческихбанках, что позволит увеличить приток ресурсов в негосударственные банки;ужесточение начиная с 2005 года требований Банка России к выполнениюкредитными организациями показателя достаточности капитала;завершение выхода Правительства Российской Федерации из участия в уставномкапитале организаций, предоставляющих услуги на финансовом рынке, кромеспециализированных банков, реализация мероприятий по сокращению доли участиягосударства в капитале Внешторгбанка;завершение мероприятий по прекращению участия государственных унитарныхпредприятий в уставном капитале кредитных организаций;упрощение процедур реорганизации кредитных организаций в форме слияния,присоединения и преобразования, включая уточнение порядка уведомлениякредиторов, исполнения обязательств кредитной организации перед кредиторами вслучае ее реорганизации;переход начиная с 2004 года кредитных организаций на международные стандартыфинансовой отчетности с завершением этого процесса до 2007 года. Реализацияэтой меры требует изменения действующего законодательства в сферебухгалтерского учета;внедрение в практику оценки рисков на консолидированной основе и развитиесоответствующего направления в системе банковского надзора;разработка новой редакции Федерального закона «О несостоятельности(банкротстве) кредитных организаций»;установление требований и условий кредитования связанных сторон;законодательное регулирование синдицированных кредитов в целях четкогораспределения ответственности, налоговых последствий и рисков для участниковсиндиката;развитие системы раскрытия информации о добросовестности исполнениязаемщиками обязательств перед банками (кредитными бюро);подготовка изменения банковского законодательства по вопросам обеспеченияпрозрачности капитала кредитных организаций;создание системы регистрации залогов в отношении любого вида имущества иимущественных прав, пересмотр процедуры обращения взыскания на заложенноеимущество с предоставлением залогодержателям реальных прав по внесудебномуобращению взыскания на предмет залога;выведение имущества, предоставленного в залог, из конкурсной массы прибанкротстве должника;устранение противоречий в законодательстве и обеспечение надлежащей защиты иприоритета требованиям залогодержателей;отмена излишних требований в отношении существенных условий договора о залогеи его действительности;законодательное регулирование порядка предоставления и реализации залогаденежных средств, находящихся на банковском счете. Требуется более детальноеурегулирование отношений, возникающих при залоге товаров, находящихся вобороте, так как ряд общих положений о залоге не может применяться из-заспецифики данного вида залога, необходимо также отказаться от установленияразмера пошлины в зависимости от цены имущества;внесение в Гражданский кодекс Российской Федерации изменений и дополнений,предусматривающих возможность досрочного изъятия срочных вкладов только вслучаях, прямо оговоренных в договоре;внесение в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации изменений,касающихся особого порядка обращения взыскания на имущество граждан-должниковпо ипотечным кредитам в целях развития ипотечного жилищного кредитования;совершенствование нормативной базы с целью упрощения порядка предоставлениябанками потребительских кредитов и кредитов малому бизнесу;развитие законодательства в части расширения форм участников кредитногорынка, в том числе создания и развития кредитных бюро.

Наши рекомендации