Эк-ая среда функционирования орг-ии

Экономическая среда функционированияпредприятия представляет собой совокупность субъектов хозяйствования, их взаимосвязей, инфра­структурных звеньев и условий их деятельности.

Взаимосвязь факторов- степень, с кото­рой изменение одного фактора воздействует на другие факторы внешней среды. Под сложностью понимается число факторов, на которые пред­приятие как производственная система обязано реагировать с целью своего выживания, а также уровень вариации каждого фактора.

Внешние факторы среды функционирования предприятия:

-научно-технологический прогресс,

-международные события, демографические,

-социокультурные,

-политические,

-природные,

-экономические

-юридич

Элементы внутренней среды:

-Организационная структура

-Стр. функциональных обязанностей

-Стр обмена услугами

-Инф-ая технология

-Ресурсно-технологическая структура

-Структура трудовых рес

-Организ-ая структура.

Различают:

I) факторы прямого воздействия - непосредственно влияют на хозяйственную деятельность и включают государство, пра­вовое пространство (нормативные акты), общественные структуры, поставщиков ресурсов, потребителей, конкурентов; 2) факторы кос­венного воздействия - включают политические, ситуационные (обще­экономическая ситуация), социокультурные (комплекс жизненных цен­ностей, обычаев), инновационные (формирующие потенциал для уско­ренного развития и генерируемые НТП) группы факторов.

Внешняя среда функционирования— совокупность взаимосвязей пред­приятия с другими субъектами хозяйствования (элементами)

Внутренняя среда предприя­тия - совокупность условий и системы взаимосвязей между подразделе­ниями субъекта хозяйствования.

КОММЕРЧЕСКИЙ РАСЧЕТ КАК МЕТОД ХОЗ-НИЯ

Коммерческий расчет- это понятие, которое выражает экономические отношения между предприятиями, выступающими в качестве покупате­лей или продавцов продукции, работ, услуг и третьими лицами (банками, страховыми компаниями, органами исполнительной власти). Эти отноше­ния касаются создания продукта, распределения, обмена и потребления.

Внутрихозяйственный расчеткак экономическая категория выра­жает отношения, возникающие между подразделениями предприятия и людьми по поводу производства товара (выполнения работы или услуги), создания, движения и перераспределения стоимости.

Коммерческий расчет как метод хозяйствованияпредполагает сопоставление затрат и результатов субъекта рыночных отношений.

Внутрихозяйственный расчет как метод управленияосновывается на сопоставлении стоимости затрат и результатов производственного подразделения предприятия.

Принципы коммерческого расчета — это ключевые аспекты успеш­ной работы предприятия.:

• самофинансирование, самоокупаемость и рентабельность;

• экономическая заинтересованность и экономическая ответствен­ность;

• хозяйственная самостоятельность;

• испытание конкуренцией.

*наличие собств ср-в

Самофинансированиепроявляется в способности предприятия раз­виваться за счет собственных средств .Кредиты под инвестиционные проекты возвращаются за счет собственных источников финансирования: при­были и амортизационного фонда.

Источники самофинансирования:

Внутренние

-уставный капитал,

-новая эмиссия акций,

-чистая прибыль,

-амортизационные отчисления;

Внешние

-привлеченные (облигации),

-заемные (кредит, лизинг, аренда).

Самоокупаемость - это характеристика успешных инвестиционных проектов, которые приносят прибыль предприятию и окупаются в преде­лах нормативных сроков..

Рентабельность рассматривается как способность предприятия ра­ботать с прибылью.

Экономическая заинтересованностьсобственников предприятия реа­лизуется при увеличении прибыли (и дивидендов) на вложенный капитал за счет инноваций и инвестиций с учетом факторов риска.

Экономическая ответственностьпредприятия (и персонала) прояв­ляется в возмещении ущерба, причиненного потребителям, работникам и третьим лицам.

Хозяйственная самостоятельностьпредприятия предусматривается в гражданском кодексе и уставе предприятия. Права и обязанности дирек­тора предприятия регламентированы и в случае ущемления хозяйствен­ной самостоятельности со стороны поставщиков, потребителей или тре­тьих лиц защищаются в судебном порядке. Предприятие самостоятельно

планирует свою деятельность, обеспечивает материальными ресурсами, реализует продукцию по договорным ценам..

Испытание конкуренцией - необходимое условие рыночной эконо­мики. Если предприятие выпускает неконкурентоспособную продукцию, то можно предсказывать финансовые затруднения, неплатежеспособ­ность, банкротство и ликвидацию.

ЭК-АЯ ЭФ-ТЬ ОРГ-ИИ

Сопоставление результата и затрат характеризует понятие эффективности (результативности). Количественное соотношение результата и затрат является показа­телем (уровнем) эффективности.

Для оценки эономической эффективности предприятия применяются измерители затрат и результатов: натуральные, трудовые и стоимостные

Из наиболее важых показателей экономической эффективности предпри­ятия является производительность труда, которая характеризуется отно­шением натурального результата (количество изготовленной продукции) к трудовым затртам (численность работников) и свидетельствует о выра­ботке продукции приходящейся на одного работника за период. Наиболее широкое применение имеет стоимостное выражение затрат и результатов, в котором отражаотся все виды затрат и результатов.

По экономическому содержанию стоимостные затраты можно пред­ставить состоящими из двух частей:

капитальные затраты (приобретенное имущество), т. е. активы предприятия, которые используются для производства продукции (работ, услуг);

текущие затраты,т. е. себестоимость выпущенной продукции, выполненной работы или услуги.

Классифик показателей:

По методу измерения:

-трудовые (например, трудоемкость);

-натуральные (материалоемкость);

-стоимостные (рентабельность);

-смешанный метод оценки (производительность труда).

По степени обобщения:

-частные (электроемкость);

-групповые (энергоемкость);

-обобщающие (производительность труда);

-критерий экономической эффективности (рост стоимости пред­приятия).

По периоду расчета:

-часовые (выработка);

-дневные (надой молока);

-месячные (деловая активность);

-годовой показатель экономической эффективности (рентабель­ность собственного капитала);

-показатель экономической эффективности за весь срок деятель­ности предприятия (рост стоимости чистых активов).

По объекту исследования:

- рабочее место (выработка);

-участок (производительность труда);

-цех (фондоотдача);

-предприятие (материалоемкость);

-инновационный проект (простой срок окупаемости затрат);

-инвестиционный проект (внутренняя норма рентабельности).

По предмету исследования:

-трудовые затраты (трудовые ресурсы);

-материальные затраты (текущие материальные и энергетиче­ские ресурсы);

-основные средства (долгосрочные капитальные материальные затраты);

-оборотные средства (краткосрочные капитальные материаль­ные затраты);

-нематериальные активы (капитальные нематериальные за­траты);

Наши рекомендации