Подстройка-Присоединение-Ведение
(поза (отзеркаливание), жесты (отзеркаливание), голос и тембр (эмоции и подстройка), слова).
Открытые вопросы
Т.е. те, на которые требуется развернутый ответ.Вопросы задаются таким образом, что не могут повлиять на последующий ответ. Используются для:
- получения информация и чтобы побудить собеседника к общению, дискуссии;
- выяснить ценности;
- продемонстрировать интерес к только что сказанному.
Примеры: Что вам больше всего нравится в этом проекте? По каким параметрам Вы выбираете бизнес-проект? Что для вас важно при выборе компании?
Что, кто, где, когда, как, почему, зачем, сколько, зачем, сколько, чем…
5) Активное слушание (90 % слушаем, 10 % говорим)
1) Открытая позиция (поза)+ отзекаливание. Глубоко вздохнуть. Занять удобное положение, так, чтобы хорошо видеть собеседника.
2) Отодвигание. Отодвигать свои мысли (чувства), «вместить» человека и сопереживать. После встречи «вернуть» свои отодвинутые встречи на место.
3) Внимательно следить за мыслью собеседниками, мысленно рисуя образы(картинки),
иллюстрирующие его рассказ. Задача - стать на его точку зрения и понять, что его привлекает. Тогда может возникнуть искренний интерес (искреннее понимание точки зрения) к собеседнику – «что же он в этом нашел?». Записывать основные факты. При появлении собственных оценок и желаний высказать свое мнение - отодвигать их. Т.е. слышать, а не просто слушатьи ждать, когда он закончит, чтобы сказать свое мнение. Подстройка: использовать кивки головой и «Угу», «Да» и т.п.
4) Время от времени нейтральным тоном повторять ключевые слова и фразы собеседника, получая на повторение «Да».
5) Вербализация – это повторение слово в слово основного содержания высказывания собеседника, с добавлением фраз типа: «Если я вас правильно поняла…; Правильно ли я вас поняла…; Вас интересует…».
Вербализация нужна, чтобы понять собеседника и закрепить его слова. Можно использовать вербализацию для того, чтобы:
- Заставить людей реально оценивать собственные слова. Понять своё возражение!
- Выделить наиболее важные моменты, как основу для дальнейшего разговора.
- Выявить разногласия или наметить тему для дискуссии.
Вербализация должна быть:
- Точной и краткой (ничего не должно быть опущено или добавлено к сказанному).
- Простой и доступной (понятной каждому).
- Вовремя использованной (слишком частое употребление затрудняет общение).
Для улучшения взаимопонимания можно задать уточняющие вопросы: «Что вы имеете в виду?; А что для вас означает? Что вы под этим понимает (подразумеваете)? ». Заканчиваем вербализацию вопросом: «Я ответила на ваш вопрос?» или «Я вас правильно поняла?». Управляет ходом разговора тот, кто задает вопросы!
3) Определение Ценностей
Ценности– этото, что человек считает правильным, уместным и важным лично для себя!!!
Вывод: если хочешь включить человека в бизнес, говори не о том, что самому хочется и нравится, а о том, что нравится и хочется клиенту.
Ценностные слова –слова, фраза, которым человек обозначает свои ценности.
Как выяснять ценности:
- наблюдать за человеком, подстраиваться и присоединяться (для контакта).
- Задавать открытые вопросы (см. вопросник)
- активно слушать и слышать
- Задавать уточняющие вопросы и делать вербализацию.
Ценности выясняем по квадрату: ЧТО? ПОЧЕМУ?
Вопросы на выяснение параметров |
Вопросы на выяснение ценностей |
Вопросы теста на сделку |
Человек почти всегда, в любой ситуации говорит о своих ценностях или с точки зрения своих ценностных понятий.
Презентация бизнеса. Ее надо делать, опираясь на выясненные ценности клиента, используя его ценностными слова.
Выясните, для чего нужен бизнес человеку: дополнительный доход, инвестиционный доход, отдельное жилье, путешествие, личностное развитие, признание и т.д.
Нарисуйте человеку картину его прекрасного будущего, благодаря этому бизнесу, проекту. Используйте эмоциональное описание с рациональным обоснованием!
Заканчивать презентацию получением обратной связи от клиента, тестами на сделку: «Насколько вас заинтересовало предложение?» и др.
Открытые вопросы в компании Емголдекс.
Какие использовать в начале встречи?
Вступление.
· Рада вас видеть,как добрались, сразу нашли? и т.д.
· Я сейчас присматриваюсь к людям, мне важно с кем я буду развивать свой бизнес (проект), и у меня к вам есть ряд профессиональных вопросов… Что бы мне правильно спланировать с вами встречу у меня к вам есть ряд вопросов…
Прошлое и Настоящее.
Лучше сначала задать вопросы про ПРОШЛОЕ и НАСТОЯЩЕЕ, потом – про БУДУЩЕЕ.
ЧТО (КАК) (Ценности по квадрату – ширина)
· Как вам обращаться?
· Замужем или женат?
· Есть ли дети?
· Кем вы сейчас работаете? (В какой сфере вы трудитесь?)
· Говорят, что (профессия) много зарабатывают?
· Какой доход имеет на данном месте работы?
· Все ли устраивает на данном месте работы?
· Есть кредитные обязательства?
· Кто из супругов является главой семьи?
· Кем чаще в семье принимаются решения?
· Как вы создаете резервный (семейный) капитал?
· Куда вкладываете деньги?
· Как создаете подушку финансовой безопасности?
· Как сохраняете и преумножаете свои деньги?
· Какие навыки имеете?
· Как вы себя развиваете?
ПОЧЕМУ(Ценности по квадрату – глубина)
· Почему для вас это важно? (больше зарабатывать и т.д.)
· На чем основан ваш выбор?
· Почему вы так считаете?
Будущее.
· Какой доход планируйте?
· Для чего вам нужны деньги?
· Какие цели ставите?
· Какого результата хотите?
· Что планируйте?
· Как планируйте создавать свой резервный (семейный) капитал?
· Почему для вас это важно? (глубина)