Разработка стратегии предприятия
Важнейшим этапом стратегического планирования является формулировка стратегии и выбор стратегических альтернатив.
Процедура формулировки стратегии и выбора стратегических альтернатив состоит из следующих этапов:
— оценка (анализ) существующей стратегии;
— собственно этап формулировки;
— оценка и планирование риска;
— выбор стратегической альтернативы.
Процедура формулировки стратегии подразумевает разработку серии стратегических планов как на уровне предприятия в целом, так и (по возможности) на уровне его подразделений.
Стратегия предприятия объединяет все стратегические планы в единое целое.
Основой единого стратегического плана является его базовая стратегия. В соответствии с фазой цикла развития предприятия можно остановить свой выбор на одной из следующих базовых стратегий:
— стратегия зарождения
— стратегия роста;
— стратегия стабилизации;
— стратегия выживания.
Количественные показатели, определяемые на этапе стратегического планирования, представляют собой своего рода ориентир для их дальнейшей детализации и уточнения уже в процессе краткосрочного планирования.
Принято различать две основные схемы составления планов и их детализации: сверху вниз {break-down) и снизу вверх (build-up).
Планирование на предприятии представляет собой непрерывный процесс, в ходе которого необходимо постоянно корректировать планы подразделений и осуществлять их координацию.
Процедура разработки перспективного плана состоит из следующих этапов.
На первом этапе уточняются данные маркетинговых исследований, проведенных при выработке стратегического плана. Анализируется динамика объемов продаж за предыдущие периоды, уточняются показатели фактического наличия и состояния производственных мощностей. На основе этих данных разрабатывается производственная программа предприятия и план реализации продукции с разбивкой по годам на рассматриваемую перспективу.
На основе производственной программы вырабатывается программа инвестиционной деятельности предприятия, в которой также учитываются необходимые расходы на охрану окружающей среды, оценивается потребность в материальных и трудовых ресурсах.
На втором этапе осуществляется анализ динамики себестоимости производства продукции, рассчитывается планируемая прибыль и рентабельность производства. Рассматриваются возможности снижения себестоимости, и оценивается его эффект.
Завершающим этапом составления перспективного плана является составление финансового плана (бюджета) предприятия на основе расчетов, осуществленных на предыдущих этапах.
Следующий уровень конкретизации плана — этап краткосрочного планирования — расчет годового плана предприятия.
Годовой план экономического и социального развития является уточненной в количественных и качественных показателях годовой программой производственно-хозяйственной деятельности предприятия, содержит все необходимые технико-экономические расчеты, охватывает все стороны производственно-хозяйственной деятельности предприятия и разрабатывается по тем же разделам, что и перспективный план. Годовой план составляется с разбивкой по кварталам.
Начинается планирование с формирования проекта годового плана. Целью предварительных расчетов является составление ориентировочной производственной программы на планируемый год, на основе которой будет выполнен прогнозный расчет прибыли предприятия.
Даже если не произойдет существенных изменений в управлении предприятием величина прибыли по прогнозу будет отличаться от отчетной величины за рассматриваемый год.
Скорректированный расчет по прибыли принимает вид плана, который будет использован при составлении финансового плана. На основе финансового плана составляется плановый баланс предприятия на будущий год и производится анализ показателей прибыльности и ликвидности, а также анализируется соотношение показателей рентабельности и ликвидности. Если эти показатели свидетельствуют о стабильном экономическом положении предприятия, план принимается.
Оперативно-производственное планирование является завершающим этапом планирования на производственном предприятии. Оно конкретизирует и детализирует производственную программу. Главной целью оперативно-производственного планирования является обеспечение равномерного бесперебойного производства продукции в заданных количествах и в установленные сроки при соответствии выпускаемых изделий стандартам качества продукции и при оптимальном использовании производственных мощностей.
Оперативно-производственное планирование осуществляется в два этапа.
На первом этапе на основе годовой производственной программы производится разработка оперативных планов производства продукции (оперативно-календарное планирование).
На втором этапе выполняется постоянный непрерывный оперативно-производственный управленческий учет, контроль и регулирование выполнения планов за счет своевременного выявления и устранения, возникающих в производственном процессе отклонений от заданного режима (диспетчирование).
Под системой оперативного планирования производства понимается определенная совокупность элементов, форм и методов работы по планированию и управленческому учету.
Система оперативного планирования предусматривает:
— порядок согласования и взаимоувязки работы подразделений;
— определение планово-учетной единицы;
— выбор величины планового периода;
— состав календарно-плановых заданий производственным подразделениям и т.п.
Система оперативно-производственного планирования на предприятии определяется типом производства. Наиболее широкое распространение в отечественной практике планирования получили следующие системы оперативно-производственного планирования:
— позаказное планирование;
— стадийное планирование по опережению;
— планирование «на склад» (min — max);
— планирование по заделам;
— планирование по ритму выпускаемой продукции;
— комплектное планирование.
Оперативное планирование на предприятиях осуществляется на двух уровнях — на заводском и цеховом.
На заводском уровне осуществляется межцеховое оперативное планирование, целью которого является установление квартальных, месячных и декадных (или недельных) оперативных заданий для отдельных подразделений предприятия, разработка календарно-плановых нормативов и учет выполнения оперативных заданий подразделениями.
На цеховом уровне осуществляется внутрицеховое планирование, цель которого заключается в разработке плановых заданий для отдельных участков, бригад, рабочих мест. Задания, как правило, составляются на один месяц с разбивкой по сменам или суткам. На цеховом уровне также обеспечивается регулирование и контроль над выполнением плановых заданий.
Одним из наиболее важных календарно-плановых нормативов при всех типах производства является размер партии и периодичность запуска партий на обработку.
Производственный цикл - является одним из важнейших нормативов в оперативно-календарном планировании.
Роль и значение диагностирования производственных показателей предприятия в разработке комплексного бизнес-плана выражается в определении, анализе и выборе оптимальных ключевых параметров для построения бизнес-проекта предприятия.
Бизнес-проект — это подробный, четко структурированный и тщательно подготовленный документ, описывающий цели и задачи, которые необходимо решить предприятию в процессе реструктуризации, способы достижения поставленных целей и технико-экономические показатели предприятия и/или проекта в результате их достижения. В нем содержится оценка текущего момента, сильных и слабых сторон проекта, анализ рынка и информация о потребителях продукции или услуг.
Составление бизнес-проекта позволяет решить следующие задачи:
• дает возможность определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции;
• содержит ориентир, как должен развиваться проект (предприятие, компания);
• служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.
Таким образом, бизнес-план дает возможность:
· понять общее состояние дел на данный момент;
· ясно представить тот уровень, которого может достичь предприятие;
· планировать процесс перехода от одного состояния в другое.
Состав бизнес-плана и степень его детализации зависят от размеров будущего проекта и сферы, к которой он относится: если предприятие производственное, то на состав и детализацию бизнес-плана повлияет вид товара и будет ли этот товар выпускаться для потребителей или для производителей.
Примерная структура бизнес-плана:
1. Вводная часть
2. Анализ положения дел в отрасли
3. Существо предлагаемого проекта
4. Анализ рынка
5. План маркетинга
6. Производственный план
7. Организационный план и управление персоналом
8. Уровень и степень риска
9. Финансовый план
10. Приложения
Календарный план выполнения работ в рамках проекта должен включать прогноз сроков действий и потребности в финансовых ресурсах для его реализации.
Описание технологического процесса должно отразить:
- обеспеченность сырьём, оборудованием, комплектующими, энергией;
- потребность и условия приобретения технологического и прочего оборудования;
- потребность в участках земли, зданиях и сооружениях, коммуникациях;
Требования к квалификации и наличие необходимого персонала:
- административный персонал;
- инженерно-технический персонал;
- производственный персонал;
- условия оплаты и стимулирования;
Финансовая история - раздел включает финансовые результаты работы предприятия в предыдущие отрезки времени, включая:
- баланс;
- отчет о прибылях и убытках;
- отчет о денежных потоках.
Стратегический план:
- Возможности роста и каким образом они могут быть обеспечены;
- Описание конкретных действий, которые будут реализованы в процессе выполнения стратегического плана;
- Описание ожидаемого эффекта от этих действий на маркетинг и сбыт, издержки, финансирование, человеческие ресурсы и производственные функции.
Прогноз финансового состояния:
- Полный набор прогнозных финансовых отчетов (отчет о прибылях и убытках, баланс, отчет о денежных потоках), на последующие три-пять лет демонстрирующие результаты реализации стратегического плана;
- Описание всех основных исходных данных и предположений, которые были использованы для расчетов финансовых прогноз;
- Прогноз потребности в капитале.
Финансовые прогнозы:
- Финансовые прогнозы составляются на базе прогноза продаж;
- Первоначально определяются доходы или потери.
Продажи – Себестоимость продаж = Прибыль брутто
Себестоимость продаж включает:
- прямые материальные затраты;
- прямые затраты на оплату труда;
- косвенные затраты.
Определение операционной прибыли:
Прибыль брутто – расходы периода = операционная прибыль
Может еще быть:
- Прибыль от инвестиционной деятельности;
- Прибыль от финансовой деятельности.
Прибыль операционная + прибыль от инвестиционной деятельности + прибыль от финансовой деятельности = прибыль периода до налогообложения
Определение чистой прибыли:
Прибыль периода до налогообложения – налог на прибыль = чистая прибыль
Расчет прибыли и убытков показывает: является ли бизнес жизнеспособным и достаточно прибыльным, или является убыточным.
Порог рентабельности:
Порог рентабельности = общие доходы – общие затраты = 0
Факторы риска и стратегия снижения рисков:
Необходимо описать риски, с которыми может столкнуться компания в процессе реализации проекта:
- коммерческие;
- политические;
- социальные, природные, и др.
Финансовый раздел бизнес-плана дает возможность оценить способность проекта обеспечивать поступление денежных средств в объеме, достаточном для обслуживания долга (или выплаты дивидендов, когда речь идет об инвестициях).
Финансовый раздел бизнес-плана должен быть представлен тремя основными документами:
- отчетом о прибылях и убытках (показывает операционную деятельность предприятия по периодам);
- планом движения денежных средств;
- балансовой ведомостью (финансовое состояние предприятия в определенный момент времени).