Примечание: Подробнее о совместных комитетах можно прочитать в статье: Комитеты и комиссии по охране труда.

Отраслевые профсоюзы совместно с министерствами (ведомствами), а также профсоюзные комитеты и администрация предприятий могут, на основании Рекомендаций Минтруда РФ, принимать свои Положения о совместных комитетах (комиссиях) по охране труда с учетом особенностей отрасли или предприятия, специфики форм собственности и хозяйственной деятельности.
При профкомах (по их решению) могут, как и ранее, создаваться комиссии по охране труда и окружающей среды, основными задачами которых являются:
- организация и осуществление контроля за соблюдением законных прав и интересов работников-членов профсоюза в области охраны труда и окружающей среды;
- принятие необходимых мер по устранению нарушений законодательства об охране труда и окружающей среды;
- организация и координация работы уполномоченных (доверенных лиц) профкома в осуществлении ими контроля за состоянием условий и охраны труда на производстве, соблюдением законодательства об охране труда и окружающей среды, выполнением предусмотренных коллективным договором или соглашением по охране труда мероприятий по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
- организация периодических проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах, включая состояние радиационной обстановки (на радиоактивно загрязненных территориях), выдача руководителям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений;
- определение степени вины пострадавшего при смешанной ответственности для определения размера возмещения вреда (ущерба), причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей;
- анализ состояния условий труда, производственного травматизма и профзаболеваний, оценка эффективности проводимых мероприятий по улучшению условий и охраны труда, подготовка предложений по их улучшению;
- участие в организации обучения уполномоченных (доверенных лиц) и членов совместного комитета (комиссии по охране труда);
- внесение в коллективный договор и в соглашение по охране труда предложений по улучшению условий труда и состояния окружающей среды, выделению на эти мероприятия необходимых финансовых средств.
Комиссию возглавляет старший уполномоченный (доверенное лицо) профкома по охране труда, он может быть и заместителем председателя или членом профкома.

35.

36. Уполномоченные (доверенные) лица профсоюза по охране труда

37.

38. Основным звеном общественного контроля за охраной труда непосредственно в коллективах являются уполномоченные (доверенные) лица профсоюза по охране труда. Участвуя в трудовом процессе и находясь среди работников своего производственного подразделения, уполномоченные могут осуществлять постоянный контроль за соблюдением работодателями законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, состоянием охраны труда, а также контроль за выполнением работниками их обязанностей в этой области.

39. Защита прав профсоюзов. Основные гарантии их деятельности.

http://sutyajnik.ru/articles/167.html

Гарантии прав профсоюзов
Особенности профсоюзов как субъектов права, вызванные их общественной природой и стоящими перед ними задачами, требуют особого подхода к обеспечению реализации ими прав и выполнения обязанностей. Стимулы, побуждающие профсоюзы использовать свои права, сосредоточены в основном внутри профсоюзной системы. Они воздействуют на членов профсоюзных органов, работников платного аппарата, активистов, с помощью которых используются профсоюзные полномочия. С этой целью применяются меры общественного воздействия на основе внутрипрофсоюзных актов. Это - поощрение тех, кто умело использует права профсоюзов и способствует их наиболее полному осуществлению - они могут быть премированы, награждены почетными грамотами. К недостаточно активным работникам платного аппарата профсоюзные органы вправе применить меры дисциплинарного взыскания в соответствии с трудовым законодательством (правовые меры воздействия). Средством обеспечения реализации прав профсоюзов служит и воздействие вышестоящих профсоюзных органов. Освобожденные и неосвобожденные от основной работы члены профсоюзных органов могут быть выведены из состава профсоюзных органов по решению избравших их (делегировавших) членов профсоюза, принятому на общем собрании (конференции), или по решению другого избравшего их (делегировавшего) профсоюзного органа. То есть отзыв с профсоюзной работы осуществляется в том же порядке, что и избрание (делегирование) в профсоюзный орган. На осуществление прав профсоюзов оказывает влияние уровень правосознания трудящихся, понимания ими задач и роли этой организации, необходимость поддержки в ее работе. Профсоюзы вправе использовать средства «самозащиты» от нарушений их прав работодателями (администрацией), их объединениями, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления. К таким средствам относится, например, возможность ставить вопрос или требовать расторжения трудового договора (контракта) или смещения с должности руководящих работников организации (предприятия), нарушающих права профсоюза, т.е. применения к ним определенных мер юридического воздействия. Юридические гарантии, являясь элементом общей системы условий, средств и способов обеспечения прав профсоюзов, имеют относительно самостоятельное значение. Они призваны обеспечить реализацию прав профсоюзов и выполнение встречных обязанностей и занимают в связи с этим особое место в регулировании общественных отношений. За юридическими гарантиями стоят государственная воля и государственное принуждение как средство воздействия на субъектов общественных отношений с целью соблюдения ими правовых норм[1]. Юридические гарантии - это такие государственно-правовые средства, которые охраняют и защищают права профсоюзов от нарушений со стороны работодателей (администрации), их объединений, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, дают возможность профсоюзам беспрепятственно осуществлять свои правомочия. Гарантии, как возможность применения предусмотренных законодательством средств обеспечения прав профсоюзов, относятся к статутным, поскольку они находятся на одном уровне со статусом данной общественной организации. Статусные гарантии обеспечивают переход от общего правового положения профсоюзов к положению определенного профсоюзного органа в возможных правоотношениях и к его субъективным правам в конкретном (наличном) правоотношении. Что и означает гарантированность реального использования прав профсоюзов. Юридические гарантии в основном направлены на обеспечение любого правомочия профсоюзов. Среди них есть гарантии: · общего действия, обеспечивающие реализацию прав всех профсоюзов и прав, специализированных по признакам субъекта и содержания; · направленные на обеспечение использования прав самими профсоюзами и на их охрану и защиту от нарушений со стороны работодателей (администрации), органов исполнительной власти, органов местного самоуправления. Охрана прав профсоюзов - это предупреждение их нарушения путем устранения причин, влекущих эти нарушения, принятие превентивных мер, побуждающих обязанного субъекта к выполнению обязанностей, устранение препятствий на пути реализации прав. Защита состоит в принятии принудительных мер к реализации и восстановлению нарушенного права, наказании правонарушителей. Законодательством предусмотрены специальные юридические гарантии, обеспечивающие использование, охрану и восстановление в случае нарушения прав профсоюзов. В систему юридических гарантий прав профсоюзов входят гарантии: · имущественные; · личные; · обязанность государственных органов, администрации содействовать деятельности профсоюзов, с их участием решать социально-трудовые вопросы, когда это предусмотрено законами, иными нормативными правовыми актами; · надзор и контроль за соблюдением законодательства о правах профсоюзов; · юридическая ответственность. Имущественные гарантии деятельности профсоюзов в законодательстве сформулированы в основном как их права: право собственности на имущество и денежные средства, необходимые для выполнения уставных задач; право владения и пользования имуществом, переданным профсоюзам в хозяйственное ведение (управление); право юридического лица. Кроме того, профсоюзы пользуются другими имущественными правами. Личные гарантии - это дополнительные трудовые гарантии лицам, избранным (делегированным) в профсоюзные органы, тем, кто непосредственно сталкивается с работодателями (администрацией), их объединениями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления. Данные гарантии закреплены в статьях 374 и 375 Трудового кодекса РФ. Приведенные формы и способы содействия государственных органов уточнены Федеральным законом о профсоюзах, с учетом новых условий экономической деятельности предприятий, организаций, расширения возможностей регулирования взаимоотношений между ними и профсоюзами с помощью коллективных договоров, соглашений. Государственный надзор за соблюдением прав профсоюзов призвана осуществлять прокуратура, поскольку на нее возложены функции государственного надзора за законностью[2]. Общественный контроль за соблюдением прав профсоюзов осуществляют сами профсоюзы (их органы) и находящаяся в их ведении правовая инспекция труда. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о профсоюзах, а значит - за несоблюдение предусмотренных этим законодательством профсоюзных прав, прямо установлена Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». За такие правонарушения виновные в том должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, работодатели, должностные лица их объединений (союзов, ассоциаций) несут ответственность: · дисциплинарную (соблюдение законодательства, в том числе законодательства о профсоюзах входит в их должностные обязанности); · административную (поскольку нарушение законодательства о профсоюзах может являться административным проступком); · уголовную (за воспрепятствование законной деятельности профсоюзов - см. ст. 137 Уголовного кодекса); · материальную (если нарушение прав профсоюзов привело для них к материальному ущербу (по нормам гражданского законодательства). Возможно возмещение и морального вреда, если действия должностных лиц повредили репутации, авторитету профсоюза (также по нормам гражданского законодательства). Органы общероссийских профсоюзов, объединений (ассоциаций) профсоюзов, первичных профсоюзных организаций вправе требовать привлечения к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения должностных лиц, нарушающих законодательство о профсоюзах, не выполняющих обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением. По требованию указанных профсоюзных органов работодатель обязан расторгнуть трудовой договор (контракт) с должностным лицом, если он нарушает законодательство о профсоюзах, не выполняет своих обязательств по коллективному договору-соглашению.

Наши рекомендации