Последовательность выполнения работ
№ п/п | Наименование работы | Кол-во часов |
I. | Практика по профилю специальности (квалификационная) | |
1.1. | Общая характеристика предприятия, организации | |
1.2. | Учетная политика предприятия, организации (общее знакомство) | |
1.3. | Учет денежных средств, расчетных и кредитных операций | |
1.4. | Учет материально – производственных запасов | |
1.5. | Учет основных средств и нематериальных активов | |
1.6. | Учет труда и заработной платы | |
1.7. | Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции | |
1.8. | Учет готовой продукции и ее реализация | |
1.9. | Учет финансовых вложений | |
1.10. | Учет валютных операций | |
1.11. | Учет внешнеэкономической деятельности | |
1.12. | Учет фондов и финансовых результатов хозяйственной деятельности | |
1.13. | Бухгалтерская отчетность предприятия, организации. Оформление отчета | |
ИТОГО: |
Практика по профилю специальности (160 часов)
Тема 1.1. Общая характеристика предприятия, организации.
Составить характеристику предприятия, организации:
- общая характеристика (название, год образования, местоположение, транспортные связи с центрами сбыта и снабжения);
- характеристика землепользования (для сельскохозяйственных предприятий);
- производственная и управленческая структура;
- размеры и специализация предприятия по данным таблицы;
- основные экономические показатели деятельности предприятия за 2 года;
- организация учета (распределение обязанностей между работниками бухгалтерии, план документооборота, порядок хранения документов в хозяйстве и передачи их в архив).
Тема 1.2. Учетная политика предприятия, организации.
Описать учетную политику, применяемую на предприятии, обращая внимание на следующие моменты:
- выбор формы бухгалтерского учета;
- определение количества и сроков проведения инвентаризации имущества и расчетов;
- порядок начисления износа по основным средствам и нематериальным активам;
- порядок списания затрат по ремонту основных средств на себестоимость продукции;
- выбор варианта синтетического учета производственных запасов и готовой продукции;
- выбор способа группировки и списания затрат на производство;
- сроки погашения расходов будущих периодов;
- метод определения выручки от реализации продукции;
- создание резервов по сомнительным долгам;
- создание прочих резервов.
Тема 1.3. Учет денежных средств, расчетных и кредитных операций.
Изучить:
- состав первичной документации и учетные регистры по учету кассовых операций и операций на расчетном счете;
- учет кассовых операций (лимит кассы, предельный размер расчетов наличными между юридическими лицами; порядок приема, выдачи денег, оформления кассовых операций; составление и обработка отчетов кассира, открытие и ведение учетных регистров по счету «касса»);
- учет кредитных операций;
- учет расчетов с подотчетными лицами, документальное оформление, формы расчетов, применяемые на предприятии;
- учет операций по расчетному и другим счетам в банке;
- порядок составления отчета о движении денежных средств.
Выполнить:
- скопировать приходные и расходные кассовые ордера, объявление на взнос наличными, кассовую книгу, платежное поручение, авансовый отчет, обработать выписку банка с расчетного счета;
- произвести расчет сумм процентов по кредитам банка и займам;
- скопировать журналы – ордера № 1, 2, 4, 7, ведомости № 1, 2;
- учет денежных средств, расчетных и кредитных операций на компьютере;
- скопировать оборотные ведомости и журналы – ордера по счетам 50, 51, 66, 67, 71;
- привести примеры корреспонденций счетов, подтвердить их суммами из приложенных документов.
Тема 1.4. Учет материально – производственных запасов.
Изучить:
- классификацию производственных запасов, их оценку, учет МПЗ;
- учет поступления и отпуска материалов;
- порядок инвентаризации материальных ценностей, ее документальное оформление;
- документацию по учету.
Выполнить:
- скопировать первичные документы по получению и оприходованию МПЗ на склад предприятия, поступивших от поставщика, или в порядке внутреннего перемещения на предприятии, по отпуску материалов со склада (приходные ордера, акты приемки материалов, накладные, доверенности, счета-фактуры, требования – накладны, карточки учета материалов);
- скопировать накопительные ведомости поступления и расхода материалов;
- скопировать инвентаризационную опись, сличительную ведомость, акт об инвентаризации по сверке складского учета материалов с данными бухгалтерского учета;
- скопировать журнал – ордер №6 на основе первичных документов;
- сделать расчет ТЗР, расчет фактической себестоимости приобретения материальных ценностей;
- учет производственных запасов на компьютере: рассмотреть практику учета материалов в условиях компьютерной бухгалтерии, компьютерное ведение ведомости учета материалов, ведомостей прихода и расхода материалов; оформление приходных ордеров, требований – накладных, накладных на отпуск материалов на сторону, формирование инвентаризационной описи и сличительной ведомости;
- привести примеры корреспонденций счетов по учету МПЗ и отражению результатов инвентаризации.
Тема 1.5. Учет основных средств и нематериальных активов.
Изучить:
- классификацию основных средств предприятия;
- документацию по учету поступления и выбытия основных средств и нематериальных активов;
- учет поступления основных средств за счет капитальных вложений;
- порядок проведения инвентаризации основных средств;
- нормы амортизации, применяемые на предприятии;
- методику ежемесячного расчета амортизационных отчислений;
- учет расходов по ремонту основных средств;
- расчет резерва по ремонту основных средств и его использование;
- особенности учета аренды основных средств;
- особенности переоценки основных средств.
Выполнить:
- скопировать акты приемки – передачи основных средств, инвентарные карточки на принятые основные средства, акты на списание основных средств;
- произвести расчеты амортизационных отчислений;
- скопировать – журнал ордер №13, рассчитать первоначальную стоимость и результат от выбытия основных средств и нематериальных активов;
- произвести переоценку основных средств, рассчитать резерв на ремонт основных средств;
- в условиях компьютерной бухгалтерии рассмотреть практику оформления документов по учету основных средств и нематериальных активов, автоматизированное ведение инвентарных карточек по учету основных средств; расчет амортизационных отчислений по инвентарным объектам, составление актов приемки – передачи основных средств и актов на списание основных средств;
- привести примеры корреспонденций счетов, подтвердить суммами.
Тема 1.6. Учет труда и заработной платы.
Изучить:
- нормативные документы, виды, формы и системы оплаты труда, порядок начисления заработной платы;
- состав фонда заработной платы и выплат социального характера;
- состав затрат на оплату труда, включаемых в себестоимости продукции;
- расчет нормируемой величины расходов на оплату труда;
- учет расчетов по оплате труда;
- учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению;
- учет удержаний из заработной платы;
- документация по учету личного состава, по учету труда и его оплате.
Выполнить:
- рассчитать заработную плату к выдаче по формам оплаты труда: повременной, сдельной, повременно- премиальной и др., включая расчеты по отклонениям от нормативных условий работы, простоев не по вине рабочих, оплату часов ночной работы, сверхурочной работы; оплату очередных отпусков; оплату в выходные и праздничные дни; оплату за время выполнения государственных и общественных обязанностей; пособия по временной нетрудоспособности;
- скопировать табель учета рабочего времени, лицевой счет работающего, расчетно–платежную ведомость;
- скопировать свод данных по расчетам с рабочими и служащими, по расчетам резерва на отпуск, по расчету начислений на заработную плату по социальному страхованию;
- скопировать журнал – ордер № 10;
- учет заработной платы на компьютере;
- автоматизированный расчет заработной платы, печать расчетно–платежных ведомостей и расчетных листков;
- составить бухгалтерские проводки по учету заработной платы. Проводки должны быть подтверждены суммами из документов.
Тема 1.7. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости
продукции.
Изучить:
- основные принципы организации учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции, классификацию производственных затрат, состав затрат, включаемых в себестоимость продукции;
- учет затрат на производство и калькулирование себестоимости работ и услуг вспомогательных производств;
- учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции растениеводства, животноводства и промышленных производств;
- сводный учет затрат на производство, методы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции;
- учет и оценку незавершенного производства, документацию по учету.
Выполнить:
- скопировать документацию по учету затрат в производствах, ведомость учета и распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов;
- скопировать журналы – ордера 10 и 10/1;
- определить размер и произвести оценку затрат незавершенного производства;
- определить себестоимость единицы продукции;
- учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции
на компьютере: провести автоматизированную обработку таблиц, ведомостей, оперативных сводок по учету затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции;
- привести примеры корреспонденций счетов по данной теме.
Тема 1.8. Учет готовой продукции и ее реализации.
Изучить:
- учет готовой продукции и ее оценка;
- учет коммерческих расходов;
- учет реализации продукции, работ и услуг и определение результатов от реализации;
- учет инвентаризации готовой и отгруженной продукции;
- документация по учету готовой продукции и ее реализации и методы учета готовой продукции.
Выполнить:
- скопировать накладную для сдачи на склад готовой продукции из производства, счет – фактуру на отгруженную продукцию;
- скопировать ведомость учета и реализации продукции (Ф №16 или Ф № 16а), ведомость учета внепроизводственных расходов (Ф №15);
- рассчитать результаты от реализации продукции; заполнить журнал – ордер №11;
- учет готовой продукции и ее реализации на компьютере;
- рассмотреть практику учета готовой продукции и ее реализации в условиях компьютерной бухгалтерии;
- автоматизированное формирование документации по движению готовой продукции (накладные, счета-фактуры, платежное требование-поручение и др.);
- организация на компьютере аналитического и синтетического учета отгрузки и реализации готовой продукции (формирование ведомостей Ф №16 или 16а, Ф №15);
- привести примеры корреспонденции счетов.
Тема 1.9. Учет финансовых вложений в ценные бумаги.
Изучить:
- правовую основу финансовых вложений, понятие финансовых вложений, их виды и особенности учета.
Выполнить:
- составить бухгалтерские проводки финансовых вложений в ценные бумаги, рассчитать доход по ценным бумагам, произвести записи в журнал – ордер №8, ведомость №7;
- рассмотреть практику учета финансовых вложений в ценные бумаги в условиях компьютерной бухгалтерии; оформить журнал – ордер №8, ведомость №7.
Тема 1.10. Учет валютных операций.
Изучить:
- основные понятия, характеристику и правовую основу валютных операций;
- Закон РФ «О государственном регулировании внешторговой деятельности» № 157 ФЗ от 13.10.1995 г.
- порядок открытия валютного счета предприятиями;
- учет операций по валютному счету, учет кассовых валютных операций, учет расчетов с поставщиками, покупателями и заказчиками в валюте, курсовые разницы в учете валюты, порядок учета обязательной продажи валютной выручки.
Выполнить:
- оформить бухгалтерскими записями валютные операции: определить курсовые разницы по операциям с валютой; заполнить журнал – ордер № 2/1;
- рассмотреть практику учета валютных операций в условиях компьютерной бухгалтерии;
- в условиях компьютерной бухгалтерии оформить журнал – ордер № 2/1.
Тема 1.11. Учет внешнеэкономической деятельности.
Изучить:
- основы учета затрат предприятия при экспортно-импортных операциях;
- документальное оформление и учет при экспортных и импортных операциях;
- формы расчетов, их учет по экспортно-импортным операциям;
- отражение курсовых разниц.
Выполнить:
- ознакомиться с контрактами на поставку продукции (работ, услуг);
- рассмотреть действующие схемы отражения на счетах бухгалтерского учета экспортно-импортных операций, курсовых разниц;
- рассмотреть практику учета операций внешнеэкономической деятельности в условиях компьютерной бухгалтерии.
Тема 1.12. Учет фондов и финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия, организации.
Изучить:
- структуру и порядок формирования финансовых результатов, их учет;
- учет использования прибыли;
- порядок образования фондов: уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, целевое финансирование и его использование;
- отчетность о финансовых результатах работы предприятия, документацию по учету.
Выполнить:
- рассчитать финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия. Распределить прибыль, заполнить журналы – ордера №13, №15, отчет о прибылях и убытках (Ф №2);
- учет фондов и финансовых результатов хозяйственной деятельности на компьютере;
- автоматизированная обработка операций по учету фондов и финансовых результатов хозяйственной деятельности;
- по расчетам с учредителями и акционерами;
- средств уставного капитала;
- аналитических данных к счетам 99, 84, журнал – ордер №15 и др.;
- привести примеры корреспонденций счетов по данной теме.
Тема 1.13. Бухгалтерская отчетность предприятия, организации.
Изучить:
- состав, виды, сроки и пункты представления отчетности;
- учетные работы по составлению годового отчета (порядок проведения инвентаризации, ее документальное оформление, порядок открытия Главной книги, запись оборотов, выведение остатков на конец года);
- объем и содержание годового отчета предприятия, организации.
Выполнить:
- произвести запись оборотов в Главную книгу, вывести остатки по счетам Главной книги;
- скопировать сальдовый баланс (Ф №1), формы отчетности №3 и №5;
- в условиях компьютерной бухгалтерии произвести оформление отчетных документов (Главная книга, оборотная ведомость, баланс (Ф №1), их печать).
ОБОБЩЕНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ ПРАКТИКИ
В течение всей практики студент ведет дневник – отчет в соответствии с программой практики. Проводится подробное описание работы за каждый день с приведением конкретных примеров, расчетов, соответствующих документов.
В заключение каждого раздела студент указывает приобретенные умения и навыки, делает вывод, отмечает положительные и отрицательные стороны в данном участке. Каждый раздел заверяется подписью руководителя практики от предприятия.
На 1-м листе дневника размещается титульный лист.
На 2-м листе размещается календарный план выполнения программы практики, этот план составляют в начале практики студент – практикант и руководитель практики с учетом местных условий работы. В плане следует указать примерные сроки выполнения основных видов работ, предусмотренных программой.
Рекомендуется следующая примерная форма календарного плана:
Календарный план
№ п/п | Дата | Содержание работы | Кол-во дней | Кол-во часов |
На 3-м, 4-м, 5-м и последующих листах следует дневник работы по следующей форме:
Дневник работы
Дата | Содержание работы | Примечание |
На предпоследнем листе дневника – отчета студент кратко пишет заключение или вывод, в котором отмечает общее впечатление о практике. Показывает, какие навыки и умения хорошо отработаны, какие не отработаны и по какой причине. Показывает недостатки в организации практики, в ее руководстве, дает предложение по улучшению. Заключение и выводы подписываются студентом и ставится дата.
На последнем листке руководитель практики от предприятия, организации пишет заключение о выполнении программы практики, ставит подпись, дату и заверяет дневник печатью.
Все приложения подшить отдельно в папку, составить общий перечь приложений и сделать их оглавление по разделам программы практики. Все приложения должны быть пронумерованы по порядку описания в тексте и заполнены по правилам бухгалтерского учета.
По прибытию в техникум дневник-отчет, с приложением и индивидуальное задание сдаются на проверку в течение 3 дней.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОУ СПО «ВОЛОГОДСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по
производственному обучению
____________ Е. С. Ракутина
«____» _____________ 2006 г
Рабочая программа преддипломной практики (стажировки)
Для студентов 5 курса