Тема 8. Внебюджетные государственные фонды (18 часов)
Основы деятельности внебюджетных государственных фондов
Изучаемые вопросы
Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов и их классификация. Создание внебюджетных фондов. Классификация специальных фондов. Доходы и расходы специальных фондов. Централизованные и децентрализованные бюджетные фонды. Источники внебюджетных фондов.
Система формирования фондов социального страхования.
Теоретические положения
Внебюджетные фонды представляют собой фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и территориальных бюджетов. Средства внебюджетных фондов имеют строго целевое назначение и предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное обеспечение и страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Денежные средства, мобилизуемые во внебюджетные фонды, позволяют государству осуществлять социальную политику. Источником формирования фондов, из которых финансируются мероприятия по социальной защите населения, служит национальный доход, созданный трудоспособными гражданами и прошедший распределение через систему государственных финансов.
В СССР социальная защита населения реализовывалась через государственный бюджет государственного социального страхования, который в свою очередь, был составной частью государственного бюджета всей страны.
В соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» в 1991 году средства, направляемые на социальное обеспечение и социальное страхование, были выведены из государственного бюджета и на их основе были созданы внебюджетные фонды.
Как экономическая категория, внебюджетные фонды представляют собой совокупность денежных распределительных отношений, в результате которых формируются фонды финансовых ресурсов, не входящих в бюджет и имеющих целевое назначение.
В состав государственных внебюджетных фондов входят:
- Пенсионный фонд РФ;
- Фонд социального страхования РФ;
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Источниками формирования внебюджетных фондов являются:
- обязательные платежи, установленные законодательством РФ, субъектов РФ, а также решениями местных органов власти;
- добровольные взносы юридических и физических лиц;
- доходы, полученные от размещения временно свободных средств;
- другие доходы, предусмотренные соответствующими законодательными актами.
Главным источником средств государственных внебюджетных фондов является единый социальный налог. Это - федеральный налог, он поступает в федеральный бюджет, а затем в соответствии со ставками, утвержденными Налоговым кодексом РФ, распределяется между фондами и федеральным бюджетом.
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием РФ в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Социальные внебюджетные фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Однако эта самостоятельность имеет свои особенности и существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, частных предприятий и организаций. Внебюджетные фонды организуют процессы мобилизации и использования средств в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.
Пенсионный фонд РФ
Изучаемые вопросы
Доходы Пенсионного фонда, источники формирования средств Пенсионного фонда. Порядок формирования фонда. Субъекты пенсионного страхования. Основные цели, задачи фонда. Права и обязанности фонда.
Теоретические положения
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР)создан на основании постановления Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения граждан. Деятельность его регулируется Положением о Пенсионном фонде от 27.12.1991 г. ПФР – это орган государственного управления финансами пенсионного обеспечения, средства которого не входят в состав государственного бюджета. Он введен в действие с 01.01.1992 года.
Механизм формирования ПФ аналогичен механизму формирования ФСС. В настоящее время взносы включены в единый социальный налог. Задача ПФ – целевой сбор и аккумуляция средств для выплаты пенсий и пособий на детей, а также организация их финансирования.
Основная часть доходов Пенсионного фонда РФ поступает за счет платежей по ЕСН работодателей и индивидуальных предпринимателей. Кроме обязательных взносов, в ПФ РФ могут поступать средства федерального бюджета на целевое финансирование выплат государственных пенсий и пособий; средства ФСС РФ; доходы от капитализации части временно свободных средств ПФ и от обслуживания счетов ПФ коммерческими банками; пени и штрафы; добровольные взносы граждан и др.
Концентрируемые в Пенсионном фонде РФ средства направляются на:
1) выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий;
2) выплату пособий по уходу за ребенком старше полутора лет;
3) оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам и др.
Для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования предусматривается создание Пенсионным фондом России резерва, который должен обеспечить безусловное выполнение обязательств по выплате пенсий перед нынешними пенсионерами. По закону "Об обязательном пенсионном страховании" государство несет полную ответственность за выплату пенсий гражданам, в том числе субсидиарную ответственность за деятельность Пенсионного фонда России и отвечает по его обязательствам перед застрахованными лицами.