СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ (XV - XIX вв.) лекции по экономической истории
Время образования Русского централизованного государства (1472 – отказ Великого князя Ивана III Московского от уплаты дани хану Золотой Орды, 1478 - покорение Великого Новгорода, 1480- «стояние на Угре», 1485 - присоединение Тверского княжества) почти совпадает со временем формирования крупнейших централизованных монархий Западной Европы: Англии (завершение войны Алой и Белой роз в 1451 и начало династии Тюдоров в 1485), Франции (ликвидация Бургундского герцогства в 1477, присоединение Прованса в 1481 и Бретани в 1491), Испании (объединение в 1479 Арагона и Кастилии династическим браком и окончательное изгнание арабов в 1492 с Пиренейского полуострова). Но условия становления российского абсолютизма были существенно иными - отсутствовали города с сильным средним сословием. Не было и возможности участвовать в европейском состязании за внешние рынки. В XIV - XV веках русские купцы постепенно укрепляли международные связи в пяти направлениях: на европейский северо-запад - через Новгород (с Немецким, т.е. ганзейским, двором) и Балтийское море либо Смоленск и Литву, на юг - через Придонье и Крым (генуэзские колонии Каффа и Сурож, отсюда гости-сурожане) либо через Приднестровье и далее - к Константинополю, на восток - вдоль Волги от Твери и Нижнего Новгорода через Казань и Астрахань. Возвысившаяся до столицы централизованного Русского государства Москва свою центральность закрепила разгромом главных городов-конкурентов - Новгорода, Твери, Казани. Государь всея Руси Иван III по договорённости с Данией (1493) закрыл в Новгороде Немецкий двор под предлогом ущемления ганзейскими купцами интересов русских партнеров. Разрыв с недружелюбными ганзейцами подразумевал расширение торговли на южных направлениях, причем более всего московские власти были заинтересованы в общении с Европой через Крым. Однако осколок Золотой Орды - Крымское ханство (поддерживаемое достигшей вершины своего могущества султанской Турцией) - стало враждебным России. Как и на Западе, централизация монархии принесла монополию на монетное дело: первый государь всея Руси Иван III сосредоточил чекан на денежных дворах в Москве и покоренном Новгороде и запретил в уделах; а от имени великой княгини Елены Глинской в 1535 г. было велено изъять из обращения все прежде ходившие монеты и пользоваться только новой - серебряной копейкой (на ней был изображен всадник с копьем - Георгий Победоносец). Но собственными запасами серебра Московия не располагала, как думали раньше(или их было недостаточно), да и медь была в редкость; приходилось выменивать европейские монеты на драгоценную пушнину и зазывать из-за границы "рудознатцев".
Казанское ханство более всего обогащалось от международной торговли по волжскому пути. На ярмарку в Казань съезжались «изо всеи Русские земля богати купцы и иноземцы дальние и торговаху с Русью великими драгими товары», однако татары «приводяще к себе русь пленную ... яко скот толпами привязанных держаху и на торгу продаваху». Великий князь Василий III в 1523 воспретил русским купцам участвовать в казанской ярмарке и предпринял попытку организовать как соперницу ей ярмарку близ Нижнего Новгорода, у монастыря преп. Макария Желтоводского Но Макарьевской ярмарке суждено было расцвести лишь после того, как Казань (1552), а затем и Астрахань (1556) были взяты русскими войсками при Иване Грозном. После того, как все течение Волги оказалось в пределах расширившегося Московского царства, агенты английской Московской компании получили от царя в 1567-1569 несколько грамот с привилегиями на беспошлинную торговлю через Московию с Шемахой, Персией, Бухарой и устройство складов для своих товаров в Нарве, Нижнем Новгороде, Казани и Астрахани.
В угоду англичанам был нанесен ущерб интересам русской торговли, хотя именно ради ее выгод страна была втянута в роковую Ливонскую войну 1558-1583. Разорительные последствия этой войны и затем Смутного времени 1601-1613, с одной стороны, отрезали страну от жизненно необходимых балтийских и черноморских маршрутов, с другой стороны - предопределили долгую и напряжённую борьбу народа за государственную территорию и появление жёстких технологий политической и социально-экономической жизнедеятельности. В Соборном уложении 1649 г. было подытожено закрепощение крестьянства (отмена Юрьева дня) и городского посада (ликвидация «белых слобод»). Централизация государственной власти значительно опережала вялотекущий процесс образования национального рынка. Во времена «Московского разорения»(1611-1612) англичане составили проект захвата под британский протекторат тех частей Русского государства, которые не были заняты ни поляками, ни шведами, и не находились под казачьим режимом - земель вдоль Северной Двины и Волжского понизовья от Архангельска и Холмогор до Казани и Астрахани. В правление Романовых на первые роли в европейской торговле России вышли голландцы. Российский меркантилизм был связан с западными культурными влияниями. Считается, что с доктриной активного торгового баланса московское правительство познакомил некий француз (шевалье де Грон), подавший в 1651 г. Алексею Тишайшему проект экономической политики с посулами увеличения золота в царской казне за счет экспорта товаров, привлекательных для западных рынков (хлеба и поташа). Русские историки всегда оспаривали данное утверждение, приводя в пример подобную социально-экономическую политику и программы Владимира Мономаха, Ивана Даниловича (Калиты), Дмитрия Ивановича (Донского), Юрия Дмитриевича (Звенигородского), Василия Дмитриевича, Ивана Васильевича, Ивана (Грозного) и Бориса Фёдоровича Годунова. При Алексее Михайловиче решено было налагать русское клеймо на серебряный богемский иоахимсталер, а впридачу выпускать медные пол-рубли - полтины. В 1656 году боярин Ф.М. Ртищев предложил обязать население ценить две медные полтины как один перечеканенный из талера серебряный рубль (такую монету прозвали ефимком), и казна не удержалась от избыточного чекана медной монеты. Через несколько лет за ефимок давали уже не 2, а 15 медных полтин. Серебро исчезло из обращения; хлеб и другие товары вздорожали. Московское простонародье разразилось “медным бунтом” 1662 г. Однако,современные экономисты склоны видеть не только отрицательные последствия данной реформы. Это была,своего рода скрытая девальвация русского рубля, которая была выгодна не только правительству, но и производительной сфере русского н/х.
Ордин-Нащокин. Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (1605-1680), глава Посольского и Малороссийского приказов, первым в России провозгласил, что “доброму не стыдно навыкать и со стороны чужих, даже у своих врагов”. Звездный час Ордин-Нащокина настал в 1667 г., когда :