Сегментация потребителей по степени предпочтения потребления одного продукта другому.

Выполним сегментацию для двух продуктов, которые условно обозначим «К» и «М», также как и в предыдущем примере, рассчитаем и рассмотрим параметры Qб , Qт, Pб, Pт, TRб, TRт и β.

Также рассчитаем модуль – меру близости анализируемых продуктов в кластерном анализе:

Сегментация потребителей по степени предпочтения потребления одного продукта другому. - student2.ru (2.2)

и предпочтение одного продукта другому методом расчета угла α в радианах модуля R в декартовой системе координат по формуле 2.3 (см. рис. 2.2):

Сегментация потребителей по степени предпочтения потребления одного продукта другому. - student2.ru (2.3)

Сегментация потребителей по степени предпочтения потребления одного продукта другому. - student2.ru

Рис. 2.2. Мера близости продуктов для потребителя 1

Мера близости R отражает степень сходства между продуктами по темпам роста потребления: чем меньше расстояние R, тем меньше они отличаются друг от друга.

Результаты расчетов сведем в таблицу и отсортируем по параметру α (см. табл.2.8).

Таблица 2.8

Расчет степени предпочтения потребления одного продукта другому и определение рыночных сегментов

  Продукт «К», β Продукт «М», β R угол α  
Потребитель 10 1,225 0,615 1,371 0,465 обл 3
Потребитель 1 1,096 0,579 1,240 0,486 обл 4
Потребитель 7 1,181 0,657 1,351 0,508 обл 4
Потребитель 14 1,232 0,729 1,432 0,534 обл 4
Потребитель 15 1,257 0,761 1,469 0,544 обл 4
Потребитель 18 1,14 0,811 1,399 0,618 обл 4
Потребитель 22 1,032 0,751 1,276 0,629 обл 5
Потребитель 4 0,983 0,784 1,257 0,673 обл 5
Потребитель 2 0,842 0,678 1,081 0,678 обл 5
Потребитель 17 0,823 0,664 1,057 0,679 обл 5
Потребитель 21 0,719 0,629 0,955 0,719 обл 5
Потребитель 5 0,88 0,772 1,171 0,720 обл 5
Потребитель 3 0,788 0,696 1,051 0,723 обл 5
Потребитель 16 0,722 0,669 0,984 0,747 обл 5
Потребитель 8 0,568 0,534 0,780 0,755 обл 5
Потребитель 11 0,688 0,675 0,964 0,776 обл 5
Потребитель 20 0,665 0,674 0,947 0,792 обл 6
Потребитель 13 0,55 0,572 0,794 0,805 обл 6
Потребитель 6 0,607 0,669 0,903 0,834 обл 6
Потребитель 9 0,583 0,726 0,931 0,894 обл 6
Потребитель 19 0,539 0,68 0,868 0,901 обл 6
Потребитель 12 0,586 0,781 0,976 0,927 обл 6

Можно сделать вывод:

- если α>0,7854 (45◦), то потребитель отдает предпочтение второму товару (в данном примере «М»);

- если α<0,7854 (45◦), то потребитель отдает предпочтение первому товару (в данном примере «К»).

Для того чтобы увидеть возможное предпочтение 1-го продукта 2-му продукту, необходимо разбить I квадрант декартовой плоскости координат на 10 областей по 9 градусов. Тогда половина этого квадранта задает предпочтение для продукта 1, а вторая для продукта 2. Таким образом, если выполнить сортировку значения потребления по значению угла α, то естественным образом выделяются области (сегменты) для потребителей продуктов «К» и «М».

Увеличение количества потребителей области 1 говорит об отказе от продукта «М». Увеличение количества потребителей области 10 говорит об отказе от продукта «К».

Задание.

Исходные данные по вариантам представлены в табл. 2.9 и 2.10.

Таблица 2.9

Распределение продуктов по вариантам

Номер варианта 1-й продукт 2-й продукт
А В
В Ж
Ж Е
Е В
Б А
Г Ж
Д В
Ж Д
Б В
Е Г

Таблица 2.10

Объемы потребления продуктов в базовом периоде

  А Б В Г Д Е Ж
 
Потр.1 Заполняется произвольно
Потр.2
Потр.3
Потр.4
Потр.5
Потр.6
Потр.7
Потр.8
Потр.9
Потр.10
Потр.11
Потр.12
Потр.13
Потр.14
Потр.15
Потр.16
Потр.17
Потр.18
Потр.19
Потр.20
Потр.21
Потр.22
                 
Цена базового периода, Pб Заполняется произвольно    
Цена текущего периода, Pт Заполняется произвольно    
                     

Необходимо провести сегментацию потребителей продуктов по признаку “темп роста потребления продукта” и сегментацию потребителей по степени предпочтения потребления одного продукта другому.

2. Укажите по результатам исследования:

а) возможные решения фирмы, работающей на рынке с выделенными сегментами (сегментирование по темпу роста потребления)?

б) возможные решения фирмы, работающей на рынке с выделенными сегментами (сегментирование по степени предпочтения одного продукта другому)?

2.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЕМКОСТИ РЫНКА

Наши рекомендации