Методические указания для студентов по освоению дисциплины
Общие положения. В данном разделе рабочей программы предлагается совокупность рекомендаций и разъяснений для эффективного изучения теоретического материала дисциплины и оптимальной подготовки студента к семинарским (практическим) занятиям, в том числе проводимым с использованием современных образовательных технологий.
Чтение лекций планируется по наиболее сложным темам. На семинарские (практические) занятия выносятся вопросы, требующие углубленного изучения понятий и процедур. При этом на семинарские (практические) занятия отводится не менее 50 % аудиторного времени, из которого 20 % – на интерактивные виды занятий.
По темам дисциплины рекомендуется проведение активных и интерактивных занятий.
Интерактивные формы проведения занятий предполагают обучение в сотрудничестве. Все участники образовательного процесса (преподаватель и студенты) взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации. Рекомендуется сочетать различные формы интерактивных занятий, логически дополняющие друг друга.
При изучении дисциплины рекомендуется использовать следующие виды интерактивных занятий: групповое обсуждение, учебные деловые игры, устные выступления (доклады) в интерактивной форме и презентации.
Групповое обсуждение какого-либо вопроса направлено на нахождение истины или достижение лучшего взаимопонимания. Групповые обсуждения способствуют лучшему усвоению изучаемого материала. На первом этапе группового обсуждения перед студентами ставится проблема, выделяется определенное время, в течение которого студенты должны подготовить аргументированный развернутый ответ. Преподаватель может устанавливать определенные правила проведения группового обсуждения: задавать определенные рамки обсуждения; ввести алгоритм выработки общего мнения; назначить лидера, руководящего ходом группового обсуждения и др. На втором этапе группового обсуждения вырабатывается групповое решение совместно с преподавателем. Разновидностью группового обсуждения является круглый стол, который проводится с целью поделиться проблемами, собственным видением вопроса, познакомиться с опытом, достижениями.
Учебные деловые игры способствуют развитию навыков критического мышления, коммуникативных навыков, навыков решения проблем, отработке различных вариантов поведения в проблемных ситуациях. Виды учебных деловых игр:
- имитация какого-либо вида деятельности (например, производства следственного действия);
- тренинг отдельного навыка (например, составление процессуальных документов – постановлений о производстве следственных действий, постановлений о производстве судебных экспертиз, протоколов следственных действий).
Интерактивное выступление предполагает ведение постоянного диалога с аудиторией:
- задавая вопросы и получая из аудитории ответы;
- проведение в ходе выступления учебной деловой игры;
- использование наглядных пособий (схем, таблиц, диаграмм, рисунков, видеозаписи и др.) и т.п.
Использование интерактивных элементов позволяет усилить эффективность обучения и применения знаний на практике.
Самостоятельная работа студентов.Ведущее место в самостоятельной работе студента занимает подготовка к аудиторным занятиям (лекционным и семинарским), которая включает изучение конспектов лекций, работу с учебной литературой, выполнение письменных домашних заданий, разбор типовых заданий, включаемых в контрольные тесты, подготовку докладов и презентаций.
Прослушивая лекции, предусмотренные тематическим планом, их целесообразно конспектировать в сжатой форме, короткими четкими фразами. Прослушанная лекция предполагает дальнейшую самостоятельную работу с ее конспектом. Изучение конспекта лекции позволяет выявить в нем вопросы, рассмотренные или законспектированные недостаточно полно или ясно и требующие дополнительной проработки. В этих случаях конспект лекции рекомендуется пополнять выписками из учебной или научной литературы, нормативных правовых актов, которые делаются на полях или оборотной стороне листов конспекта.
Подготовка студента к семинару ведется по плану, который, как правило, дается преподавателем на предшествующем занятии. Рекомендуется сначала внимательно ознакомиться с планом семинара, затем изучить конспект лекций и рекомендованную учебную литературу по теме семинара. По дискуссионным вопросам, имеющим в литературе неоднозначную трактовку, студенту важно выработать и аргументировать свою точку зрения. После осмысления и анализа прочитанного материала целесообразно составить тезисы выступления на семинаре.
Рекомендации по подготовке рефератов. Самостоятельная подготовительная работа к аудиторным занятиям предусматривает подготовку рефератов, которые в дальнейшем представляются в форме устного выступления на семинарах. Темы рефератов, как правило, предлагаются преподавателем на предшествующем занятии, кроме того студент может предложить собственную тему в рамках общей тематики семинара. Тема доклада должна быть проблемной и профессионально ориентированной, требующей самостоятельной творческой работы студента и при необходимости использования практического материала.
При подготовке доклада необходимо руководствоваться следующими общими рекомендациями. Объем текста доклада должен составлять 4-6 листов (7-10 минут устного выступления). Содержание доклада должно соответствовать заявленной теме и иметь логичную последовательную структуру. При подготовке доклада необходимо использовать несколько печатных или электронных источников информации, в том числе опубликованных в последние годы. При изложении дискуссионных вопросов необходимо привести и проанализировать различные варианты их решения.
Студенты готовят текст доклада и, в случае необходимости, соответствующие иллюстративные материалы (презентацию), которые представляют в рамках аудиторного времени (на семинарском занятии) в форме выступления с устной речью. После устного выступления докладчик отвечает на вопросы студентов и преподавателя. В дальнейшем происходит обсуждение доклада с участием всех студентов группы. Такая интерактивная технология обучения способствует развитию у студентов активности мышления, умения анализировать и синтезировать изучаемый материал, вести дискуссию, аргументировано отвечать на вопросы.
Уровень качества подготовленного доклада (полнота и новизна материала, использование специальной терминологии, последовательность, системность и убедительность изложения и др.) для студентов очной формы обучения учитываются в дальнейшем в системе балльно-рейтинговой аттестации по дисциплине.