Торжественные (священные) собрания
Нам нужно очень хорошо понимать важность совместной молитвы и поста. Иоиль знал об этой критической составляющей, когда обращался к народу с призывом вместе взывать к Богу. Этот отрывок наряду со словами в книге пророка Иоиля 1:13-14 подчеркивает значение подобных собраний. Сложившаяся ситуация требовала, чтобы весь народ, включая старцев, детей, женихов и невест, собрался на это святое собрание. Этот призыв показывает природу такого собрания, соединяющую в себе элементы святости и скорби.
Когда мы собираемся после случившейся катастрофы или перед лицом надвигающейся беды, мы должны собираться в духе смирения и плача. Устами пророка Иоиля Господь говорит людям о необходимости поста и плача и побуждает тех, кто служит Ему, проводить в ходатайственной молитве всю ночь. В такие времена недостаточно обычных собраний и молитв. Когда приходит беда или, когда мы предвидим наступление тяжелых дней, мы должны отложить все, что отвлекает нас от Бога, и соединить голоса своих сердец в единый крик, умоляя Господа о милости.
«Раздирайте сердца ваши»
Для того чтобы пост и совместное поклонение были эффективными, народ должен поститься и поклоняться Господу от всего сердца. Слово «раздирать» означает «разрывать, отрывать с силой». Когда мы с силой отрываем свое сердце от тех областей нашей жизни, где действует грех, мы поступаем в соответствии с Божьими требованиями. По традиции люди в древности разрывали свои одежды, чтобы выразить свою скорбь и отчаяние. Когда Бог говорит нам о том, чтобы мы раздирали свои сердца (см. Иоил. 2:13), Он хочет, чтобы мы использовали всю свою духовную силу на борьбу с тем, что отделяет нас от Него (Мф. 11:12). Иоиль, фактически, умолял народ: «Разорвите свое сердце! Не жалейте себя! Если в вашей жизни есть хоть что-то, что угашает Святой Дух, освободитесь от него!». Иисус тоже говорил об этом в символах: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его…И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее…» (Мф. 5:29-30). Он говорил о стопроцентном стремлении к праведности, которое сопровождается мучительным разрыванием сердца в момент покаяния. Выражаясь другими словами, мы должны отказаться от любых компромиссов, чего бы нам это не стоило.
В соответствии со своим западным менталитетом мы питаем надежду, что полное посвящение сердца Богу будет происходить мягко, легко и безболезненно. Но это не так. Когда мы в союзе с Господом выкорчевываем корни греха в нашей жизни, этот процесс обычно сопровождается болью. Некоторые люди предпочли бы не менять свой образ жизни или способ времяпровождения ради свободы от рабства греха и обретения святости. Мы хотим, чтобы Господь сотворил чудо, и наши проблемы испарились без усилий с нашей стороны, без борьбы, без страданий разрывающегося сердца. Мы не возражаем против того, чтобы пропустить несколько приемов пищи или потратить пару часов в молитвенной комнате, но обычно стараемся обойти призыв как раздиранию наших сердец, потому что не желаем переживать такие мучительные страдания.
Бог выступает против многих вещей, которые Церковь именует «свободой в Божьей благодати». Многие «свободы», за которые борется Церковь, являются именно тем, против чего сражается Бог. То, как мы расходуем свое время и деньги; как стремимся к почестям; как говорим и выражаем свою обиду, - все это есть доказательство того, что мы не расстались с тем, что заслоняет от нас Бога.
Сердце Бога Отца разрывалось, когда Он отдавал Своего единственного Сына в качестве жертвы за грех. Его сердце продолжает разрываться, когда Бог долготерпит и страдает за Свой народ, отказывающийся ответить Ему покаянием. Иисус разорвал Свое сердце, пойдя на крест. Не ничего удивительного в желании Бога, чтобы мы разорвали свои сердца из любви к Нему. Бог Сам разрывает собственное сердце в Своем стремлении достичь нас. Он доказал нам, что Ему недостаточно любви на расстоянии. Чтобы полностью погрузиться в эту любовь, чтобы стать органической частью поста и молитвы на торжественных собраниях, наше сердце должно быть раскрыто до конца.