Слайд 18-19. читаю 6 часть
Урок литературы по теме
“Простые и вечные истины в прозе В.И. Дёгтева “Выбор”.
Построен на основе анализа рассказа “Выбор” В.И. Дёгтева, раздел “Современная литература”.
Форма проведения урока – урок-дискуссия с элементами стилистического анализа произведения.
“Он рассказчик от Бога, взявший на себя смелость и ответственность
“безоглядно резко” писать об окружающих нас трагических событиях”
Юрий Бондарев
Тип занятия: урок литературы по современной отечественной прозе
Технология: проблемное обучение.
Модель: личностная.
Целеполагание:
· Формирование умений анализа фрагментов художественного произведения
· Формирование и расширение знаний об идейном смысле художественного произведения: раскрытие смысла названия произведения и постижение нравственных уроков, заключенных в содержании рассказа.
· Развитие умений аргументации собственной точки зрения, умений обсуждения, освоение культуры общения.
· Вызвать стремление гуманно относится к страдающему человеку, разделять чужую боль.
· создать условия для анализа средств выразительности произведения, подготовка к ЕГЭ.
Оборудование: текст рассказа; мультимедиа проектор;
презентации:
1. «У каждого поколения своя война».
2. «Мой папа – воин-интернационалист».
3.«Простые и вечные истины в прозе В.И. Дёгтева “Выбор”.
Образовательный аспект – познакомить ребят с творчеством В.И. Дёгтева с целью анализа художественных средств рассказа Дёгтева “Выбор”.
Развивающийся аспект – развивать навыки чтения текста с извлечением конкретной информации, развивать ассоциативно-образное мышление, память.
Воспитательный аспект – создать условие для развития интереса к современной литературе, осмысление поступков главного героя, с вычленением вечных ценностей человечества.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент урока.
1. Презентация «У каждого поколения своя война».
Учитель:
У каждого поколения своя война.У наших дедов – Великая Отечественная, у ваших отцов – Афганская, у современного поколения – это Чечня, Дагестан. Каждый день Человек стоит перед выбором, как ему поступить в той или иной ситуации. Молодым людям предстоит выбрать: идти им в армию, чтобы защитить свою Родину, родных и близких или «пусть другие защищают, а мне и на гражданке неплохо». Такой выбор встанет у большинства присутствующих. Много лет тому назад у отца вашей одноклассницы Лейсан был «выбор» идти в армию или «откосить» - и он выбрал службу, и попал на ту самую войну, которую сейчас мы называем Афганской.
2. Презентация «Мой папа – воин-интернационалист».
Учитель:
3. Презентация «Простые и вечные истины в прозе В.И. Дёгтева “Выбор”.
II. Основная часть урока.
Слайд 1.
Хочу продолжить знакомство с творчеством уже известного писателя Вячеслава Дёгтева. Многие писатели называют Вячеслава Ивановича Дёгтева русским Джэком Лондоном, королем рассказа.
Слайд 2.
Вячеслав Иванович Дёгтев родился в 1959г. На хуторе Карасилов Воронежской области. Офицер запаса, бывший летчик, летал на Л-29 и МИГ-17. В 1991 году окончил Литературный институт им. М. Горького. Автор 13 книг прозы. Его рассказы опубликованы в 140 газетах и журналах, как в России, так и за рубежом. Лауреат международной Платоновской премии “Умное сердце”, литературной премии имени Александра Невского “России верные сыны”, он стал и победителем популярной премии “Национальный бестселлер”.
Слайд 3-4.
*На вопрос интервьюера «Почему в Вашей прозе основной является тема войны?» Дёгтев ответил: «Подсказывает темы, настраивает на размышления сама жизнь. Еще в 1995г. Было ясно: раз ввязались в войну на Северном Кавказе, надо победить. В Чечне выросло целое поколение молодых людей, не умеющих зарабатывать иначе, чем стрельбой. Произошла подмена ценностей: работать – непрестижно, убивать за деньги – почва для агрессивной идеологии ваххабизма».
*«На чем же стоять дальше? Раз выпало родиться в России, надо бороться до конца. Верю в высшие силы, которые не дадут России пропасть. Жизнь должна быть попыткой преобразования мира вокруг себя в соответствии с убеждениями. Даже если мир живет по другим законам и многие сочтут это чудачеством», - пишет В.Дёгтев.
Слайд 5-8.
Мы с вами уже познакомились с рассказом В.Дёгтева «Четыре жизни». У него много рассказов, которые будут вам интересны. Его рассказы – это азбука выживания русского человека в нынешней России.«Увы, история людей ничему не учит, и безумие границ не имеет»,- говорит герой рассказа В.Дёгтева «Четыре жизни». «Он вставил в автомат новый тяжелый, набитый патронами магазин, где в каждой пуле скалилась смерть, а пустой между тем, гремя как коробка, поскользил по камням вниз». «Его захватят уже мертвым. При обыске обнаружат на груди монашеский крест-парамад, а между лопатками,ладанку-мощевик… После чего его разрубят на четыре части – крестообразно – и предложат по рации «диким гусям» менять каждую часть на одного пленного мусульманина». В.Дёгтев «Четыре жизни».
*Какой выбор был у героя этого рассказ? (ответы учащихся).
«Все мы знаем, что рано или поздно умрем, но все равно не верим в собственную кончину, а потому всякая религия есть форма подготовки к смерти, а путь воина – есть путь преодоления страха смерти», - пишет Дёгтев в рассказе- Реквием «Последний парад».
Слайд 9.
Сегодня мы познакомимся с новым рассказом Дегтева «Выбор».
· Не читая рассказ, не зная ещё его сюжет, подумайте, о чем может быть рассказ? (Ответы учащихся)
· Кто и что выбирает? ( ответы учащихся)
Слайд 10.
Читаю 1 часть рассказа.
Вопросы:
-Какой композиционный прием лежит в построении «Выбора»? (антитеза – противопоставление понятий, мыслей, образов).
-Кто из писателей обращается к приему антитеза? (Л.Толстой «Война и мир», Ф.Достоевский «Преступление и наказание»).
Вопросы: обратим внимание на внешность героев.
- Каким вы представляете ЕГО? ответы
-Каким вы представляете ЕЁ?
- Какие глаза у него?
-Какие глаза у неё?
Читаю 2 часть. Слайд 11. Находим. У него глаза были серые, стального, немного зеленоватого цвета, у неё – карие, выпуклые, как у породистой, преданной собаки, а в последнее время глаза у нее сделались отчего-то золотистые и с янтарным оттенком.)
- Какой прием использует автор? (Антитеза. Его глаза потухшие, чуть-чуть теплится жизнь (немного зеленого цвета), у нее — живые, теплые, готовые дать новую жизнь).
- Отчего у героя рассказа «…в последнее время глаза у нее сделались отчего-то золотистые и с янтарным оттенком»? ответы
Слайд 12.
- В этой части встречаются такие словосочетания, как «дикие гуси», «псы войны».Почему они записаны в кавычках? (Это цитата, устойчивое сочетание)
-Что они значат? (Так называют наемных убийц, эти названия можно встретить в других художественных произведениях XIX–XX вв.)
-Как называется такой прием в литературе, когда автор умышленно или невольно использует образ, мотив, выражение из произведения какого-либо автора? (реминисценция)
Слайд 13.
Литературная справка.
Реминисценция – присутствующие в писательских текстах отсылки к предшествующим литературным фактам: отдельным произведениям, образам, сюжетам. Это образы литературы в литературе. Реминисценция в одних случаях вводится в текст автором сознательно и целеустремленно, либо они появляются независимо от намерений и воли автора.
У В.Шекспира «Юлий Цезарь», когда главный персонаж пьесы обращается к подданным, призывая: «Сейте смерть! Спускайте псов войны!» Драматург «псами войны» называет наемников, варваров, не останавливающих ни перед чем ради наживы.
- Рассказ посвящается Юрию Бондареву - писателю –фронтовику. Ему удалось воссоздать дьявольский облик войны.
- Какие произведения Юрия Бондарева вы читали? (“Горячий снег”, “Берег”, “ Тишина”).
Это поколение в литературе назвали «потерянное поколение».
Слайд 14. Культурологический комментарий понятия
«потерянное поколение»
Огромное влияние на европейскую культурную традицию оказала Первая мировая война – доселе беспрецедентная в цивилизованном мире по своим масштабам. Эта война словно бы разрушила над головой миллионов людей кажущийся незыблемый ценностный свод: в первую очередь это коснулось молодого поколения интеллигенции. Это было поколение, брошенное на четыре года из университетских аудиторий в окопы. Люди, воспитанные на богатейших гуманистических культурных традициях, должны были пережить ломку взглядов, убеждений и на 4 года превратится в нерассуждающие и абсолютно бесправные автоматы, лишенные права распоряжаться собственной жизнью. Они были обязаны по приказу убивать, по приказу умирать.
- Подумайте как могут развиваться отношения между героями?
-Кем работал он до войны?
-Каково его отношение к женщинам?
Слайд15.
Читаю 3 часть.
По аналогии с «потерянным поколением» можно судить, что главный герой принадлежит к “поколению растерянных людей” (лишь на какое-то время потерявшие ориентир в нашей жизни).
- Кого вы отнесете к этому поколению, поколению “растерянных людей”? (Гранатометчик Роман.)
-Почему он пошел на войну? От хорошей жизни на войну не вербуются.
(Не сложилась семейная жизнь, жена ушла к другому, забрала квартиру, которую заработал он. Оставалось одно – выйти, взять бутылку. Конечно, от полного отчаяния, безысходности существования).
-Он сделал свой ВЫБОР. Поэтому он пошел на войну, в мирной жизни он погиб бы.
- Какие художественные приемы использует автор, чтобы рассказать о жизни гранатометчика до войны? (Основной прием – многоточие. “Пил, пока деньги были...”.)
- Когда используется этот прием? (Умолчание – фигура речи, предоставляющая слушателю или читателю возможность догадаться, о чем могла бы пойти речь во внезапно прерванном высказывании.)
- Кроме многоточия, какие изобразительно-выразительные средства языка говорят о полной “растерянности” главного героя? (Междометие “Ах!”, метафоры “тоскливо и горестно”, синонимия “квартира в которой он жил, называлась “конурой”. Обозленный на жизнь, он выбирает войну, потому что в мирной жизни он погиб бы быстрее. “И ноги как-то сами собой принесли его к казачьему атаману.)
- Что стало с главным героем на войне? (Ответы учащихся)
Слайд 16. Читаю 4 часть.
- Почему на войне его стали называть “псом войны”?
(Был очень жестоким, у него уже не дрожали руки, “звери” не снились, это был человек-автомат, он даже своих убивает.)
- Ваше отношение к тому, что он убил труса и был причастен к смерти московского журналюги? (Он не имел права лишать людей жизни, только суд может покарать человека. Это говорит о том, что он стал “зверем”, он не лучше тех, кого убивал.)
- Почему в начале повествования нет собственных имен, а только местоимения и существительные собственного значения «гранатометчик» , «работница полевой кухни».
И лишь потом мы узнаем их имена? (Писатель использует прием обобщения , стремится раскрыть типическое в современной жизни).
-Когда могут появиться имена героев? (с развитием у них отношений)
- Предположите, как развиваются у них отношения? (ответы учащихся)
Слайд 17. Читаю 5 часть.
- Почему он так спешил в последнее время в полевую пекарню? (Ему понравилась Оксана, которая пекла хлеб.)
- Почему ему нравилась эта девушка? (Строго себя держала, гордая, красивая, а как выплясывала перед солдатами, гранатометчик и думать о ней не мог, таких, как он, были сотни. Поэтому он даже и не пытался... “Да, она была настоящая королева!”.)
- Почему он не пытался ухаживать за Оксаной? (Таких, как он были сотни)
- Могли ли их отношения начать развиваться? (Ответы)
-Что могло произойти, что их отношения начали развиваться? (Ответы)
Слайд 18-19. Читаю 6 часть.
- Именно здесь рассказ делится на 2 части: жизнь до и после ранения Оксаны.
- Продолжите рассказ дальше. (ответы учащихся)
Слайд 20. Читаю 7 часть.
И вот сейчас ее внесли на носилках двое дюжих, измазанных глиной десантников. “Звери” обстреляли хлеборезку и получили дармовой хлеб. И только сейчас, увидев раненную Оксану, Роман заговорил с ней.
- Как вы относитесь к поступку Романа? Что это, минутная слабость или любовь? (Конечно, любовь. Он понимал, что ждет Оксану в будущем, только он может ей помочь.)
- Легко ли ему было сделать предложение? (“Нет, – он произнес хрипло, – выходи за меня замуж”, словно груз сбросил..)
- Какими стилистическими фигурами, художественно-выразительными средствами пользуется автор, чтобы передать эмоциональное напряжение героя? (Лексический повтор.)
- Да, лексический повтор отличается очень мощным эмоциональным зарядом. Путем повторения слова в тексте выделяется ключевое понятие. Найдите лексический повтор. (Сапог...Сапог! Боюсь, что завтра...завтра я не осмелюсь. Да, радость! Радость золотая, неподдельная).
- Следующая стилистическая фигура. (Парцелляция.)
- Что она обозначает? (Выделение из предложения какого-либо члена предложения – чаще второстепенного, оформление его в виде самостоятельного предложения. В тексте “Ты только не говори. Береги силы”.)
- Найдите другие выразительные средства речи. (Риторическое обращение характерно для этого рассказа. Оно придает сердечность, теплоту речи: “Слушай, будь другом...”, “Ах, как я счастлива, Ромка!”, “Знаешь что... Оксана, дорогая?”, “Жмет, вражина, мочи нет”.
Риторический вопрос усиливает эмоциональность высказывания, его выразительность. “Что? Замуж:”, “Ведь правда, все у нас с тобой будет хорошо?”, “ Мы еще потанцуем. Ведь правда, Рома?”.)