Микроэкономические инструменты
А. Амортизационная политика
Для увеличения финансово-экономических возможностей предприятий прежде всего необходимо значительно увеличить роль собственных источников финансирования (прибыли и амортизации) предприятий.
В ситуации кризиса и высокой инфляции, ограничивающих возможности доступа к кредитным ресурсам, основная нагрузка в финансировании собственных инвестиционных проектов предприятия приходится на нераспределенную прибыль и амортизацию.
Амортизация основного капитала по своей экономической природе является целевым отчислением для обеспечения накопления средств для компенсации физического и морального износа основного капитала, используемого предприятием для всех типов его операций.
В финансовом отношении старение и износ основного капитала проявляется в ежегодном списании части его стоимости в амортизационный фонд, не облагаемый налогами, так как этот фонд создается не из прибылей, а из издержек производства. Предоставляя предприятиям право списывать значительную часть стоимости основного капитала в течение первых лет его службы, государство, таким образом, повышает эффективность частных капиталовложений за счет отсрочки уплаты части налогов.
По сути дела, амортизационные отчисления представляют собой скидку с налога на прибыль предприятия. Величина амортизационных отчислений определяется тремя методами: равномерным, равномерно ускоренным и ускоренным. Наиболее выгодным для фирм является режим ускоренной амортизации - списание основных средств в амортизационный фонд в сроки более короткие, чем действительный период их эксплуатации. Ускоренное амортизационное списание - одна из форм капитализации прибылей.
Б. Государственные гарантии и льготы
В условиях высокого риска государство может значительно повысить заинтересованность отечественных и иностранных инвесторов путем предоставления гарантий. Привлекательной стороной гарантий является плата, взимаемая с инвестора и являющаяся существенным источником поступлений в бюджет. Но по существу гарантии представляют собой «внебалансовые обязательства» правительства, которые при неблагоприятном стечении обстоятельств могут превратиться в реальные притязания на бюджетные средства. Поэтому важно представлять, что и сколько может гарантировать государство, и насколько реальны эти гарантии.
Помимо государственных гарантий, возможно использование государственных льгот, которые могут быть предоставлены юридическим и физическим лицам, осуществляющим инвестиционную деятельность. Такие льготы должны закрепляться законодательно одновременно с принятием закона о бюджете исходя из реальных финансовых возможностей государства.
Государственные льготы могут заключаться в следующем:
• установление льготных налоговых ставок; временное освобождение от уплаты налогов в областной бюджет; отсрочка, либо рассрочка уплаты налогов в областной бюджет;
• предоставление льготных займов (кредитов), поручительств (гарантий) займов;
• конверсия задолженности в акции;
• предоставление государственных заказов на льготных условиях; оказание помощи по созданию инфраструктуры; предоставление аренды с правом выкупа земельных участков, зданий, сооружений, помещений, офисов, складов;
• недопущение незаконных ограничений функционирования субъектов инвестиционной деятельности, препятствующих исполнению ими обязательств перед инвесторами.
Для возмещения убытков инвесторов в случаях, предусмотренных законодательством, предполагаются те же источники возмещения, что и для обеспечения государственных гарантий.