Сегментация потребителей по степени предпочтения потребления одного продукта другому.
Выполним сегментацию для двух продуктов, которые условно обозначим «К» и «М», также как и в предыдущем примере, рассчитаем и рассмотрим параметры Qб , Qт, Pб, Pт, TRб, TRт и β.
Также рассчитаем модуль – меру близости анализируемых продуктов в кластерном анализе:
(2.2)
и предпочтение одного продукта другому методом расчета угла α в радианах модуля R в декартовой системе координат по формуле 2.3 (см. рис. 2.2):
(2.3)
Рис. 2.2. Мера близости продуктов для потребителя 1
Мера близости R отражает степень сходства между продуктами по темпам роста потребления: чем меньше расстояние R, тем меньше они отличаются друг от друга.
Результаты расчетов сведем в таблицу и отсортируем по параметру α (см. табл.2.8).
Таблица 2.8
Расчет степени предпочтения потребления одного продукта другому и определение рыночных сегментов
Продукт «К», β | Продукт «М», β | R | угол α | ||
Потребитель 10 | 1,225 | 0,615 | 1,371 | 0,465 | обл 3 |
Потребитель 1 | 1,096 | 0,579 | 1,240 | 0,486 | обл 4 |
Потребитель 7 | 1,181 | 0,657 | 1,351 | 0,508 | обл 4 |
Потребитель 14 | 1,232 | 0,729 | 1,432 | 0,534 | обл 4 |
Потребитель 15 | 1,257 | 0,761 | 1,469 | 0,544 | обл 4 |
Потребитель 18 | 1,14 | 0,811 | 1,399 | 0,618 | обл 4 |
Потребитель 22 | 1,032 | 0,751 | 1,276 | 0,629 | обл 5 |
Потребитель 4 | 0,983 | 0,784 | 1,257 | 0,673 | обл 5 |
Потребитель 2 | 0,842 | 0,678 | 1,081 | 0,678 | обл 5 |
Потребитель 17 | 0,823 | 0,664 | 1,057 | 0,679 | обл 5 |
Потребитель 21 | 0,719 | 0,629 | 0,955 | 0,719 | обл 5 |
Потребитель 5 | 0,88 | 0,772 | 1,171 | 0,720 | обл 5 |
Потребитель 3 | 0,788 | 0,696 | 1,051 | 0,723 | обл 5 |
Потребитель 16 | 0,722 | 0,669 | 0,984 | 0,747 | обл 5 |
Потребитель 8 | 0,568 | 0,534 | 0,780 | 0,755 | обл 5 |
Потребитель 11 | 0,688 | 0,675 | 0,964 | 0,776 | обл 5 |
Потребитель 20 | 0,665 | 0,674 | 0,947 | 0,792 | обл 6 |
Потребитель 13 | 0,55 | 0,572 | 0,794 | 0,805 | обл 6 |
Потребитель 6 | 0,607 | 0,669 | 0,903 | 0,834 | обл 6 |
Потребитель 9 | 0,583 | 0,726 | 0,931 | 0,894 | обл 6 |
Потребитель 19 | 0,539 | 0,68 | 0,868 | 0,901 | обл 6 |
Потребитель 12 | 0,586 | 0,781 | 0,976 | 0,927 | обл 6 |
Можно сделать вывод:
- если α>0,7854 (45◦), то потребитель отдает предпочтение второму товару (в данном примере «М»);
- если α<0,7854 (45◦), то потребитель отдает предпочтение первому товару (в данном примере «К»).
Для того чтобы увидеть возможное предпочтение 1-го продукта 2-му продукту, необходимо разбить I квадрант декартовой плоскости координат на 10 областей по 9 градусов. Тогда половина этого квадранта задает предпочтение для продукта 1, а вторая для продукта 2. Таким образом, если выполнить сортировку значения потребления по значению угла α, то естественным образом выделяются области (сегменты) для потребителей продуктов «К» и «М».
Увеличение количества потребителей области 1 говорит об отказе от продукта «М». Увеличение количества потребителей области 10 говорит об отказе от продукта «К».
Задание.
Исходные данные по вариантам представлены в табл. 2.9 и 2.10.
Таблица 2.9
Распределение продуктов по вариантам
Номер варианта | 1-й продукт | 2-й продукт |
А | В | |
В | Ж | |
Ж | Е | |
Е | В | |
Б | А | |
Г | Ж | |
Д | В | |
Ж | Д | |
Б | В | |
Е | Г |
Таблица 2.10
Объемы потребления продуктов в базовом периоде
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | ||||
Qб | Qт | Qб | Qб | Qб | Qб | Qб | Qб | |||
Потр.1 | Заполняется произвольно | |||||||||
Потр.2 | ||||||||||
Потр.3 | ||||||||||
Потр.4 | ||||||||||
Потр.5 | ||||||||||
Потр.6 | ||||||||||
Потр.7 | ||||||||||
Потр.8 | ||||||||||
Потр.9 | ||||||||||
Потр.10 | ||||||||||
Потр.11 | ||||||||||
Потр.12 | ||||||||||
Потр.13 | ||||||||||
Потр.14 | ||||||||||
Потр.15 | ||||||||||
Потр.16 | ||||||||||
Потр.17 | ||||||||||
Потр.18 | ||||||||||
Потр.19 | ||||||||||
Потр.20 | ||||||||||
Потр.21 | ||||||||||
Потр.22 | ||||||||||
Цена базового периода, Pб | Заполняется произвольно | |||||||||
Цена текущего периода, Pт | Заполняется произвольно | |||||||||
Необходимо провести сегментацию потребителей продуктов по признаку “темп роста потребления продукта” и сегментацию потребителей по степени предпочтения потребления одного продукта другому.
2. Укажите по результатам исследования:
а) возможные решения фирмы, работающей на рынке с выделенными сегментами (сегментирование по темпу роста потребления)?
б) возможные решения фирмы, работающей на рынке с выделенными сегментами (сегментирование по степени предпочтения одного продукта другому)?
2.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЕМКОСТИ РЫНКА