Государственных кредит. Государственный долг
Государственный кредит – это совокупность кредитных отношений, в которых государство выступает в качестве заемщика или кредитора или гаранта. Основной источник финансирования бюджетного дефицита.
Чаще всего государство – заемщик.
Формы гос кредита:
1. Государственные займы. Государство выпускает в обращение гос долговые ценные бумаги. выпускает на определенный срок. На долю займов приходиться примерно 90% всех заимствований.
2. Прямое кредитование государства. Кредитором является коммерческие банки; иностранные государства и международные финансовые организации.
В результате государственного кредита образуются гос долг. Включает сумму полученных кредитов и займов и проценты по ним.
Долг делиться на внутренний и внешний.
Отличие между ними по валюте долга.
Государство осуществляет управление долго – проводит операции связанные с оптимизацией долга. Все операции делятся на
1. Текущие – выпуск и размещение займов, заключение кредитов, погашение займов и кредитов и выплата процента. В ходе этих операций проводиться рефинансирование долга (старые долги обслуживаются за счет новых займов и кредитов).
2. Чрезвычайные (особые) – конверсия (обмен старых на новые) и консолидация (объединение) займов. Реструктуризация дога (изменение условий обслуживания дога) часть задолженности списывается, увеличиваются сроки погашения. Дефолт – отказ от обслуживание долга. Технический дефолт – перенос выплаты; частичный дефолт по всем обязательствам – перенос по всем операциям; полный дефолт – отказ от долгов.
5? Меж бюджетные отношения в РФ. методы оказания финн помощи субъектам РФ и муниципальным образованиям.
Межбюджетные отношения – это отношения между органами гос и местной власти по распределению между ними доходов и расходов бюджета.
Система меж бюджетных отношений включает:
1. Распределение расходных обязательств и самих расходов. Расходные обязательства устанавливаются действующим законодательством, и при принятии любого закона определяется порядок финансирования по этому закону и источники финансирования. Правила: нельзя финансировать одно и тоже обязательство из двух и более бюджетов; нельзя в течении года передавать в течении года обязательства с одного уровня на другой без соответственной компенсации по доходом. На основе расходных обязательств определяется сумма расходов по каждому бюджету.
2. Распределение доходов. Каждый бюджет имеет собственные доходы которые закреплены за ним на постоянной основе. Так как в РФ существует единая доходная база для всех бюджетов, необходимо установить нормативы распределения этих доходов в конкретный вид бюджета. Эти нормативы так же установленные бюджетным кодексом на срок не менее 3-х лет.
3. Определение размера и видам финансовой помощи субъектам федерации и муниципальным образованиям. Размер зависит от недостатка средств.
Методы финансовой помощи:
1. Дотация – передача денежных средств из одного бюджета в другой на безвозмездной и безвозвратной основе для финансирования любых расходов.
2. Субвенция – …………… для финансирования целевых расходов.
3. Субсидия - …………….. для финансирования целевых расходов на долевом участии.
4? Бюджетный процесс, организация бюджетных процедур. Реформирование бюджетного процесса в РФ.
Бюджетный процесс – это система мероприятий осуществляемых государством:
1. По составлению проекта бюджета. Составляет МинФин РФ на основе бюджетного послания Президента, в котором определяются цели на 3 года.
2. По рассмотрению и утверждению бюджета. Утверждается в качестве закона Гос думой и утверждается в 3-х чтениях
· 1- ое утверждается общая сумма доходов и расходов, основные макроэкономические показатели (объем ВВП и уровень инфляции) и распределение по разделам функциональной классификации.
· 2 –ое чтение. Утверждается распределение расходов внутри разделов.
· 3- е чтение. Утверждение бюджета в целом.
Потом бюджет передается в совет федерации для одобрения.
Потом к президенту для подписания
3. По исполнению бюджета. Осуществляет федеральное казначейство на принципе единства касса. Исполнение длиться один год.
4. По составлению отчета о исполнению бюджета и его утверждение. Отчет составляет МинФин. Потом отчет передают в счетную палату дляя проверки и составления заключения. После положительного заключения отчет утверждается как закон в одном чтении.
Реформирование бюджетного процесса
1. Переход к средне срочному планированию на срок 3 года
2. Уменьшение процедур утверждения бюджета
3. Совершенствование системы расходов бюджетов. (см. расходы бюджета)
7? И 9? Посмотреть в лекциях