Методические указания по изучению курса
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Хабаровский государственный университет экономики и права»
Юридический факультет
Кафедра гражданского права и гражданского процессуального права
Гражданское право зарубежных стран
Учебно-методическое пособие для магистрантов1 курса очной и заочной формы обучения по направлению подготовки
40.04.01 «Юриспруденция (магистратура)»
Хабаровск 2016
ББК Х 4
Х 12
Гражданское право зарубежных стран: учебно-методическое пособие для магистрантов 1 курса очной и заочной формы обучения по направлению подготовки 40.04.01 «Юриспруденция (магистратура)» / сост. И.И. Бергеля, Н.В. Корнилова, О.В. Сазанкова. – Хабаровск: РИЦ ХГУЭП, 2016. – 84 с.
Рецензент: заместитель начальника кафедры
Административного права и АСД ДВЮИ МВД
России д.ю.н., доцент, Дерюга А.Н
Утверждено издательско-библиотечным советом университета в качестве
методических указаний для студентов
Бергеля Ирина Игоревна
Наталья Викторовна Корнилова
Сазанкова Оксана Валерьевна
Гражданское право зарубежных стран
Учебно-методическое пособие для магистрантов 1-2 курса очной и заочной формы обучения по направлению подготовки
40.04.01 «Юриспруденция (магистратура)»
Редактор Е. Ю. Лаврентьева
Подписано к печати 04.05.2016 г. Формат 60х84/16. Бумага писчая.
Печать цифровая. Усл. печ. л. 3,7. Уч.-изд. л. 2,6. Тираж 20 экз. Заказ №
680042, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 134, ХГУЭП, РИЦ
ã Хабаровский государственный университет экономики и права, 2016.
Содержание
Введение………………………………………………………………… | |
Тематический план семинарских занятий для студентов дневного и заочного обучения…………………………………………………………. | |
Методические указания по изучению курса «Гражданское право Зарубежных стран»……………………………………………………… | |
Программа дисциплины «Гражданское право зарубежных стран»… | |
Список рекомендуемой основной и дополнительной литературы…. | |
Планы и задания к семинарским и практическим занятиям для студентов очной и заочной формы обучения …………………………… | |
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения……………………… | |
Вопросы для самопроверки к экзамену………………………………. |
ВВЕДЕНИЕ
Курс гражданского права зарубежных стран позволяет изучить понятия и юридические конструкции гражданского и торгового права зарубежных стран, что позволяет пополнить знания магистрантов в области правового регулирования международной торговли с точки зрения права стран, принадлежащих к различным правовым системам. В данном курсе на основе анализа законодательства зарубежных стран освещаются практические и теоретические вопросы правового регулирования гражданских и торговых отношений.
Настоящие методические указания предназначены для магистрантов 1 курса очной формы обучения юридического факультета. В них представлены планы семинарских занятий и задачи к ним. Для облегчения подготовки магистранта к занятиям по каждой теме прилагается список рекомендуемой литературы и необходимых нормативных актов.
Магистранту следует помнить, что для хорошей подготовки к семинарскому занятию им должны быть изучены как положения учебной литературы, так нормативных актов по теме занятия. Также магистрант должен уметь работать с судебными материалами по теме: их поиск и анализ. Только комплексный ответ, содержащий доктринальные положения, положения норм права, учитывающий особенности их толкования и применения судебными органами, заслуживает высокой положительной оценки.
Семинарские занятия, а также самостоятельная работа над отдельными темами призваны содействовать выработке у магистрантов навыков правовой квалификации конкретных правоотношений, углублению и закреплению теоретических знаний в области сравнительного правоведения.
При решении задач магистрант должен определить вопросы, требующие изучения, для правильного ответа на вопросы задачи, проанализировать все обстоятельства, изложенные в казусе и дать ответ, обосновав его ссылками на конкретные нормативно - правовые акты.
В конце настоящих методических указаний расположены вопросы к подготовке к экзамену. Они составлены с учетом программы дисциплины «Гражданское право зарубежных стран» для юридического факультета.
Тематический план для студентов очной и заочной форм обучения
№ п/п | Название темы | Количество часов практических занятий у студентов 1-2-го курса очной формы обучения по направлению подготовки 40.04.01 | Количество часов практических занятий у студентов 2-го курса заочной формы обучения по направлению подготовки 40.04.01 |
1. | Общая характеристика зарубежного гражданского права | - | |
2. | Источники гражданского права зарубежных стран | - | |
3. | Правовое положение физических лиц как субъектов гражданского права зарубежных стран | ||
4. | Юридические лица как субъекты гражданского права зарубежных стран | - | |
5. | Общая характеристика правового положения коммерсантов | ||
6. | Торговые товарищества и общества | ||
7. | Представительство | - | |
8. | Правовая характеристика института исковой давности в праве зарубежных стран | - | |
9. | Право собственности и другие вещные права | - | |
10. | Правовая характеристика института обязательственного права в зарубежных странах | ||
11. | Правовая характеристика договора в зарубежных странах | ||
12. | Обязательства из причинения вреда и неосновательного обогащения | - | |
13. | Общая характеристика наследственного права зарубежных средств | - | |
Всего: |
Методические указания по изучению курса
«Гражданское право зарубежных стран»
Изучение дисциплины «Гражданское право зарубежных стран» предусматривает проведение большого объема как аудиторной, так и внеаудиторной работы.
Теоретическую часть курса составляют учебники и учебные, монографии, научные статьи и иные труды по отдельным темам дисциплины.
При подготовке к семинарскому занятию должны быть изучены положения, как учебной литературы, так и иностранных нормативных правовых актов по теме занятия. Только комплексный ответ, содержащий доктринальные положения, положения норм права, учитывающий особенности их толкования и применения судебными органами, заслуживает высокой положительной оценки.
Работа над вопросами семинарского занятия будет способствовать развитию у магистранта аналитического мышления, умения выбора и применения норм права к конкретным ситуациям, самостоятельности в работе с нормативными актами и судебной практикой.
При решении задач магистрант должен определить темы, требующие изучения, для правильного ответа на вопросы задачи проанализировать все обстоятельства, изложенные в казусе, и дать ответ, обосновав его ссылками на конкретные нормативные правовые акты.
В связи с тем, что Вы должны быть готовы как к теоретическим вопросам, так и практическим заданиям, то, несомненно, большое внимание должно быть уделено самостоятельной работе при изучении дисциплины.
Целью самостоятельной работы является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа способствует развитию ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Задачами самостоятельной работы являются:
- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
- углубление и расширение теоретических знаний;
- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- развитие исследовательских умений;
- использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на семинарских и практических занятиях, для эффективной подготовки к итоговым зачёту и экзамену.
Самостоятельная работа студентов – это процесс активного, целенаправленного приобретения студентом новых знаний и умений по дисциплине, осуществляемый при методическом руководстве, но без непосредственного или частичного участия преподавателя в специально отведённое для этого аудиторное или внеаудиторное время. Основными формами организации самостоятельной работы студентов являются:
а) аудиторная самостоятельная работа под руководством преподавателя – работа, выполняемая на практических, семинарских занятиях под непосредственным руководством, контролем преподавателя и по его заданию. Эта работа может заключаться в решении юридических казусов, заданных преподавателем непосредственно на практическом занятии, построении таблиц, проведении сравнительно-правового анализа норм права и другом. Ответы магистрантов всегда должны быть обоснованы ссылками на нормы права, акты судебных органов, в, подлежащие, по мнению магистранта, применению в рассматриваемом случае. В связи с этим рекомендуется иметь на семинарах и практических занятиях источники права: нормативные правовые акты, акты судебных органов, сборники обычаев на бумажном или электронном носителе.
б) внеаудиторная самостоятельная работа под руководством преподавателя, в рамках которой преподаватель, с одной стороны, оказывает индивидуальные консультации по ходу выполнения самостоятельных заданий, а с другой стороны, осуществляет контроль и оценивает результаты этих индивидуальных заданий. Эта работа осуществляется студентом в ходе получения текущих консультаций по дисциплине.
До встречи с преподавателем на консультации студенту рекомендуется изучить теоретический и практический материал по интересующей теме, проанализировать выявленные проблемы теоретического и прикладного характера, осмыслить их, найти варианты решений, записать интересующие вопросы, предложения и обсудить их с преподавателем в ходе беседы;
в) внеаудиторная самостоятельная работа – работа, выполняемая вне аудитории по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Данная работа проводится студентом при подготовке к аудиторным занятиям и зачёту, изучении теоретического материала.
Качественное выполнение этой работы во многом зависит от посещения магистрантами лекционных занятий, следования рекомендациям преподавателей по вопросам изучения дисциплины.
При подготовке к семинарскому и практическому занятиям рекомендуется пользоваться нормативно-правовыми актами, иными источниками права и литературой, перечень которых содержится в настоящих методических указаниях. Поэтому практические задания и задачи нужно решить письменно. Решение должно быть теоретически обоснованным и содержать указание на подлежащие применению нормы права.
При изучении литературы необходимо конспектировать содержание изучаемого источника с тем, чтобы можно было их использовать в своём выступлении. Необходимо знать дискуссионные вопросы изучаемой темы, точки зрения учёных различных школ на одну и ту же тему, составить собственное мнение по исследуемому вопросу.
К видам самостоятельной работы студентов относятся:
1) подготовка к семинарским и практическим занятиям;
2) написание рефератов и эссе;
3) подготовка презентаций по заданным темам;
4) участие в научных студенческих конференциях.
Методические рекомендации по написанию рефератов и эссе
Реферат – это краткое изложение в письменном виде темы или вопроса с отражением позиции магистранта.
Виды рефератов:
1. В зависимости от количества источников, подлежащих реферированию:
а) обзорные (сводные) рефераты – формируются на основе нескольких первичных источников;
б) монографические рефераты – формируются на основе одного источника;
в) фрагментные рефераты – формируются по одному или нескольким разделам, частям, главам первичного документа.
2. В зависимости от содержательных характеристик:
а) информативные рефераты – краткое изложение содержания первоисточника;
б) индикативные рефераты – фиксируются наиболее значимые моменты первоисточника, такие как новизна, оригинальность, дискуссионные аспекты.
3. По степени выделения (акцентированности) авторской позиции:
а) репродуктивные рефераты – воспроизводят содержание первичного текста реферируемого источника (его части). Различают два вида репродуктивных рефератов:
– реферат-конспект – содержит фактическую информацию в обобщённом виде, иллюстрированный материал, различные сведения о методах исследования, результатах исследования и возможностях их применения;
– реферат-резюме – в тезисном виде отражает ключевые (основные) моменты рассматриваемой темы;
б) продуктивные рефераты – содержат творческое или критическое осмысление реферируемого источника с выражением авторской позиции. Различают два вида продуктивных рефератов:
– реферат-доклад – составляется на основе нескольких источников и сопоставляет различные точки зрения по данному вопросу;
– реферат-обзор – имеет развёрнутый характер; в нём наряду с анализом информации первоисточника содержится объективная оценка проблемы.
Структура реферата:
1) титульный лист;
2) оглавление;
3) введение (обоснование значимости темы, определение вида реферата, обзор источников);
4) основная часть (базовый текст реферата, разбитый на пункты в соответствии с содержанием первоисточника или в соответствии с авторским видением структурно-содержательной части работы);
5) заключение (ключевые выводы с обозначением авторской точки зрения);
6) списка использованной литературы (в список необходимо включать только источники, подвергнутые реферированию).
Эссе – вид самостоятельной письменной работы, которая выражает авторскую точку зрения по обозначенной теме или вопросу. В основе эссе лежат именно индивидуальные рассуждения автора с чётким обозначением личной позиции. Точки зрения учёных, примеры из судебной практики, статистические данные могут лишь подкреплять авторское видение проблемы, но они не могут быть положены в основу данного вида работы. В эссе, в отличие от реферата, в котором используется академический стиль изложения материала, допускаются эмоциональные выражения, разговорная речь, образные сравнения и т.п.
Виды эссе:
1. Эссе-дискуссия («за и против») – на основе базовых источников приводятся аргументы в поддержку или опровержение того или иного мнения или предложения. В заключение такого эссе излагается собственная позиция по данному вопросу.
2. Эссе «на высказывание собственной позиции» – формулирование собственной позиции по вопросу, обозначенному в теме эссе. В таком эссе рекомендуется привести противоположную позицию, а затем привести аргументы в подтверждение собственной точки зрения и в опровержение иных мнений. В качестве аргументов могут выступать ссылки на научные источники, статистические данные, примеры из судебной практики. В заключение эссе авторская позиция представляется в сжатом, предельно концентрированном виде.
3. Тезисное эссе – автор высказывается в поддержку только одного мнения или суждения, приводя соответствующие аргументы.
4. Эссе, предлагающее решение проблемы – кратко описывается проблема, и обзорно рассматриваются существующие варианты её решения. Автор должен либо обоснованно присоединиться к одному из названных вариантов, либо предложить собственный – с доводами в его поддержку. В заключение суммарно предлагается путь решения, поддерживаемый или предлагаемый автором эссе.
В зависимости от объема текста выделяют: а) мини-эссе – не более 500-700 слов; б) развернутые эссе – не более 2000-3000 слов.
Структура эссе. Эссе не имеет жесткой структуры, не претендует на научность, соответственно, не требует введения и заключения, не делится на главы и параграфы. В случае выполнения эссе как самостоятельной контрольной работы, его структура включает в себя: титульный лист; введение; основная часть; выводы.
Методические рекомендации по подготовке презентаций
Работа над презентацией включает в себя следующие этапы:
– накопление и отбор материала;
– систематизация материала;
– подготовка тезисов (краткого изложения основной мысли);
– выработка структуры презентации.
При подготовке презентации необходимо выбрать фон слайдов. Не стоит выбирать цветовые решения, содержащие слишком большое количество цветов (оптимально использовать не более 3 цветов). Презентация должна быть строгой по форме. Допускается использование фотографий, иллюстраций, анимации, но они не должны быть легкомысленными. Титульный слайд презентации должен содержать сведения об авторе презентации и теме. Подписи к схемам, таблицам, рисункам, в том числе тезисы должны быть чёткими, краткими, отражать ключевые аспекты рассматриваемой темы (вопроса). Точки в названиях, подписях под картинками не ставятся. Содержание презентации должно быть чётко структурировано. Каждый новый слайд должен логически вытекать из предыдущего. Не следует делать слишком большие презентации, оптимальной является презентация из 10–15 слайдов. Презентация не должна быть скучной, монотонной, громоздкой.
Планы семинарских занятий для студентов очной и заочной формы обучения
К семинарскому занятию магистранту необходимо иметь необходимые источники права государств, соответствующих теме и заданиям семинара, конспект вопросов темы семинарского занятия, письменное решение задач и заданий.
При подготовке к семинарским занятиям рекомендуем использовать следующие интернет ресурсы:
Название сайта | Информация |
Российские сайты: | |
http://www.allpravo.ru | Электронная библиотека по гражданскому и торговому праву зарубежных стран |
http://forum.yurclub.ru | Электронная библиотека по зарубежному частному праву |
Зарубежные сайты: | |
http://www.gesetzesweb.de/ | Законодательство ФРГ в электронном виде |
http://www.laws.com | Законодательство США онлайн |
http://www.legifrance.gouv.fr/ | Нормативно-правовые акты Франции |
Программа дисциплины «Гражданское право зарубежных стран»