Работ или услуг для целей налогообложения
Статья 39. Реализация товаров, работ или услуг
1. Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным
предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе
обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов
выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом
другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности
на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним
лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
2. Место и момент фактической реализации товаров, работ или услуг определяются в
соответствии с частью второй настоящего Кодекса.
3. Не признается реализацией товаров, работ или услуг:
· осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты
(за исключением целей нумизматики);
· передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;
· передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;
(пп. 3 введен Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
4) Передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер(в частности,
вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по
договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые
фонды кооперативов);
(пп. 4 в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
4.1) передача имущества и (или) имущественных прав по концессионному соглашению в соответствии с законодательством Российской Федерации; (пп. 4.1 введен Федеральным законом от 30.06.2008 N 108-ФЗ)
5) Передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного
общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из
хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества
ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;
(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
6) Передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого
товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемнику в случае выдела его
доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела
такого имущества;
(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
7) Передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или
муниципального жилищного фонда при проведении приватизации;
(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
8) Изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, а также обращение в
собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, кладав соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
9) иные операции в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом,
(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
Статья 40. Принципы определения цены товаров,
работ или услуг для целей налогообложения
1.Если иное не предусмотрено настоящей статьей, для целей налогообложения
принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано
обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.
2.Налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе
проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:
(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
1) между взаимозависимыми лицами;
2) по товарообменным (бартерным) операциям;
3) при совершении внешнеторговых сделок;
(пп. 3 введен Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
4) при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения
от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам
(работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.
(пп. 4 в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
До введения в действие соответствующих глав части второй Кодекса, в которых
предусмотрено налогообложение финансовых инструментов срочных сделок и ценных бумаг,
положения, предусмотренные пунктом 3 статьи 40, не применяются при определении рыночных
цен финансовых инструментов срочных сделок и ценных бумаг (статья 6 Федерального закона от
31.07.1998 N 147-ФЗ (ред. от 05.08.2000)).
3.В случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, когда цены товаров, работ или
услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону
понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров
(работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении
налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены
исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.
Рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных пунктами 4-11 настоящей статьи. При этом учитываются обычные при заключении сделок между не взаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. В частности, учитываются скидки, вызванные:
- сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);
- потерей товарами качества или иных потребительских свойств;
- истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;
- маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;
- реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей, (п. 3 в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
4. Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при
взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных)
товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.
5. Рынком товаров (работ, услуг) признается сфера обращения этих товаров (работ, услуг),
определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных
дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по
отношению к покупателю (продавцу) территории Российской Федерации или за пределами
Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
6. Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные
признаки.
(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. При определении идентичности товаров незначительные различия в их внешнем виде могут не учитываться, (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
7. Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные
характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же
функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.
(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
При определении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения.
Абзац исключен. - Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ.
8.При определении рыночных цен товаров, работ или услуг принимаются во внимание
сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Сделки между взаимозависимыми
лицами могут приниматься во внимание только в тех случаях, когда взаимозависимость этих лиц
не повлияла на результаты таких сделок.
(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
9.При определении рыночных цен товара, работы или услуги учитывается информация о
заключенных на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках с идентичными
(однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях. В частности,
учитываются такие условия сделок, как количество (объем) поставляемых товаров (например,
объем товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно
применяемые в сделках данного вида, а также иные разумные условия, которые могут оказывать
влияние на цены.
При этом условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров, работ или услуг признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либо существенно не влияет на цену таких товаров, работ или услуг, либо может быть учтено с помощью поправок.
(п. 9 в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) п. 10. Исключен, - Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ.
До введения в действие соответствующих глав части второй Кодекса, в которых
предусмотрено налогообложение финансовых инструментов срочных сделок и ценных бумаг,
положения, предусмотренные пунктом 10 статьи 40, не применяются при определении рыночных
цен финансовых инструментов срочных сделок и ценных бумаг. - Статья 6 Федерального закона от
31.07.1998 N 147-ФЗ (ред. от 05.08.2000).
10.При отсутствии на соответствующем рынке товаров, работ или услуг сделок по
идентичным (однородным) товарам, работам, услугам или из-за отсутствия предложения на этом
рынке таких товаров, работ или услуг, а также при невозможности определения соответствующих
цен ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников для определения
рыночной цены используется метод цены последующей реализации, при котором рыночная цена
товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как разность цены, по которой
такие товары, работы или услуги реализованы покупателем этих товаров, работ или услуг при
последующей их реализации (перепродаже), и обычных в подобных случаях затрат, понесенных
этим покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным
покупателем у продавца товары, работы или услуги) и продвижении на рынок приобретенных у
покупателя товаров, работ или услуг, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли
покупателя.
При невозможности использования метода цены последующей реализации (в частности, при отсутствии информации о цене товаров, работ или услуг, в последующем реализованных покупателем) используется затратный метод, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или услуг, обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты, (п. 10 в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
11.При определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются
официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых
котировках.
(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
12. При рассмотрении дела суд вправе учесть любые обстоятельства, имеющие значение
для определения результатов сделки, не ограничиваясь обстоятельствами, перечисленными в
пунктах 4-11 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
13.При реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам
(тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей
налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
(п. 13 введен Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
14.Положения, предусмотренные пунктами 3 и 10 настоящей статьи, при определении
рыночных цен финансовых инструментов срочных сделок и рыночных цен ценных бумаг
применяются с учетом особенностей, предусмотренных главой настоящего Кодекса "Налог на
прибыль (доход) организаций".
(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)