Ключ к «секретам» управления 8 страница
Самым удачным, на мой взгляд, оказался ролик с ювелиром-виртуозом, который занимался огранкой алмазов в салоне двигавшегося по ухабистой дороге автомобиля. Наблюдая за тем, какого поистине ювелирного мастерства требует превращение алмаза в сверкающий гранями бриллиант, невозможно было поверить, что такое вообще возможно. Молодые люди могут не помнить этот ролик, но смешную пародию, которая через несколько лет появилась в передаче «В субботний вечер», я думаю, видели все. Снова движется автомобиль по плохим деревенским дорогам. Идет дождь. Но в машине не ювелир, а раввин, собирающийся совершить над младенцем обряд обрезания. Честное слово, от экрана невозможно было оторвать глаз! Успех «Маркиза» и «Кугуара» ни у кого уже не вызывал сомнений. Моя цель была достигнута — отделение «Линкольн-Меркьюри» прочно встало на ноги. Однако обскакать «Кадиллак» нам все еще не удавалось. Нужен был новый «Линкольн» высшего класса.
Идея возникла совершенно неожиданно, когда я был по служебным делам в Канаде и лежал однажды ночью в гостиничном номере, мучаясь от бессонницы. Неожиданно в полудреме я ясно представил себе радиаторную решетку «Роллс-Ройса» на нашем «Тандерберде». Я тут же позвонил нашему главному дизайнеру Джину Бординату и рассказал о возникшей идее. Наш четырехдверный «Тан-дерберд» к тому времени дышал на ладан — модель почти не продавалась.
Идея была простой и в то же время достаточно смелой. Я предложил использовать раму, двигатель и даже крышу «Тандерберда», но при этом внести в них такие изменения, чтобы автомобиль ни в коем случае не выглядел разновидностью «Т-Берда», а воспринимался как совершенно новая модель. Когда я пытался представить себе, как должен выглядеть наш новый автомобиль класса «люкс», мне на ум пришла старая история. Еще в конце тридцатых годов Эдсел Форд выпустил люксовый автомобиль «Марк», весьма прохладно встреченный покупателями. Лишь немногие из них смогли по достоинству оценить новую модель. Уильям Клей, сын Эдсела, в середине пятидесятых предложил усовершенствованный вариант — «Марк II». Эти модели были автомобилями суперкласса, своего рода «Роллс-Рейсами» в американской автоиндустрии. Такими машинами можно любоваться, о них можно мечтать, но реально приобрести их могли только очень состоятельные люди. Для таких вот покупателей я и решил выпустить новую модель «Марк III», взяв за основу «Тандерберд» и внеся при этом такие существенные изменения, чтобы в результате появилась новая оригинальная модель. «Марк III» таким и получился: сверхдлинный капот, укороченная задняя часть крыши, мощный У-образный 8-цилиндровый двигатель и такая же, как и у первых двух «Марков», запасная шина, по-европейски традиционно закрепленная сзади. Автомобиль был большой, яркий, бросающийся в глаза. Мне даже стало как-то не по себе, когда один из репортеров сравнил «Марка» с немецкой штабной машиной времен второй мировой войны. «Марк III» появился на рынке в апреле 1968 года и уже в первый год опередил по объему продаж «Кадиллак-Эльдорадо». Я был счастлив: моя идея себя оправдала. Следующие пять лет мы процветали, ведь на разработку новой модели была затрачена смешная сумма — всего 30 миллионов долларов, так как использовались уже существующие детали, узлы и техническая документация. Презентация новой модели задумывалась как широкомасштабное зрелище.
Сначала мы решили, что наш элегантный «Марк III» как нельзя лучше впишется в интерьер престижного ювелирного магазина фирмы Картье на Пятой авеню в Манхэттене. Наше предложение заинтересовало администрацию известной ювелирной фирмы, и Уолтер Мэрфи вылетел на переговоры в Нью-Йорк. Элитарный автомобиль среди уникальных драгоценностей, а затем ужин для представителей прессы прямо в зале магазина — в этом было что-то утонченно-изысканное, как и сам новый автомобиль.
К сожалению, из этой затеи ничего не получилось. Администрация ювелирной фирмы не захотела снести пару стен и расширить окна, чтобы наша машина смогла попасть в магазин и предстать во всей красе. Единственное, чего мы от них добились, — разрешения использовать марку «Картье» на часах нашей новой модели. Демонстрацию «Марка III» мы провели в нескольких городах. В Голливуде, например, мы поставили машину на середину сцены. Декорации изображали дворец в Камелоте[3], и посетители поднимались к автомобилю по ступеням, как к королевскому трону.
В Детройте мы организовали обед для представителей ассоциации американских газетных издателей. Обычно на подобных мероприятиях новые модели демонстрируют на вращающемся стенде. Мы же, наоборот, посадили на такой стенд самих издателей. Стенд медленно поворачивался вокруг своей оси, и перед глазами восхищенных зрителей представала серия прошлых моделей «Линкольна» и «Марка». Наконец открывался занавес, и новый «Марк III» завершал это волнующее зрелище. Неудивительно, что многие из потрясенных издателей поспешили тут же оформить заказ на приобретение новой престижной модели. С выпуском «Марка III» финансовые показатели отделения «Линкольн-Меркьюри» резко пошли в гору. До этого ежегодно продавалось лишь около 18 тысяч «Линкольнов», что было явно недостаточно. Отделение не покрывало постоянные производственные издержки и фактически несло убытки на каждом автомобиле «люкс». Ведь независимо от того, выпускается миллион автомобилей или всего несколько, нужны заводы, пресс-формы и многое другое. Если запланированный объем производства оказался ошибочным, амортизационные отчисления приходится списывать на меньшее количество автомобилей. Так недолго и разориться.
Я еще раз убедился, что старая истина права: безупречный высококлассный автомобиль приносит больше прибыли. Продажа одного «Марка» приносила нам такую же прибыль, как продажа десяти «Фальконов». И прибыль эта была совершенно фантастической — две тысячи долларов на один автомобиль. Мы едва успевали фиксировать выручку, так быстро продавалась новая модель. Абсолютным рекордом в своей карьере я считаю тот год, когда отделение «Линкольн-Меркьюри» принесло фирме почти миллиард долларов прибыли. За «Марком III» последовал «Марк IV». Его мы выпустили в 1971 году. Эту серию автомобилей корпорация «Форд» продолжает и по сей день, на рынок поступает уже «Марк VII». И сейчас наибольшую выручку «Форду» приносит именно эта модель, как компании «Дженерал моторе» — их «Кадиллак».
Я вполне согласен с теорией Альфреда Слоуна, который утверждал, что для любой категории покупателей нужно иметь свое изделие. Иными словами, на всякий товар есть свой купец. Компания всегда должна иметь автомобиль для рядового небогатого покупателя — это главное в автоиндустрии, что хорошо усвоил еще Генри Форд I. Это должно застраховать вас от всяких неожиданностей. Однако зная, что «синие воротнички» в любой момент могут оказаться без работы, необходимо всегда иметь под рукой и модели класса «люкс». Ведь в Америке, как, впрочем, и во всем мире, богатые становятся еще богаче даже в условиях экономического кризиса. И они никогда не откажутся приобрести что-нибудь новенькое.
Глава 6.
Дорога к вершине
После успеха «Мустанга» и особенно «Марка III» я имел все основания считать, что мои шансы стать следующим президентом «Форд мотор компани» достаточно велики. Мне исполнилось сорок четыре года, я был в прекрасной форме, как никогда энергичен и деятелен. Судьба и сам Генри Форд были ко мне благосклонны, и будущее казалось мне безоблачным. Но человек предполагает, а Бог располагает... В тот момент, когда я был уже на финишной прямой, удача отвернулась от меня. И случилось это, по иронии судьбы, по «вине» нашего конкурента — компании «Дженерал моторе». Она предоставила Генри Форду шанс, от которого он просто не мог отказаться. Исполнительным вице-президентом «Дженерал моторе» в то время был Саймон Кнудсен по прозвищу Банки. Кнудсен был выпускником инженерного факультета Массачусетского технологического института. Возглавив, в сорок четыре года отделение «Понтиак», он стал самым молодым генеральным управляющим отделения за всю историю существования «Дженерал моторе». Естественно, у нас в Детройте менеджеры такого класса всегда привлекали особое внимание. Кнудсен был широко известен еще и потому, что в свое время его отец занимал пост президента «Дженерал моторе».
Карьера Банки у многих не вызывала сомнений, ожидали, что он пойдет по стопам отца. Однако когда новым президентом корпорации стал Эд Коул, тут уж всем, в том числе и самому Банки, стало ясно, что, несмотря на репутацию знатока производства, он достиг потолка своей карьеры. По крайней мере, в «Дженерал моторе».
Общеизвестно, как пристально следит любая фирма за деятельностью конкурента. Если фирма «Эйвис», занимающаяся прокатом автомобилей, всегда в курсе дел такой же фирмы «Хертц», а, например, торговая компания «Мэйси» внимательно наблюдает за компанией «Гимбел», то уж мы в «Форде», само собой разумеется, и глаз не спускали с корпорации «Дженерал моторе». Генри Форд всегда был большим поклонником корпорации и особенно пристально наблюдал за ее деятельностью. Когда Генри сообразил, что имеет шанс заполучить Банки Кнудсена, он расценил это как нежданный подарок судьбы. Кто знает, может, он и вправду считал, что именно гены Кнудсена помогают корпорации «Дженерал моторе» быть неизменно на гребне успеха. Как только Генри понял, что Кнудсен не прочь покинуть компанию, он немедленно позвонил ему и договорился о встрече. Эта встреча была обставлена в стиле лучших фильмов об агенте 007. Разумеется, не могло быть и речи о беседе в служебном кабинете Генри в Стеклянном доме: этот секрет немедленно стал бы достоянием широкой общественности и главное — прессы. Приглашать Банки к себе домой тоже было опасно — его могли увидеть соседи Генри в Гросс-Пойнте. Но Генри нашел выход. Он, как заправский Джеймс Бонд, облачился в плащ и на заказанном в фирме «Хертц» прокатном «Олдс-мобиле» направился в Блумфилд-Хиллз, в дом Банки. О результате этой встречи все узнали через неделю. Кнудсен получил пост президента «Форд мотор компани» с годовым жалованьем, как и у самого Генри, — 600 тысяч долларов. Ситуация сложилась довольно пикантная: надо было каким-то образом избавиться от Эрие Миллера, нынешнего президента нашей компании, занимавшего этот пост в течение последних пяти лет. Церемониться с Миллером не стали. Он был назначен вице-председателем совета директоров — новый пост, созданный для этого случая созданный.
Эрие Миллер проработал у нас еще только год, потом вышел в отставку и стал деканом школы бизнеса при Стэнфордском университете. Когда Банки стал президентом компании, я с семьей был в отпуске, катался на лыжах. Это было в начале зимы 1968 года. Мне позвонили из офиса Генри и попросили прервать отпуск и немедленно возвратиться. За мной даже выслали самолет. С тяжелым чувством направлялся я на другой день в кабинет Генри.
Было ясно, что босс хотел объясниться, понимая, каким ударом явится для меня назначение Банки на пост президента. Он был убежден, что опыт Кнудсена, приобретенный им в «Дженерал моторе», поможет этому высококлассному специалисту добиться в самое ближайшее время значительных перемен к лучшему и в нашей компании.
Приход Банки вовсе не означает конец моей карьеры, старался заверить меня Генри. «Я по-прежнему верю в тебя. Но ты молод и у тебя все еще впереди. А пока ты должен многому научиться», — настойчиво внушал мне босс. Ему казалось, что приход Кнудсена даст возможность нашей компании получить массу информации о деятельности «Дженерал моторе», так сказать, из первых рук. Генри просил меня быть выдержанным и терпеливым, напоминая, что я как-никак моложе Банки на целых двенадцать лет. Одним словом, он всячески пытался убедить меня в том, что не хочет меня терять и в будущем должным образом вознаградит за мое терпение.
Через несколько дней после этого разговора мне позвонил Сидней Уайнберг, один из старших членов совета директоров. Его по праву можно было назвать легендарным кудесником Уолл-стрита. Все считали его наставником Генри Форда. Уайнберг очень хорошо относился ко мне и, подчеркивая мое университетское образование, называл меня Лихай. Когда мы расположились за ланчем в его нью-йоркской квартире, Сидней сказал, что понимает, как мне сейчас тяжело. Он посоветовал мне не падать духом, так как все еще может измениться, и гораздо скорее, чем мне кажется. Уайнберг рассказал мне о том, что в компании «Дженерал моторе» вздохнули с облегчением, когда Банки перешел к Форду. Один из высших управляющих компании так и сказал Сиднею: «Вы здорово помогли нам. Черт возьми, мы гадали, как бы нам поделикатнее распрощаться с Кнудсеном, а тут старина Генри сам решил за нас эту проблему. Мы ему чрезвычайно признательны». «Что ж, — размышлял Сидней, — если Банки и впрямь пустое место, как они утверждают, ваша очередь не за горами». Я не был настроен столь оптимистично. Не скрою, решение Форда назначить Кнудсена президентом компании явилось для меня тяжелым ударом — мне очень хотелось попасть на вершину.
Я никак не мог согласиться с мнением Генри, что мне нужно еще многому научиться, чтобы стать президентом. Напротив, я считал, что с честью справился со всеми испытаниями за годы работы в компании и каждый «экзамен» сдал на отлично.
Я был на распутье и всерьез подумывал об отставке. Тем более, что именно в эти дни получил интересное предложение от фирмы «Крис-Крафт». Ее глава Хэрб Сигэл, выпускник Лихайского университета, собирался расширять фирму. Он мечтал сделать ее одним из китов индустрии досуга. Сигэл был высокого мнения о моих достижениях в корпорации и к тому же неплохо относился ко мне лично. «Я не хочу вас пугать, — уговаривал меня Хэрб, — но где гарантия, что Генри Форд и в дальнейшем не поступит с вами точно так же? Да он в любой момент, не задумываясь, может нанести еще один удар, у него хватит наглости снова обойти вас с назначением на пост президента. Пока вы там остаетесь, вы всегда будете в его власти». Искушение было велико. Я почти поддался уговорам и даже стал присматривать дом в Нью-Йорке или Коннектикуте. Да и Мэри была не против опять вернуться в восточные штаты. «А что, — говорила она, весело блестя глазами, — разве плохо снова покупать свежие морепродукты!». И все-таки я не ушел от Форда. Я любил автомобильное дело, никакая другая работа не захватила бы меня целиком. И я не мог представить себя вне «Форд мотор компани» и верил в свое счастливое будущее именно в этой компании. Генри по-прежнему меня ценит, Банки — темная лошадка.
Я решил, что не стоит предаваться унынию, и рано или поздно придет мое время. Переход Кнудсена из «Дженерал моторе» в компанию «Форд» взбудоражил весь Детройт. Подобных прецедентов почти не случалось в автомобилестроении. А для «Дженерал моторе» это вообще было неслыханно, компания всегда считалась большой дружной семьей даже по нашим детройтским меркам.
Интерес к новому назначению Банки подогревался еще и тем, что его отец, Уильям Кнудсен, полвека назад служил у деда нынешнего Форда. Он два года руководил четырнадцатью заводами, выпускавшими автомобиль «Модель Т», включая и известный завод в Ривер-Руж. Затем, после первой мировой войны, он был направлен в Европу, где занимался расширением европейских отделений компании «Форд». Однако, став одним из высших руководителей, старший Кнудсен чем-то не угодил старшему Форду, и тот его уволил. Это случилось в 1921 году. Когда Уильям покидал компанию, жалование его по тем временам было очень приличным — 50 тысяч долларов в год. Через год после увольнения он стал работать в корпорации «Дженерал моторе». Теперь все вернулось на круги своя — Форд и Кнудсен снова в одной упряжке.
Это была сенсация: внук старшего Форда назначил президентом своей компании сына человека, некогда уволенного его дедом. Драматическая история взахлеб обсуждалась в прессе, все в Детройте только и говорили о новом назначении Банки. Но нигде, конечно, эту новость не обсуждали так заинтересованно, как в самой «Форд мотор компани». Многие мои коллеги, занимавшие высшие посты в руководстве компании, весьма скептически и даже с возмущением отнеслись к тому, что человек из «Дженерал моторе» станет нашим президентом. Как всегда бывает в подобных случаях, поползли самые невероятные слухи. Особенно меня встревожила новость, что будто бы Кнудсен собирается поставить на мое место Джона Де Лориана, который работал у Банки в отделении «Понтиак». О Де Лориане говорили как о молодом, энергичном, подающем надежды менеджере. Генри Форд считал, что уже само присутствие Кнудсена в Стеклянном доме будет способствовать тому, что часть процветания «Дженерал моторе» распространится и на нашу компанию. Это была чистейшей воды утопия. Я и мои коллеги понимали, что нельзя автоматически переносить систему управления из одной фирмы в другую. Мы оказались правы.
Как в каждой крупной корпорации, у нас был свой отработанный механизм хозяйствования. Мы привыкли работать быстро, и Банки было трудно угнаться за нами. Вскоре обнаружилось, что как администратор он вообще слаб. Прошло совсем немного времени,, и уже не только мне стало ясно, что корпорация «Дженерал моторе» имела все основания быть благодарной Форду, избавившему их от Банки.
Мои отношения с Кнудсеном складывались очень непросто. Банки прекрасно знал, что я рассчитывал на пост президента до его назначения и продолжаю надеяться на это и после его прихода в компанию. Неизвестно, к чему привела бы нас взаимная неприязнь, но, к счастью, мы оба были слишком заняты, чтобы тратить время на закулисные интриги. Однако по служебным вопросам у нас постоянно возникали трения, и чаще всего причиной разногласий становились проблемы дизайна новых моделей. Поначалу Банки с азартом пытался навести в компании «Форд» свои порядки. Он был заядлый игрок, но у нас ему не повезло. Он, например, настаивал на увеличении веса и размеров «Мустанга», взялся зачем-то реконструировать наш «Тандерберд», стремясь сделать его похожим на «Понтиак». Все его затеи потерпели фиаско. Банки не сумел стать лидером компании и не оставил сколько-нибудь заметного следа в ее существовании. Никто в корпорации его особенно не поддерживал, его власть была чисто номинальной, не опиралась на преданность и уважение. У него не было своей команды, поскольку он не смог потянуть за собой ведущих менеджеров из «Дженерал моторе», которые помогли бы ему осуществить его планы. Кнудсен оказался в полном одиночестве во враждебной атмосфере, участь его была предрешена...
Я вспомнил об ошибках Банки через десять лет, когда перешел в корпорацию «Крайслер», и постарался учесть его печальный опыт. Я не любил Банки, но вовсе не старался организовать «восстание» против него, как часто писали в прессе. И не мне он обязан своим провалом. Просто Кнудсен не захотел или не смог считаться с действовавшей в корпорации «Форд» системой управления.
Он самолично принимал решения в тех областях деятельности фирмы, игнорируя сложившуюся управленческую иерархию, в которых традиционно решения принимал я и другие высшие менеджеры.
С первых дней своего основания компании «Форд» и «Дженерал моторе» резко отличались друг от друга, и прежде всего в системе управления. В «Форде» всегда царила состязательная атмосфера. Компания «Дженерал моторе», напротив, была более консервативной, закрытой, имела десятки комитетов и множество уровней управления. У нас же превалировал истинно предпринимательский дух, мы не тратили массу времени на аппаратные переговоры, решения принимали быстро. Банки хорошо вписывался в неторопливый, строго организованный темп «Дженерал моторе», но в «Форде» он был как рыба, вынутая из воды. Неудивительно, что Банки продержался у нас лишь девятнадцать месяцев. Генри быстро разобрался, что успех менеджера в одной автомобильной фирме вовсе не гарантирует ему такой же успех в другой.
Переход Банки из «Дженерал моторе» наделал много шума в средствах массовой информации и, пожалуй, именно это обстоятельство затянуло развязку на полтора года. Я мог бы, конечно, попытаться объяснить причину увольнения Кнудсена тем, что все его идеи оказались несостоятельными, что он грубо вмешался в дизайн «Мустанга». Да, это все верно, Банки не смог оказать хоть какое-то влияние на компанию. Но никто и никогда не догадался бы,* в чем была истинная причина его увольнения. Кнудсен был уволен потому, что позволял себе входить в кабинет Генри Форда без стука. Вот так запросто, не постучав предварительно в дверь, к самому Форду! Один из помощников Генри, Эд О'Лири, возмущался: «Это невозможно вынести! Представляете, распахивается дверь — и на пороге Банки собственной персоной. Видели бы вы, как это бесит Генри!».
Отношения Банки и Генри Форда никогда не были особенно хорошими, и это обстоятельство просто стало последней каплей. Надо сказать, «Его Величество» всегда соблюдал дистанцию в отношениях со служащими компании. Он был королем и никому не позволял держаться с собой запанибрата. Банки не пожелал с этим считаться и допустил большую ошибку. Все в компании «Форд» твердо знали — к трону надо приближаться с опаской и ни в коем случае не подходить слишком близко. Много лет назад меня об этом предупредил Бичем: «Помни, у тебя кровь красная, а у Генри голубая, поэтому держись от него подальше и никогда не переходи границу». Способ, которым воспользовался Генри, чтобы уволить Банки Кнудсена, может быть темой отдельного интересного повествования. Но в гораздо большей степени он характеризует самого Форда. В День труда[4], вечером, Тед Мекке, вице-президент по связям с общественностью, был направлен к Банки домой с весьма деликатным поручением: намекнуть Кнудсену о предстоящем увольнении.
Тед чувствовал себя крайне неловко. Он мялся и никак не мог произнести нужные слова. В конце концов он выжал из себя следующее: «Генри поручил мне сообщить вам, что завтра вас ожидает нелегкий день». Банки ничего не понял, но его жена Флоренс, женщина неглупая и решительная, сразу уловила истину. «Постойте, — сказала она, — так зачем вы, собственно, пожаловали? Для чего именно вас послал Генри Форд? Вы что, хотите сказать, что моего мужа собираются уволить?». Мекке, глубоко вздохнув, кивнул головой. Генри знал, что я буду рад увольнению Кнудсена, и видел во мне союзника. Тем не менее, он все еще не сказал Банки окончательно об увольнении. Мекке опять пришлось взять на себя эту неприятную миссию. «Вероятно, вы должны зайти к Форду сами», — посоветовал он Банки. «Мекке говорил с вами?» — такими словами встретил Генри Кнудсена, когда тот вошел в кабинет босса. «Я не понимаю, что здесь происходит, черт побери! — разъярился Банки. — Меня увольняют, вы это имеете в виду?». «Да. К сожалению, дела у нас что-то не ладятся», — ответил Форд. Это был его излюбленный прием — отделываться подобными неопределенными формулировками. Через несколько минут Генри зашел ко мне и сказал, что Банки хочет устроить пресс-конференцию. Все было ясно, но я хотел, чтобы Генри сказал мне сам о своем решении. Поэтому я спросил: «А что случилось?». В ожидании ответа я стоял и молча смотрел на Генри. Надо было видеть, как он мялся и не мог выговорить что-либо членораздельное. Наконец он нашел выход: «Вы же видите, какая у нас сложилась обстановка. А Банки ничего не желает понимать». Поистине, он был неподражаем. Сцена, достойная Кистоуна Копса[5]!
Потом внезапно в мой кабинет вошел Кнудсен. «Может быть, мне наконец хоть кто-нибудь объяснит, что здесь происходит? — произнес он. — Уволен я или нет?». Банки удалился, и тут же ко мне снова вошел Генри. «Ну, что он сказал? — нетерпеливо спросил он. Прошло буквально несколько минут, и Генри опять появился в моем кабинете. «Банки хочет провести свою пресс-конференцию прямо здесь. Что будем делать?» — спросил он. «Но ведь вы же уволили его. Естественно, должен же он что-то сказать прессе», — ответил я. «Да, конечно, он уволен. Но это вовсе не означает, что пресс-конференцию непременно нужно устраивать в нашем здании. Пусть делает это в каком-нибудь отеле». Должен сознаться, что эта история вызвала во мне двойственное чувство. Конечно, я был рад, что Банки наконец-то покинет компанию. Но чисто по-человечески я не мог не пожалеть Кнудсена, как и любого другого, чья деятельность на посту президента компании завершилась бы подобным образом.
К тому же мне очень не понравилось поведение Генри. Как ловко, однако, умеет он спихнуть на кого угодно грязную работу! Мысль о том, что и я когда-нибудь могу оказаться на месте Банки, не покидала меня. Мы с женой проговорили весь вечер. «Не пора ли тебе уносить ноги, пока не поздно?» — размышляла Мэри. Я был почти готов последовать этому разумному совету. И опять что-то удержало меня, расстаться с компанией было выше моих сил. Увольнение Банки вылилось в настоящий праздник, мы веселились и пили шампанское. Вскоре всю компанию облетела крылатая фраза, которую произнес один из сотрудников отдела по связям с общественностью: «Генри Форд I сказал однажды, что история — это вздор[6]. Но сегодня Банки — это уже история».
Банки ушел, но напрасно я ожидал, что Генри предложит мне пост президента компании. Почему-то он никак не мог решиться на это. Генри принял соломоново решение: он учредил президентский триумвират. В моем подчинении были все операции компании «Форд» в Северной Америке. Роберт Стивенсон стал главой «Форд интер-нэшнл», то есть занимался зарубежными операциями компании. Под началом Роберта Хэмптона находились неавтомобильные операции.
Таким образом, я был первым среди равных. «Тройка» просуществовала недолго, 10 декабря 1970 года я наконец-то был назначен на пост президента «Форд мотор компани». Моя мечта сбылась... Генри сообщил мне о предстоящем назначении за несколько дней до публичного объявления. Когда он пришел ко мне в кабинет, я подумал: «Это самый дорогой рождественский подарок из всех, какие я когда-либо получал в жизни!». Мы немного покурили, он сигарету, я сигару, и дым слоями поднимался к потолку. Генри вышел, и я тут же позвонил Мэри, а потом отцу в Аллентаун. Я был счастлив, что могу обрадовать его. Мой отец прожил долгую деятельную жизнь, в которой было немало счастливых моментов, но я убежден, что самой большой радостью для него был тот мой телефонный звонок.
Итак, в моей жизни началась новая полоса. Быть президентом «Форд мотор компани» — огромная ответственность. Некоторые цифры могут дать представление о масштабах этого гиганта автомобилестроения. На заводах комнании трудились 432 тысячи рабочих и служащих. Общий фонд заработной платы превышал 3,5 миллиарда долларов. Почти 2,5 миллиона легковых автомобилей и 750 тысяч грузовиков в год производила компания только в Северной Америке, а за ее пределами выпускалось 1,5 миллиона автомобилей. В 1970 году общий объем продаж достигал почти 14,9 миллиарда долларов, прибыль составила 515 миллионов долларов. Настоящая автомобильная империя! Когда я стал ее президентом, то поставил перед собой цель: добиться повышения уровня прибыли. Хотя прибыль в 515 миллионов долларов можно считать вполне приличной суммой, она составляла всего 3,5 процента от объема продаж, в то время как еще в начале шестидесятых годов доля прибыли была не ниже 5 процентов. Я поставил перед собой задачу достичь этого уровня. Общеизвестно, что во всем мире, существует только два способа получения прибыли: или продавать больше товаров, или сокращать издержки. На данном этапе объем продаж был вполне достаточным, поэтому, проанализировав деятельность компании, я счел возможным добиться существенного снижения издержек производства.
На совещании высших менеджеров компании я предложил для утверждения программу сокращения себестоимости продукции. Это был один из первых моих шагов на посту президента компании. Я назвал программу «50 на 4». Это означало снижение затрат на 50 миллионов долларов в каждой из следующих четырех сфер, где я видел эту возможность: нарушение графика, усложненные конструкции изделий, издержки при дизайне, устаревшие методы хозяйствования. Программа была рассчитана на три года, и при ее успешном выполнении прибыль компании увеличилась бы на 200 миллионов долларов в год. При том же объеме продаж мы смогли бы получать прибыли почти на 40 процентов больше! «Узких» мест было много. Каждый год мы теряли, например, целых две недели, подготавливая производство к выпуску моделей следующего сезона. И рабочие, и оборудование простаивали, заводы останавливались. Нам удалось сократить период вынужденного бездействия с двух недель до двух дней. Это стало возможным благодаря широкому внедрению компьютерных программ и совершенствованию графиков производства. Я понимал, что невозможно внедрить новую схему переоснащения оборудования за одну ночь, это под силу только волшебнику.
Уже к 1974 году мы добились того, что эта операция занимала всего один уикэнд, то есть когда конвейеры все равно простаивали. Существенного сокращения издержек нам удалось добиться и на грузовых перевозках. Транспортные расходы в целом составляли лишь малую часть всех издержек, но все же превышали 500 миллионов долларов в год. Я полагал, что эта сумма может быть уменьшена. Поскольку я не был специалистом в данном вопросе, мне понадобилось время, чтобы во всем разобраться. И кто бы мог подумать: оказывается, железнодорожные компании попросту одурачивали нас! Свои тарифы железнодорожники исчисляли исходя не из веса, а из объема груза, а мы покорно закладывали диктуемые ими затраты в наши сметы. Когда выяснилось, что многие годы компания в полном смысле этого слова оплачивала воздух, мы стали более компактно загружать платформы и вагоны.
Вспоминаю, как пришлось даже изменить дизайн одной из моделей и укоротить крылья на два дюйма, чтобы на каждой железнодорожной платформе разместилось больше машин. Когда речь идет о сумме в 500 миллионов долларов, даже ничтожная экономия в 0,5 процента может вылиться в два с половиной миллиона долларов. Таким образом, мы перестали оплачивать перевозку воздуха. Следующим моим шагом было выполнение программы «избавиться от убыточных участков». В любой большой компании есть десятки операций или участков, приносящих либо минимальную прибыль, либо прямые убытки. И наша компания не была исключением.