Кем вы хотите быть, когда вырастете?

Одним из самых важных слов для богатого папы было слово фидуциар (до­веренное лицо). В толковом словаре Вебстера слово «фидуциар» означает поль­зующийся доверием и имеющий отношение к финансовым вопросам. Богатый папа говорил: «Независимо от того, станешь ты богатым или бедным, я хочу, чтобы ты всегда оставался человеком, которому можно доверять. Твое слово — это твоя долговая расписка. К примеру, ты беден, разорен, у тебя ни гроша в кар­мане, твоя семья несколько дней ничего не ела, и вдруг ты увидел, что на чьем-то столе валяется сотенная бумажка. Так вот даже в этом случае люди должны быть уверены, что ты не возьмешь ее. Если ты беден, отвечаешь за безопасность своей семьи и своего состояния. Если ты беден, то должен щедро делиться сво­им временем, состоянием и мудростью. Если же тебе суждено стать богатым, то ты должен будешь вести себя так же, как и заслуживающий доверия бедный че­ловек. Вот кем я хочу, чтоб ты стал, когда вырастешь. Независимо от того, бу­дешь ты богатым или бедным, я хочу, чтобы ты вырос человеком, которому мож­но доверять».

Внутри каждого из вас сидят богач, бедняк и человек среднего достатка. Жизнь в свободной стране означает, что каждый может выбрать, каким челове­ком он хочет стать. Начинайте сегодня же, и первым делом возьмите под конт­роль ваше образование и вашу судьбу.

Стройте ваш ковчег

Сомневаетесь ли вы в себе?

Вы хотите получить совет или готовые ответы?

Оцените еще раз, на каком уровне мышления вы находитесь, когда речь идет о деньгах.

Чтобы стать капитаном собственного ковчега, вы должны конструировать его с учетом своей персональной цели. Беритесь за дело и приступайте к строи­тельству сегодня же.

Еще раз проанализируйте разделы «Стройте ваш ковчег» в конце каждой главы.

Что вас удерживает?

Заключение

ПРОРОК НАДЕЕТСЯ ОШИБИТЬСЯ

Богатый папа часто говорил: «Надеюсь, я ошибаюсь».

Он верил в то, что если мы с его сыном убедимся в серьезности его предуп­реждения, то у нас будет достаточно времени на подготовку в том случае, если он окажется прав. Он говорил: «Вопрос не в том, прав я или ошибаюсь. Вопрос в том, будете ли вы готовы в том случае, если я окажусь прав».

Хорошая новость заключается в том, что пророчество богатого папы стало мотивом, заставившим меня готовиться к краху, а не любоваться собой. В про­цессе подготовки мы с Ким построили свой ковчег. Это способствовало повы­шению уровня финансового образования, накоплению опыта и обретению фи­нансовой свободы. Поэтому даже если великого потопа не будет и окажется, что богатый папа ошибся, наши приготовления все равно обеспечат нам безопасное финансовое положение в жизни.

Гигантский крах фондового рынка не за горами, но проблема не в этом. Предсказать крах рынка нетрудно. Все финансовые рынки переживают подъе­мы и спады. Рыночные циклы — это часть жизни. Предсказать крах рынка — это все равно что предсказать наступление зимы. Все дело в проблемах, которые вскроются в ходе следующего краха рынка. Следующий крах будет особенно тя­желым, потому что три поколения откладывали на потом решение серьезней­шей проблемы — проблемы того, как человеку обеспечить себя, после того как он закончит работать. Это беспрецедентная проблема, которая с каждым днем становится все серьезнее.

Уоррен Баффет говорит: «Только когда начнется шторм, можно будет уз­нать, кто плыл голым».

Следующий крах рынка покажет, кто плыл голым, и одной из групп таких пловцов может оказаться само правительство. Оно слишком долго кормит на­род обещаниями, которые заведомо не может выполнить. Но это не самая боль­шая проблема. Реальной проблемой является общество, которое настолько на­ивно, что верит этим обещаниям. Слишком многие люди верят, что правитель­ство возьмет на себя обязанность спасти их от их собственных недостатков. Многие люди считают правительство чем-то вроде сказочной феи, мифическо­го персонажа, которому стоит только взмахнуть волшебной палочкой, как все их финансовые проблемы исчезнут. Общество, которое верит в сказки, никак нель­зя назвать зрелым.

В реальном мире бизнеса и инвестиций сказочная фея— это Федеральное резервное управление и его старшая сестра—правительство. На языке финансов их называют последними кредиторами в критической ситуации. Сразу после 11 сентября 2001 года Федеральный резервный банк наводнил экономику деньга­ми, как это сделал бы любой дедушка, надеясь облегчить страдания своих вну­чат. Когда после атаки террористов авиалинии оказались в беде, федеральное правительство выступило в роли последнего кредитора в критической ситуа­ции, чтобы спасти некоторые из тонущих кампаний. Это было похоже на то, как добрый старый дедушка бросается на защиту одного из своих взрослых детей, у которого уже есть собственные дети. Меня беспокоит вопрос, как долго смогут федеральное правительство и правительства штатов позволять себе быть пос­ледними кредиторами в критической ситуации.

Нравится вам это или нет, но в течение ближайших лет миллионам беби-бу-меров в Америке начнет исполняться 70 лет. Вопрос: у скольких из них окажет­ся достаточно средств, чтобы позволить себе дожить до конца жизни? Сколько людей будут смотреть на правительства штатов и федеральное правительство как на сказочных фей?

Цель этой книги — довести до вашего сведения, что скоро люди начнут осоз­навать, что ни правительство, ни фондовый рынок не смогут их спасти.

Плохая новость

Плохая новость заключается в том, что следующий крах фондового рынка выявит в Америке такой уровень бедности, что весь мир ахнет. Мир спросит, как в богатейшей стране всех времен внезапно оказалось так много бедных людей.

Еще хуже то, что по всему миру поднимется волна гнева и разочарования, и в результате нам придется решать эти проблемы не только в национальном, но и в глобальном масштабе.

Как говорит Уоррен Баффет: «В случае ядерной войны это сообщение не принимать во внимание».

Хорошая новость

Хорошая новость заключается в том, что, когда наступают плохие времена, люди часто демонстрируют свои лучшие качества. Сразу после теракта 11 сен­тября миллионы людей нашли в своих сердцах желание сделать что-нибудь по­лезное и разбудили в себе героев. Я убежден, что грядущая финансовая катаст­рофа тоже пробудит в людях лучшие качества, и верю, что люди не впадут в от­чаяние и депрессию, а поднимутся и начнут работать над решением этой «проб­лемы бедности» в богатой земле. Кроме того, используя силу электронных ком­муникаций, мы сможем провести работу по искоренению бедности во всем мире.

Ранее в этой книге я писал, что образование бывает трех видов:

1. Академическое.

2. Профессиональное.

3. Финансовое.

В сегодняшней Америке я бы поставил нам за способность обучать людей чтению и письму оценку «удовлетворительно». За профессиональную подго­товку я поставил бы «отлично». Но когда речь заходит о финансовом образова­нии, я поставил бы американской школьной системе «неуд». Если мы хотим ос­таться мировой державой, этот недостаток нужно исправлять немедленно.

В Индустриальном веке все, что требовалось от человека, — это академичес­кое и профессиональное образование. В информационном веке этих двух уровней образования больше недостаточно. В наше время человек должен быть ком­петентным не только в академическом и профессиональном, но и в финансовом отношении. Высокооплачиваемой работы уже недостаточно. Нам нужно знать, как выжить, когда мы закончим работать, а для этого необходимо солидное фи­нансовое образование.

Две профессии

В индустриальном веке все, что нам было нужно, — это хорошая работа. В Информационном веке нам понадобятся две профессии. Первая поможет нам делать деньги, а вторая — инвестировать их. Для получения второй профессии финансовая грамотность обязательна.

Это ваш выбор

Ной мог видеть будущее и готовился к нему. Если вы видите будущее при­мерно таким же, каким его видел богатый папа, у вас тоже может возникнуть же­лание подготовиться, пока для этого еще есть время. Конечно, остается надеж­да, что гигантский крах фондового рынка нас минует. Может быть, кто-нибудь взмахнет волшебной палочкой, и все мы заживем счастливо. Но я не думаю, что краха фондового рынка удастся избежать. Кроме того, я не думаю, что у милли­онов беби-бумеров вдруг окажется достаточно сбережений, чтобы заботиться о себе до конца своих дней. Полагаю, что мы столкнемся с чрезвычайной ситуаци­ей и в результате этого кризиса родится новый финансовый мир. В этом я уве­рен, и к этому готовлюсь. Грядущий крах фондового рынка обнажит все пробле­мы, которые наше общество слишком долго пытались скрыть. Хорошая новость заключается в том, что, как только эти проблемы вылезут наружу и будет сказа­на правда, у нас появится шанс решить их раз и навсегда — не только для нас са­мих, но и для всего мира.

Наши рекомендации